92563

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Политическая и идеологическая обстановка в стране оставалась прежней. Сохранялся и даже усилился культ личности Сталина, которому теперь, после победы в войне, приписывались все заслуги разгроме врага. Роль подлинных организаторов победы – заместителей Верховного Главнокомандующего маршалов Советского Союза...

Русский

2015-08-03

22.16 KB

1 чел.

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Победа в Отечественной войне против гитлеровской Германии оказала сильнейшее влияние на умонастроения советских людей. Вырос и окреп их патриотизм, поднялось самоуважение, появилось критическое отношение к реалиям советского общества. Все ждали каких-то перемен: большей свободы, повышения жизненного уровня, амнистии репрессированным. Такое настроение существовало особенно среди фронтовиков, впервые побывавших за границей, увидевших другую жизнь, людей другого мира. Однако ожиданиям советских людей не суждено было сбыться.

Политическая и идеологическая обстановка в стране оставалась прежней. Сохранялся и даже усилился культ личности Сталина, которому теперь, после победы в войне, приписывались все заслуги разгроме врага. Роль подлинных организаторов победы – заместителей Верховного Главнокомандующего маршалов Советского Союза Г.К.Жукова и А-М.Василевского, других маршалов и генералов и особенно главного творца Победы – рядового солдата, при этом всячески принижалась.

Коллективные органы руководства партией и страной практически бездействовали. Очередной XIX съезд ВКП(б) состоялся лишь через 13 лет после предыдущего – в 1952 г. Практически не собирались и пленумы ЦК партии: в период между XVIII и XIX съездами партии состоялось только семь пленумов – четыре в 1939–1941 и три – в 1944, 1947 и 1952 годах. Редко собирались в полном составе и члены политбюро ЦК ВКП(б). Его заменяли совещания нескольких лиц из ближайшего окружения Сталина, проходившие нередко в виде поздних застолий в одной из сталинских резиденций (обычно на “ближней даче” в Кунцево).

Высший орган советской власти – Верховный совет СССР – тоже собирался лишь время от времени. Его заседания имели формальный характер и по существу ничего не решали, ограничиваясь безусловным одобрением и единодушным утверждением предложенных ему проектов государственных документов. Его деятельность продолжала сохранять чисто декоративный характер.

Несмотря на огромные фронтовые потери, численность ВКП(б) за 1941–1945 гг. выросла с 3872 тыс. до 5760 тыс. человек. При этом состав партии значительно изменился. Две трети коммунистов, вступив в ВКП(б) во время войны, имели небольшой партийный стаж. Более половины членов и кандидатов в члены партии являлись рабочими и крестьянами. На январь 1946 г. рабочих в партии было 34%, крестьян – 19%, служащих – 47%. С учетом того, что в годы войны в армии сосредоточилось до 55% и более членов и кандидатов в члены партии, фактическое большинство партии составляли солдаты и офицеры Советской Армии. Почти пятую часть коммунистов составляли женщины.

Для усиления партийного влияния на транспорте и совершенствования его работы в 1948 г. были созданы Политическое управление в Министерстве путей сообщения и политотделы на железных дорогах, а также на речном и морском транспорте. В 1947–1950 гг. ЦК ВКП(б) рядом решений усилил политические органы Советской Армии, добиваясь всемерного повышения их влияния на идейно-политическое воспитание личного состава войск, на деятельность армейских партийных и комсомольских организаций, на укрепление дисциплины и порядка в частях и подразделениях.

Победа в войне против гитлеровской Германии не изменила положения ВКП(б) в системе советского общества и государства. Оставаясь ее политическим ядром и руководящей силой, осуществляя свою диктатуру по отношению к народу, партийное руководство во главе со Сталиным особенно нуждалось теперь в замещении новыми людьми сильно поредевших кадров номенклатуры, в повышении профессионального и политического уровня руководителей партийного, советского и хозяйственного аппарата.

Была поставлена задача: “В целях серьезного повышения политического и теоретического уровня руководящих партийных и советских работников в течение ближайших 3–4 лет охватить партийными школами и курсами... основные руководящие республиканские, краевые, областные городские и районные партийные и советские кадры”.

После войны Газеты пестрели рапортами о перевыполнении планов, о “великих стройках коммунизма” на Волге, в Сибири, о масштабах энергостроительства, об “окончательном” (1952 г.) решении зерновой проблемы. Но умалчивалось о другом: в начале 1953 г. поголовье скота в стране было намного меньше, чем в 1940 г. (и на 9 млн. голов меньше, чем в 1928 г.). Урожай 1953 г. уступал количеству зерна, выращенного до революции, и был ниже показателей 1940 г. Не колхозы, а приусадебные участки оставались основными поставщиками сельскохозяйственной продукции.

