92531

Смутное время и формирование сословно-представительной монархии

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Начало XVII в. вошло в историю как Смутное время – период, сопров. народными восстаниями и вторжением иноземных захватчиков. Династический кризис конца XVI в. б. связан со смертью бездетного сына Ивана Грозного Федора Ивановича (1598), на котором окончился род московских царей - Рюриковичей.

Русский

2015-08-03

21.07 KB

0 чел.

Смутное время и формирование сословно-представительной монархии.

Начало XVII в. вошло в историю как Смутное время – период, сопров. народными восстаниями и вторжением иноземных захватчиков. Династический кризис конца XVI в. б. связан со смертью бездетного сына Ивана Грозного Федора Ивановича (1598), на котором окончился род московских царей - Рюриковичей.

Пресечение царского рода, отсутствие законного, “настоящего” царя означало тем самым крах всей системы ценностей. Это вызвало соц. нестабильность, выступления народа против власти. В отличие от Центральной и Западной Европы, где во главе таких движений стояли религиозные пророки – протестанты, в России главной фигурой крестьянских войн чаще всего был самозванец, “настоящий” царь, готовый восстановить социальную справедливость.

Начало Смутному времени положила гибель в Угличе в 1591 г. сына Грозного царевича Дмитрия.

Борис Годунов с 1586 г. захватил фактически власть в стране. Несмотря на то, что политика Годунова смягчала условия крепостничества (в 1601-1602 был разрешен обмен крестьянами м/у помещиками), и то что его поддержал патриарх Иов, народ не считал его законным царём. В 1601-1603 страшная засуха в России и голод делали правление Годунова ещё более непопулярным.

В 1601 г. Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I) объявил себя чудом спавшимся царевичем Дмитрием (он тайно принял католичество и согл. уступить королю Сигизмунду III за поддержку западные земли России). В 1604 он был коронован на русский престол.

Новый государь укреплял свою власть, раздавая земли и крестьян дворянам. Вместе с тем он утвердил факт ухода крестьян от помещиков во время голода 1601-1602. В области внешней политики была предпринята попытка создать блок европейских держав против Турции. Но для народа было важнее, насколько новый царь придерживался традиций, ведет себя как истинный и правосл. государь. Присутствие при дворе католиков-шляхтичей, несоблюдение царем русских обычаев, брак со знаменитой полькой Мариной Мнишек, интриги бояр привели в 1606 к восстанию, в ходе которого он был убит.

Власть перешла к боярской оппозиции, во главе которой стоял Василий Шуйский (1606-1610). Он стремился учитывать интересы феодалов и подписал с боярами грамоту об ограничении царской власти. Однако это не прекратило народных выступлений (происх. восстание Болотникова).

В 1607 под прикрытием нового самозванца, Лжедмитрия II, поляки вновь вторглись в Россию. Разбив царские войска, Лжедмитрий II в 1608 осадил Москву, расположился с войском в Тушине, откуда правил страной – там были свои приказы, казна, армия, готовилось своё прав-во (хотели свергнуть Шуйского), в стране 2 царя, 2 патриарха, 2 столицы (Москва, Тушино).

Но раздача земель польским шляхтичам-католикам и грабёж русских деревень подорвали его авторитет. К тому же Сигизмунд III, воспользовавшись предлогом – призывом Шуйского на помощь Москве, - сам пошел на русские земли. Польскому войску удалось разбить войска Шуйского.

Поляки приступают к открытой интервенции. В 1610 Шуйский был свергнут. Бояре ведут переговоры о приглашении сына Сигизмунда Владислава занять московский престол (семибоярщина). Возрастает угроза потери национальной самостоятельности. Шведы приступили к активным действиям. Бояре договариваются, чтобы шведы помогли в борьбе с поляками. Поляки занимают часть территории, а шведы – Новгород.

Период безвластия затянулся.

В ходе борьбы с польской агрессией в 1611-1612 было сформировано два ополчения:

1. под руководством Ляпунова, Заруцкого и Трубецкого;

2. Минина и Пожарского.

Смутное время создало в России уникальную ситуацию, когда власть фактически оказалась в руках общества. Единство государства было разрушено. Единства мнения о преемственности власти не было. В этих условиях большое значение в сохранении нац. единства имели позиция церкви и потребность народа в царе как носителе идеала “правды”.

В этих условиях князья Трубецкой и Пожарский в нач. 1613 собрали в Москве Земский собор для выборов нового царя. Это был самый представительный из Земских Соборов за всю историю страны. В нём приняли участие представители всех сословий, кроме холопов и крепостных крестьян. Помимо бояр и дворян, на соборе присутствовали представители 50 городов страны, а также стрельцов и казаков, активно участвовали в освобождении Москвы. Авторитет патриарха Филарета способствовал избранию царем его сына – Михаила Романова, связанного с прошлой династией родственными узами (он был неопытен и удобен).

Смута завершила целую эпоху – хозяйственного и соц. кризиса второй половины XVI в. Далее страна ликвидировала последствия Смуты не одно десятилетие – и в хозяйстве, и во внутренней политике, и во внешних делах.

С воцарением Михаила на престол начинает формироваться сословно-представительная монархия (форма феодального государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан). Власть Михаила на первых порах серьезно ограничивало боярство. Считалось, что царь правит страной вместе с Боярской думой. В неё входили представители четырёх думных чинов: бояре, окольничие думные дьяки и думные дворяне. Решение думы становилось законом или его разъяснением. Постепенно роль боярской думы уменьшается.

Наряду с ней сущ. при царе т.н. “ближняя” или “тайная” дума. В неё царь включал не всех бояр, а лишь некоторых по своему личному усмотрению. Несмотря на уменьшение роли Думы в гос-ве во второй пол.столетия, она по-прежнему вместе с царем руководила страной. Окончательно её падение относится ко времени правления Петра I.

Однако существование в России сословной монархии препятствовало отсутствие у сословий, кроме боярства, понятия о своих правах и их законодательное оформлении. Земские соборы не шли дальше челобитных к царю с требованием укрепить порядок в гос-ве. В частности, собор 1619 просил вернуть хозяевам беглых крестьян. Требования горожан не распр. дальше просьбы справедливо разделять налоговый гнёт. Этому мешал, по их мнению, уход части ремесленников и торговцев в монастырские и боярские слободы, освобожденные от налогов, что увеличивалсяналоговый гнёт в городах. Там они станов. “закладниками”, феод.-завис. людьми бояр и монастырей. Поэтому горожане просили вернуть “закладников” в городское тягло. В их сознании сословные права путались с правами тягловой общины. Земские соборы не могли остановить тенденцию к закрепощению податных сословий, в том числе городских жителей. Всё большую роль на соборах играли боярство и дворянство. Но и они могли лишь временно ограничить царскую власть. Зачатки сословной монархии оказались незначительны, прежде всего из-за слабости городов и правосознания населения.

Реальным путем усиления власти гос-ва было развитие местной администрации. В XVI в. воеводы сущ. лишь в некоторых пограничных городах. Полномочия воевод были шире полномочий наместников-кормленщиков до их упразднения Иваном Грозным, поэтому поток жалоб на их злоупотребления не прекращались. В Москве даже был учрежден особый приказ, принимавший жалобы населения. Воеводы все чаще вмешивались в дела местных органов самоуправления. Но население было неспособно бороться за отстаивание своих прав на Земских соборах, не понимало необходимости создания системы сословных прав. Единственным авторитетом для народа был царь.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58564. Про що розповідає музика 57.5 KB
  Робота над вивченням нової пісні. Показ пісні з попередньо поставленим запитанням. Поміркуйте чи трапляється влітку те що описане в цій пісні. Аналіз пісні Яка ця пісня за характером веселаграйливасвітла В якому темпі виконана жваво.
58565. Музичний дощик 239 KB
  Навчальна: Розучування пісні Ой єсть в лісі калина слухання та розучування пісні Іди іди дощику слухання В.Слухання пісні Іди іди дощику Вчитель: Одним із музикантів у природі є дощик. озучування пісні Іди іди дощику...
58566. Урок музики та позакласна музично-виховна робота в сільській школі 81.5 KB
  Фольклор і пов’язана з ним система музичних знань умінь і навичок учнів мають визначати основний зміст роботи вчителя музики сільської школи забезпечувати принципи структурної єдності музичного виховання і освіти на етапах: учбовий матеріал – діяльність вчителя – його художньоестетична орієнтація; 2. Проведення в рамках шкільного уроку музики комплексного вивчення музичних та літературних фольклорних джерел з метою формування в учнів міцних асоціативних зв’язків між народною музикою літературою і образотворчим мистецтвом;...
58567. Музичний мультфільм конспект уроку 51.5 KB
  Виконання пісні за допомогою графічного зображення Прослухаємо слова пісніа потім будемо рухати сніжинку. Прослухаємо слова Буде ковзанка весела бпроплескати ритмоскладами Проговоримо слова.
58568. Музичні звуки: голосні та тихі. Розучування пісні «Півникове горе». Слухання музики: Дмитра Кабалевського «Сурмач і луна», Петра Чайковського «Баба-яга» 46.5 KB
  Діти називають правила: Сидіти під час співу потрібно рівно руки тримати на колінах; Дихання набираємо спокійно наче нюхаємо квіти не піднімаючи плечей; Розподіляємо повітря так щоб його вистачило на всю музичну фразу; Під час співу слухаємо своїх товаришів не викрикуємо прислухаємось до звучання інструмента; Голосні звуки співаємо округлено виразно чітко. Давайте заспіваємо звук соль.Я граю і співаю Повторюємо разом тільки співаємо протяжно і рівним звучанням. Я граю і співаю Також співаємо дзвінко і протяжно.
58569. ТЕОРІЯ Й МЕТОДИКА МУЗИЧНОЇ ОСВІТИ В ПОЧАТКОВИХ КЛАСАХ ШКІЛ АДИГЕЇ 550.5 KB
  Учителеві варто визначати пізнавальну цінність кожного твору й звязувати це з конкретними завданнями музичного навчання й виховання, що дозволить знайти методично вірні шляхи подачі музичного матеріалу на уроці.
58570. В концертном зале. Картинки с выставки 59 KB
  Цель: познакомить с жизнью и творчеством М.П.Мусоргского; способствовать развитию музыкального кругозора, музыкального мышления, музыкальной речи; способствовать воспитанию интереса к предмету.
58571. Что мы знаем о марше? 20.5 KB
  Задачи: с помощь выполнения комплекса физических упражнений способствовать укреплению и сохранению здоровья; организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности...
58572. Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт», в фрагменте сонаты № 14, Л.В.Бетховена 89 KB
  Цель урока: формирование понятия музыкальная драматургия через исполнение музыкальных произведений Бетховена; развитие музыкальных способностей: слуха чувства ритма музыкальной памяти вокально-хоровых навыков при исполнении песен; пробуждать и активизировать...