92545

Судебник 1550 года

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Судебник 1550 г. («Царский судебник») был принят в 1 годы правления Ивана IV Грозного. Предпосылками его появления стали реформы Ивана Грозного и несовершенство Судебника 1497 г., так как в нем не были прописаны нормы, регулирующие новые политические и социально-экономические процессы, происходившие в государстве.

Русский

2015-08-03

17.88 KB

0 чел.

Судебник 1550 гг.

Судебник 1550 г. («Царский судебник») был принят в 1 годы правления Ивана IV Грозного. Предпосылками его появления стали реформы Ивана Грозного и несовершенство Судебника 1497 г., так как в нем не были прописаны нормы, регулирующие новые политические и социально-экономические процессы, происходившие в государстве.

Источники Судебника 1550 г.:

• статьи Судебника 1497 г.;

• утраченный Судебник князя Василия III Ивановича, отца Ивана IV Грозного;

• именные царские указы;

• законодательные акты Боярской думы и Земских соборов;

• обычаи, судебная практика.

Судебник состоял из статей (систематизированы они были по нормам права) и глав (их было около сотни).

В нем запрещалась выдача тарханных (освобождающих от уплаты налогов) грамот. Появился принцип обратной силы закона. Был установлен порядок внесения дополнений в данный судебный акт.

Устанавливались строгие уголовные наказания для судей за превышение должностных полномочий, несправедливые приговоры и за отказ в правосудии; четко регламентировалась деятельность выборных старост и целовальников в суде наместников, «судных мужей» в судопроизводстве.

Расширился розыскной процесс, появился сословный принцип наказаний. Теперь и холопы стали привлекаться к ответственности. Был определены формы вины.

Виды наказаний, по Судебнику 1550 г.: — смертная казнь; — торговая казнь (битье кнутом); — устрашение и изоляция преступника (тюремное заключение);

— членовредительные наказания (урезание ушей, языка, клеймение); — штрафы и денежные взыскания. Появляются новые составы преступлений: — подлог судебных актов; — мошенничество и др.

Гражданско-правовые институты, по Судебнику 1550 г.: 0 право выкупа вотчины;

• новый порядок обращения в холопство;

• право собственности;

• договорное право;

• обязательственное право и т.д.

Выросли роль центральных судебных органов и значение великокняжеского суда. Увеличилось число деяний, называемых преступными. Тяжесть наказания была поставлена в зависимость от социальной принадлежности потерпевшего.

В судебном процессе различают две формы:

1) судебный поединок — состязательный процесс при ведении гражданских и менее тяжких уголовных дел;

2) розыскной процесс применялся в серьезных уголовных делах: государственных преступлениях, убийстве, разбое.

Применялась новая процессуальная мера — повальный обыск — массированный допрос местного населения с целью выявить очевидцев преступления и провести процедуру «облихования».

Приказы в качестве судебной инстанции становятся основной формой центрального суда. Судебные дела должны были решаться единогласно, а в случае отсутствия такового докладываться государю. Все более распространяется практика суда «лучших людей».

Появились вышестоящие суды: государь, Боярская дума и наместник с «боярским судом». Они были вправе пересмотреть решение нижестоящих судов (исключением был церковный суд). Контроль со стороны местного населения осуществляли дворский и староста.

Судебник 1550 г. кроме кодификации выработал и закрепил принцип последующей систематизации нормативных актов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18967. Сущность и классификация имиджа 79 KB
  Сущность и классификация имиджа Имидж – внешний образ создаваемый субъектом с целью вызвать определенное впечатление мнение отношение у других. Имидж – эмоционально окрашенный образ кого – либо/ чеголибо сложившейся в массовом сознании и способный оказать влия
18968. Понятие общественности в паблик рилейшнз 61 KB
  Понятие общественности в паблик рилейшнз Усилия специалистов PR должны быть направлены на установление двусторонних контактов с общественностью. Общественность группа людей оказавшихся в различных ситуациях осознающих неопределенность и проблемность ситуаци...
18969. Интернет-технологии, применяемые в связях с общественностью 166 KB
  Интернеттехнологии применяемые в связях с общественностью Internet представляет из себя динамично развивающееся средство представления информации и следовательно публикация сайта это сильная рекламная акция которая привлекает внимание к деятельности вашей компан...
18970. Нарушение правовых и этических норм в ходе избирательной кампании 40.5 KB
  Нарушение правовых и этических норм в ходе избирательной кампании К технологиям такого рода относятся как нарушающие букву закона так и формально не вступающие в противоречие с действующим законодательством. Объектом так называемых грязных технологий служат избира
18971. Кодексы профессионального поведения и этики ПР-специалиста 55.5 KB
  Кодексы профессионального поведения и этики ПРспециалиста Для такой специфической доверительной основанной на межличностных отношениях сферы как ПР законодательных норм бывает недостаточно. В практике ПР нередко возникают немалые противоречия между целью и эт
18972. Эффективность рекламы и связей с общественностью 101.5 KB
  Эффективность рекламы и связей с общественностью Реклама – распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице товарах идеях и начинаниях рекламная информация которая предназначена для неопределённого круга лиц и ...
18973. Создание и управление комплексом интегрированных маркетинговых коммуникаций 60.5 KB
  Создание и управление комплексом интегрированных маркетинговых коммуникаций ИМК комплекс объединяющий средства коммуникации от рекламы до упаковки позволяющее с согласованными и убедительными сообщениями обратиться к целевой аудитории. Цель: объединить разрозн...
18974. Принципы формирования, цели и задачи бренда 53 KB
  Принципы формирования цели и задачи бренда Брэнд это название термин символ или дизайн либо комбинация всех этих понятий обозначающие определенный вид товара или услуги отдельно взятого производителя либо группы производителей и выделяющие его среди товаров
18975. Фирменный стиль: понятие и содержание 40 KB
  Фирменный стиль: понятие и содержание Фирменный стиль это совокупность устойчиво воспроизводимых отличительных характеристик общения манер поведения традиций свойственных фирме позиционирующих ее в коммуникационном пространстве современной экономики. Фирменны...