92552

Изменения политической системы и системы государственного управления после октябрьской революции 1917 года

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Переход власти в руки Советов 25 октября с юридической точки зрения выглядит весьма спорным и неоднозначным. Данный акт был оформлен и законодательно закреплен II Съездом Советов рабочих и солдатских депутатов который не имел в ночь заседания необходимого кворума 2 3 от общего числа прибывающих делегатов.

Русский

2015-08-03

25.62 KB

0 чел.

Изменения политической системы и системы государственного управления после октябрьской революции 1917г.

Переход власти в руки Советов 25 октября с юридической точки зрения выглядит весьма спорным и неоднозначным. Данный акт был оформлен и "законодательно" закреплен II Съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, который не имел в ночь заседания необходимого кворума - 2/3 от общего числа прибывающих делегатов.

Тем не менее, с формально-юридической точки зрения даже, если II съезд Советов рабочих и солдатских депутатов набрал бы необходимый кворум при голосовании за переход власти к Советам, законность данного решения была бы в высшей степени сомнительна, поскольку на данный момент не учитывала позицию Советов крестьянских депутатов, объединявших подавляющую часть населения страны (в 1917 г. крестьянство в России составляло 73% населения страны). Таким образом, провозглашение Советской власти в России 25 октября 1917 г. произошло отнюдь не де-юре, а де факто.

Первые акты принятые II съездом СР и СД носили декоративно-декретивный характер. Так, в обращении "Рабочим, солдатам и крестьянам" провозглашался переход государственной власти в стране к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Примечательно, что съезд высказался за передачу власти, в то время как последние выступали против этого и игнорировали приглашения на съезд.

В обращении определялась политическая программа нового правительства, выражавшаяся в следующих первоочередных мероприятиях:

* установление всеобщего мира;

* передача (безвозмездная) всех земель (за исключением надельных) крестьянству в лице государственных органов - земельных комитетов;

* демократизации армии;

* установление рабочего контроля над производством.

Декрет о мире - декларировал стремление России к заключению скорейшего мира без аннексий и контрибуций, провозглашая тем самым основы внешнеполитической доктрины новой сласти, и одновременно призывая народы и правительства воюющих государств последовать ее примеру.

Декрет о земле - признавал в качестве нормативного акта резолюцию "О земле", вынесенную I съездом Советов крестьянских депутатов 19 мая 1917 г. В ней земля провозглашалась народным достоянием, признавалось право каждого на пользование землей, при условии ее обработки личным трудом. Декрет закреплял "социализацию" земли на основе эсеровской концепции уравнительного землепользования. Собственность государства на все земли не была закреплена, земля поступала в оперативное управление волостных земельных комитетов или уездных Советов крестьянских депутатов и обозначалось формулировкой "введение".

Следствием Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде было упразднение Временного правительства и арест его членов. Судьбу Временного правительства разделило и первое всенародное избранное Учредительное собрание, созванное 5 января 1918 г. В отличие от представительной системы выборов на съезды Советов, выборы в Учредительное собрание носили прямой характер, а само по себе оно представляло высший представительный орган, олицетворявший чаяния и волю народа, и формально имело за собой высшую юридическую силу.

Большевики, получившие на выборах в Учредительное собрание лишь 1/5 голосов, прикладывали все силы, чтобы сорвать его созыв, а когда это не удалось, то используя свое силовое преимущество, открыто разгоняли его, попутно расстреляв демонстрацию рабочих, которые выступали в поддержку Учредительного собрания. В этом проявилась характерная особенность исторического развития в России в ХХ веке, заключавшаяся в резком, главным образом, силовом преобладании исполнительных органов (власти) над законодательными, и бесцеремонность в обращении с высшими представительными органами.

С разгоном Учредительного собрания в стране была установлена Советская республика. На смену старым органам пришли новые формы организации высших органов власти в лице:

1) Всероссийских съездов Советов - как верховного законодательного органа сессионного характера.

2) Всероссийского Центрального исполнительного Комитета - высшего постоянно действующего законодательного, распорядительного органа и избираемого съездом Советов и подотчетного ему.

3) Совета народных Комиссаров (Рабоче-крестьянское правительство Российской советской республики) - исполнительно-распорядительный орган, обладавший также правом издания законов, обладавшими правом отменить или приостанавливать любое решение СНК.

Республика Советов виделась В.И. Лениным как однотипная с Парижской коммуной форма организации государственной власти, в которой выделялись следующие признаки:

1. Коренная реконструкция буржуазного государственного аппарата, образование таких органов власти, которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции вооруженной силой рабочих и крестьян.

2. Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством, превращение Советов в политическую основу государственного строя, совмещение в них функций законодательного и исполнительного органа.

3. Руководящая роль в организации государственной жизни страны принадлежит партии рабочего класса, которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства.

