92562

Советское государство и право в первые послевоенные годы (1945 – 1953 гг)

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В послевоенные годы началась новая волна массовых репрессий. Чем они были вызваны? Во-первых, восстановить ослабленный контроль за интеллектуальной жизнью страны. Во-вторых, с помощью репрессий Сталин стремился укрепить свою личную власть.

Русский

2015-08-03

20.78 KB

3 чел.

Советское государство и право в первые послевоенные годы 1945 – 1953гг.

1. Перестройка госаппарата

В послевоенные годы началась новая волна массовых репрессий. Чем они были вызваны? Во-первых, восстановить ослабленный контроль за интеллектуальной жизнью страны. Во-вторых, с помощью репрессий Сталин стремился укрепить свою личную власть.

Начало нового этапа массовых репрессий было положено принятием в 1946 г. ряда постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства: «О репертуаре драматических театров», «О кинофильме «Большая жизнь»» и др. Журналы «Звезда» и «Ленинград» подверглись разгромному разносу за то, что они будто бы стали проводниками идеологии, чуждой партии.

Серьезные трудности вызвало обострение международной обстановки, вызванной «холодной войной» меж двумя лагерями: капиталистическим, возглавляемым США, и социалистическим во главе с СССР. В 1951 г. был принят Закон о защите мира, по которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением.

Перестройка государственного аппарата

Ликвидированы: ГКО, Ставка Верховного Главнокомандования. Для управления восстановительными работами на несколько лет созданы специализированные министерства: Наркомат по строительству предприятий тяжелой индустрии, строительству топливных предприятий

В 1946 г. Красная Армия была переименована в Советскую. СНК преобразован в Совет Министров СССР.

В 1952 г. на XIX съезде ВКП(б) была переименована в КПСС.

Фактически руководство всеми сферами жизни общества сосредоточивалось в партийных инстанциях. Авторитет Сталина поддерживался всей системой административно-бюрократического и идеологического аппарата.

В послевоенные годы политический режим ужесточил свой контроль над обществом. Изменился подход к формированию идеологии (в ней усилились национально-патриотические мотивы, культ вождя и т.п.) и руководящих государственных и партийных кадров. Были воссозданы многие политические символы: гражданские и воинские звания, народные комиссары преобразованы в министров, Рабоче-Крестьянская Красная армия — в Советские вооруженные силы, ВКП(б) — в Коммунистическую партию Советского Союза. Параллельно со старыми партийными органами создавались новые структуры, подконтрольные только Председателю Совета Министров — генералиссимусу Сталину. Возросла роль Секретариата ЦК и Управления кадров ЦК партии.

В феврале 1947 г. созданы комиссии законодательных предположений обеих палат Верховного Совета. В послевоенные годы этот орган принял ряд законов: о сельхозналоге, государственных пенсиях, расширении прав республик, перестройке управления промышленностью, реорганизации МТС и др.

2.Право

Хозяйственное право. В послевоенный период в сфере правового регулирования экономикой договор вновь стал одним из важнейших стимулов; предпринимались попытки сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В апреле 1949 г. Совет Министров СССР принял постановление О заключении хозяйственных договоров, в котором закрепляласьдвойная система договоров: генеральные заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные — между предприятиями. Договоры должны были содержать ряд обязательных положений: количество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки исполнения и формы ответственности сторон.

Трудовое право. Произошли изменения в области трудового законодательства. В июле 1945 г. на основе Закона о демобилизации местным органам власти и руководителям предприятий вменялось в обязанность срочное (в течение месяца) предоставление работы демобилизованным военнослужащим. Необходимость в большом количестве рабочей силы потребовала восстановления организованного набора рабочих на основе договоров с колхозами. Воссоздавались специальные органы по вербовке рабочей силы.

С февраля 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между хозорганами и профсоюзами.

Колхозное право. В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало сентябрьское 1946 г. постановлениеО мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах, направленное на закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование. Для контроля за выполнением Устава сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов.

В апреле 1948 г. принято другое постановление правительства — О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах, упразднившее такую структурную производственную единицу колхоза, как звено, и восстановившее производственную бригаду в качестве основной формы организации труда в колхозе.

Уголовное право. В области уголовного права послевоенные изменения выразились в изменении круга субъектов, изменении видов наказания, отмене чрезвычайных положений закона и проч. В июле 1945 г. был принят Указ Верховного Совета СССР Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией, освободивший от наказания или смягчивший наказание лицам, осужденным за менее тяжкие преступления (осужденные на срок до трех лет освобождались полностью). С большого числа осужденных (на срок до одного года) снималась судимость; со всех лиц, к которым в военное время были применены административные взыскания и штрафы, снималась административная ответственность.

В мае 1947 г. была отменена смертная казнь (с 1950 г. она была восстановлена в исключительных случаях).

Одновременно усиливалась ответственность за хищение государственного и общественного имущества: в июне 1947 г. за эти виды преступлений были увеличены сроки наказания (до 10—25 лет), к лишению свободы приговаривались также лица, виновные в недоносительстве по этим преступлениям. В кодексах были отменены статьи, предусматривавшие дифференцированные виды хищений общественной собственности и соответствующие им виды наказаний; произошла унификация состава данного преступления, что привело к возникновению трудностей в судебной практике и большему произволу в судебных решениях.

Уголовная ответственность была усилена также по ряду других составов: в июне 1947 г. — за разглашение государственной тайны и утерю документов, содержащих тайну; в апреле 1948 г. — за изготовление и продажу самогона; в январе 1949 г. — за изнасилование.

В Указе Президиума Верховного Совета СССР (март 1953 г.) об амнистии была сформулирована идея замены уголовной ответственности за некоторые виды должностных, хозяйственных, бытовых преступлений административной и дисциплинарной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55562. Обучение 40 KB
  Цель: установить с учащимися психологический контакт на уроке, завладеть вниманием учащихся, ввести их в языковую атмосферу. Подготовить учащихся к восприятию речи на слух и говорение.
55563. РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 111 KB
  Сообщение учеников об истории происхождения и сельскохозяйственном значении растений-переселенцев томатов и свеклы сопровождается демонстрацией слайдов этих растений Помидор или томат культурный.
55564. Ще не вмерла України і слава, і воля… 1.01 MB
  Що ж таке гімн Гімн величава пісня виконання якої пов’язане із урочистостями офіційними державними заходами військовими парадами політичними подіями. Верховна Рада України ухвалила постанову Про відзначення 150річчя з дня написання державного гімну України.
55565. Дії над раціональними числами 111.5 KB
  Мета: систематизація знань учнів з теми Дії з раціональними числамиâ€; перевірити вміння учнів виконувати різні дії з раціональними числами та розв’язувати задачі що мають практичний зміст...
55566. Множення раціональних чисел 85.5 KB
  Тип уроку: комбінований Форми роботи на уроці: Колективна Групова Індивідуальна Епіграф до уроку: Освіта є те що залишається коли все вивчене вже забуте. Лауе Хід уроку I Організація класу 1 хв II Мотивація навчальної діяльності...
55567. Анализ урока по русскому языку 58 KB
  Косноязычием страдают многие и не только дети: не владеют речью не говорят свободно спотыкаются. Чтобы дети не боялись говорить по теме урока я составляю обязательные для всех краткие схемы ответов одну из схем я применила на открытом уроке при раскрытии одного из пунктов плана.