92555

Развитие государственной системы в первой половине 19 в. Попытки реформ Александра I и Николая I

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Два из них были новыми и не имели предшественников это Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения. Были учреждены следующие министерства: 1 Министерство военных сухопутных сил; 2 Министерство военных морских сил; 3 Министерство иностранных дел; 4 Министерство внутренних дел впервые было учреждено подобное ведомство...

Русский

2015-08-03

21.35 KB

0 чел.

Развитие государственной системы в первой половине 19в. Попытки реформ Александра I и Николая I.

В 1-ой пол. XIX в. Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией. Кризис крепостничества, рост капиталистических отношений, усиление классовой борьбы в стране - все это заставляло царизм уделять значительное внимание укреплению государственного аппарата, приспосабливать его к новым условиям.

Центральные органы власти и управления. Во главе громадного и разветвленного государственного аппарата по-прежнему стоял император, наделенный всеми атрибутами абсолютного монарха. В этот период получил дальнейшее развитие Совет при императоре. Это был совещательный орган с узким составом членов. Государственный совет был учрежден царским манифестом в 1810 г. и просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 г. Членами Государственного совета (по должности или по назначению царя) являлись крупные чиновники и помещики, и общее их число колебалось в различные годы от 40 до 80 человек. Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского.

Роль Сената уменьшилась. За Сенатом в основном сохранялась роль высшего судебного учреждения страны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Тенденция дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарата усиливалась. Коллегиальная система не обеспечивала нужное царизму управление страной. В начале XIX в. и в России на смену коллегиям пришли министерства. Два из них были новыми и не имели предшественников - это Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения. В соответствии с манифестом министры должны были ежегодно представлять в Сенат отчет о своей деятельности. Число министерств и приравненных к ним учреждений увеличивалось.

С созданием министерств начал оформляться и новый орган - Комитет министров. В 1812 г. Комитет министров получил законодательное оформление.

В 1802 г. Александр I (1777-1825) своим Манифестом об образовании министерств заменил коллегиальный принцип принятия решений в органах центрального управления на принцип единоначалия, а коллегии - министерствами. Были учреждены следующие министерства:

1) Министерство военных сухопутных сил; 2) Министерство военных морских сил; 3)Министерство иностранных дел; 4) Министерство внутренних дел (впервые было учреждено подобное ведомство); 5) Министерство юстиции. Первым министром юстиции России стал Г.Р. Державин. Министр юстиции теперь по должности становится генерал-прокурором; 6) Министерство финансов; 7) Министерство коммерции; 8) Министерство народного просвещения (также впервые).

В 10-х гг. XIX в. существовало также Министерство полиции. Для координации деятельности министерств в 1802 г. был учрежден и Комитет министров, чем были значительно урезаны функции Сената.

Несколько позже Александр I одобрил подготовленные М.М. Сперанским Общее учреждение министерства (1810) и Положение о Комитете министров (1812). Данные акты являлись регламентами деятельности, соответственно, любого из министерств и Комитета министров.

В 1810 г. Александром I был учрежден Государственный совет, который просуществовал в России вплоть до 1917 г. У Государственного совета первоначально были законосовещательные функции. Государственный совет делился на следующие департаменты: департамент закона, департамент гражданских и духовных дел, военный департамент, финансовый департамент.

При Александре I Государственный совет занимался следующими вопросами: разработка плана финансовых преобразований с последующим представлением императору (1810); обсуждение плана преобразования Сената, предложенного М.М. Сперанским (1811); разработка проектов гражданского и уголовного уложений на основе наполеоновских кодексов (1812); вопросы создания особого совета кредитных установлений и Коммерческого банка (1816) и пр.

Усиление реакции при Николае I. Царская канцелярия. Третье отделение.

При восшествии на престол и после расправы с декабристами новый император Николай I опубликовал Манифест (июль 1826 г.); в котором намечались пути развития русской государственности и ряд идей которого был определенно заимствован из программ и проектов самих декабристов и сформулирован под влиянием П.М. Карамзина.

