92533

Развитие российского государства во второй половине 17 в. Формирование предпосылок абсолютизма

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Экономическое развитие в конце XVII начале XVIII веков характеризовалось дельнейшем прогрессом в области сельского хозяйства, ростом товарного производства, развитием крупного мануфактурного производства, укреплением Всероссийского рынка и расширением внешней торговли.

Русский

2015-08-03

25.24 KB

1 чел.

Развитие российского государства во второй половине 17в. Формирование предпосылок абсолютизма.

Экономическое развитие в конце XVII начале XVIII веков характеризовалось дельнейшем прогрессом в области сельского хозяйства, ростом товарного производства, развитием крупного мануфактурного производства, укреплением Всероссийского рынка и расширением внешней торговли.

Это вело к возникновению буржуазных отношений, резко усилило классовую борьбу, обострило противоречия между боярством и дворянством, между феодалами и посадским населением, между русским и иноземным купечеством.

В 1670-1671 гг. (под предводительством Разина) и в 1707-1708 гг. (под руководством Булавина) Россию потрясли крестьянские войны.

Не был исключением и процесс становления абсолютизма в России.

Внешнеполитическим условием установления абсолютизма была необходимость борьбы за выход к морю, так как только сильная центральная власть могла вести дорогостоящие войны.

Особенностями абсолютизма в России были (в отличии от европейских государств) слабость нарождающейся буржуазии и отсутствия борьбы между дворянством и буржуазией, с одной стороны, и резкое обострение классовой борьбы крестьян и помещиков, требовавшие консолидации сил господствующего класса - с другой.

Установление абсолютизма в России отмечено следующими событиями:

* Во второй половине XVII века перестали созываться Земские соборы, которые в значительной мере ограничивали власть монарха. Вместе с тем продолжалась практика созыва совещаний различных сословий.

* Укреплялась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю.

* Было создано постоянное войско, монарх стал менее зависим от дворянского войска (шесть тысяч человек), так как численность стрельцов, рейтаров, драгун и солдат в 1681 году составила 82 тысячи.

* Царь получил финансовую самостоятельность и имел возможность создавать и содержать огромный государственный аппарат.

* Упало значение Боярской Думы (к 1688 году в ней было 68 гл. из дворян и 28 - из бояр). Место Боярской Думы заняла "Ближняя" или "Тайная" Дума. В 1711 году функции Думы полностью перешли к "Ближней Канцелярии". Совет канцелярии состоял из 8-14 человек и назывался "Конзилией". В феврале 1711 года с учреждением Сената Ближняя Дума прекратила существование как последний орган, ограничивающий власть монарха.

* В этот период происходит интенсивный процесс подчинения церкви государству. 20 октября 1721 года в связи с победой в Северной войне Сенат и Духовный Синод присвоили Петру I титул "Отца Отечества, Императора всероссийского", что также сыграло определенную роль в укреплении власти монарха.

* В начале XVIII века абсолютизм получил законодательное закрепление. В толковании к артикулу 20 Воинского устава 1716 года устанавливается: "...его величество есть самовластный Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь по своей воле и благо мнению управлять".

В Регламенте (Уставе) духовной коллегии (1721 г.) так же зафиксирована абсолютная власть: "Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться Сам Бог за совесть повелевает".

Таким образом, в России в конце XVII - начале XVIII веков сформировался абсолютизм, как государственная форма диктатуры класса феодалов. По классовой сущности он выражал прежде всего интересы дворянства и нарождающегося купечества, а для крепостного крестьянства и городских низов означал усиление эксплуатации.

Общественный строй

Особенностью общественного строя России периода становления абсолютизма является тенденция правовой регламентации положения каждого сословия. Все общество в это время делилось на 4 сословия:

1) дворянство,

2) духовенство,

3) мещане,

4) крестьянство.

