92557

Развитие уголовного права в первой половине 19 века

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Феодальный характер проявлялся прежде всего в том, что кодекс предусматривал 2 системы наказаний: Одна - для дворян, духовенства, почетных граждан и купцов; другая - для крестьян, мещан и рабочих людей (не изъятых от телесных наказаний). Помещики имели право ссылать крепостных крестьян в Сибирь, отдавать в рекруты или применять к ним телесные наказания.

Русский

2015-08-03

20.92 KB

1 чел.

Развитие уголовного права в первой половине 19в.

Новой кодификацией уголовного права занимался М.М. Сперанский, но работу завершить он не успел. Проект был рассмотрен Государственным советом, утвержден в 1845 году императором и введен в действие с 1846 года. Кодекс получил название "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных". В основном, он явился кодексом феодально-крепостнических уголовных законов, отражающих принципы буржуазного права в минимальной степени.

Феодальный характер проявлялся прежде всего в том, что кодекс предусматривал 2 системы наказаний: Одна - для дворян, духовенства, почетных граждан и купцов; другая - для крестьян, мещан и рабочих людей (не изъятых от телесных наказаний). Помещики имели право ссылать крепостных крестьян в Сибирь, отдавать в рекруты или применять к ним телесные наказания.

Кодекс определяя "преступление" не отделяет его от "проступка". Ст. 4 гласит: "Преступлением или проступком признается как самое противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исправительного законом предписано".

Уложением устанавливалось:

* формы вины;

* стадии совершения преступления;

* обстоятельства смягчающие вину и освобождающие от уголовной ответственности.

* Уголовная ответственность наступала с 7 лет. Незнание Закона не освобождало от наказания.

* Иностранцы без дипломатического иммунитета судились по Российским законам.

* Из него были выделены дела подсудные военному и духовному судам.

Система преступлений по Уложению являлась крайне сложной. Вначале шли преступления против веры. За богохульство предусматривалось лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу сроком от 12 до 15 лет. За недоносительство о богохульстве назначалось наказание - заключение в тюрьму от 6 месяцев до 1 года.

На втором месте шли государственные преступления. Покушение, преступное действие и умысел свергнуть императора карались смертной казнью (с лишением всех прав состояния). За участие в восстании предусматривалось аналогичное наказание.

Подстрекательство к бунту в письменных и печатных сочинениях каралось лишением всех прав состояния с ссылкой на каторжные работы в крепость сроком от 8 до 10 лет. При этом лицам, не освобожденных от телесных наказаний, дополнительно назначалось от 50 до 60 ударов плетью и клеймение.

В Уложении 9 разделов из 12 были посвящены охране существующего строя, где предусматривались исключительно тяжелые наказания за преступления против общественно-политического строя. Специальные разделы были выделены для борьбы с преступлениями против порядка и управления и должностным преступлением. Появилось специальное отделение "О неповиновении фабричных и заводских людей". Зачинщики забастовок подвергались аресту сроком от 3 недель до 3 месяцев, участники - от 7 дней до 3-х недель.

Насильственное завладение имуществом вооруженными людьми наказывалось лишением прав состояния и ссылкой в Сибирь. Поджег карался ЛПС и ссылкой на каторжные работы в крепость сроком от 8 до 10 лет, а за поджег церкви или здания членов семьи императора - до 20 лет.

Система наказаний была также крайне сложной. Различались наказания уголовные и исправительные.

К уголовным относились:

* смертная казнь;

* каторжные работы на рудниках от 4 до 20 лет или бессрочно;

* ссылка на поселение в Сибирь или за Кавказ.

Все эти наказания сопровождались лишением прав состояния, которое состояло в:

* потере сословных прав;

* прекращение "прав семейственных";

* утере прав собственности.

ЛПС сопровождалось всегда лишением почетных титулов, чинов, орденов и других знаков отличия.

К исправительным наказаниям относились:

* ссылка и потеря всех особенных прав и преимуществ;

* отдача в исправительные арестантские роты;

* заключение в крепость, тюрьму, смирительные дома (или работные);

* краткий арест;

* выговор в присутствии суда;

* денежные взыскания.

Уложение отменяло наказание кнутом и предусматривало следующие телесные наказания:

* наложение клейм;

* наказание плетьми, шпицрутенами, палками и розгами;

* заключение в оковы;

* бритье половины головы заключенным.

Престарелым лицам (ст. 70 лет) телесные наказания не назначались, каторжные работы заменялись ссылкой в Сибирь.

Процесс в первой половине ХIХ в. оставался розыскным, инквизиционным, основанным на теории формальных доказательств. Указом 1801г. запрещались пытки при производстве расследования дел, хотя на практике запрет не соблюдался.

Возбуждение дела осуществлялось по доносу, жалобе отдельных лиц, по инициативе прокурора, стряпчих или полиции.

Прокуроры и стряпчие осуществляли надзор за следствием. После окончания следствия дело отправляется в суд. Судебного следствия, как части судебного разбирательства не существовало. Дело докладывал один из членов суда или секретарь. Обвиняемый вызывался в суд лишь для выяснения вопроса о том, применялись к нему недозволенные приемы при производстве следствия. Он являлся по существу не субъектом, а объектом процесса.

В системе доказательств сохранялось деление их на совершенные и несовершенные. (с 1786г. краткое изображение процессов и судебных).

К совершенным относились:

* собственное признание обвиняемого, сделанных в суде;

* письменные доказательства, признанные им;

* заключение медицинских экспертов;

* совпадение показаний 2-х свидетелей, не отведенных подсудимым.

К несовершенным относились:

* внесудебные признания обвиняемого, подтвержденного свидетелями;

* оговор им посторонних лиц;

* повальный обыск;

* показание одного свидетеля;

* улики.

Сила свидетельских показаний зависит от общественного положения свидетеля. Уложение 1845 г. прямо приписывало давать преимущество:

* мужчине перед женщиной;

* знатному перед незнатным;

* ученому перед неученым;

* духовному перед светским.

По наиболее тяжким уголовным делам суд первой инстанции составлял мнение и направлял дело в палату уголовного суда для вынесения приговора. При недостаточном количестве улик суд не выносил оправдательного приговора, а оставлял подсудимого под подозрением. Для крестьян это могло означать выселение в Сибирь по приговорам местных обществ. Не допускались в качестве свидетелей лишенных прав состояния, "не бывшие никогда у святого причастия", "те, кто от церкви отчуждены или прокляты", "отпущены на волю - против своих прежних владельцев и их детей".

Четко очерченный классовый характер вошли нормы процесса, закрепленные в разделе о судопроизводстве по наиболее опасным государственным преступлениям и преступлением против веры. Эти дела рассматривались "без промедления" (ст.1241). Для рассмотрения таких дел по указу царя могли создаваться верховные уголовные судья, состав которых назначал царь. Такой суд судил, в частности, декабристов. Если крестьяне или рабочие оказывали сопротивление войскам, приглашенным для их усмирения, то дела передавались военному суду. Приговор приводился в исполнение немедленно после утверждения губернатором или Министром внутренних дел.

Следуют отметить, что в судах процветало взяточничество, рассмотрение дел затягивалось. В судопроизводстве допускался формализм, канцелярская тайна и произвол. В процессе господствовало открытое неравенство перед законом различных социальных групп. Оно было предопределено законом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81847. Основные свойства транспортного узла 26.03 KB
  Узлы играют важную роль в организации комбинированных перевозок и совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта. В зависимости от хозяйственного профиля города можно выделить транспортные узлы обслуживающие: центры обрабатывающей промышленности центры добывающей промышленности многоотраслевые центры непромышленные и курортные центры. Классифицируются узлы и по числу взаимодействующих видов транспорта. Кроме того по расположению узлов в транспортной системе узлы бывают транзитные обслуживающие преимущественно транзитные...
81848. Значение транспорта в развитии экономики страны 26.12 KB
  Транспортный комплекс Казахстана включающий в себя железнодорожный автомобильный водный и воздушный транспорт сеть автомобильных дорог с твердым покрытием трубопроводный и городской электрический транспорт ежегодно в среднем перевозит около 400 млн.т грузов и свыше 750 млн. Транспортная система Казахстана обеспечивает перевозки в среднем в год 70 млн. угля 1415 млн.
81849. Автомобильный транспорт. Зарождение и развитие а/т, его роль в ЕТС. Достоинства и недостатки 27.23 KB
  Первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания создан в С. Выдающимся русским автоконструктором с мировым именем был Борис Григорьевич Луцкий который в начале 90х годов прошлого столетия спроектировал несколько двигателей внутреннего сгорания предназначавшихся для самодвижущихся экипажей но отечественная промышленность еще не была готова к их освоению. 1 по виду двигателя: внутреннего сгорания карбюраторные дизельные газобаллонные газотурбинные электрические солнечные 2 грузоподъемности: малый средний...
81850. Процессы взаимодействия в транспортных узлах 27 KB
  Основная масса грузовых и пассажирских перевозок осуществляется с участием 2 х и более видов транспорта. Практически вся нефть из трубопроводов передается на другие виды транспорта а автомобиль взаимодействует со всеми видами транспорта особенно велик его вес для пассажирских перевозок. Во взаимодействии различных видов транспорта должна возродиться ЕТС единая транспортная система. Взаимодействие различных видов транспорта заключается в слаженной и согласованной работе транспорта в общем перевозочном процессе.
81851. Железнодорожный транспорт. Достоинства и недостатки 27.17 KB
  Но в неё в силу природных условий входили вспомогательные субъекты – больницы школы общепит учреждения культуры и другие. В законодательном порядке определена государственная политика в области железнодорожного транспорта направленная на создание условий для удовлетворения потребностей населения и экономики страны в перевозках. Преимущества: быстрая доставка на большие расстояния; независимость от климатических условий; большая грузоподъёмность 34 тыс.
81852. Понятие о транспортно-экономических балансах 21.37 KB
  Транспортно-экономический баланс состоит из трех основных частей: баланс производства или отправления грузов их потребления или прибытия объема перевозок и транспортно-экономических связей. Оптимальные внутрирайонные и межрайонные связи являются исходной базой для определения потоков грузов по участкам транспортной сети грузооборота и средней дальности перевозок. невозможности определения коэффициента повторное перевозок; отсутствие учета объема перевозок тары и др.
81854. Морской транспорт. Роль морского транспорта в перевозочном процессе 26.92 KB
  Роль морского транспорта в перевозочном процессе. Перестройка экономики и неизбежный спад производства приватизация речных судов в основном привели к наблюдаемому практическому отсутствию этого вида транспорта в перевозочном процессе. Для возрождения речного транспорта Казахстана необходимо выполнить большие объемы работ по улучшению дна рек созданию навигационных систем судоходства регулированию сроков навигации с учетом периода нереста рыб и т. Для развития водного транспорта Казахстана особое значение имеет Каспийское море и порт Актау.
81855. Техническая политика в области специализации различный видов транспорта 28.16 KB
  Научно-техническая политика на транспорте тесно связана со структурной определение темпов пропорций и приоритетов в развитии транспортной отрасли и инвестиционной определение объема структуры и направлений капиталовложений с целью обновления основных транспортных фондов. Структурная политика направлена: на ускоренное развитие наукоемких составных частей различных видов транспорта определяющих рост производительности труда и повышение социальноэкономической эффективности транспортного производства; на свертывание неэффективных...