В конце 1947 г. была проведена денежная реформа (которая имела конфискационный характер), ликвидирована карточная система, несколько повышена заработная плата рабочим и служащим, хотя их уровень жизни и после этого оставался очень низким. Еще более неудовлетворительным было материальное положение колхозников, по-прежнему прикрепленных к своим колхозам из-за отсутствия у них паспортов.

Выступая на предвыборном собрании избирателей в феврале 1946 г., Сталин так определил программу дальнейшего развития страны: “Что касается планов на более длительный период, то партия намерена организовать новый мощный подъем народного хозяйства, который дал бы нам возможность поднять уровень нашей промышленности, например, втрое по сравнению с довоенным уровнем”. Далее он перечислил те миллионы тонн чугуна, стали, угля и нефти, которые должны производиться и добываться в стране, и заявил, что “только при этом условии можно считать, что наша Родина будет гарантирована от всяких случайностей. На это уйдет, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше”. О росте же производства хлеба, молока и масла, одежды и обуви, строительстве жилья и учреждений культуры Сталин не сказал ни слова. О нуждах народа он по-прежнему не беспокоился.

Однако большинство коммунистов не представляли себе общей картины кризисной ситуации, складывавшейся в стране. Завороженные мощной пропагандистской кампанией вокруг “великих строек коммунизма”, вовлеченные в непрерывно нараставшие политические и идеологические проработки “безродных космополитов”, запуганные не прекращавшимися репрессиями, рядовые члены ВКП(б) продолжали оставаться солдатами партии, поддерживавшими все решения ее руководящих органов.

Внешнеполитическая деятельность ВКП(б) и Советского государства

Внешняя политика СССР, определявшаяся в послевоенные годы руководством ВКП(б) и лично Сталиным, имела ярко выраженный имперский характер и преследовала, с одной стороны, укрепление и расширение “лагеря мира, демократии и социализма”, с другой – борьбу против “лагеря империализма”, который возглавляли и символизировали США.

Вместо ликвидированного во время Второй мировой войны Коминтерна (1943 г.) Сталин создал в 1947 г. Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ), ставшее инструментом контроля за деятельностью входивших в него компартий Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, а также Италии и Франции при жестком руководстве ими со стороны ВКП(б).

Одной из наиболее известных акций Коминформа было осуждение в 1949 г. руководства компартии Югославии во главе с И.Броз-Тито за попытку дистанцироваться от СССР и проводить более или менее самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Сталин это расценил как измену делу социализма.

XIX съезд партии (октябрь 1952 г.) состоялся через 13 лет после XVIII съезда ВКП(б). Съезд должен был подвести итоги Отечественной войны 1941–1945 гг. и семилетнего периода восстановления народного хозяйства (1945–1952). Это было сложное, противоречивое время, время поражений и побед, тяжелых потерь и напряженного труда, фронтового и трудового героизма народа, надежд и горьких разочарований. Но в отчетном докладе ЦК ничего не говорилось о тяготах войны – только о ее победоносном окончании. Не были названы и реальные цифры людских потерь в годы войны.

Внутреннее положение Советского Союза как в отчетном докладе ЦК ВКП(б), так и в докладе о директивах на пятую пятилетку (1951– 1955; докладчиком был председатель Госплана М.З.Сабуров) оценивалось как вполне благоприятное. Промышленность и сельское хозяйство, указывалось в докладах, восстановленные до довоенного уровня и к 1952 г. превысившие его в значительных размерах, вполне обеспечивали потребности общества во всем необходимом.