Правовое положение "шляхетства" (позже дворянства) закреплено в законодательных актах. Соборным уложением 1649 года и Указом о единонаследии от 23 марта 1714 года практически было уравнено правовое положение вотчины и поместья под общим понятием "недвижимая вещь", с правом наследования. В соответствии с ними дворяне имели монопольное право на земельную собственность.

По указу о подушной переписи от 26 января 1718 года законодательно было закреплено положение дворянства как неподатного сословия в отличии от друг сословий.

Значительную роль в усиление дворянской диктатуры сыграл Табель о рангах от 24 января 1722 года. В Табеле давался перечень чинов: военных - морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских; гражданских; придворных.

В каждом ведомстве чины подразделялись на 14 классов, а служба начиналась с низших чинов. Лица дослужившиеся до чинов 8-го класса становились наследственными дворянами, а с 14-го по 9-й класс получали только личное дворянство.

При Петре I по его указу дворяне начинали службу с солдатского звания и служили пожизненно, а с 1730 года - 25 лет, начиная с 20 лет.

По манифесту Петра III "О даровании вольности и свободы всему Российскому дворянству" 1762 года дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы.

По Указу 1760 года дворяне получили право ссылать провинившихся крестьян в Сибирь, а с 1765 года - на каторжные работы.

Важнейшим актом принятым при Екатерине II, закрепившим привилегии дворян, являлась "Жалованная грамота дворянству" 1785 года. По этой грамоте дворяне:

* освобождались от обязательной службы;

* приобрели в собственность недра своих земель;

* имели право торговать и владеть заводами;

* освобождались от податей, телесных наказаний;

* получили право создавать сословные собрания в каждой губернии.

Дворяне имели ряд личных преимуществ. Дворянское достоинство могло передаваться жене и детям (причем муж имел право передавать жене дворянство, а жена мужу - нет). Дворяне имели право поступать на службу в другие державы. Создавался дворянский суд, выборный судебный орган, избирались органы дворянской опеки. Дворяне имели фамильный герб, составлялись родовые дворянские книги. Если дед и отец в течение 20 лет имели царскую службу, то внуки могли претендовать на дворянство (если 12 благородных дворян свидетельствовали о 20-летней службе деда и отца).

Дворяне разделялись на следующие категории:

* действительные дворяне имеющие происхождение от коронованных особ;

* военное дворянство;

* восьмиклассное дворянство;

* иностранное дворянство;

* титульное дворянство (князья, графы, бароны);

* древние дворяне (с родословной свыше 100 лет).

Вместе с тем дворянин мог быть лишен дворянского звания в случаях:

* нарушения клятвы;

* измены;

* совершения разбоя, кражи, преступлений, за которые лишали чести или полагалось телесное наказание, а также подстрекательство к совершению преступлений;

* совершение других лживых поступков.

Духовенство в России продолжительное время оставалось замкнутым сословием. Вместе с тем в конце XVII начале XVIII вв. усилилась правовая регламентация духовенства и шел процесс подчинения его государству.

Уложение 1649 года ограничивало права приобретения вотчин, иметь белые слободы и промыслово-торговые заведения на посадах. С XVII в военное время каждый пятый из крестьян духовных вотчин призывался для службы в пешем строю.

С 1722 года устанавливались жесткие правила вступления в духовное сословие из дворян (только младший сын дворянина по достижении 40 лет).

По Указу 1764 г. (26 февраля) была произведена секуляризация церковных и монастырских земель, а епархиальные архиереи и монастыри переводились на штатные оклады. В результате свыше 800 тыс. крестьянских душ мужского пола перешли в разряд государственных. Указ оставил на правах пользования для архиерейских домов 30 десятин, а для монастырей 6-9 десятин незаселенных земель.

С 1784 г. всем беспоместным детям духовенства с 15 лет разрешалось по желанию поступать в купечество, в цехи, в крестьянство и на военную службу. Правда желающих переходить в другие сословия было очень мало. Практически духовенство оставалось замкнутым, закрытым сословием.