Актуальные проблемы государственного переустройства были изложены в особой записке: необходимо даровать «ясные законы», сформулировать систему скорого судопроизводства, укрепить финансовое положение дворянства, развивать торговлю и промышленность на основе устойчивого законодательства, улучшить положение земледельцев, упразднить торговлю людьми, развивать флот и морскую торговлю и т.д. Декабристские требования указывали императору на наиболее явные и назревшие нужды в государстве, консервативные идеи Карамзина - на наиболее приемлемые пути их решения. Вместе с тем наиболее радикальные консерваторы и реакционеры (Аракчеев и Фотий) были устранены из ближнего круга императора.

М.М. Сперанскому, ставшему умеренным консерватором, в 1826 г. было поручено руководство комиссией законов, вскоре преобразованной во Второе отделение Собственной Его Величества канцелярии.

Канцелярия. В 20-х гг. XIX в. Государственный совет утратил свою монополию на законотворчество. С 1826 г. эта работа сосредоточилась в Собственной Его Величества канцелярии, специальных комитетах и министерствах. Собственная Его Величества канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления. Канцелярия состояла из шести отделений.

Первое отделение контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников.

Второе отделение осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики.

Третье отделение, созданное для руководства борьбой с государственными преступлениями, состояло из восьми отделов: первый ведал сбором данных полиции по вопросам, подведомственным отделению, второй осуществлял контроль за деятельностью религиозных сект и раскольников, третий занимался вопросами подделки денег и ценных бумаг, четвертый осуществлял организацию работы по надзору за определенными категориями граждан, пятый руководил административной высылкой поднадзорных, шестой осуществлял наблюдательное производство за местами лишения свободы, седьмой организовывал наблюдение за иностранными гражданами, восьмой занимался статистическими исследованиями и обобщениями.

Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

Пятое отделение было специально создано для подготовки проекта реформы по управлению государственными крестьянами.

Шестое отделение занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.

Упор на охранительное направление во внутренней политике сочетался у Николая I с мерами по устранению слабых сторон политического режима и снятию напряжения в важнейших узлах общественной системы. Ключевым оставался крестьянский вопрос. Николай I не был сторонником крепостничества, но считал, что к его ликвидации следует идти постепенно, неуклонно ограничивая сферы крепостного права и не ущемляя при этом интересов помещиков.

В царствование Николая I было создано 10 секретных комитетов по рассмотрению крестьянского вопроса. Однако их проекты так и не были реализованы.

Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал разработанный Киселевым указ 1842 г. "Об обязанных крестьянах": помещики могли по соглашению с крестьянами, без выкупа, предоставить им личную свободу и наследственный земельный надел, но при условии платы или выполнения повиностей.

Положительным результатом деятельности Николая I было осуществленная по его указанию кодификация законов. В результате было упорядочено запутанное и противоречивое российское законодательство, включавшее множество устаревших законов. Эта работа была осуществлена под руководством возвращенного из ссылки М.Сперанского. в результате было опубликовано "Полное собрание законов Российской империи", начиная с Соборного Уложения 1649 г.. Оно включало 45 томов и 15 томов составил "Свод законов" в котором были помещены только действующие законы, отвечавшие реальному положению дел в стране.

