92562

Советское государство и право в первые послевоенные годы (1945 – 1953 гг)

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В послевоенные годы началась новая волна массовых репрессий. Чем они были вызваны? Во-первых, восстановить ослабленный контроль за интеллектуальной жизнью страны. Во-вторых, с помощью репрессий Сталин стремился укрепить свою личную власть.

Русский

2015-08-03

20.78 KB

3 чел.

Советское государство и право в первые послевоенные годы 1945 – 1953гг.

1. Перестройка госаппарата

В послевоенные годы началась новая волна массовых репрессий. Чем они были вызваны? Во-первых, восстановить ослабленный контроль за интеллектуальной жизнью страны. Во-вторых, с помощью репрессий Сталин стремился укрепить свою личную власть.

Начало нового этапа массовых репрессий было положено принятием в 1946 г. ряда постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства: «О репертуаре драматических театров», «О кинофильме «Большая жизнь»» и др. Журналы «Звезда» и «Ленинград» подверглись разгромному разносу за то, что они будто бы стали проводниками идеологии, чуждой партии.

Серьезные трудности вызвало обострение международной обстановки, вызванной «холодной войной» меж двумя лагерями: капиталистическим, возглавляемым США, и социалистическим во главе с СССР. В 1951 г. был принят Закон о защите мира, по которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением.

Перестройка государственного аппарата

Ликвидированы: ГКО, Ставка Верховного Главнокомандования. Для управления восстановительными работами на несколько лет созданы специализированные министерства: Наркомат по строительству предприятий тяжелой индустрии, строительству топливных предприятий

В 1946 г. Красная Армия была переименована в Советскую. СНК преобразован в Совет Министров СССР.

В 1952 г. на XIX съезде ВКП(б) была переименована в КПСС.

Фактически руководство всеми сферами жизни общества сосредоточивалось в партийных инстанциях. Авторитет Сталина поддерживался всей системой административно-бюрократического и идеологического аппарата.

В послевоенные годы политический режим ужесточил свой контроль над обществом. Изменился подход к формированию идеологии (в ней усилились национально-патриотические мотивы, культ вождя и т.п.) и руководящих государственных и партийных кадров. Были воссозданы многие политические символы: гражданские и воинские звания, народные комиссары преобразованы в министров, Рабоче-Крестьянская Красная армия — в Советские вооруженные силы, ВКП(б) — в Коммунистическую партию Советского Союза. Параллельно со старыми партийными органами создавались новые структуры, подконтрольные только Председателю Совета Министров — генералиссимусу Сталину. Возросла роль Секретариата ЦК и Управления кадров ЦК партии.

В феврале 1947 г. созданы комиссии законодательных предположений обеих палат Верховного Совета. В послевоенные годы этот орган принял ряд законов: о сельхозналоге, государственных пенсиях, расширении прав республик, перестройке управления промышленностью, реорганизации МТС и др.

2.Право

Хозяйственное право. В послевоенный период в сфере правового регулирования экономикой договор вновь стал одним из важнейших стимулов; предпринимались попытки сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В апреле 1949 г. Совет Министров СССР принял постановление О заключении хозяйственных договоров, в котором закрепляласьдвойная система договоров: генеральные заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные — между предприятиями. Договоры должны были содержать ряд обязательных положений: количество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки исполнения и формы ответственности сторон.

Трудовое право. Произошли изменения в области трудового законодательства. В июле 1945 г. на основе Закона о демобилизации местным органам власти и руководителям предприятий вменялось в обязанность срочное (в течение месяца) предоставление работы демобилизованным военнослужащим. Необходимость в большом количестве рабочей силы потребовала восстановления организованного набора рабочих на основе договоров с колхозами. Воссоздавались специальные органы по вербовке рабочей силы.

С февраля 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между хозорганами и профсоюзами.

Колхозное право. В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало сентябрьское 1946 г. постановлениеО мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах, направленное на закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование. Для контроля за выполнением Устава сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов.

В апреле 1948 г. принято другое постановление правительства — О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах, упразднившее такую структурную производственную единицу колхоза, как звено, и восстановившее производственную бригаду в качестве основной формы организации труда в колхозе.

Уголовное право. В области уголовного права послевоенные изменения выразились в изменении круга субъектов, изменении видов наказания, отмене чрезвычайных положений закона и проч. В июле 1945 г. был принят Указ Верховного Совета СССР Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией, освободивший от наказания или смягчивший наказание лицам, осужденным за менее тяжкие преступления (осужденные на срок до трех лет освобождались полностью). С большого числа осужденных (на срок до одного года) снималась судимость; со всех лиц, к которым в военное время были применены административные взыскания и штрафы, снималась административная ответственность.

