92533

Развитие российского государства во второй половине 17 в. Формирование предпосылок абсолютизма

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Экономическое развитие в конце XVII начале XVIII веков характеризовалось дельнейшем прогрессом в области сельского хозяйства, ростом товарного производства, развитием крупного мануфактурного производства, укреплением Всероссийского рынка и расширением внешней торговли.

Русский

2015-08-03

25.24 KB

2 чел.

Развитие российского государства во второй половине 17в. Формирование предпосылок абсолютизма.

Экономическое развитие в конце XVII начале XVIII веков характеризовалось дельнейшем прогрессом в области сельского хозяйства, ростом товарного производства, развитием крупного мануфактурного производства, укреплением Всероссийского рынка и расширением внешней торговли.

Это вело к возникновению буржуазных отношений, резко усилило классовую борьбу, обострило противоречия между боярством и дворянством, между феодалами и посадским населением, между русским и иноземным купечеством.

В 1670-1671 гг. (под предводительством Разина) и в 1707-1708 гг. (под руководством Булавина) Россию потрясли крестьянские войны.

Не был исключением и процесс становления абсолютизма в России.

Внешнеполитическим условием установления абсолютизма была необходимость борьбы за выход к морю, так как только сильная центральная власть могла вести дорогостоящие войны.

Особенностями абсолютизма в России были (в отличии от европейских государств) слабость нарождающейся буржуазии и отсутствия борьбы между дворянством и буржуазией, с одной стороны, и резкое обострение классовой борьбы крестьян и помещиков, требовавшие консолидации сил господствующего класса - с другой.

Установление абсолютизма в России отмечено следующими событиями:

* Во второй половине XVII века перестали созываться Земские соборы, которые в значительной мере ограничивали власть монарха. Вместе с тем продолжалась практика созыва совещаний различных сословий.

* Укреплялась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю.

* Было создано постоянное войско, монарх стал менее зависим от дворянского войска (шесть тысяч человек), так как численность стрельцов, рейтаров, драгун и солдат в 1681 году составила 82 тысячи.

* Царь получил финансовую самостоятельность и имел возможность создавать и содержать огромный государственный аппарат.

* Упало значение Боярской Думы (к 1688 году в ней было 68 гл. из дворян и 28 - из бояр). Место Боярской Думы заняла "Ближняя" или "Тайная" Дума. В 1711 году функции Думы полностью перешли к "Ближней Канцелярии". Совет канцелярии состоял из 8-14 человек и назывался "Конзилией". В феврале 1711 года с учреждением Сената Ближняя Дума прекратила существование как последний орган, ограничивающий власть монарха.

* В этот период происходит интенсивный процесс подчинения церкви государству. 20 октября 1721 года в связи с победой в Северной войне Сенат и Духовный Синод присвоили Петру I титул "Отца Отечества, Императора всероссийского", что также сыграло определенную роль в укреплении власти монарха.

* В начале XVIII века абсолютизм получил законодательное закрепление. В толковании к артикулу 20 Воинского устава 1716 года устанавливается: "...его величество есть самовластный Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь по своей воле и благо мнению управлять".

В Регламенте (Уставе) духовной коллегии (1721 г.) так же зафиксирована абсолютная власть: "Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться Сам Бог за совесть повелевает".

Таким образом, в России в конце XVII - начале XVIII веков сформировался абсолютизм, как государственная форма диктатуры класса феодалов. По классовой сущности он выражал прежде всего интересы дворянства и нарождающегося купечества, а для крепостного крестьянства и городских низов означал усиление эксплуатации.

Общественный строй

Особенностью общественного строя России периода становления абсолютизма является тенденция правовой регламентации положения каждого сословия. Все общество в это время делилось на 4 сословия:

1) дворянство,

2) духовенство,

3) мещане,

4) крестьянство.

Правовое положение "шляхетства" (позже дворянства) закреплено в законодательных актах. Соборным уложением 1649 года и Указом о единонаследии от 23 марта 1714 года практически было уравнено правовое положение вотчины и поместья под общим понятием "недвижимая вещь", с правом наследования. В соответствии с ними дворяне имели монопольное право на земельную собственность.

По указу о подушной переписи от 26 января 1718 года законодательно было закреплено положение дворянства как неподатного сословия в отличии от друг сословий.