Однако намерение Сперанского создать принципиально новую систему законодательства не получило поддержки и не было реализовано.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21470. Пример одночастотного лазерного интерферометра Майкельсона. Абсолютный баллистический гравиметр 10.6 MB
  3 Принцип определения ускорения свободного падения На практике калибруются только частота длина волны лазерного излучения и частота встроенного опорного стандарта частоты для измерения интервалов времени.1 нм что равно 1 17 от длины волны 633 нм лазерного излучения.5 Направления применения гравиметрической информации g Corrections: instrumentl nd geophysicl tides ocen loding polr motion Motion eqution of freeflling body in the grvity field: TTL signl longperiod seismometer or ctive vibroisoltion system t 633 nm or 532 nm FG5216...
21471. Волоконный гироскоп 412 KB
  Принцип действия оптического гироскопа основан на эффекте Саньяка Рис. При радиусе оптического пути время достижения расщепителя лучей светом движущимся по часовой стрелке выражается как 1 в противоположном направлении 2 где с скорость света. Она не зависит от формы оптического пути положения центра вращения и коэффициента преломления. Структурные схемы гироскопов на эффекте Саньяка r и l частота генерации света с правым и левым вращением;  время необходимое для однократного прохождения светом...
21472. Оптическая мышка 277 KB
  До появления этих мышей да и еще долго после этого большинство массовых компьютерных грызунов были оптомеханическими перемещения манипулятора отслеживались оптической системой связанной с механической частью двумя роликами отвечавшими за отслеживание перемещения мыши вдоль осей Х и Y; эти ролики в свою очередь вращались от шарика перекатывающегося при перемещении мыши пользователем. На основании анализа череды последовательных снимков представляющих собой квадратную матрицу из пикселей разной яркости интегрированный DSP...
21473. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЗИОЛОГИИ И ПАТОЛОГИИ ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНОГО ОБМЕНА 213.5 KB
  Общее количество жидкости в организме: л=кг веса тела х 06 мужчины х 05 женщины Внеклеточное пространство: л=кг веса тела х 02 Внутрисосудистое: л=кг веса тела х 0043 Внутриклеточное пространство л=общее количество жидкости в организме л внеклеточное пространство Таблица 3 Внеклеточная трансцеллюлярная жидкость: средние концентрации электролитов неэлектролитов и рН в спинномозговой жидкости рН Электролиты ммоль л N K C2 Cl HCO3 глюкоза ммоль л Молочная ктк ммоль л 74 146 35 15 125 25 28 7 167 Таблица 4...
21474. Реаниматрологическая помощь при термической травме 160 KB
  Schievens 1936 в эксперименте на животных показал что 2 4 ч после обширных ожогов объем циркулирующей крови составлял 42 61 от исходного. 1942 и Stockis 1943 характеризуется снижением объема циркулирующей крови. Снижение активного внеклеточного пространства и соответственно объема циркулирующей крови находится в прямой зависимости от размера поражения. Гиповолемия и связанная с ней гемоконцентрация в значительной мере изменяют динамическую вязкость и суспензионную стабильность крови и условие её прохождения через микроциркуляторное...
21475. Организация анестезиологической и реаниматологической помощи на этапе квалифицированной медици-нской помощи 255 KB
  Квалифицированная хирургическая и терапевтическая медицинская помощь. Особенности оказания квалифицированной медицинской помощи в рамках медицинского обеспечения соединений в наступательной операции. Особенности оказания квалифицированной медицинской помощи в рамках медицинского обеспечения соединений действующих в отрыве от главных сил армии.
21476. Организация анестезиологической и реаниматологической помощи на этапе специализированной медицинской помощи 248.5 KB
  Документы медицинского учета ОАРИТ ВПГ Общие сведения о работе ВПХГ. ЛЕКЦИЯ Тема: Организация анестезиологической и реаниматологической помощи на этапе специализированной медицинской помощи ОРГАНИЗАЦИЯ АНЕСТЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И РЕАНИМАТОЛГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ГОСПИТАЛЬНОЙ БАЗЕ На этапе специализированной медицинской помощи анестезиологическое и реаниматологическое обеспечение возлагается на ведущих анестезиологов госпитальных баз и на персонал отделений анестезиологии и интенсивной терапии ОАИТ госпиталей. Тяжесть состояния...
21477. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНОЙ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЙ РАБОТЫ 72.5 KB
  В настоящее время сформирована система научной медицинской и медикотехнической информации: ВИНИТИ Всероссийский институт научной и технической информации; ГЦНМБ Государственная центральная медицинская библиотека; МРЖ Медицинский реферативный журнал издаваемый ВНИИМИ с 1957 года. ВНТИЦ Всероссийский научнотехнический информационный центр Министерства науки и технической политики РФ издает сборники рефератов научноисследовательских и опытноконструкторских работ НИР и ОКР в нем публикуются рефераты отчетов о...
21478. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ (КАБИНЕТА) ГБО 79.5 KB
  Требования безопасности Организация работы отделений ГБО в лечебных учреждениях ВС России основывается на требованиях трех руководящих документов: методических указаний Организация и проведение гипербарической оксигенации в военных госпиталях отдельных медицинс ких батальонах 1989 года Отраслевых медицинских указаний Отделения гипербарической оксигенации правила эксплуатации и ремонта ОМУ 42212688 1991 года Отраслевых медицинских указаний Аппараты гипербарической оксигенации правила эксплуатации и ремонта ОМУ...