92522

Развитие школы и педагогики в СССР. Педагогические взгляды Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого

Доклад

Педагогика и дидактика

Дисциплина в понимании Макаренко не только дисциплина торможения но и активности. Он считал что наказания должны соответствовать проступку иметь индивидуальный характер не быть частыми пробуждать сознание справедливости и вины Чем больше уважения к человеку тем больше требований к нему – вот девиз педагога Макаренко.

Русский

2015-08-03

24.66 KB

1 чел.

Развитие школы и педагогики в СССР. Педагогические взгляды Н.К.Крупской, А.С.Макаренко,С.Т.Шацкого.

Принятые после октября 1917г. государственные акты в области народного образования - "Положение о единой трудовой школе РСФСР" (сентябрь 1918г.), "Основные принципы единой трудовой школы РСФСР (октябрь 1918г.) и ряд правительственных декретов - утвердили демократический принцип единой школы, бесплатной, доступной всему молодому поколению независимо от социального, имущественного положения и национальности. Школа была провозглашена светской, независимой от церкви; родной язык каждого народа должен был стать основой образования во всех типах общеобразовательной школы. Вводилось совместное обучение лиц обоего пола, устанавливалось равенство мужчин и женщин в сфере образования, как и во всех других областях общественной жизни.

Методами преподавания стали исследовательские, опытно-экспериментальные. В эти годы была попытка предоставить педагогам на местах свободу творчества, инициативы, вводились примерные необязательные программы. Здесь появились комплексные программы, которые были интересны и отвечали достижениям современной педагогической мысли. Но они разрушали традиционную систему учебных предметов, знаний, навыков, что в конечном счете снизило качество общеобразовательной подготовки учащихся. Доминирование в начале 30-х годов метода проектных заданий разрушало классно-урочную систему. Школа растворялась в социальной среде.

Партийно-правительственные постановления 1931-1936гг. привели к стабилизации, когда за исключением содержания образования была воспроизведена прежняя "школа учебы", естественно, с некоторыми деформациями и модернизациями. Вновь был установлен примат знаний над средствами их овладения, трудовое обучение было полностью выведено из учебных планов, школа оказалась изолированной от внешней среды, устанавливались строгие нормы и правила, регламентирующие всю школьную жизнь.

10 ноября 1917г. А.В.Луначарский назначен Народным комиссаром просвещения. 11 ноября 1917г. - Обращение А.В.Луначарского к гражданам России. "Расходы на народное просвещение должны стоять высоко: щедрый бюджет просвещения - гордость и слава для каждого народа". 21 января 1918г. Декрет об отделении школы от церкви. 31 мая 1918г. Постановление народного комиссариата просвещения "О введении обязательного совместного обучения. 10 июля 1918г. 1-я Конституция РСФСР, принята V съездом Советов. Статья 17. В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знаниям РСФСР ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. 16 ноября 1918г. Положение о единой трудовой школе. Декрет ВЦИК. Принципы трудовой школы: 1. Бесплатность обучения. 2. Совместность обучения. 3. Всеобщность обучения. 4. Светскость обучения.

Структура школы

Детский сад -от 6 до 8 лет

Школа I ступени - 5 лет: от 8 до 13 лет

Школа II ступени - 4 года: от 13 до 17 лет

Педагогические взгляды Н.К.Крупской (1869–1939гг.)

Цель школы – воспитание у детей коммунистического мировоззрения и морали, большевистской целеустремленности, высоких волевых качеств, любви к Родине; воспитание коллективиста, интернационалиста, атеиста. Задача – борьба за знания, общественная работа, самоуправление.

О воспитании коллектива

О политехнизме и трудовом воспитании

Коллектив – это «группа, сплоченная переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой.

 

 

 

 

 

 

 

1. Идейно-политическая направленность преподавания. 2. Организация жизни детей, режим. 3. Товарищеская взаимопомощь. 4. Совместные переживания. 5. Формирование общественного мнения. 6. Добровольные объединения по интересам.

 

 

– живая и неживая природа; – энергетика; – географические основы экономических отношений; – способы обработки металлов; – общетрудовые умения и навыки.

 

 

– осмысление трудовых процессов; – применение в трудовой деятельности приобретенных в процессе трудового обучения знаний, умений и навыков; – развитие конструктивных способностей детей; – творческий труд; – развитие интереса школьников к различным видам труда; – оплата труда учеников.

Педагогические Идеи Шацкого С.Т.

Создал Первую опытную станцию по народному образованию, которая решала задачи как теоретического, так и практического плана: организацию учебно-воспитательного процесса в школе, трудового воспитания детей и организации их досуга.

С.Т.Шацкий предметом своих исследований сделал влияние условий среды на социализацию ребенка. В числе важных педагогических проблем выделял вопросы самоуправления школьников, воспитания как организации жизнедеятельности детей, в том числе проблемы лидерства в детском сообществе. Школа – центр воспитания молодежи

Педагогическое новаторство А.С.Макаренко

А.С.Макаренко о воспитании личности в коллективе, о воспитании в труде. Проблемы семейного воспитания в работах А.С.Макаренко. Вопросы формирования характера, воспитания сознательной дисциплины, педагогического мастерства в трудах А.С.Макаренко.

Педагогическая деятельность А.С.Макаренко (1888–1939гг.) в колониях для малолетних правонарушителей началась еще в 20-е годы – в колонии им. А.М.Горького и в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского. Опубликованная в 1933г. «Педагогическая поэма» А.С.Макаренко вызвала в стране огромный интерес. Это литературное произведение оценивалось в те годы как манифест нового воспитания, в центре которого находится коллектив, создающий благоприятные условия для развития личности. Сама идея воспитания в коллективе и с помощью коллектива для формирования человека была доминирующей в советской педагогике с начала 20-х и до 80–х гг. ХХв. (См. табл. 46).

В своих литературно-педагогических произведениях А.С.Макаренко много внимания уделял методике организации воспитательного процесса; подчеркивал значение самоуправления воспитанников как решающего фактора воспитательного воздействия на детей; указывал на роль традиций, обычаев, стиля и тона отношений, складывающихся в данном коллективе.

А.С.Макаренко видел задачу школы в том, чтобы из своих стен она выпускала энергичных и целеустремленных людей, оценивающих любой свой поступок прежде всего с точки зрения интересов общества (См. табл. 47).

Считал необходимым воспитывать у коммунаров чувство долга, чести, волю, характер, активную дисциплину борьбы и преодоления. Дисциплина в понимании Макаренко не только дисциплина торможения, но и активности. Дисциплину А.С.Макаренко называет лицом коллектива, его голосом, красотой, подвижностью, мимикой, убежденностью, самочувствием гражданина и результатом воспитания.

А.С.Макаренко считал, что одним из средств воспитания является раннее включение учащихся в производительный труд, который приносит пользу коллективу, обществу, самой личности. Но в использовании труда как средства воспитания нельзя допускать узкой специализации, т.к. «труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не приносит воспитательной пользы» не «труд – работа», а «труд – забота» (См. табл. 48).

А.С.Макаренко в своих работах поднимал и проблему наказаний. Он считал, что наказания должны соответствовать проступку, иметь индивидуальный характер, не быть частыми, пробуждать сознание справедливости и вины «Чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему», – вот девиз педагога Макаренко.

Большое внимание Макаренко уделял вопросам семейного воспитания. Секрет семейного воспитания он видел в честном выполнении родителями их долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношения между собой – все это влияет на детей, формирует их личность.

Главное условие эффективности семейного воспитания: полная, крепкая, дружная семья, коллектив, где царят любовь и взаимное уважение, четкий режим и трудовая деятельность всех. Выделяет несколько видов ложных родительских авторитетов.

Его оригинальные теории и практика, своей неоднозначностью вызывающие и сейчас острые дискуссии и споры, получили широкое признание не только у нас в стране, но и за рубежом.

Педагогическая деятельность А.С.Макаренко (1888–1939гг.)

Цель воспитания: формировать преданных патриотов, образованных людей, квалифицированных работников, стойких, свободных, жизнерадостных, имеющих организационные навыки. Задача воспитания: подготовка энергичных и целеустремленных людей, оценивающих любой свой поступок прежде всего с точки зрения интересов общества.

Жизненный путь

Труды

Родился 1 марта 1888г. Окончил городское училище и одногодичные педагогические курсы в 1905 году. 1905–1911гг. – учитель Крюковского железнодорожного училища. 1911–1914гг. – учитель Долинского 2х-классного училища. 1914–1917гг. – учеба в Полтавском учительском институте. Окончил с золотой медалью. 1917–1920гг. – инспектор, затем заведующий начального городского училища в г.Полтаве. 1920–1928гг. – организатор и руководитель колонии им.А.М.Горького. 1928–1935гг. – руководитель трудовой коммуны им.Ф.Э.Дзержинского. 1935–1937гг. – помощник начальника отдела трудовых колоний Украины. 1937–1939гг. – литературно-педаго- гическая деятельность.

Скончался 1 апреля 1939г.

В 1950–1952гг. вышли сочинения А.С.Макаренко в семи томах. Издательство Академии педагогических наук. В 1957г. – второе издание сочинений А.С.Макаренко. Т.1. – «Педагогическая поэма». Т.2. – «Марш 1930 года», «ФД – 1», «Мажор». Т.3. – «Флаги на башнях». Т.4. – «Книга для родителей», «Лекции о воспитании детей». Т.5. – статьи, стенограммы выступлений, докладов и лекций А.С.Макаренко по общим вопросам педагогики и воспитания в советской школе, детских домах и колониях. Т.6. – повесть «Честь», литературные сценарии «Настоящий характер» и «Командировка». Т.7. – публицистические статьи и заметки, рассказы и очерки, высказывания о творческом труде писателей, статьи, посвященные А.М.Горькому, и переписка с ним.

Таблица 47

Педагогическое учение А.С.Макаренко

«Моим основным принципом всегда было: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему».