Значительную роль в усиление дворянской диктатуры сыграл Табель о рангах от 24 января 1722 года. В Табеле давался перечень чинов: военных - морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских; гражданских; придворных.

В каждом ведомстве чины подразделялись на 14 классов, а служба начиналась с низших чинов. Лица дослужившиеся до чинов 8-го класса становились наследственными дворянами, а с 14-го по 9-й класс получали только личное дворянство.

При Петре I по его указу дворяне начинали службу с солдатского звания и служили пожизненно, а с 1730 года - 25 лет, начиная с 20 лет.

По манифесту Петра III "О даровании вольности и свободы всему Российскому дворянству" 1762 года дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы.

По Указу 1760 года дворяне получили право ссылать провинившихся крестьян в Сибирь, а с 1765 года - на каторжные работы.

Важнейшим актом принятым при Екатерине II, закрепившим привилегии дворян, являлась "Жалованная грамота дворянству" 1785 года. По этой грамоте дворяне:

* освобождались от обязательной службы;

* приобрели в собственность недра своих земель;

* имели право торговать и владеть заводами;

* освобождались от податей, телесных наказаний;

* получили право создавать сословные собрания в каждой губернии.

Дворяне имели ряд личных преимуществ. Дворянское достоинство могло передаваться жене и детям (причем муж имел право передавать жене дворянство, а жена мужу - нет). Дворяне имели право поступать на службу в другие державы. Создавался дворянский суд, выборный судебный орган, избирались органы дворянской опеки. Дворяне имели фамильный герб, составлялись родовые дворянские книги. Если дед и отец в течение 20 лет имели царскую службу, то внуки могли претендовать на дворянство (если 12 благородных дворян свидетельствовали о 20-летней службе деда и отца).

Дворяне разделялись на следующие категории:

* действительные дворяне имеющие происхождение от коронованных особ;

* военное дворянство;

* восьмиклассное дворянство;

* иностранное дворянство;

* титульное дворянство (князья, графы, бароны);

* древние дворяне (с родословной свыше 100 лет).

Вместе с тем дворянин мог быть лишен дворянского звания в случаях:

* нарушения клятвы;

* измены;

* совершения разбоя, кражи, преступлений, за которые лишали чести или полагалось телесное наказание, а также подстрекательство к совершению преступлений;

* совершение других лживых поступков.

Духовенство в России продолжительное время оставалось замкнутым сословием. Вместе с тем в конце XVII начале XVIII вв. усилилась правовая регламентация духовенства и шел процесс подчинения его государству.

Уложение 1649 года ограничивало права приобретения вотчин, иметь белые слободы и промыслово-торговые заведения на посадах. С XVII в военное время каждый пятый из крестьян духовных вотчин призывался для службы в пешем строю.

С 1722 года устанавливались жесткие правила вступления в духовное сословие из дворян (только младший сын дворянина по достижении 40 лет).

По Указу 1764 г. (26 февраля) была произведена секуляризация церковных и монастырских земель, а епархиальные архиереи и монастыри переводились на штатные оклады. В результате свыше 800 тыс. крестьянских душ мужского пола перешли в разряд государственных. Указ оставил на правах пользования для архиерейских домов 30 десятин, а для монастырей 6-9 десятин незаселенных земель.

С 1784 г. всем беспоместным детям духовенства с 15 лет разрешалось по желанию поступать в купечество, в цехи, в крестьянство и на военную службу. Правда желающих переходить в другие сословия было очень мало. Практически духовенство оставалось замкнутым, закрытым сословием.

Мещане (городовые обыватели) - составляли большинство городского населения и в соответствии с "Грамотой на права и выгоды городам России" с 1785 г. разделялись на 6 разрядов (частей).

1. Настоящие обыватели (имели земли и здания в городе, банкиры и т.д.);

2. Купцы в свою очередь разделялись на три гильдии (первой - имеющие капитал от 10 до 50 тыс. руб.; второй - от 5 до 10 тыс. руб.; третьей - от 1 до 5 тыс. руб.);

3. Ремесленники, записанные в цеха;

4. Иностранные гости и иностранные лица, записанные в мещане;

5. Именитые горожане - лица, избиравшиеся дважды заседателями совместного суда или на пост городского главы, ученые, художники, капиталисты с капиталом не менее 50 тыс. руб., банкиры с капиталом свыше 100 тыс. руб., музыканты, оптовые торговцы;

6. посадское население, не вошедшее в первые 5 разделов (частей).