В мае 1947 г. была отменена смертная казнь (с 1950 г. она была восстановлена в исключительных случаях).

Одновременно усиливалась ответственность за хищение государственного и общественного имущества: в июне 1947 г. за эти виды преступлений были увеличены сроки наказания (до 10—25 лет), к лишению свободы приговаривались также лица, виновные в недоносительстве по этим преступлениям. В кодексах были отменены статьи, предусматривавшие дифференцированные виды хищений общественной собственности и соответствующие им виды наказаний; произошла унификация состава данного преступления, что привело к возникновению трудностей в судебной практике и большему произволу в судебных решениях.

Уголовная ответственность была усилена также по ряду других составов: в июне 1947 г. — за разглашение государственной тайны и утерю документов, содержащих тайну; в апреле 1948 г. — за изготовление и продажу самогона; в январе 1949 г. — за изнасилование.

В Указе Президиума Верховного Совета СССР (март 1953 г.) об амнистии была сформулирована идея замены уголовной ответственности за некоторые виды должностных, хозяйственных, бытовых преступлений административной и дисциплинарной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34049. Правовой режим особо охраняемых территорий, в т.ч. земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов 27 KB
  К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников в т. биосферных государственных природных заказников памятников природы национальных парков природных парков дендрологических парков ботанических садов территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации а также земли лечебнооздоровительных местностей и курортов.Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и...
34050. Охрана земель в Российской Федерации: понятие, цели, содержание 34.5 KB
  Охрана земель в Российской Федерации: понятие цели содержание. Охрана земель. Охрана и защита земель – разные понятия. Законодатель отказался от легального определения охраны земель.
34051. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства 54 KB
  57 ЗК РФ убытки в полном объеме в том числе упущенная выгода возмещаются землепользователям землевладельцам и арендаторам земельных участков:1 при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;2 в связи с ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;3 при временном занятии земельных участков;4 при ограничении прав собственников земельных участков землепользователей землевладельцев арендаторов.Собственникам земельных участков убытки возмещаются во всех названных случаях кроме случаев изъятия...
34052. Правовой режим земельных участков, на которых находятся объекты недвижимости 128.5 KB
  При этом правовой режим того или иного земельного участка определяется тем для какой цели предназначен данный земельный участок. С этим утверждением не всегда согласны юристы специализирующиеся в области земельного права. В частности основанием для изъятия земельного участка могут например служить факт грубого нарушения правил рационального использования земель или использования земель не по целевому назначению либо случаи когда его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному...
34053. Земля как объект земельных отношений 69 KB
  Земля как объект земельных отношений. Перевод земель или земельных участков – это процедура изменения категории земель или земельных участков урегулированная специальными нормативноправовыми актами ФЗ от 21. â€œО переводе земель или земельных участков из одной категории в другую†Земельный кодекс иные федеральные законы и законы субъектов РФ. Решение о переводе земель или земельных участков принимают следующие органы: 1.
34054. Предмет земельного права. Конституционные основы земельного права 27.5 KB
  Предмет земельного права. Конституционные основы земельного права. Предмет метод земельного права. Предмет земельного права В 1917 г.
34055. Принципы земельного права 26 KB
  Принципы земельного права. Принципы земельного права. Принципы – это объективно обусловленные характером земельных отношений основополагающие идеи положения отражающие сущность земельного права. Принципы земельного законодательства прямо закреплены в ст.
34056. Понятие, состав и особенности земель ных правоотношений 29.5 KB
  Земельные правовые отношения. Земельноправовые отношения – это общественные отношения возникающие в сфере управления использования и охраны земель урегулированные нормами земельного права состоящие во взаимной связи взаимных субъективных прав и юридических обязанностей участников этих отношений. и публичные образования наделенные законодательством юридическим свойством позволяющим им участвовать в земельных правоотношениях. Три группы субъектов в зависимости от единства их правового статуса: Физические и юридические лица – они...
34057. Метод и система земельного права 25 KB
  Перечень правовых институтов: институт права собственности на земельные участки; институт землепользования – институт иных видов прав на землю помимо права собственности существует иные 5 прав: пожизненное наследственное владение постоянное бессрочное пользование сервитут аренда безвозмездное срочное пользование; институт управления в области использования и охраны земли; институт охраны земель и защиты прав на землю собственников землевладельцев землепользователей арендаторов. В России 7 категорий земель: правовой режим...