92531

Смутное время и формирование сословно-представительной монархии

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Начало XVII в. вошло в историю как Смутное время – период, сопров. народными восстаниями и вторжением иноземных захватчиков. Династический кризис конца XVI в. б. связан со смертью бездетного сына Ивана Грозного Федора Ивановича (1598), на котором окончился род московских царей - Рюриковичей.

Русский

2015-08-03

21.07 KB

0 чел.

Смутное время и формирование сословно-представительной монархии.

Начало XVII в. вошло в историю как Смутное время – период, сопров. народными восстаниями и вторжением иноземных захватчиков. Династический кризис конца XVI в. б. связан со смертью бездетного сына Ивана Грозного Федора Ивановича (1598), на котором окончился род московских царей - Рюриковичей.

Пресечение царского рода, отсутствие законного, “настоящего” царя означало тем самым крах всей системы ценностей. Это вызвало соц. нестабильность, выступления народа против власти. В отличие от Центральной и Западной Европы, где во главе таких движений стояли религиозные пророки – протестанты, в России главной фигурой крестьянских войн чаще всего был самозванец, “настоящий” царь, готовый восстановить социальную справедливость.

Начало Смутному времени положила гибель в Угличе в 1591 г. сына Грозного царевича Дмитрия.

Борис Годунов с 1586 г. захватил фактически власть в стране. Несмотря на то, что политика Годунова смягчала условия крепостничества (в 1601-1602 был разрешен обмен крестьянами м/у помещиками), и то что его поддержал патриарх Иов, народ не считал его законным царём. В 1601-1603 страшная засуха в России и голод делали правление Годунова ещё более непопулярным.

В 1601 г. Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I) объявил себя чудом спавшимся царевичем Дмитрием (он тайно принял католичество и согл. уступить королю Сигизмунду III за поддержку западные земли России). В 1604 он был коронован на русский престол.

Новый государь укреплял свою власть, раздавая земли и крестьян дворянам. Вместе с тем он утвердил факт ухода крестьян от помещиков во время голода 1601-1602. В области внешней политики была предпринята попытка создать блок европейских держав против Турции. Но для народа было важнее, насколько новый царь придерживался традиций, ведет себя как истинный и правосл. государь. Присутствие при дворе католиков-шляхтичей, несоблюдение царем русских обычаев, брак со знаменитой полькой Мариной Мнишек, интриги бояр привели в 1606 к восстанию, в ходе которого он был убит.

Власть перешла к боярской оппозиции, во главе которой стоял Василий Шуйский (1606-1610). Он стремился учитывать интересы феодалов и подписал с боярами грамоту об ограничении царской власти. Однако это не прекратило народных выступлений (происх. восстание Болотникова).

В 1607 под прикрытием нового самозванца, Лжедмитрия II, поляки вновь вторглись в Россию. Разбив царские войска, Лжедмитрий II в 1608 осадил Москву, расположился с войском в Тушине, откуда правил страной – там были свои приказы, казна, армия, готовилось своё прав-во (хотели свергнуть Шуйского), в стране 2 царя, 2 патриарха, 2 столицы (Москва, Тушино).

Но раздача земель польским шляхтичам-католикам и грабёж русских деревень подорвали его авторитет. К тому же Сигизмунд III, воспользовавшись предлогом – призывом Шуйского на помощь Москве, - сам пошел на русские земли. Польскому войску удалось разбить войска Шуйского.

Поляки приступают к открытой интервенции. В 1610 Шуйский был свергнут. Бояре ведут переговоры о приглашении сына Сигизмунда Владислава занять московский престол (семибоярщина). Возрастает угроза потери национальной самостоятельности. Шведы приступили к активным действиям. Бояре договариваются, чтобы шведы помогли в борьбе с поляками. Поляки занимают часть территории, а шведы – Новгород.

Период безвластия затянулся.

В ходе борьбы с польской агрессией в 1611-1612 было сформировано два ополчения:

1. под руководством Ляпунова, Заруцкого и Трубецкого;

2. Минина и Пожарского.

Смутное время создало в России уникальную ситуацию, когда власть фактически оказалась в руках общества. Единство государства было разрушено. Единства мнения о преемственности власти не было. В этих условиях большое значение в сохранении нац. единства имели позиция церкви и потребность народа в царе как носителе идеала “правды”.

В этих условиях князья Трубецкой и Пожарский в нач. 1613 собрали в Москве Земский собор для выборов нового царя. Это был самый представительный из Земских Соборов за всю историю страны. В нём приняли участие представители всех сословий, кроме холопов и крепостных крестьян. Помимо бояр и дворян, на соборе присутствовали представители 50 городов страны, а также стрельцов и казаков, активно участвовали в освобождении Москвы. Авторитет патриарха Филарета способствовал избранию царем его сына – Михаила Романова, связанного с прошлой династией родственными узами (он был неопытен и удобен).

Смута завершила целую эпоху – хозяйственного и соц. кризиса второй половины XVI в. Далее страна ликвидировала последствия Смуты не одно десятилетие – и в хозяйстве, и во внутренней политике, и во внешних делах.

С воцарением Михаила на престол начинает формироваться сословно-представительная монархия (форма феодального государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан). Власть Михаила на первых порах серьезно ограничивало боярство. Считалось, что царь правит страной вместе с Боярской думой. В неё входили представители четырёх думных чинов: бояре, окольничие думные дьяки и думные дворяне. Решение думы становилось законом или его разъяснением. Постепенно роль боярской думы уменьшается.