Мещане (городовые обыватели) - составляли большинство городского населения и в соответствии с "Грамотой на права и выгоды городам России" с 1785 г. разделялись на 6 разрядов (частей).

1. Настоящие обыватели (имели земли и здания в городе, банкиры и т.д.);

2. Купцы в свою очередь разделялись на три гильдии (первой - имеющие капитал от 10 до 50 тыс. руб.; второй - от 5 до 10 тыс. руб.; третьей - от 1 до 5 тыс. руб.);

3. Ремесленники, записанные в цеха;

4. Иностранные гости и иностранные лица, записанные в мещане;

5. Именитые горожане - лица, избиравшиеся дважды заседателями совместного суда или на пост городского главы, ученые, художники, капиталисты с капиталом не менее 50 тыс. руб., банкиры с капиталом свыше 100 тыс. руб., музыканты, оптовые торговцы;

6. посадское население, не вошедшее в первые 5 разделов (частей).

Крестьяне составляли основную массу зависимого населения и являлись главной производительной силой общества.

Крестьяне разделялись на следующие разделы:

- государственные крестьяне, численность которых значительно сократилась (особенно при Екатерине II), платили оброк государству и несли повинности;

- крепостные (частновладельческие) несли повинности: оброк и барщину (доходила до 5-6 дней в неделю в черноземных районах);

- монастырские и церковные (с 1762 года - "экономические", переданные в ведение коллегии-экономики);

- дворцовые ( крестьяне царских вотчин);

- посессионные (приписанные к заводам);

- однодворцы (потомки служилых людей, поселенных на окраинах государства).

Крестьяне платили подушную подать (введенную Петром I в 1719 году), несли барщину и оброк, рекрутскую, постойную и мостовую повинности.

Работными людьми назывались разорившиеся крестьяне и горожане. В XVIII в. они представляли целую социальную группу.

Государственный аппарат

В период абсолютизма большое внимание уделялось укреплению государственного аппарата. Сначала Петр I, затем Екатерина II произвели ряд реформ, в результате которых сформировался разветвленный, строго централизованный, бюрократический государственный аппарат.

В 1711 году был создан Правительствующий Сенат, а Боярская Дума прекратила свое существование. Сенат являлся в соответствии с положением о сенате 1722 года высшим исполнительно-распорядительным, судебным органом. В отсутствии царя и по его распоряжению он осуществлял функции верховной государственной власти. Состав Сената назначался царем. При Сенате была учреждена должность генерал-прокурора, осуществлявшим контроль за деятельностью Сената, он мог приостановить исполнение решений Сената и докладывать об этом царю.

После смерти Петра I роль Сената упала, и он превратился в высший судебный орган.

Петром I вместо системы приказов были созданы новые органы отраслевого управления - коллегии:

* военная, * адмиралтейская, * иностранных дел, * берг-коллегия, * комерц-коллегия, * мануфактур-коллегия (сбор финансов), * штатс-контор-коллегия (расходы финансов), * ревизион-коллегия (контроль над финансами), * юстиц-коллегия, * духовная коллегия, * вотчинская коллегия.

Петр I был сторонником коллегиального управления. Решения в Сенате и в коллегиях принимались по большинству голосов.

В 1702 году были ликвидированы губные и земские избы, их функции переданы воеводам.

В 1708 году произведена губернская реформа, в результате которой России была разделена на 8 губерний.

Большое влияние на местное управление оказывали сословные дворянские органы - уездные и губернские дворянские собрания во главе с предводителями, созданные по жалованной грамоте дворянству.

При Петре I в России была создана полиция общая и политическая.

В 1720-21 гг. была проведена городская реформа - созданы магистраты, а в 1785 году - новые органы городского управления по сословному принципу - общая дума, избираемая на 3 года.

В XVIII в. были созданы судебные органы.

Петр I принял попытку отделить суд от администрации с целью ограничить судебный произвол.