Советская республика рассматривалась как государственная форма диктатуры пролетариата и, в соответствии с ленинской концепцией, осуществлялась на строго классовой основе. Советы формировались после революции по принципу открытого классового представительства как советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Избирательное право послеоктябрьского периода полностью исключало участие в выборах представителей других социальных слоев страны, в том числе и интеллигенции. В тот период не существовало и равного избирательного права. Преимущество при выборах на съезды Советов представлялось городскому населению: 1 депутат от 25 тысяч городских избирателей и 1 депутат от 125 тысяч сельского населения. В ряде случаев, когда численность рабочих была незначительна, с целью достижения гегемонии пролетариата, 1 голос рабочего приравнивался к 10 и даже 100 крестьянским, и все равно добиться преобладания рабочих в Советах не удавалось.

В январе 1918 г. после разгона Учредительного собрания произошло слияние III Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов с III Всероссийским съездом крестьянских депутатов. Таким образом, они были формально объединены в рамках единого верховного органа власти. На местах также происходило объединение организаций рабочих и солдат с советами крестьянских депутатов, в некоторых местах этот процесс имел насильственный характер. Тем не менее создавалась система Советских органов снизу доверху. Весной 1918 г. шел интенсивный процесс развертывания волостных и сельских Советов крестьянских депутатов.

Создавшаяся система Советского государственного устройства отвечала главной потребности - созданию социалистического общества, основанного на государственной собственности на средства производства.

В соответствии с этим вся система Советов строилась по принципу демократического централизма, т.е. подконтрольность тех органов, которые были созданы Советами, перед депутатами этих Советов, а их самих перед избирателями.

В первой половине 1918 г. система Советской государственности приобрела следующий вид.

Высшими органами государственной власти являлись Всероссийские съезды Советов.

В промежутках между съездами их функции выполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет (не свыше 200-х человек).

Исполнительным органом ВЦИК был его Президиум, который избирался в составе 1/10 всех его членов, и проводил в жизнь постановления ВЦИК.

Нормативные акты ВЦИК принимал по результатам голосования, представляя собой, таким образом, мобильную часть (более узкий) состав Всероссийского съезда.

Совет Народных комиссаров (СНК) был высшим органом власти и государственного управления - правительством страны, подотчетным Всероссийскому съезду и ВЦИК. Законодательные акты СНК обязан был передавать на рассмотрение ВЦИК, имея права издавать декреты только в случаях не терпящих отлагательства. Таким образом, СНК в период гражданской войны был особым органом соединявшем в себе законодательные и исполнительно-распорядительные функции.

На правах наркоматов действовал Всероссийской Совет рабочего контроля (с 16.11.17), преобразованный в середине 1918 г. в наркомат Госконтроля.

Также на правах наркомата действовал Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ - с 02.12.17). Высшим органом Совета был пленум, исполнительным - президиум. Совет курировал важнейшие отрасли хозяйства возглавляемые входившими в него Главками. Первоначально же работа велась через отделы, входившие в ВСНХ, которые к 1920 г. были вытеснены Главками.

Органами государственной власти на местах являлись местные областные (до сентября 1918 г.) губернские, уездные, волостные и сельские Советы. 17.12.17 г. Наркоматом внутренних дел, курировавшим советское строительство, была выпущена инструкция о правах и обязанностях Советов, согласно которой Советы объявлялись высшими органами власти в пределах подконтрольных им территорий, и обязаны были подчиняться решениям вышестоящих Советов.

На общих собраниях Советов ставились вопросы местного управления, каждый член Совета должен был привлекаться к выполнению определенной государственной работы и делать отчеты перед избирателями не реже 1 раза в 2 недели. Для решения отраслевых вопросов при Советах действовали постоянные комиссии (например: планово-бюджетная, аграрная, агитационно-просветительная, социального обеспечения, коммунального хозяйства и др.).

Постоянно действующими органами при Советах являлись Исполнительные комитеты, избираемые и подконтрольные местным съездам Советов. Вышестоящие Советы осуществляли контроль за деятельностью нижестоящих, вплоть до отмены решений низовых органов.

При исполнительных комитетах Советов создавались отраслевые отделы или комиссариаты: земледелия, юстиции, народного просвещения, здравоохранения и т.д.

Местные Советы имели право взимать в свою пользу местные налоги и облагать чрезвычайной контрибуцией имущих лиц. При Советах создавались Советы народного хозяйства Совнархозы, находившиеся под двойным подчинением - ВСНХ и местных Советов.

Система Советов, в сравнении с предшествовавшими формами управления, давала возможность прямого и широкого участия трудовых масс в государственном управлении. В селениях Советы образовывались из расчета 1 депутат на каждые 100 человек, но числом не менее 3 и не более 50 депутатов на каждое селение.

Помимо создания органов государственного управления, в этот период создавались и чрезвычайные органы в лице Военно-революционных комитетов (ВРК) и Комитетов бедноты - Комбеды.

ВРК - были сформированы при губернских, уездных и волостных Советов. С целью установления власти последних и подавления сопротивления, от кого бы оно не исходило.

Комбеды - были сформированы из деревенской бедноты в июне 1918 года с целью углубления аграрной революции в деревне и нивелирования имущественного расслоения и социальной дифференциации сельских жителей. Встретили яростное сопротивление в деревне и в октябре 1918 г. были отменены декретом ВЦИК.