Наряду с ней сущ. при царе т.н. “ближняя” или “тайная” дума. В неё царь включал не всех бояр, а лишь некоторых по своему личному усмотрению. Несмотря на уменьшение роли Думы в гос-ве во второй пол.столетия, она по-прежнему вместе с царем руководила страной. Окончательно её падение относится ко времени правления Петра I.

Однако существование в России сословной монархии препятствовало отсутствие у сословий, кроме боярства, понятия о своих правах и их законодательное оформлении. Земские соборы не шли дальше челобитных к царю с требованием укрепить порядок в гос-ве. В частности, собор 1619 просил вернуть хозяевам беглых крестьян. Требования горожан не распр. дальше просьбы справедливо разделять налоговый гнёт. Этому мешал, по их мнению, уход части ремесленников и торговцев в монастырские и боярские слободы, освобожденные от налогов, что увеличивалсяналоговый гнёт в городах. Там они станов. “закладниками”, феод.-завис. людьми бояр и монастырей. Поэтому горожане просили вернуть “закладников” в городское тягло. В их сознании сословные права путались с правами тягловой общины. Земские соборы не могли остановить тенденцию к закрепощению податных сословий, в том числе городских жителей. Всё большую роль на соборах играли боярство и дворянство. Но и они могли лишь временно ограничить царскую власть. Зачатки сословной монархии оказались незначительны, прежде всего из-за слабости городов и правосознания населения.

Реальным путем усиления власти гос-ва было развитие местной администрации. В XVI в. воеводы сущ. лишь в некоторых пограничных городах. Полномочия воевод были шире полномочий наместников-кормленщиков до их упразднения Иваном Грозным, поэтому поток жалоб на их злоупотребления не прекращались. В Москве даже был учрежден особый приказ, принимавший жалобы населения. Воеводы все чаще вмешивались в дела местных органов самоуправления. Но население было неспособно бороться за отстаивание своих прав на Земских соборах, не понимало необходимости создания системы сословных прав. Единственным авторитетом для народа был царь.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83112. Таблиця ділення на 4. Усне розвʼязування рівнянь методом підбору. Виконання творчих завдань 53 KB
  Удосконалювати навички обчислення прикладів на множення та розвʼязування задач на конкретний зміст дії множення. Формувати вміння з рівностей на множення числа 4 складати рівностіщо містять ділення на 4 розвязувати рівняння на знаходження невідомого множника.
83113. В.Струтинський «Казка про хлопчика Абихто». М.Сингаївський «Дощ із краплі починається» 203.5 KB
  Вітання: пошлемо одне одному добрі думки і добрі відчуття посміхніться один одному. Мотивація навчальна діяльності Слайд 4 Вчитель: А я дарую вам маленькі серця із побажаннями діти вибирають різнокольорові 4 кольори серця і зачитують побажання Приємно тебе бачити у тебе гарна посмішка...
83114. Цікаві «підказки» братів наших менших 108.5 KB
  Правила за якими будемо працювати на уроці: слайд про правила роботи в групах поважати думку кожного; говорити по черзі. Вправи на вдосконалення читацьких навичок Одним із важливих винаходів яким зараз дуже поширено користується людство є Загадка про метро Дві змії в землі лежать Табуни по них біжать...
83115. Додавання виду 37+6. Розв’язування простих та складених задач 139.5 KB
  Мета уроку. Ознайомити учнів з прийомом усного додавання з перехо дом через розряд, коли в одному з доданків відсутні де сятки. Удосконалювати вміння розв’язувати прості та складені задачі; знаходити числові значення буквених виразів. Розвивати навички усного рахунку.
83116. УКРАЇНСЬКІ ПИСЬМЕННИКИ ДІТЯМ 112.5 KB
  Поширити знання учнів про життя і творчість українських письменників які писали для дітей. А хто створює книги Ми можемо уявити своє життя без книги Чому Відповіді дітей Книга має величезне значення в житті людини. І сьогодні ми поведемо розмову про письменників України які писали для дітей.
83117. Як тварини готуються до зими? Комахи восени 141.5 KB
  Мета: встановлювати причинно-наслідкові звязки між змінами в неживій природі в житті рослин та тварин восени; формувати уявлення про комах про їхню поведінку восени; співставляти відповідність між зображенням комахи і способом в який вона готується до зими; збагачувати словник дітей новими словами...
83118. ПКРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 1.01 MB
  Цели урока: Формировать представление о процессах испарения конденсации замерзания и таяния воды о связи с сезонными изменениями в природе. Базовые понятия на уроке: вещество газообразное состояние твёрдое состояние круговорот воды конденсация испарение гипотеза.
83119. Человек. Виды деятельности. Одежда 111 KB
  Задачи урока: образовательная: научить использовать активную лексику урока в речи актуализировать знания по теме Одежда цвета профессии; Развивающая: развивать память внимание воображение учащихся; Практическая: практика речи письма визуального восприятия материала;...
83120. Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках 58.5 KB
  Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном развивать умения распознавать имена прилагательные в русском и английском языках определять род и число прилагательного в русском языке и невозможность определения категории числа в английском.