92529

Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого

Доклад

Педагогика и дидактика

В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительское общество. Возвратившись весной 1861 года изза границы Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию. Также острой критике Толстой подверг и современную ему школу в которой учат тому что не нужно народу. В 1869 году Толстой вновь с увлечением занимается педагогикой.

Русский

2015-08-03

19.22 KB

0 чел.

Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого

Теория «свободного воспитания». Развитие детской активности и творчества. Яснополянская школа. Дидактические взгляды Толстого. «Азбука» Л.Н.Толстого и книги для чтения.

Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого.

Работу подготовила Законщикова О.С., экономический факультет заочное отделение II курс

Европейский институт экспертов

Санкт-Петербург 1999г.

Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого началась в 1849 г., когда он учил грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. Более активную педагогическую деятельность он стал вести с 1859 года, продолжал ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ . << Нам нужно Марфутку и Тараску выучить хотя немножко тому, что мы сами знаем. >>

В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительское общество. Его задача -- открытие школ для крестьян , подбор учителей для них , составление курса преподавания и помощь учителям в их работе .

Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию. Также острой критике Толстой подверг и современную ему школу , в которой учат тому что не нужно народу.

Яснополянская школа, открытая в 1959 году была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л.Н.Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование , работа школы , которую Л.Н.Толстой освещал в своем педагогическом журнале <<Ясная Поляна>> , вызвала живой отклик в России и за рубежом , и была примером для подражания .

Летом 1862 года в отсутствии Толстого, в школе был произведен обыск. Это событие задело и оскорбило писателя . В знак протеста он прекратил свою интересную педагогическую деятельность .

В 1869 году Толстой, вновь с увлечением занимается педагогикой. В 1872 году , была издана составленная Толстым <<Азбука>> , в 1875 году , вышли в свет переработанная <<Новая азбука>> и четыре <<Книги для чтения>> . В то же время он составляет учебник арифметики и занимается методикой первоначального обучения и другими вопросами средних школ .

В своей статье 1874 года, <<О народном образовании>> он резко критиковал земства за то, что они сдерживали активность крестьян, которые стремятся сами создавать сельские школы, предпочитая их тем, которые открывают земства на средства крестьян.

В 70-х годах, Толстой снова стал учить детей в Яснополянской школе, разработал проект крестьянской учительской семинарии. В 1876 году , он получил разрешение открыть семинарию , но не встретив поддержку со стороны земства не смог осуществить свой проект .

Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам.

Толстой в этот период в основу своей педагогической деятельности ставил свою <<толстовскую религию >> -- признание, что человек носит бога в << самом себе >>, всеобщую любовь к людям, всепрощение, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает , что детей не только можно но и нужно воспитывать , и воспитывать именно в духе проповедуемого им <<очищенного христианства>>. Эти взгляды он высказывает в ряде писем и статей и в 1907-1908 годах ведет занятия с крестьянскими детьми в духе своего религиозно-нравственного учения.

Теория «свободного воспитания». Развитие детской активности и творчества. Яснополянская школа.

Дав острую критику современной школы, Толстой противопоставил ей свою систему воспитания которую, стремился построить на уважении к личности ребенка, на развитии активности и творчества детей.

В своих педагогических исканиях в начале 60-х годов Толстой признавал, что воспитание является насилием над личностью ребенка и потому недопустимо, считал, что надо ограничится лишь образованием, то есть передачей взрослыми знаний детям. Но в Яснополянской школе он не только обучал детей чтению , письму , арифметике и т.п. . , но и проводил воспитательную работу. Таким образом, это одно из многих противоречий в педагогических воззрениях и деятельности Толстого. По существу он возражал не против воспитания вообще , но против воспитания , которое проводилось в школах того времени, --против муштры и угнетения , против формализма и зубрежки. В противовес этому он выдвигал лозунг: << Критериум педагогики --только один --свобода>>.

В статье<<Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?>>Толстой высказывает убеждение в совершенстве природы ребенка:<<Здоровый ребенок родиться на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе.… Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра>>.

В этих словах -- идеализация ребенка, преклонение перед его природой, характерные для теории<<свободного воспитания>>.

Но в тоже время в них звучит горячий протест против угнетения детей, большая любовь Толстого к детям.

Толстой был тонким психологом, и исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся его педагогическая деятельность.

Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией.

Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861-1862 годах Яснополянская школа, открытая Толстым. В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка.

Как пример такого рассказа Толстой приводит рассказ на тему об Отечественной войне 1812 года в статье <<Яснополянская школа>>. Из описания видно, с каким захватывающим интересом дети слушали рассказ и как активно они переживали его.

Определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Толстой замечает, <<как начнем иной раз говорить о чем- нибудь интересном , так увлечемся , что проговорим до вечера>>. Домашних заданий не было . Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось , они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями , что им приходилось напоминать о том , что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали.

Яснополянская школа представляла собой, несомненно, ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом обязана гениальности и педагогическому мастерству Толстого, но его опыт остался незавершенным.

Крупными недостатками Яснополянской школы были: недооценка систематических знаний, отсутствие твердого учебного плана, программ и расписания занятий, отсутствие правильного распорядка, приучающего детей к чувству долга, к организованности и дисциплине.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63385. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БД 431 KB
  Информационные системы созданные на основе БД характеризуется следующими особенностями: большое количество функций процессов атрибутов данных и сложные взаимосвязи между ними; наличие подсистем имеющих свои задачи и цели функционирования...
63386. Общие условия и противоречия экономического развития 113.5 KB
  Сущность и роль производства в развитии общества. Цель структура факторы производства. Формы общественного производства. Продукт производства.
63387. Учебно-методическое обеспечение курсов информатики. Средства обучения. Кабинет информатики и информационных технологий 59.5 KB
  Рекомендуется, чтобы окна кабинета выходили на северную или северо-восточную сторону горизонта. В противном случае окна необходимо оборудовать устройствами жалюзи светлого цвета для защиты экранов мониторов от прямых солнечных лучей.
63388. ОБСЛЕДОВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ 461 KB
  Выявление факторов способствующих и препятствующих достижению цели Изучение информационных потребностей Анализ запросов пользователей оценка использования информации Определение необходимой информации для различных видов деятельности...
63389. Возникновение экономической мысли. Древний мир. Экономические идеи на Древнем Востоке 100 KB
  Распространение практики наемного труда устанавливались предельные сроки найма и размер денежного вознаграждения за труд. Обосновывается общественное разделение труда что считается основой деления общества на касты.
63390. Понятие популяции. Статические характеристики популяции: численность (плотность) и биомасса популяции, возрастной и половой состав. Пространственное размещение и его характер. Динамические характеристика популяции. Кривые выживания 59 KB
  Виды заселяют эти «островки» своими популяциями. Конечно, биологический вид не похож на сеятеля, засевающего природные участки группами своих особей: просто виды распространены не равномерно...
63391. Частотное объединение и разделение каналов 308.01 KB
  Формирование группового тракта системы с ЧРК При частотном разделении каналов для передачи данных различных источников сообщений используются определенные поддиапазоны частот.
63392. Экономика как система общественных отношений. Типы экономических систем, способы классификации, сущность, значение в развитии общественного хозяйства 63 KB
  Правоотношения собственности. Теория прав собственности. Экономико-правовые и организационно-экономические отношения собственности. Отношения собственности в системе экономических отношений.