9256

Подведомственность гражданских дел

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Тема №9. Подведомственность гражданских дел. понятие и виды подведомственности судебная подведомственность ГД правовые последствия не подведомственности дела суду Постановление Пленума ВС РФ от 18.08.1992г. №12/12 НК, СК, ФЗ «О тре...

Русский

2013-02-27

50 KB

19 чел.

Тема №9. Подведомственность гражданских дел.

  1.  понятие и виды подведомственности
  2.  судебная подведомственность ГД
  3.  правовые последствия не подведомственности дела суду

Постановление Пленума ВС РФ от 18.08.1992г. №12/12

НК, СК, ФЗ «О третейских судах»

=1=

ГД рассматриваются различными по своей природе юрисдикционными органами. К таким органам относятся не только суды общей юрисдикции. Но и арбитражные, третейские суды, ОГВ, комиссии по трудовым спорам, прокуратура, нотариат, конституционный суд и т.д. Поэтому, прежде чем защитить свое право, нужно определить орган, который будет  осуществлять эту защиту. Для этого и существует институт подведомственности.

Слово подведомственность происходит от слова «ведомство» - учреждение, совокупность учреждений, обслуживающих какую-либо область государственного управления (Ожигов).

Подведомственность в широком смысле означает нахождение какого-то объекта или группы объектов в ведении какого-либо органа государства. Обращаясь за разрешением возникшего вопроса к тому или иному органу, необходимо знать, компетентен ли данный орган разрешать возникший спор, или следует обратиться к другому органу. Следовательно, понятием подведомственности охватывается круг юридических дел, отнесенных к компетенции того или иного органа.

Компетенция – это такая правовая категория, которая включает в себя не предметы ведения, а полномочия на осуществление своих функций относительно этих предметов. Т.е. компетенция – совокупность прав и обязанностей того или иного органа государства.

Виды:

  1.  функциональная – характеризует объем полномочий органа государства с точки зрения видов их деятельности
  2.  предметная – представляет собой совокупность предметных полномочий органов государства на осуществление своих функций по отношению к определенному объекту или предмету.
  3.  территориальная – совокупность полномочий органа государства осуществлять свои функции на определенной территории

Соотношение:

компетенция – совокупность прав и обязанностей того или иного органа

подведомственность – круг юридических дел, на которые направлены указанные полномочия

Например, суды имеют право и обязанность рассматривать ГД, однако это компетенция. Подведомственность определяется территориально.

Виды подведомственности:

1.единичная (исключительная) – имеет место, когда та или иная категория ГД может быть рассмотрена только 1 юрисдикционным органом – признание гражданина недееспособным

2.множественная – та или иная категория ГД может быть рассмотрена несколькими юрисдикционными органами

  1.  альтернативная – когда дело может быть рассмотрено несколькими органами, но право выбора из нескольких органов принадлежит лицу, обращающемуся за защитой (ст. 254 ГПК заявление об обжаловании действий/бездействий органов государственной власти, дела о защите избирательных прав граждан) – право выбора все равно ограничено законом. Круг этих органов устанавливает закон.
  2.  Договорная – имеет место, когда стороны сами пришли к взаимному соглашению (согласно ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» сказано, что споры, возникающие при заключении договора об уступке товарного знака подлежат рассмотрению арбитражным судом только в случае, когда в договоре или отдельном письменном соглашении  сторон предусмотрена передача спора на разрешение арбитражного суда.
  3.  Императивная – имеет место в случаях, когда дело может и должно рассматриваться несколькими юрисдикционными органами, но последовательность прохождения по этим органам строго определена законом. Имеет место в случаях:
    1.   когда законом предусмотрено последовательное разрешение дела несколькими юрисдикционными органами
    2.  Такое последовательное разрешение установлено законом как обязательное. Согласно письму роспотребнадзора от 31.08.2007 г. «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания» устанавливает, что при реализации гражданско-правовых методов защиты потребителей туристских услуг следует учитывать, что положением ст.10 закона «О туристской деятельности РФ»  установлен обязательный досудебный претензионный порядок регулирования споров, но только в отношении тур-операторов и качества туристского продукта.

Ст. 452 ГК: заинтересованная в изменении или расторжении договора сторона, обязана  уведомить другую сторону в письменном виде в течение 30 дней.

