92550

Начало парламентаризма в России. Государственная дума. Формирование партийной системы

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Манифест 17 октября 1905 г. стал крупным шагом по пути политических реформ. Был образован Совет министров как постоянно действующий орган. Министры отвечали за свои действия перед царём. Сохранялся Государственный совет, но теперь он получил права верхней палаты Думы.

Русский

2015-08-03

18.51 KB

0 чел.

Начало парламентаризма в России. Государственная дума. Формирование партийной системы.

Манифест 17 октября 1905 г. стал крупным шагом по пути политических реформ. Был образован Совет министров как постоянно действующий орган. Министры отвечали за свои действия перед царём. Сохранялся Государственный совет, но теперь он получил права верхней палаты Думы. Половина его членов назначалась императором, половина избиралась из дворян. Государственный совет имел право не одобрять законопроекты, предложенные Думой. Документы получали силу законов лишь после утверждения их царём. Между сессиями Думы царь мог единолично издавать указы, которые затем вносились на утверждение Думы. Ее законодательные права были невелики. Тем не менее империя перестала быть классической самодержавной монархией. Возможности для созыва и работы Думы были созданы. При всей ограниченности это был первый в истории опыт российского парламентаризма.

Государственная дума избиралась на основе избирательного закона 11 декабря 1905 г. Право голоса получило 25 млн. человек. В выборах не участвовали батраки, женщины, солдаты, матросы, учащиеся, рабочие, занятые на мелких предприятиях. Был введён возрастной (25 лет) и имущественный цензы. Выборы были многоступенчатыми, а права избирателей неравными. Голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.

27 апреля Николай II торжественно открыл Государственную думу. Главную победу на выборах одержала партия кадетов, получившая более трети всех мест. Председателем Думы избрали умеренного либерала С.М.Муромцева. Общим настроением думцев было противостояние правительству.

Через неделю после начала работы Дума приняла обращение к Николаю II. Депутаты требовали введения всеобщих выборов, создания ответственного перед Думой министерства, упразднения Горемыкина отвергло эти требования. Дума потребовала отставки правительства. Ситуация обострилась.

Большие споры вызвал в Думе аграрный вопрос. Трудовики предлагали перевести все земли в "общенародный земельный фонд". Распоряжаться фондом должны были органы местного самоуправления. Это означало национализацию земли и ликвидацию помещичьего землевладения. Дума приняла более умеренный проект закона, предложенный кадетами, согласно которому крестьяне могли за выкуп получить помещичьи земли. Думцы были уверены, что царь пойдёт на уступки. Этого не произошло.

9 июля 1906 г. новый министр внутренних дел П.А.Столыпин распустил Государственную думу. Часть депутатов выехала в Выборг. Они приняли "Выборгское воззвание", в котором призвали народ не платить налоги, не давать солдат в армию. Горемыкин вынужден был уйти в отставку. Новым председателем Совета министров стал Столыпин. Составители воззвания подверглись судебным преследованиям и потеряли возможность попасть в следующую Думу.

II Дума открылась 20 февраля 1907 г. Центральным опять стал аграрный вопрос. Предложения правительства не были поддержаны. Создалась реальная возможность принятия проекта трудовиков. Они требовали ликвидации помещичьего землевладения. В условиях спада революционных событий правительство решило перейти в наступление.

1 июня 1907 г. Столыпин потребовал исключить из Думы депутатов от социал-демократической фракции, обвинив их в подготовке военного заговора. Дума потребовала доказательств. Не дожидаясь результатов расследования, 3 июня 1907 г. Николай II объявил о роспуске Думы и введении нового избирательного закона. Изменение закона было проведено с нарушением Манифеста 17 октября и воспринято как государственный переворот.

Социал-демократическую фракцию арестовали. Новые выборы назначили на 1 ноября. Волнений и демонстраций по этому поводу не произошло. По новому избирательному закону большинство в Думе было обеспечено дворянам и предпринимателям. Представительство крестьян и национальных меньшинств сокращалось.

Первые думские опыты оказались неудачны. Ни правительство, ни две Думы не смогли найти разумный компромисс.

Факторы, влияющие на формирование партийной системы той или иной страны: уровень политической зрелости общества, его политического сознания и культуры; исторические традиции; национальный состав; религиозная ситуация; расстановка социально-классовых сил и т. п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57514. Соціально-економічний розвиток українських земель у І половині ХVІІ століття 41.5 KB
  Мета: розглянути процес зростання магнатського землеволодіння, зростання міст; розвивати вміння узагальнювати матеріал; виховувати інтерес до предмету.
57515. Реформи адміністративно-полiтичного управління 60—70-х років ХІХ ст. у підросійській Україні 91 KB
  Реформи адміністративнополiтичного управління 60 70х років ХІХ ст.у Російській імперії розуміти значення та наслідки перетворень для українського народу аналізувати історичні події та давати характеристику історичним постатям того часу; розвивати історичне мислення учнів та вміння порівнювати реформи минулого з сучасними перетвореннями сприяти критичному осмисленню минулого...
57516. Наш край у I половині ХІХ століття 82 KB
  Мета уроку: Сприяти оволодінню учнями програмовим матеріалом із визначеної теми Самостійно структурувати зміст уроку, складати опорний конспект, аналізувати та узагальнювати історичні факти, визначати зв’зки між ними, їх причини, сутність, наслідки та значення.
57517. Внутрішня і зовнішня політика Павла Скоропадського 37.5 KB
  Внутрішня і зовнішня політика Павла Скоропадського. Як гетьман ставився до української національної справи 29 квітня 1918останній день правління УЦР і початок правління гетьманату Скоропадського. Саме так одним з факторів приходу Скоропадського до влади стала підтримка з боку окупаційних військ.
57518. Люблінська унія 66 KB
  Мета: визначити передумови обєднання Великого князівства Литовського та Польського королівства в одну державу та наслідки, які мала ця подія для українських земель...
57519. Гетьманщина та землі Правобережної України наприкінці XVII - на початку XVIII століття 57 KB
  Мазепи; звернути увагу учнів на намагання І. Мазепи в цих мовах зберегти українську державу не допустити розколу в українських землях; формувати в учнів уміння аналізувати й узагальнювати історичні явища та події...
57520. Святая моя Киевская Русь 46.5 KB
  Цели урока: познакомить учащихся с событиями крещения Руси методами крещения. Как вы думаете о чем сегодня у нас пойдет речь Правильно Сегодня мы поговорим об очень важной дате...
57521. Знайомство з історією 52 KB
  Обладнання: зразки історичних джерел карта України портретні зображення видатних українських істориків. У 5 класі ви почали вивчати новий предмет Введення в історію України.
57522. Особливості розвитку культури України другої половини XVIII століття 80 KB
  Тема: Особливості розвитку культури України другої половини XVIII століття Навчальні цілі: охарактеризувати стан розвитку української культури XVIII століття; ознайомити учнів з основними культурними діячами вивченої епохи та їхніми здобутками; Розвивати в учнів уміння аналізувати та систематизувати матеріал робити висновок удосконалювати навички роботи з джерелами знань давати історичну характеристику діячам культури; Сприяти патріотичному вихованню учнів а також виховувати в них естетичні смаки та уподобання; Очікувані...