92527

Общественно-педагогическое движение 60-х гг XIX в ( Н.И.Пирогов. ст. «Вопросы жизни»)

Доклад

Педагогика и дидактика

Прогрессивные русские педагоги выступали с убедительной критикой крепостнического воспитания, они требовали создания массовой народной школы и внесли большой вклад в разработку теории начального образования. Русские педагоги выступали против механического заимствования зарубежных педагогических систем и теорий.

Русский

2015-08-03

17.46 KB

0 чел.

Общественно-педагогическое движение 60-х гг XIX в( Н.И.Пирогов. ст. «Вопросы жизни»)

60-е годы XIX в. в России распространились материалистические идеи, наблюдалось дальнейшее развитие науки, искусства, литературы. Демократическое движение 60-х годовXIX в.вызвало могучий подъем прогрессивной демократической педагогической мысли. Возникло широкое общественно-педагогическое движение, не имевшее себе равного в мире по размаху и идейному содержанию. Вопросы воспитания стали “вопросами жизни”, вокруг них разгоралась острая классовая борьба и страстные споры.

В. И. Ленин в статье “Крестьянская реформа”, характеризуя пореформенную эпоху, писал: “Росли силы либерально-монархической буржуазии, проповедовавшей удовлетворение “культурной работой и чуравшейся революционного подполья. Росли силы демократии и социализма... . Это определяло и основные направления в развитии русской педагогической мысли второй половины XIX в.

В эти годы развернули свою творческую деятельность крупнейшие классики русской педагогики (и прежде всего великий педагог-демократ К. Д. Ушинский), обеспечившие русскому народу почетное место в истории развития мировой педагогики и приоритет в решении многих принципиальных вопросов педагогической теории и практики.

Прогрессивные русские педагоги выступали с убедительной критикой крепостнического воспитания, они требовали создания массовой народной школы и внесли большой вклад в разработку теории начального образования. Русские педагоги выступали против механического заимствования зарубежных педагогических систем и теорий.

Активным участником общественно-педагогического движения был выдающийся хирург Н. И. Пирогов, придерживавшийся в своих взглядах либерально-буржуазного направления. Пирогов и другие представители этого направления сделали очень много для развития русской педагогики, для распространения образования среди народа, однако в их педагогических высказываниях чувствовалась классовая ограниченность; например, они считали возможным преобразовать воспитание без революционного преобразования России, отрывали воспитание от общественных отношений.

Руководящую роль в революционно-демократическом движении 60-х году XIX в., а также в разработке принципиальных теоретических вопросов русской педагогики играли великие революционные демократы Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Они продолжали и развивали борьбу, начатую А. Н. Paдищевым, А. И. Герценом и В. Г. Белинским, вскрывали связь воспитания и образования с освободительной борьбой народа, с преобразованием общественных отношений. Исторической заслугой революционных демократов было то, что они, положительно оценивая многие педагогические идеи и требования прогрессивных педагогов, резко выступали против компромиссов в решении вопросов воспитания, стояли на материалистических позициях и не возлагали утопических надежд на способность царского правительства осуществить демократические реформы в области народного образования.

Общественно-педагогическое движение 60-х годов усилило интерес и к воспитанию детей дошкольного возраста. Возникла первая общественно-педагогическая организация — С. -Петербургское педагогическое собрание и в ней временная Комиссия детских садов (1867—1869). Стало издаваться несколько педагогических журналов, в том числе журнал “Детский сад (1866—1876)., пропагандировавший идею распространения детских садов в России и освещавший теоретические вопросы дошкольного воспитания детей, появились деятели по дошкольному воспитанию.

 Н.И.Пирогов. ст. «Вопросы жизни»

Рост общественно-педагогического движения не мог не отразиться на развитии отечественной педагогической мысли. Вопросы воспитания волновали прогрессивных людей России. Так, в 1856 году была опубликована статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», получившая огромный общественный резонанс, так как автор выступил с призывом воспитывать истинного человека, готового честно выполнять свой гражданский долг. Н.И. Пирогов утверждал новый подход к воспитательной практике: воспитывать и обучать сообразно с нравом, темпераментом и способностями ребенка, уважать его личность: исправлять такие дефекты личности, как «двойственность души и лицемерие», притворство, распущенность, цинизм, своеволие, неповиновение, слабость воли; развивать индивидуальность. Ученый подчеркивал, что без учета индивидуальных различий человека нельзя достичь действенного влияния на формирование нравственного мира личности, развить лучшие человеческие черты, выработать высокие нравственные идеалы. И, как подчеркивает А.А. Фролов, ученый «решение проблем образования поставил в прямую связь с назревшими потребностями и противоречиями российской действительности, обнажил разлад между школой и жизнью, положив, тем самым, начало общественно-педагогическому движению, широко развернувшемуся в России 60-х годов».

Нельзя не согласиться с мнением Н.И. Пирогова о том, что нравственное воспитание личности не может быть завершенным, если у человека не выработалось сознательное стремление к самосовершенствованию, желание найти свой нравственный идеал, в достижении которого должны соединиться усилия самого человека и система человеческого воспитания.

Педагогические идеи Н.И. Пирогова поддержали как его современники: Н.Х. Вессель, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский, так «и в наши дни педагогические идеи Н.И. Пирогова продолжают пробуждать внутренние стремления человека к гармоническому совершенствованию, мобилизуя его волю и характер на борьбу за высокие нравственные идеалы», - отмечает А.А. Никольская.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73260. Особенности религиозного и религиоведческого образования в государственных образовательных учреждениях РФ 80.52 KB
  Причины введения курса основы религиозных культур и светской этики в современных школах. Цели и задачи курса. Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Реализация этих целей – в культурологических религиоведческих курсах.
73262. Высокоскоростной наземный транспорт 31.62 KB
  Движение таких поездов как правило осуществляется по специально выделенным железнодорожным путям высокоскоростной магистрали ВСМ либо на магнитном подвесе Маглев. Благодаря быстроте обслуживания и высокой скорости движения они составляют серьёзную конкуренцию другим видам транспорта сохраняя при этом такое свойство всех поездов как низкая себестоимость перевозок при большом объёме пассажиропотока. Впервые регулярное движение высокоскоростных поездов началось в 1964 году в Японии по проекту Синкансэн.
73263. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 916.5 KB
  Дисциплина Экономика предприятия входит в блок общепрофессиональных экономических дисциплин. Методические рекомендации разработаны на основе программы Экономика предприятия призвана помочь студенту более глубоко изучить теоретические и практические вопросы связанные с экономической сферой деятельности предприятия законодательноправовые и нормативные документы в данной области выработать...
73264. РЕКОНСТРУКЦИЯ РАЙОНА ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ 49.75 MB
  Цель и задачи курсового проекта Цель курсового проекта разработка проекта реконструкции района жилой застройки. В содержание работы по курсовому проектированию входит решение следующих задач: проведение общего обследования жилой застройки: Сбор исходной информации о жилой застройке посредством проведения натурных изысканий; Построение картограммы жилищного фонда; Разработка возможных реконструктивных мероприятий; Построение картограммы возможных реконструктивных мероприятий...
73266. Технология организации технического обслуживания и ремонта устройств автоматики и телемеханики на железной дороге 286 KB
  Основной задачей работников дистанции сигнализации и связи является обеспечение эксплуатационной надёжности устройств автоматики телемеханики и связи при безусловном соблюдении всех требований безопасности движения поездов. Это рекомендуется: Инструкцией по техническому обслуживанию устройств СЦБ ЦШ – 720. Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту...