92555

Развитие государственной системы в первой половине 19 в. Попытки реформ Александра I и Николая I

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Два из них были новыми и не имели предшественников это Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения. Были учреждены следующие министерства: 1 Министерство военных сухопутных сил; 2 Министерство военных морских сил; 3 Министерство иностранных дел; 4 Министерство внутренних дел впервые было учреждено подобное ведомство...

Русский

2015-08-03

21.35 KB

0 чел.

Развитие государственной системы в первой половине 19в. Попытки реформ Александра I и Николая I.

В 1-ой пол. XIX в. Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией. Кризис крепостничества, рост капиталистических отношений, усиление классовой борьбы в стране - все это заставляло царизм уделять значительное внимание укреплению государственного аппарата, приспосабливать его к новым условиям.

Центральные органы власти и управления. Во главе громадного и разветвленного государственного аппарата по-прежнему стоял император, наделенный всеми атрибутами абсолютного монарха. В этот период получил дальнейшее развитие Совет при императоре. Это был совещательный орган с узким составом членов. Государственный совет был учрежден царским манифестом в 1810 г. и просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 г. Членами Государственного совета (по должности или по назначению царя) являлись крупные чиновники и помещики, и общее их число колебалось в различные годы от 40 до 80 человек. Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского.

Роль Сената уменьшилась. За Сенатом в основном сохранялась роль высшего судебного учреждения страны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Тенденция дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарата усиливалась. Коллегиальная система не обеспечивала нужное царизму управление страной. В начале XIX в. и в России на смену коллегиям пришли министерства. Два из них были новыми и не имели предшественников - это Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения. В соответствии с манифестом министры должны были ежегодно представлять в Сенат отчет о своей деятельности. Число министерств и приравненных к ним учреждений увеличивалось.

С созданием министерств начал оформляться и новый орган - Комитет министров. В 1812 г. Комитет министров получил законодательное оформление.

В 1802 г. Александр I (1777-1825) своим Манифестом об образовании министерств заменил коллегиальный принцип принятия решений в органах центрального управления на принцип единоначалия, а коллегии - министерствами. Были учреждены следующие министерства:

1) Министерство военных сухопутных сил; 2) Министерство военных морских сил; 3)Министерство иностранных дел; 4) Министерство внутренних дел (впервые было учреждено подобное ведомство); 5) Министерство юстиции. Первым министром юстиции России стал Г.Р. Державин. Министр юстиции теперь по должности становится генерал-прокурором; 6) Министерство финансов; 7) Министерство коммерции; 8) Министерство народного просвещения (также впервые).

В 10-х гг. XIX в. существовало также Министерство полиции. Для координации деятельности министерств в 1802 г. был учрежден и Комитет министров, чем были значительно урезаны функции Сената.

Несколько позже Александр I одобрил подготовленные М.М. Сперанским Общее учреждение министерства (1810) и Положение о Комитете министров (1812). Данные акты являлись регламентами деятельности, соответственно, любого из министерств и Комитета министров.

В 1810 г. Александром I был учрежден Государственный совет, который просуществовал в России вплоть до 1917 г. У Государственного совета первоначально были законосовещательные функции. Государственный совет делился на следующие департаменты: департамент закона, департамент гражданских и духовных дел, военный департамент, финансовый департамент.

При Александре I Государственный совет занимался следующими вопросами: разработка плана финансовых преобразований с последующим представлением императору (1810); обсуждение плана преобразования Сената, предложенного М.М. Сперанским (1811); разработка проектов гражданского и уголовного уложений на основе наполеоновских кодексов (1812); вопросы создания особого совета кредитных установлений и Коммерческого банка (1816) и пр.

Усиление реакции при Николае I. Царская канцелярия. Третье отделение.

При восшествии на престол и после расправы с декабристами новый император Николай I опубликовал Манифест (июль 1826 г.); в котором намечались пути развития русской государственности и ряд идей которого был определенно заимствован из программ и проектов самих декабристов и сформулирован под влиянием П.М. Карамзина.

Актуальные проблемы государственного переустройства были изложены в особой записке: необходимо даровать «ясные законы», сформулировать систему скорого судопроизводства, укрепить финансовое положение дворянства, развивать торговлю и промышленность на основе устойчивого законодательства, улучшить положение земледельцев, упразднить торговлю людьми, развивать флот и морскую торговлю и т.д. Декабристские требования указывали императору на наиболее явные и назревшие нужды в государстве, консервативные идеи Карамзина - на наиболее приемлемые пути их решения. Вместе с тем наиболее радикальные консерваторы и реакционеры (Аракчеев и Фотий) были устранены из ближнего круга императора.

М.М. Сперанскому, ставшему умеренным консерватором, в 1826 г. было поручено руководство комиссией законов, вскоре преобразованной во Второе отделение Собственной Его Величества канцелярии.