Для борьбы с государственными преступлениями декретом СНК 7 декабря была создана - Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. В задачи ВЧК входило пресечение контрреволюционной и саботажной политики и действий на территории страны, со стороны кого бы они не исходили. В компетенцию комиссии входили также функции правосудия в виде предания суду революционного трибунала виновных лиц, право внесудебных репрессий, в том числе расстрелов и конфискации имущества.

В структурном отношении ВЧК подразделялись на отделы:

* организационный;

* информационный;

* по борьбе с контрреволюцией и саботажем.

Во главе ВЧК стоял президиум: в составе председателя, 2-х заместителей и 2-х секретарей. На местах ЧК создавалась при каждом областном и губернском Совете, в приграничной полосе, в стратегических пунктах.

Одним из первых решений II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов было создание Комитета по военным и морским делам. Вслед за этим началась чистка офицерского корпуса армии, устранявшая офицеров не разделявших идеологию нового правительства, либо препятствовавшей ей. 16 декабря 1917 г. СНК принял декреты "Об уравнении всех военнослужащих в правах" и "О выборном начале и об организации власти в армии".

Однако на практике выборные командиры отнюдь не всегда могли обеспечить боеготовность частей и соединений, что заставило в условиях начавшейся гражданской войны вернуться к единоначалию и отказаться от комплектования войск по принципу добровольности, вследствие невозможности в таких условиях создания боевых резервов и отсутствия системы подготовки пополнений.

Вследствие этого декретом ВЦИК от 29 мая 1918 г. было объявлено об обязательном наборе в армию. 5-й Всероссийский съезд Советов в июне 1918 г. в постановлении "О строительстве Красной Армии" установил всеобщую обязательную воинскую повинность трудящихся в возрасте от 18 до 40 лет, отменил выборность командного состава, подтвердил принцип единоначалия, подчеркнул необходимость широкого использования знаний военных специалистов из числа генералов и офицеров.

В годы гражданской войны пограничные войска охраняли лишь незначительные участки государственной границы (например - Карельский перешеек), поскольку подавляющая часть территории страны была изрезана на подвижной линией фронтов. Войсковая охрана сочеталась с оперативной деятельностью созданных в 1918 г. пограничных отрядов ВЧК.

Российская Советская республика возникла как унитарное государство. Однако в решениях уже II съезда Советов был заложен принцип самоопределения наций. Третий Всероссийский съезд Советов в январе 1918 г. провозгласил федеративное устройство Российской Советской республики, приняв декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77885. Залог как способ обеспечения исполнения обязательств 28 KB
  Общие признаки: носят имущественный характер то есть интересы кредитора удовлетворяются за счет имущества должника; направлены на обеспечение удовлетворения интересов кредитора которое состоит в надлежащем исполнении ему обязательства; между должником и кредитором чаще всего существует два обязательства; возникает на основании закона или договора...
77886. Понятие и виды гражданско-правовых договоров 28.5 KB
  Свобода договора: недопущение понуждения к заключению договора; свобода выбора партнера при заключении договора; свобода участников гражданского оборота в выборе вида договора; свобода усмотрения сторон при определении условий договора кроме условий которые предусмотрены законом. Значение договора: договор представляет собой одно из самых уникальных правовых средств в рамках которого интерес каждой стороны в принципе может быть удовлетворен лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны; договор...
77887. Формы и способы заключения договоров. Содержание гражданско-правовых договоров 31.5 KB
  Содержание гражданскоправовых договоров Содержание договора – условия на которых достигнуто соглашение сторон: существенные – условия которые необходимы и достаточны для заключения договора. Во-первых являются условия о предмете договора. Они включаются в текст договора по усмотрению сторон. Однако в отличие от обычных они приобретают юридическую силу лишь в случае включения их в текст договора.
77888. Договор купли-продажи. Обязанности 35 KB
  Продавец обязан передать товар в собственность покупателю надлежащего качества количества комплектности со всеми документами и принадлежностями если отказывается то предоставляется разумный срок не передал – покупатель вправе отказаться от договора установленные законном или договором сроки пригодный для целей для которых товар такого рода обычно используется; товар свободный от 3 лиц либо уведомить покупателя об обременении данного товара....
77889. Договор дарения 30.5 KB
  Договор дарения Договором дарения называется договор по которому одна сторона даритель безвозмездно передает или обязуется передать определенное имущество другой стороне одаряемому либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. В отношении договоров дарения с участием юридических лиц ГК также предусматривает ряд специальных ограничений. Другое ограничение касается дарения вещей принадлежащих юридическому лицу на праве хозяйственного ведения или оперативного управления....
77890. Договор ренты 29 KB
  Договор ренты По договору ренты одна сторона получатель ренты передает другой стороне плательщику ренты в собственность имущество а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме. Реальный односторонний возмездный Возникающие из договора ренты отношения носят длительный стабильный а при пожизненном содержании с иждивением – и доверительный характер. Форма подлежит...
77892. Сравнительный анализ договора найма 34 KB
  Сравнительный анализ договора найма По договору найма – одна сторона – собственник жилого помещения или управомоченное им лицо наймодатель – обязуется предоставить другой стороне нанимателю жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. помещением при перемене собственника этого помещения. Переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. Наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания...