92526

Образовательные реформы и контрреформы в России 19 века (уставы, система образования, типы школ)

Доклад

Педагогика и дидактика

Реформами в сфере образования создавалась преемственность между начальным средним и высшим образованием отрывался1ё доступ в гимназии и вузы всем сословиям при условии оплаты обучения и допускалась частная инициатива в открытии начальных и средних школ.

Русский

2015-08-03

16.34 KB

3 чел.

Образовательные реформы и контрреформы в России 19 века(уставы, система образования, типы школ).

Реформами в сфере образования создавалась преемственность между начальным, средним и высшим образованием, отрывался1ё доступ в гимназии и вузы всем сословиям при условии оплаты обучения и допускалась частная инициатива в открытии начальных и средних школ. Последнее обусловило многообразие форм учебных заведений. Так, начальная школа оказалась представлена широким спектром учреждений от церковно-приходских до земских, считавшихся лучшими в пореформенной России. Средние учебные заведения по уставу 1864 г. - гимназии общие (с преподаванием одного латинского языка), классические (с двумя древними языками) и реальные (без изучения древних языков). Последние в начале 1870-х гг. были преобразованы в реальные училища, выпускники которых могли поступать только в технические вузы. Доступ в университеты открывался лишь выпускникам классических гимназий. Университетский устав 1863 г. восстановил автономию университетов, существовавшую в начале XIX в., в организации учебного процесса, в распределении бюджета, в выборах ректора и деканов, в присуждении ученых степеней и т.п. Власть попечителя ограничивалась общим контролем.

В общем ряду реформ 60-80-х годов существенное место занимали школьные и университетские реформы, а также реформа цензуры. Развитие капитализма требовало отмены сословных ограничений для разночинной интеллигенции, наиболее зажиточной части крестьян и квалифицированных рабочих. Развивавшаяся промышленность нуждалась в массовой квалифицированной рабочей силе, что требовало решительного расширения начального образования. Все это и обусловило реформы системы просвещения. В 1863 г. был утвержден новый университетский устав, который ввел автономию университетов. Ректоры стали избираться Советами университетов, а деканы - Советами факультетов. Советы избирали на должности (по конкурсу) профессоров и преподавателей. Однако министру народного просвещения принадлежало право утверждения в должности избранных Советами лиц, а попечитель учебного округа осуществлял контроль за деятельностью университетов и имел право отменять решения их Советов. В 1869 г. были открыты высшие женские курсы университетского типа в Петербурге (высшие Бестужевские курсы), а затем в Москве, Киеве и Казани. Начали работать врачебные женские курсы.

В 1864 г. был утвержден новый устав гимназий и прогимназий (дававших неполное среднее образование), вводивший в средней школе всесословный принцип обучения, открыты были и женские гимназии. В том же 1864 г. утверждено "Положение о начальных народных учили­щах". Народные училища открывались как Министерством про­щения, так и земствами и частными лицами. Однако под контролем государственных чиновников, для чего в каждой губернии утверждались должности директора и инспекторов народных училищ. Программы обучения утверждались министерством и контролировались уездными и губернскими училищными советами. Либерализация идеологического контроля в системе образования была дополнена некоторой либерализацией цензуры. Новые сменные правила о цензуре, принятые 6 апреля 1865 г., от­няли предварительную цензуру на книги объемом более 10 печатных листов, хотя для массовой литературы (книг, брошюр менее 10 листов) предварительная цензура сохранялась. Периодическая печать (газеты, журналы) с разрешения министра внутренних дел освобождалась от предварительной цензуры, но за опубликование чего-либо преступного с точки зрения правительства авторы и издатели могли быть привлечены к судебной ответственности, а при обнаружении “вредного направления” подлежали административной ответственности (предостережению, штрафу).

Половинчатый характер цензурной реформы усугублялся тем, что цензура с 1863 г. была передана из Министерства народного просвещения в Министерство внутренних дел, в составе которого было создано Главное управление по делам печати.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29165. Ответственность за неисполнение денежного обязательства 26 KB
  Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора а если кредитором является юридическое лицо в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору если...
29166. Общая характеристика оснований прекращения обязательств 24 KB
  Обязательство прекращается полностью или частично по основаниям: Надлежащее исполнение кредитор принимая исполнение обязан по требованию должника выдать ему расписку в получении исполнения полностью или в соответствующей части акт выполненных работ. Отступное по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного уплатой денег передачей имущества. Зачет Обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования срок которого наступил либо срок...
29168. Судебная баллистика 52.5 KB
  Судебная баллистика – это отрасль криминалистической техники, изучающая огнестрельное оружие и боеприпасы, следы их применения, а также разрабатывающая приёмы и методы обнаружения, собирания и исследования этих объектов с целью решения вопросов установления истины по делу, решения вопросов и задач расследования
29169. Криминалистическое значение следов крови 54 KB
  Прочие следы включают в себя: следы отображения (следы зубов, ногтей, кожного покрова тела человека) следы вещества (это биологические следы: кровь, слюна, сперма, а также следы других выделений человеческого организма)
29170. Почерковедческая экспертиза 62 KB
  Следовательно объектами почерковедческой экспертизы являются рукописные документы фрагменты рукописных текстов краткие записи буквенные и цифровые подписи. Одним или разными лицами выполнены тексты подписи в различных документах либо отдельной части текста в одном документе например подписи от имени гна Иванова в накладной и расходном ордере или рукописный текст и подпись от имени гна Иванова Диагностические задачи связаны с решением вопросов: 1. Свободные образцы рукописи и подписи выполненные до начала производства по...
29172. Установление дистанции выстрела 56 KB
  Принято выделять 3 основных дистанции выстрела: 1 выстрел в упор Выстрел в упор происходит тогда когда дульный срез оружия касается преграды при производстве выстрела. В этом случае: может наблюдаться отпечаток дульного среза оружия штанцмарка на преграде теле человека дополнительные следы выстрела находятся внутри раневого канала. 2 выстрел с близкого расстояния В этом случае дополнительные факторы следы выстрела находятся вокруг входного отверстия.
29173. Криминалистическая регистрация 58.5 KB
  Виды учетов соответствующие им формы информационных карт а также порядок систематизации информации об объектах учета в рамках одного вида учета определяется МВД России. Криминалистическая регистрация насчитывает множество различных видов учетов. Оперативносправочные учеты чаще всего характерно наличие причинноследственной связи между объектом учета и событием преступлением. К оперативносправочным учетам относят учет: лиц подвергшихся аресту; лиц осужденных за совершение преступлений; лиц находящихся в розыске; лиц совершивших...