Канцелярия. В 20-х гг. XIX в. Государственный совет утратил свою монополию на законотворчество. С 1826 г. эта работа сосредоточилась в Собственной Его Величества канцелярии, специальных комитетах и министерствах. Собственная Его Величества канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления. Канцелярия состояла из шести отделений.

Первое отделение контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников.

Второе отделение осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики.

Третье отделение, созданное для руководства борьбой с государственными преступлениями, состояло из восьми отделов: первый ведал сбором данных полиции по вопросам, подведомственным отделению, второй осуществлял контроль за деятельностью религиозных сект и раскольников, третий занимался вопросами подделки денег и ценных бумаг, четвертый осуществлял организацию работы по надзору за определенными категориями граждан, пятый руководил административной высылкой поднадзорных, шестой осуществлял наблюдательное производство за местами лишения свободы, седьмой организовывал наблюдение за иностранными гражданами, восьмой занимался статистическими исследованиями и обобщениями.

Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

Пятое отделение было специально создано для подготовки проекта реформы по управлению государственными крестьянами.

Шестое отделение занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.

Упор на охранительное направление во внутренней политике сочетался у Николая I с мерами по устранению слабых сторон политического режима и снятию напряжения в важнейших узлах общественной системы. Ключевым оставался крестьянский вопрос. Николай I не был сторонником крепостничества, но считал, что к его ликвидации следует идти постепенно, неуклонно ограничивая сферы крепостного права и не ущемляя при этом интересов помещиков.

В царствование Николая I было создано 10 секретных комитетов по рассмотрению крестьянского вопроса. Однако их проекты так и не были реализованы.

Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал разработанный Киселевым указ 1842 г. "Об обязанных крестьянах": помещики могли по соглашению с крестьянами, без выкупа, предоставить им личную свободу и наследственный земельный надел, но при условии платы или выполнения повиностей.

Положительным результатом деятельности Николая I было осуществленная по его указанию кодификация законов. В результате было упорядочено запутанное и противоречивое российское законодательство, включавшее множество устаревших законов. Эта работа была осуществлена под руководством возвращенного из ссылки М.Сперанского. в результате было опубликовано "Полное собрание законов Российской империи", начиная с Соборного Уложения 1649 г.. Оно включало 45 томов и 15 томов составил "Свод законов" в котором были помещены только действующие законы, отвечавшие реальному положению дел в стране.

Однако намерение Сперанского создать принципиально новую систему законодательства не получило поддержки и не было реализовано.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12037. Валютный рынок Республики Казахстан 336.5 KB
  Содержание. Введение..3 1. Валютный рынок сущность понятие и основной элемент валютного рынка...5 1.1. Основная характеристика валютного рынка его участники
12038. Маркетинг банковских услуг на примере Россельхозбанка 328 KB
  54 Содержание: Введение.3 1. Обобщенная схема процесса осуществления маркетинга банковских услуг.6 1.1 Услуги коммерческих банков...
12039. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИИ 316 KB
  ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИИ 3 2ВВЕДЕНИЕ Основой успешного проведения всех экономических реформ являет ся хорошо функционирующее...
12040. Охорона і раціональне використання атмосферного повітря 883 KB
  Dивчити теоретичні основираціонального ресурсозбереження у сфері природокористування в галузі охорони атмосферного повітря, джерела атмосферного забруднення, їх вплив, види забруднювачів, зміни хімічних та фізичних параметрів атмосфери під їх дією;
12041. Напрямки роботи НБУ і самих комерційних банків по підвищенню їх фінансової стабільності 335 KB
  ЗМІСТ ВСТУП РОЗДІЛ 1. Стабільність основна умова ефективної діяльності комерційних банків 1.Регулювання роботи комерційних банків Національним банком України 2.Показники що використовуються в практиці оцінки фінансового стану комерційних банків РОЗДІЛ 2. Анал...
12042. Центральный банк Российской Федерации и его роль в регулировании банковской системы страны 264 KB
  Содержание Введение Основные этапы развития банковской системы России. Современная структура банковской системы России. Общая характеристика структуры...
12043. Организация кредитования населения в учреждениях СБ РФ 187 KB
  ПЛАН Введение Сберегательный банк РФ и его кредитная политика 1.1 Кредитная политика СБ РФ 1.2 Сущность и функции кредита 1.3 Принципы кредитования 1.4 Виды кредитов и общие условия кредито вания населения....стр.17 Организация кредитовани
12044. Риски коммерческих банков России 169 KB
  ВВЕДЕНИЕ Становление и развитие банковской системы не может не затрагивать такой стороны вопроса как наличие банковского риска. Денежный рынок относится к сфере обращения а современные российские коммерческие банки наиболее активное и мобильное звено сферы обращ
12045. Вопросы зарождения и дальнейшего совершенствования механизма функционирования фондового рынка на Украине 173 KB
  Введение €œРынок на котором происходит купляпродажа ценных бумаг называется фондовой биржей€. Этой единственной и неповторимой фразой походя как бы между прочим еще совсем недавно описывал фондовый рынок главный официальный учебник политэкономии. Хорошо впрочем...