О воспитании личности в коллективе

– Воспитание в коллективе и через коллектив. – Система перспективных линий. Закон движения. Борьба коллектива за достижение поставленной цели. – «Длительность» детского коллектива. – Самоуправление в коллективе. – Традиции. – Педагогика параллельного действия. – Мажор.

 

1. Требовательность к каждому воспитаннику. Коллектив – объект воспитания. 2. Переход на сторону воспитателя части воспитанников, создание ядра. (Объектно-субъектные отношения). 3. Коллектив уже объединен общей целью в общем труде и переходит на уровень самоуправления. Коллектив – субъект воспитания.

Законы жизнедеятельности коллектива

Стадии организации коллектива

Коллектив является воспитателем личности

«Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».

Таблица 48

 

А.С.Макаренко о трудовом воспитании

 

«Правильное советское воспитание невозможно себе представить, как воспитание нетрудовое…»

Условия формирования личности в процессе трудовой деятельности

 

1. Связь труда с изучением основ наук и воспитанием. 2. Общественно полезный характер труда. 3. Коллективный характер труда. 4. Разнообразие видов труда. 5. Проявление инициативы и творчества в труде. 6. Социалистическое соревнование в труде. 7. Трудовое воспитание в семье как подготовка к трудовому воспитанию в школе. 8. Труд вне образования, этического и политического просвещения – нейтральный процесс. 9. Участие воспитанников в планировании и организации производства. 10.Влияние производительного труда на выбор профессии.

«Трудолюбие и способность к труду не даны человеку от природы, а воспитываются в нем». «Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не приносит воспитательной пользы».

А.С.Макаренко считает, что педагогике необходимо создать метод, который «даст возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность». В воспитании необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51354. КОРРЕКЦИЯ ЗАМКНУТОЙ САУ 200.72 KB
  Определение характеристик разомкнутой системы 1. Собрать схему исследования разомкнутой системы автоматического регулирования. Сделать вывод об устойчивости или неустойчивости замкнутой системы построенной на основе такой разомкнутой системы. По величине запаса фазы определить тип переходной характеристики замкнутой системы полученной на основе анализируемой разомкнутой системы колебательная апериодическая близкая к апериодической с небольшим перерегулированием.
51357. Анализ информационных систем на CMS, обладающих редакцией для корпоративных порталов и удовлетворяющих требованиям сотрудников компаний для работы в коллективе 582.04 KB
  Из всего выше сказанного можно заключить что аудиторией информационной системы будут сотрудники компании занимающейся веб разработкой и внедрившей корпоративный портал.2 Обзор систем аналогов Среди аналогов проектируемой системы в России можно выделить три крупных компаний разрабатывающих CMS которые имеют редакции корпоративный портал и отвечающие требованиям работников компании. Из многочисленных достоинств системы можно выделить: наличие огромного количества модулей которые могут удовлетворить желания большого количества фирм;...
51358. Расчет системы безопасности ООО НПО «Магистраль-Инжиниринг» 101.5 KB
  Источник угрозы безопасности информации – субъект доступа, материальный объект или физическое явление, являющиеся причиной возникновения угрозы безопасности информации.
51359. Синдромное декодирование 46.8 KB
  На основе кода с проверкой на четность можно построить высокоскоростной код позволяющий исправлять однократные ошибки где проверки на четность располагаются оптимальным образом – код Хэмминга. Так уравнения для формирования проверочных символов могут быть представлены в виде порождающей матрицы G а для проверок на четность в виде проверочной матрицы кода H. Ход работы В ходе данной лабораторной работы было реализовано консольное приложение которое выполняет следующие функции: 1строит порождающую и проверочную матрицы для кода...
51360. Анализ показателей кадровой работы ТЧЭ-2 485 KB
  Данная работа представляет собой отчет по производственной практике на предприятии Эксплуатационное локомотивное депо Красноярск-Главный (далее ТЧЭ-2). Общая характеристика предприятия.3 Организационная структура предприятия. Социальный паспорт предприятия. Анализ показателей работы предприятия.
51361. Красноярский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания 61.42 KB
  Сокращенное наименование Подразделения: Красноярский ТЦФТО ОАО РЖД. Подразделение для организации и осуществления своей деятельности открывает расчетный счет ОАО РЖД в банках и иных кредитных организациях в порядке установленном законодательством Российской Федерации внутренними документами ОАО РЖД Филиала. Подразделение имеет круглую печать содержащую его сокращенное наименование указание на его место нахождения а также полное фирменное наименование ОАО РЖД. Подразделение может иметь штампы и бланки со своим наименованием...
51362. Визуализация графика математической функции 1.04 MB
  Получение значения объекта step сохранение его в переменную s; получение значения объекта xmin с последующим преобразованием в формат flot и сохранением в переменную x0; получение значения объекта xmx с последующим преобразованием в формат flot и сохранением в переменную x1; получение значения объекта osx сохранение его в переменную sx; получение значения объекта osy сохранение его в переменную sy; получение значения объекта oscle сохранение его в переменную sc; создание сигнала chnge c передачей параметров...