В 1719 году в 9 городах были созданы коллегиальные суды, а в других городах - единоличные.

После смерти Петра I судебные дела стали решаться губернаторами и воеводами.

В 1775 году была проведена судебная реформа на сословных началах: для дворян были созданы уездный суд и верхний земский суд; для мещан - городовой магистрат и губернский магистрат; для государственных крестьян - нижняя расправа и верхняя расправа.

Помещичьих крестьян судили сами помещики или их приказчики (кроме убийства, разбоя и политических преступлений).

Следствие в 1782 году было изъято из функций судебных органов и передано полиции - управам благочиния.

Таким образом, на рубеже XVI-XVII вв. в России сложилась абсолютная монархия. Она получила юридическое оформление в соответствующих правовых документах. С становлением абсолютной монархии существенно ухудшилось правовое положение широких слоев населения, особенно крестьянства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1971. Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова 1.17 MB
  Теоретические взгляды В.В. Розанова на литературу. Теория пола и семейный вопрос. Основные черты современности в понимании В.В. Розанова. Место литературы в системе ценностей В.В. Розанова. Писательская саморефлексия. Пушкин в сопоставлении с другими авторами. Интерпретация второй половины 1890-х – начала 1900-х гг.
1972. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.17 MB
  Актуальные аспекты современного развития органов местного самоуправления в Российской Федерации. Оценка управленческой эффективности в мировой практике. Критерии, характеризующие состояние местных финансов (бюджет). Расчет и ретроспективный анализ управленческого состояния м/о г. Артем.
1973. МІЖНАРОДНІ КРЕДИТНО-РОЗРАХУНКОВІ ТА ВАЛЮТНІ ОПЕРАЦІЇ 1.17 MB
  Застосування кредитних методів підтримки зовнішньоекономічної діяльності підприємницьких структур, здійснення розрахунків по експортно-імпортних операціях, проведення валютних операцій, хеджування валютних ризиків за допомогою комерційних банків України тощо.
1974. ВЛИЯНИЕ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКИХ, ГЕНДЕРНЫХ И КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-КОНТИНУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НРАВСТВЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ 1.17 MB
  Конституционально-биологические основы развития личности. Определение границ психической и психологической нормы и патологии. Анализ философских концепций нравственности. Изучение проблемы нравственности в отечественной психологии. Факторный анализ результатов мужской выборки испытуемых.
1975. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В РОССИИ. НА МАТЕРИАЛАХ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. 1996-2004 гг. 1.16 MB
  Электоральные процессы в Псковской области на фоне ослабления центральной власти в Российской Федерации. Избирательные процессы в псковском регионе в период усиления центральной российской власти.
1976. Антропология советскости: философский анализ 1.16 MB
  Макросоциальная идентичность: сущность, содержание, типология. Содержание и механизмы социокультурной динамики советскости. Советская идентичность в современной социокультурной ситуации.
1977. ЭКОЛОГО-ФАУНИСТИЧЕСКАЯ И ЗООГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАК- ТЕРИСТИКА МУХ-ЖУРЧАЛОК (DIPTERA, SYRPHIDAE) КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ 1.16 MB
  КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ МУХ-ЖУРЧАЛОК РОССИИ И КАВКАЗА. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ЛАНДШАФТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ. ЭКОЛОГО-ФАУНИСТИЧЕСКАЯ И ЗООГЕОГРАФИ-ЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУХ-ЖУРЧАЛОК КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ.
1978. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ВУЗЕ И МЕТОДИКА ЕГО ОСВОЕНИЯ 1.16 MB
  Теоретические основы педагогического проектирования в образовании. Технология проектирования дисциплинарного образовавательного пространства в вузе и методики его освоения.
1979. Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации 1.15 MB
  Коммерческая концессия: теоретический и исторический анализ. Правовое регулирование коммерческой концессии: становление и развитие. Договор коммерческой концессии: проблемы и противоречия законодательного регулирования.