Крестьяне составляли основную массу зависимого населения и являлись главной производительной силой общества.

Крестьяне разделялись на следующие разделы:

- государственные крестьяне, численность которых значительно сократилась (особенно при Екатерине II), платили оброк государству и несли повинности;

- крепостные (частновладельческие) несли повинности: оброк и барщину (доходила до 5-6 дней в неделю в черноземных районах);

- монастырские и церковные (с 1762 года - "экономические", переданные в ведение коллегии-экономики);

- дворцовые ( крестьяне царских вотчин);

- посессионные (приписанные к заводам);

- однодворцы (потомки служилых людей, поселенных на окраинах государства).

Крестьяне платили подушную подать (введенную Петром I в 1719 году), несли барщину и оброк, рекрутскую, постойную и мостовую повинности.

Работными людьми назывались разорившиеся крестьяне и горожане. В XVIII в. они представляли целую социальную группу.

Государственный аппарат

В период абсолютизма большое внимание уделялось укреплению государственного аппарата. Сначала Петр I, затем Екатерина II произвели ряд реформ, в результате которых сформировался разветвленный, строго централизованный, бюрократический государственный аппарат.

В 1711 году был создан Правительствующий Сенат, а Боярская Дума прекратила свое существование. Сенат являлся в соответствии с положением о сенате 1722 года высшим исполнительно-распорядительным, судебным органом. В отсутствии царя и по его распоряжению он осуществлял функции верховной государственной власти. Состав Сената назначался царем. При Сенате была учреждена должность генерал-прокурора, осуществлявшим контроль за деятельностью Сената, он мог приостановить исполнение решений Сената и докладывать об этом царю.

После смерти Петра I роль Сената упала, и он превратился в высший судебный орган.

Петром I вместо системы приказов были созданы новые органы отраслевого управления - коллегии:

* военная, * адмиралтейская, * иностранных дел, * берг-коллегия, * комерц-коллегия, * мануфактур-коллегия (сбор финансов), * штатс-контор-коллегия (расходы финансов), * ревизион-коллегия (контроль над финансами), * юстиц-коллегия, * духовная коллегия, * вотчинская коллегия.

Петр I был сторонником коллегиального управления. Решения в Сенате и в коллегиях принимались по большинству голосов.

В 1702 году были ликвидированы губные и земские избы, их функции переданы воеводам.

В 1708 году произведена губернская реформа, в результате которой России была разделена на 8 губерний.

Большое влияние на местное управление оказывали сословные дворянские органы - уездные и губернские дворянские собрания во главе с предводителями, созданные по жалованной грамоте дворянству.

При Петре I в России была создана полиция общая и политическая.

В 1720-21 гг. была проведена городская реформа - созданы магистраты, а в 1785 году - новые органы городского управления по сословному принципу - общая дума, избираемая на 3 года.

В XVIII в. были созданы судебные органы.

Петр I принял попытку отделить суд от администрации с целью ограничить судебный произвол.

В 1719 году в 9 городах были созданы коллегиальные суды, а в других городах - единоличные.

После смерти Петра I судебные дела стали решаться губернаторами и воеводами.

В 1775 году была проведена судебная реформа на сословных началах: для дворян были созданы уездный суд и верхний земский суд; для мещан - городовой магистрат и губернский магистрат; для государственных крестьян - нижняя расправа и верхняя расправа.

Помещичьих крестьян судили сами помещики или их приказчики (кроме убийства, разбоя и политических преступлений).

Следствие в 1782 году было изъято из функций судебных органов и передано полиции - управам благочиния.

