92545

Судебник 1550 года

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Судебник 1550 г. («Царский судебник») был принят в 1 годы правления Ивана IV Грозного. Предпосылками его появления стали реформы Ивана Грозного и несовершенство Судебника 1497 г., так как в нем не были прописаны нормы, регулирующие новые политические и социально-экономические процессы, происходившие в государстве.

Русский

2015-08-03

17.88 KB

0 чел.

Судебник 1550 гг.

Судебник 1550 г. («Царский судебник») был принят в 1 годы правления Ивана IV Грозного. Предпосылками его появления стали реформы Ивана Грозного и несовершенство Судебника 1497 г., так как в нем не были прописаны нормы, регулирующие новые политические и социально-экономические процессы, происходившие в государстве.

Источники Судебника 1550 г.:

• статьи Судебника 1497 г.;

• утраченный Судебник князя Василия III Ивановича, отца Ивана IV Грозного;

• именные царские указы;

• законодательные акты Боярской думы и Земских соборов;

• обычаи, судебная практика.

Судебник состоял из статей (систематизированы они были по нормам права) и глав (их было около сотни).

В нем запрещалась выдача тарханных (освобождающих от уплаты налогов) грамот. Появился принцип обратной силы закона. Был установлен порядок внесения дополнений в данный судебный акт.

Устанавливались строгие уголовные наказания для судей за превышение должностных полномочий, несправедливые приговоры и за отказ в правосудии; четко регламентировалась деятельность выборных старост и целовальников в суде наместников, «судных мужей» в судопроизводстве.

Расширился розыскной процесс, появился сословный принцип наказаний. Теперь и холопы стали привлекаться к ответственности. Был определены формы вины.

Виды наказаний, по Судебнику 1550 г.: — смертная казнь; — торговая казнь (битье кнутом); — устрашение и изоляция преступника (тюремное заключение);

— членовредительные наказания (урезание ушей, языка, клеймение); — штрафы и денежные взыскания. Появляются новые составы преступлений: — подлог судебных актов; — мошенничество и др.

Гражданско-правовые институты, по Судебнику 1550 г.: 0 право выкупа вотчины;

• новый порядок обращения в холопство;

• право собственности;

• договорное право;

• обязательственное право и т.д.

Выросли роль центральных судебных органов и значение великокняжеского суда. Увеличилось число деяний, называемых преступными. Тяжесть наказания была поставлена в зависимость от социальной принадлежности потерпевшего.

В судебном процессе различают две формы:

1) судебный поединок — состязательный процесс при ведении гражданских и менее тяжких уголовных дел;

2) розыскной процесс применялся в серьезных уголовных делах: государственных преступлениях, убийстве, разбое.

Применялась новая процессуальная мера — повальный обыск — массированный допрос местного населения с целью выявить очевидцев преступления и провести процедуру «облихования».

Приказы в качестве судебной инстанции становятся основной формой центрального суда. Судебные дела должны были решаться единогласно, а в случае отсутствия такового докладываться государю. Все более распространяется практика суда «лучших людей».

Появились вышестоящие суды: государь, Боярская дума и наместник с «боярским судом». Они были вправе пересмотреть решение нижестоящих судов (исключением был церковный суд). Контроль со стороны местного населения осуществляли дворский и староста.

Судебник 1550 г. кроме кодификации выработал и закрепил принцип последующей систематизации нормативных актов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57606. Про що можна довідатися з сімейного фотоальбому. Родинне дерево 167 KB
  Мета: розкрити зміст науки генеалогія значення поняття родинне дерево; розвивати вміння роботи з фото джерелами створювати родинне дерево та визначити їх роль у роботі дослідників...
57608. Возникновение Запорожской Сечи 120 KB
  Уметь доказать что казачество явление мировой истории. Воспитать в себе чувство гордости за свой народ породивший такую силу как казачество. Казачество как явление мировой истории. Домашнее задание: Подобрать материал доказывающий что казачество мировое явление.
57609. Передумови та початок національно-визвольної війни українського народу в середині XVII ст 288 KB
  Мета: з’ясувати передумови причини та характер війни; розкрити роль Богдана Хмельницького в підготовці та початку національновизвольної війни; розвивати вміння учнів аналізувати історичні джерела працювати над вивченням історичних подій за алгоритмом працювати самостійно з довідковою літературою...
57610. Війна радянської Росії з УНР і проголошення незалежності Української Народної Республіки 40 KB
  Очикувані результати: після уроку учні аналізуватимуть події кінця 1917 – початку 1918 рр.; дізнаються про плани більшовиків щодо долі України; за допомогою історичної карти зможуть відтворити хід першої ра дянсько–української війни...
57611. Історія як навчальний предмет і наука 569 KB
  Мета: створити початкове уявлення про історію як навчальний предмет і науку; зацікавити новим навчальним предметом; ознайомити школярів з видатними вченимиісторіками України...
57612. Україна в роки правління гетьмана Івана Виговського 76 KB
  Хмельницького визначити основні засади внутрішньої і зовнішньої політики гетьмана Івана Виговського; розвивати в учнів уміння працювати з картою аналізувати текстові та візуальні історичні джерела і на основі їх робити певні висновки...
57613. Велика Вітчизняна війна (1941-1945 рр.) – складова Другої світової війни 54.5 KB
  Мета: познайомити учнів з подіями Великої Вітчизняної війни політикою загарбників на окупованих українських територіях діяльністю руху Опору на території України; вдосконалювати навички роботи з картою...
57614. ВЕРБАЛІЗАЦІЯ СТРАХУ В СУЧАСНІЙ АНГЛІЙСЬКІЙ МОВІ 322.5 KB
  Мовні засоби вираження емоції страху, а також об’єкти, які викликають у людини цю емоцію. Новизна та вибір предмета дослідження обумовлюються відсутністю детального аналізу мовних засобів, які використовуються автором у художньому тексті для вираження мовлення персонажів, які перебувають у стані страху.