92555

Развитие государственной системы в первой половине 19 в. Попытки реформ Александра I и Николая I

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Два из них были новыми и не имели предшественников это Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения. Были учреждены следующие министерства: 1 Министерство военных сухопутных сил; 2 Министерство военных морских сил; 3 Министерство иностранных дел; 4 Министерство внутренних дел впервые было учреждено подобное ведомство...

Русский

2015-08-03

21.35 KB

0 чел.

Развитие государственной системы в первой половине 19в. Попытки реформ Александра I и Николая I.

В 1-ой пол. XIX в. Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией. Кризис крепостничества, рост капиталистических отношений, усиление классовой борьбы в стране - все это заставляло царизм уделять значительное внимание укреплению государственного аппарата, приспосабливать его к новым условиям.

Центральные органы власти и управления. Во главе громадного и разветвленного государственного аппарата по-прежнему стоял император, наделенный всеми атрибутами абсолютного монарха. В этот период получил дальнейшее развитие Совет при императоре. Это был совещательный орган с узким составом членов. Государственный совет был учрежден царским манифестом в 1810 г. и просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 г. Членами Государственного совета (по должности или по назначению царя) являлись крупные чиновники и помещики, и общее их число колебалось в различные годы от 40 до 80 человек. Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского.

Роль Сената уменьшилась. За Сенатом в основном сохранялась роль высшего судебного учреждения страны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Тенденция дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарата усиливалась. Коллегиальная система не обеспечивала нужное царизму управление страной. В начале XIX в. и в России на смену коллегиям пришли министерства. Два из них были новыми и не имели предшественников - это Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения. В соответствии с манифестом министры должны были ежегодно представлять в Сенат отчет о своей деятельности. Число министерств и приравненных к ним учреждений увеличивалось.

С созданием министерств начал оформляться и новый орган - Комитет министров. В 1812 г. Комитет министров получил законодательное оформление.

В 1802 г. Александр I (1777-1825) своим Манифестом об образовании министерств заменил коллегиальный принцип принятия решений в органах центрального управления на принцип единоначалия, а коллегии - министерствами. Были учреждены следующие министерства:

1) Министерство военных сухопутных сил; 2) Министерство военных морских сил; 3)Министерство иностранных дел; 4) Министерство внутренних дел (впервые было учреждено подобное ведомство); 5) Министерство юстиции. Первым министром юстиции России стал Г.Р. Державин. Министр юстиции теперь по должности становится генерал-прокурором; 6) Министерство финансов; 7) Министерство коммерции; 8) Министерство народного просвещения (также впервые).

В 10-х гг. XIX в. существовало также Министерство полиции. Для координации деятельности министерств в 1802 г. был учрежден и Комитет министров, чем были значительно урезаны функции Сената.

Несколько позже Александр I одобрил подготовленные М.М. Сперанским Общее учреждение министерства (1810) и Положение о Комитете министров (1812). Данные акты являлись регламентами деятельности, соответственно, любого из министерств и Комитета министров.

В 1810 г. Александром I был учрежден Государственный совет, который просуществовал в России вплоть до 1917 г. У Государственного совета первоначально были законосовещательные функции. Государственный совет делился на следующие департаменты: департамент закона, департамент гражданских и духовных дел, военный департамент, финансовый департамент.

При Александре I Государственный совет занимался следующими вопросами: разработка плана финансовых преобразований с последующим представлением императору (1810); обсуждение плана преобразования Сената, предложенного М.М. Сперанским (1811); разработка проектов гражданского и уголовного уложений на основе наполеоновских кодексов (1812); вопросы создания особого совета кредитных установлений и Коммерческого банка (1816) и пр.

Усиление реакции при Николае I. Царская канцелярия. Третье отделение.

При восшествии на престол и после расправы с декабристами новый император Николай I опубликовал Манифест (июль 1826 г.); в котором намечались пути развития русской государственности и ряд идей которого был определенно заимствован из программ и проектов самих декабристов и сформулирован под влиянием П.М. Карамзина.

Актуальные проблемы государственного переустройства были изложены в особой записке: необходимо даровать «ясные законы», сформулировать систему скорого судопроизводства, укрепить финансовое положение дворянства, развивать торговлю и промышленность на основе устойчивого законодательства, улучшить положение земледельцев, упразднить торговлю людьми, развивать флот и морскую торговлю и т.д. Декабристские требования указывали императору на наиболее явные и назревшие нужды в государстве, консервативные идеи Карамзина - на наиболее приемлемые пути их решения. Вместе с тем наиболее радикальные консерваторы и реакционеры (Аракчеев и Фотий) были устранены из ближнего круга императора.

М.М. Сперанскому, ставшему умеренным консерватором, в 1826 г. было поручено руководство комиссией законов, вскоре преобразованной во Второе отделение Собственной Его Величества канцелярии.

Канцелярия. В 20-х гг. XIX в. Государственный совет утратил свою монополию на законотворчество. С 1826 г. эта работа сосредоточилась в Собственной Его Величества канцелярии, специальных комитетах и министерствах. Собственная Его Величества канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления. Канцелярия состояла из шести отделений.

Первое отделение контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников.

Второе отделение осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики.

Третье отделение, созданное для руководства борьбой с государственными преступлениями, состояло из восьми отделов: первый ведал сбором данных полиции по вопросам, подведомственным отделению, второй осуществлял контроль за деятельностью религиозных сект и раскольников, третий занимался вопросами подделки денег и ценных бумаг, четвертый осуществлял организацию работы по надзору за определенными категориями граждан, пятый руководил административной высылкой поднадзорных, шестой осуществлял наблюдательное производство за местами лишения свободы, седьмой организовывал наблюдение за иностранными гражданами, восьмой занимался статистическими исследованиями и обобщениями.

Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

Пятое отделение было специально создано для подготовки проекта реформы по управлению государственными крестьянами.

Шестое отделение занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.

Упор на охранительное направление во внутренней политике сочетался у Николая I с мерами по устранению слабых сторон политического режима и снятию напряжения в важнейших узлах общественной системы. Ключевым оставался крестьянский вопрос. Николай I не был сторонником крепостничества, но считал, что к его ликвидации следует идти постепенно, неуклонно ограничивая сферы крепостного права и не ущемляя при этом интересов помещиков.

В царствование Николая I было создано 10 секретных комитетов по рассмотрению крестьянского вопроса. Однако их проекты так и не были реализованы.

Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал разработанный Киселевым указ 1842 г. "Об обязанных крестьянах": помещики могли по соглашению с крестьянами, без выкупа, предоставить им личную свободу и наследственный земельный надел, но при условии платы или выполнения повиностей.

Положительным результатом деятельности Николая I было осуществленная по его указанию кодификация законов. В результате было упорядочено запутанное и противоречивое российское законодательство, включавшее множество устаревших законов. Эта работа была осуществлена под руководством возвращенного из ссылки М.Сперанского. в результате было опубликовано "Полное собрание законов Российской империи", начиная с Соборного Уложения 1649 г.. Оно включало 45 томов и 15 томов составил "Свод законов" в котором были помещены только действующие законы, отвечавшие реальному положению дел в стране.

Однако намерение Сперанского создать принципиально новую систему законодательства не получило поддержки и не было реализовано.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52061. Калинка — згадка про добре серце 96 KB
  Організація класу Слайд 1 Вчитель: Любі діти у наш клас Завітали гості щирі . Метод Мікрофон Слайд 2 А цікаво вам дізнатись Що сьогодні може статись Ну то всядьтеся зручніше – Попрацюємо скоріше Діти а до якого уроку ми приготувалися до уроку читання Що ми робимо на уроках читання читаємо; вчимося читати і переказувати; вивчаємо прислів’я приказки скоромовки і т. Слайд 3 Дихальні вправи. Слайд4...
52062. Володимир Винниченко. «Федько — халамидник». Щедрий на добро внутрішній світ героя. Федько як особистість. Образи Федька і Толі 141 KB
  Образи Федька і Толі. Образи Федька і Толі. На уроці ми з вами визначимо риси характеру Федька які вирізняють його з кола друзів – однолітків прокоментуємо їх. Порівняємо Федька і Толю зробимо відповідні висновки.
52063. Подорож. Переваги і недоліки різних видів подорожей 76.5 KB
  Travelling by plane is the fastest. You can get to many cities only in a few hours. You can stop wherever you like. During the trip you can sit comfortably in the armchair and read, eat or sleep. During the trip you need no tickets. People can
52064. Підсумковий урок – подорож «Синоніми, антоніми, омоніми» 37.5 KB
  учні дають визначення синонімам наводять приклади; Гра Синонімічний ланцюжок І варіант – щирий ІІ варіант – казати ІІІ варіант – кричати виконання вправ за варіантами різних рівнів складності І варіант – скласти зв’язний текст з синонімічного ланцюжка ІІ варіант – відредагувати речення замінивши однокореневі слова синонімами. ІІІ варіант – Підберіть потрібне слово. Коли групи приїхали на зупинку диктор оголошував назву станції але мікрофон був зламаний і ми почули останні слова деньніч З’ясуємо яке це місто...
52065. В поисках сокровищ Луганщины 597.5 KB
  Углублять знания учащихся о родном крае; формировать представление о национальной культуре украинского народа; развивать поисковые и творческие способности учащихся, умение работать в команде, мышление, память, представление;
52066. Наука. Наукові дослідження 2.35 MB
  Наука — сфера людської діяльності, функцією якої є вироблення і систематизація об'єктивних знань про дійсність; одна з форм суспільної свідомості.
52067. Щербина В. С . Господарське право 3.87 MB
  У підручнику відповідно до програми курсу висвітлено основні правові інститути Загальної частини господарського права, а також питання правового регулювання в окремих галузях господарювання (Особлива частина) на основі Господарського кодексу України та нового Цивільного кодексу України, а також інших нормативно-правових актів господарського законодавства України. Головну увагу зосереджено на правових питаннях господарської діяльності та управління нею.
52068. Графические возможности языка программирования 129.5 KB
  Точка SetPixelxycolor Закрашивает цветом color точку с координатами x y; Отрезок Linex1y1x2y2 Рисует отрезок из точки с координатами x1y1 в точку с координатами x2y2; окружность Circlexy rdius Рисует окружность с центром в точке с координатами xy и радиусом rdius. Точки с координатами x1 y1 и x2 y2 определяют диагональные вершины прямоугольника. Начало текста в точке с координатами x y.
52069. ЭТНОГРАФИЯ. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова 2.05 MB
  Специальный раздел посвящен проблемам этнической истории народов СССР вопросам формирования новой исторической общности советского народа. Классификация народов мира. Распространенность такого представления в значительной мере связана с тем что сложившись как наука в эпоху расцвета колониализма буржуазной Европы этнография была первоначально нацелена преимущественно на изучение народов внеевропейских территорий в большинстве отстававших в своем развитии. Уже давно стала очевидна несостоятельность деления народов на исторические...