Таким образом, на рубеже XVI-XVII вв. в России сложилась абсолютная монархия. Она получила юридическое оформление в соответствующих правовых документах. С становлением абсолютной монархии существенно ухудшилось правовое положение широких слоев населения, особенно крестьянства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45259. Спонсоринг как разновидность PR-технологий: идеология, функции, приоритеты, мотивы, формы 29 KB
  В содержании программы должны быть представлены: Проблема вызывающая необходимость разработки программы. Цели конкретное представление о желаемом результате программы. Бюджет программы с конкретными статьями расходов.
45260. Попечительский совет как PR – ресурс фирмы: миссия, функции, этапы организации, приоритеты деятельности 30.5 KB
  Попечительский совет как PR ресурс фирмы: миссия функции этапы организации приоритеты деятельности. Но существуют некоторые общие функции которые присущи попечительскому совету любой организации: 1. создание положительного образа организации ПР; 3. лоббирование интересов организации на различных уровнях; 4 контроль за финансовой деятельностью организации; 5.
45261. Партнерские отношения как PR-ресурс организации: алгоритм работы со спонсором, содержание спонсорского пакета 29 KB
  Спонсорство обязано быть выгодным как самому спонсору так и инициатору проекта. описание проекта и его идеи с акцентом на деталях наиболее важных для спонсора дается оценка значения проекта для города региона и нужных спонсору социальных групп. программу с информацией о месте и времени события сценарий графики перечисление авторов и участников проекта. указание о поддержке проекта государственными структурами авторитетными учреждениями культуры известными и уважаемыми людьми копии официальных решений рекомендательных писем обращений...
45262. Имидж фирмы: структура, этапы формирования и реализации 27 KB
  Имидж фирмы: структура этапы формирования и реализации. Имидж фирмы целостное восприятие фирмы различными группами общественности формирующееся на основе известной им информации о различных сторонах деятельности фирмы. Структура: структуру имиджа фирмы составляют представления людей относительно фирмы которые условно можно разделить на группы: имидж товара или услуги представления людей относительно уникальных характеристик которыми он обладает его отличительных свойств. внутренний имидж фирмы представление сотрудников о фирме...
45263. Имидж ПР-специалиста: профессиональные составляющие и социально-личностные атрибуты 23.5 KB
  Блэку: наличие здравого смыла природное любопытство умение хорошо говорить и излагать вои мысли в письменной форме гибкость выносливость внимание к мелочам хорошее воспитание и образование целеустремленность умение знать и понимать людей чего они хотят. Профессиональная компетентность: психологическая компетентность умение разбираться в людях коммуникативная кть знание факторов эффективного делового общения видов коммуникации психологического воздействия аутопсихологическая кть самоконтроль самоээфективность...
45264. Самопрезентация специалиста как ПР-ресурс: специфика, формы, технологии 25.5 KB
  Самопрезентация специалиста как ПРресурс: специфика формы технологии. Самопрезентация является составной частью сложного процесса формирования профессионального имиджа специалиста. Самопрезентация может быть как начальным этапом какого-либо делового процесса так и отдельным самостоятельным элементом общения. В общем виде самопрезентация представляет собой управление производимым впечатлением умение представить себя и свое дело.
45265. GSM. Регистрация в сети 64 KB
  Регистрация в сети. При каждом включении телефона после выбора сети начинается процедура регистрации рис. Рассмотрим наиболее общий случай регистрацию не в домашней а в чужой так называемой гостевой сети будем предполагать что услуга роуминга абоненту разрешена. По номеру IMSI VLR гостевой сети определяет домашнюю сеть и запрашивает ее HLR.
45266. GSM. Обновление местоположения. Аутентификация и защита 91.5 KB
  Обновление местоположения. Один из вариантов определения местоположения периодически сообщать о расположении объектов в каждой соте. Другой крайний случай уведомлять систему при изменении местоположения мобильной станции широковещательным сообщением. Компромиссное решение используемое в GSM оповещение о местоположении при смене группы сот в зоне местоположения приводящей к ухудшению связи.
45267. GSM. Передача соединения (хэндовер). Роуминг 169 KB
  Переключение каналов между базовыми станциями контролируемыми разными BSC но одним MSC. Переключение каналов между базовыми станциями за которые отвечают не только разные BSC но и разные MSC. Варианты хэндовера В общем случае проведение хэндовера задача MSC. Но в двух первых случаях называемых внутренними хэндоверами чтобы снизить нагрузку на коммутатор и служебные линии связи процесс смены каналов управляется BSC а MSC лишь информируется о происшедшем.