  1.  Условная – имеет место в случаях, когда дело может быть рассмотрено несколькими органами, однако компетентный орган определяется от наличия/отсутствия ряда условий, определенных в законе (дело о расторжении брака может рассматривать как суд, так и орган ЗАГСа, однако суд – только если есть несовершеннолетние дети или не достигнуто  взаимное соглашение; в остальных случаях рассматривает ЗАГС; дела об эмансипации: либо суд, либо орган об опеке и попечительстве – с согласия родителей может рассматривать орган опеки и попечительства, а если согласия нет, рассматривает суд).

=2=

Судебная подведомственность имеет своей задачей точное определение круга дел, отнесенных к ведению судебных органов. Понятие и значение СП состоит в том, что она:

  1.  является элементом компетенции судебного органа
  2.  разграничивает компетенцию между судом общей юрисдикции и арбитражным судом, третейским судом, конституционным судом по одним и тем же или смежным вопросам.

Правила судебной подведомственности:

Разграничение компетенции судебных органов происходит по 2 основным критериям:

  •  предмет спора
  •  субъектный состав спорящих

Общее правило СП судам общей юрисдикции закреплено в ст. 22 ГПК: рассматривают дела по спорам о праве, т.е. это дела искового производства, однако могут рассматривать дела неисковых производств:

  •  дела приказного производства
  •  особого
  •  возникающие из публичных  правоотношений
  •  об оспаривании решений третейских судов…

Суды общей юрисдикции рассматривают дела, вытекающие из частноправовых отношений: семейные, трудовые, земельные и другие.

У арбитражных – рассмотрение  дел, вытекающих из предпринимательской или иной экономической деятельности.

Субъектный состав: суды общей юрисдикции рассматривают дела с участием ФЛ – граждан. Т.е. одной из сторон могут быть как граждане РФ, так и апатриды и граждане иностранных государств.

Дела по спорам между гражданами, вытекающих из частноправовых отношений, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.

Постановление Пленума ВС РФ от 20.01.2003г.: к подведомственности арбитражных судов отнесены дела по спорам между акционером и акционерным обществом за исключением трудовых споров. Трудовые споры между акционером и АО подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.

Дела по спорам между потребительскими и производственными кооперативами и их членами подведомственны судам общей юрисдикции.

Пленум Высшего Арбитражного суда 1992 г. : согласно п.1, ГД подлежат рассмотрению в суде, если хотя бы одной из сторон является:

  1.  гражданин, не имеющий статус предпринимателя
  2.  гражданин, имеющий статус предпринимателя, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности

Определение ВС Р: наличие статуса ИП не исключает для гражданина возможности заключения им как ФЛ гражданско-правовых сделок с ЮЛ. А если такая сделка влечет возникновение спора - обратиться в суд общей юрисдикции.

  1.  Объединение граждан, не являющееся ЮЛ
  2.  ОМС, не имеющие статуса ЮЛ

Ст. 33 АПК устанавливает специальную подведомственность дел арбитражного суда независимо от субъектного состава правоотношений, т.е. к специальной подведомственности арбитражных судов относятся и иные дела, возникающие в сфере предпринимательской и иной деятельности, независимо от того, являются ли участниками правоотношений организации или граждане: дела о несостоятельности и банкротстве, по корпоративным спорам, об отказе в государственной регистрации ЮЛ и ИП и другие дела.

Вопросы подведомственности решаются судом единолично при принятии заявления.

Третейский суд: споры, если соблюдены  2 условия:

  1.  если стороны заключили соглашение о передаче дела в третейский суд
  2.  если в ФЗ нет запрета на передачу дела в третейский суд

Конституционный суд: не разрешает дела по существу, т.е. не рассматривает споры о праве, а проверяет соответствие КРФ правовых актов. Вместе с тем, и Арбитражный суд, и суд общей юрисдикции может осуществлять проверку соответствия НПА иным НПА, которые по своему уровню ниже КРФ.

=3=

Правовые последствия несоблюдения правил подведомственности зависят от того, в какой момент они были обнаружены:

  1.  до возбуждения гражданского судопроизводства
  2.  после

Если нарушены правила исключительной единичной подведомственности и дело не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается в ином судебном порядке, а не в порядке гражданского судопроизводства, если это обнаружено до возбуждения гражданского судопроизводства, то суд, согласно ст.134 ГПК должен отказать в принятии заявления. Если после – то влечет прекращение производства по делу (ст. 220 ГПК РФ). Такие действия препятствуют повторному обращению в суд с тождественным требованием.

Согласно ст. 22 ГПК РФ, при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Если возможно, судья отказывает в принятии требований, подведомственных арбитражному суду и выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции.

Могут быть нарушены правила императивной множественной подведомственности, когда дело может быть рассмотрено во внесудебном порядке.