На самом деле положение в экономике СССР было совсем не столь благополучно. Многие данные были сознательно искажены, выводы сфальсифицированы. Характеристика промышленного роста, выведенная из валовых, затратных показателей, не соответствовала реальным объемам производства натуральной продукции; плановая социалистическая промышленность по самой своей природе не стремилась к внедрению новейшей техники и технологии, сохраняя значительную долю ручного труда; производительность труда росла медленно; качество изделий было низким; потребности народа во многих товарах повседневного спроса не удовлетворялись; в торговле господствовал дефицит со всеми его “прелестями”: очередями, “блатом”.спекуляцией.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20663. Философия Аристотеля, Критика платоновского учения об идеях 72.5 KB
  Аристотель 384 322 год до н. Аристотель проучившись в платоновской академии 20 лет вплоть до смерти Платона развивал философские положения своего учителя придерживаясь объективного идеализма и смог привнести в это течение новые неоспоримо значимые идеи. Аристотель предпочитал проводить занятия со своими учениками прогуливаясь по саду вблизи школы. Для обозначения философской школы Аристотеля используется и такое название как перипатетика от греческого peripatio крытая галерея занятия Аристотель проводил не только прогуливаясь...
20664. Философские школы поздней античности (эллинистическая эпоха) 186.5 KB
  Если ранее у греков существовало представление о своём духовном превосходстве над варварами не способных к культуре и к свободной деятельности что запечатлевалось даже в работах Платона и Аристотеля то в новую эпоху взаимовлияния культур формируется представление о едином бытие человека. Под влиянием восточных культур например астрологических и мистических течений Вавилона происходит эклектическое соединение рационального и сверхъестественного в понимание мира что пагубно отражается и на морали где вера в судьбу в определённость...
20665. Специфика философской мысли в эпоху средневековья 76 KB
  Этот период патристика сталкивается с внутренним противоречием которое выражено в том что стремление посредством рациональной аргументации доказать бытие Бога бессмертие души и прочих сакральных компонентов христианской догматики идёт в разрез с краеугольным положением религии о непостижимости при помощи разума божественных таинств доступных только исключительно в вере. Обсуждаются проблемы: а тринитальный вопрос о единстве и троичности Бога; б христологический вопрос о сочетание в Христе двух начал природного и божественного; в...
20666. Характерные черты эпохи Возрождения 77.5 KB
  Разум в силу своей конечности и определённости пропорцией не является истиной и не способен её постигать настоль точно чтобы утверждать о её исчерпанности. Отсутствие пропорциональности которую мы способны зафиксировать только в конечных вещах является причиной нашего незнания. Конечность нашего ума является источником диспропорции между разумом и бесконечностью в которую он включён и которую стремиться познать. На общем онтологическом уровне индивид связывает все вещи и поэтому является микрокосмом любой вещи.
20667. Учение о субстанции в философии Бенедикта Спинозы и Готфильда Лейбница 51 KB
  Таким образом для Спинозы субстанция является causa sui причиной самой себя. Движение по мнению Спинозы относится лишь к миру модусов и не является атрибутом субстанции по той причине что для его осуществления необходима внешняя причина воздействие связи которая может существовать только в природе порождаемой. По его мнению абсолютно свободен лишь Бог так как является вселенским порядком и субстанцией вбирает в себя и определяет все природные причинноследственные связи необходимость. И так как в мире вещей господствует...
20668. Английский материализм и эмпиризм 17-18 века 64.5 KB
  Согласно Гоббсу каждый из нас стремиться рассуждать о какихнибудь вещах поэтому желание философствовать это врождённое состояние человека свойственное ему от природы. Гоббс таким образом показывает прямую зависимость мышления человека от материального мира и его эмпирического восприятия. Философия природы занимается естественными телами в том числе и изучением тела человека. Данный тип философии направлена на трактовку умственных и нравственных способностей человека этика и определение обязанностей гражданина политика.
20669. Философия французского просвещения. Характерные черты эпохи Просвещения 58 KB
  Главным положением данной эпохи становится указание на первостепенное значение разума рассудка для деятельности человека что например было запечатлено в таких высказываниях как Имей мужество пользоваться своим умом или Дерзай быть мудрым Sapere ande. Вера в человеческий разум выразилась в убеждении о решающей роли естественнонаучных знаний; в стремлении освободиться от предрассудков слепой религиозности невежества неопределённых метафизических догм неподдающихся научной проверке; в пересмотре интеллектуальных ценностей...
20670. Критическая философия Иммануила Канта. Философская система Г.В.Ф. Гегеля 58 KB
  Основы метафизики которая понимается Кантом как наука о принципах чистого разума. Само чувственное познание интуитивно поскольку непосредственно общается с объектом без посредничества разума рассудка. после двенадцати лет философских исследований работы Критика чистого разума. Наиболее значимыми произведениями этого этапа становятся также Критика практического разума и Критика способности суждения.
20671. Философская антропология Л. Фейербаха 40.5 KB
  Согласно его рассуждениям следует отвергнуть гегелевский абсолютный идеализм так как он упразднил конкретного действительного человека. В основу критики идеалистического понимания проблемы отношения Бога и человека Фейербах ставит тезис о том что теология это антропология. Поэтому неприемлем так же и теизм по той причине что не Бог творит человека а человек создает идею Бога. Её истинность кроется в том что она является только формой запечатления отношения человека к собственной сущности.