92564

Советский союз в середине 1960-х начале 1980-х гг. – от реформы к застою

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В общественной жизни усиливались охранительные тенденции. Росла бюрократизация советского общества: возрастало всевластие бюрократии, непомерно увеличивался управленческий аппарат (к началу 80-х он насчитывал 18,5 млн. чел.), полным ходом шло огосударствление всех сторон жизни общества.

Русский

2015-08-03

21.39 KB

4 чел.

Советский союз в середине 1960-х начале 1980-х гг. – от реформы к застою

Общественно-политическая жизнь. Новое советское руководство во главе с Л. И. Брежневым, уловив господствовавшие в обществе настроения, выдвинуло лозунг стабильного развития, движения «к прогрессу без потрясений». Во внутренней политике проводился умеренно-консервативный курс.

В общественной жизни усиливались охранительные тенденции. Росла бюрократизация советского общества: возрастало всевластие бюрократии, непомерно увеличивался управленческий аппарат (к началу 80-х он насчитывал 18,5 млн. чел.), полным ходом шло огосударствление всех сторон жизни общества. Ожесточался идеологический диктат. Любая общественная деятельность строго контролировалась партийными и государственными органами. Отступления от официальных идеологических принципов незамедлительно пересекались.

В 1977г. принимается новая Конституция, получившая название «Конституции развитого социализма». Она носила двойственный характер: формально провозглашались многочисленные права и свободы, но в реальной жизни значительная часть их не осуществлялась, отсутствовал законодательное оформленный механизм их реализации и т.п. Многие положения Конституции расходились с реальностью.

Расширялось диссидентское движение. Несмотря на свою немногочисленность (в разное время от 0,5 до 1 – 2 тыс. чел.) и крайнюю неоднородность (в нем участвовали левые социалисты, монархисты, деятели националистических, религиозных, рабочих организаций), это движение оказывало определенное влияние на некоторые стороны общественно-политической жизни.

Во второй половине 70-х – начале 80-х гг. в советском обществе неуклонно нарастали стагнационные и кризисные явления, социальные противоречия. После смерти Л. И. Брежнева в 1982г. новое руководство во главе с Ю. В. Андроповым (ноябрь 1982 – февраль 1984 гг.) взяло курс на укрепление трудовой дисциплины и ужесточение внутриполитического курса. А во время нахождения на высшем посту К. У. Черненко (февраль 1984 – март 1985 гг.) произошел полный возврат к политике брежневского периода.

Социально-экономическое развитие. В начале 60-х гг. наблюдалось замедление темпов экономического роста, увеличения национального дохода, производительности труда. Начался поиск новых методов управления экономикой, подходов к планированию и организации производства.

В 1965г. началась крупномасштабная экономическая реформа. В сельском хозяйстве она стала осуществляться после решения мартовского (1965г.) Пленума ЦК КПСС, в соответствии с которым вводился новый порядок планирования, колхозы и совхозы освобождались от прямого и административного вмешательства, в два раза повышались закупочные цены, создавались благоприятные условия для развития личных подсобных хозяйств. В промышленности начало реформе было положено постановлениями сентябрьского Пленума 1965г. ЦК партии. Предприятия получали большую свободу, расширялась сфера деятельности хозяйственного расчета, возрастала роль экономических показателей (рентабельности и прибыли), улучшалось планирование. Особое внимание обращалось на экономические методы хозяйствования и управления. Реформа дала продолжительные результаты: VIII-я пятилетка (1965 – 1970 гг.) была одной из самых успешных, продукция промышленности возросла на 50%, а национальный доход увеличился на 45%. Однако реформа не носила законченного характера. Причинами ее незавершенности стали: отсутствие эффективного механизма осуществления намеченных мер; внутренние противоречия (расхождения интересов общества и предприятий); половинчатость (реформа остановилась на уровне предприятий); противодействие бюрократий. В 70-е гг. строились новые предприятия, интенсивно осваивались северный и восточный районы страны, была решена сложная проблема достижения военно-стратегического паритета с США. В то же время происходило снижение темпов экономического роста, экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, возможности которой уменьшались в виду сокращения трудовых, сырьевых и энергетических ресурсов, внутри нее росли диспропорции. Неэффективно использовались средства, полученные от экспорта сырья. Серьезный кризис нарастал в сельском хозяйстве.

Противоречия в развитии социальной сфере 6 реализация крупных социальных программ (особенно строительства жилья), но в то же время вся социальная сфера финансировалась по так называемому «остаточному принципу»; росли доходы населения, но увеличивался разрыв в уровне жизни представителей разных социальных слоев и т.п.

Конституция 1977г.

Подготовка проекта новой союзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.

Структура Конституции 1977 г.:

1) I раздел – «Основы общественного строя и политики»;

2) II раздел – «Государство и личность»;

3) III раздел – «Национально-государственное устройство»;

4) IV раздел – «Советы народных депутатов и порядок их избрания»;

5) V раздел – «Высшие органы власти и управления»;

6) VI раздел – «Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках»;

7) VII раздел – «Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор»;

8) VIII раздел – «Герб, флаг, гимн и столица»;

9) IX раздел – «Действие Конституции и порядок ее применения».

Особенности Конституции СССР 1977 г.:

1) впервые утверждала окончательное построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства»;

2) общегосударственная цель по Конституции – формирование «бесклассового коммунистического общества»;

3) впервые вводила некоторые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение законопроектов и референдум по важнейшим вопросам; гражданские права (право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство и другое), но этим правам всегда сопутствовали обязанности;

4) коммунистическая партия по-прежнему была официальной политической идеологией, ей принадлежала «руководящая и направляющая» роль;

5) Конституция провозглашала принцип демократической централизации органов власти, т. е. их выборность на всех уровнях, подотчетность народу, вертикальная их соподчиненность, подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим;

6) устанавливалась обязанность органов советского государства соблюдать «социалистическую законность»;

7) устанавливались трудовые гарантии и гарантии трудовым и профессиональным союзам, например право коллективов участвовать в решении и обсуждении общественных и государственных дел.

Конституционные основы СССР:

1) политическая: СССР – социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы всех рабочих классов;

2) экономическая: социалистическая собственность (государственная) на средства производства и землю;

3) социальная: нерушимый союз рабочих, крестьян, интеллигенции.

Система государственных органов по Конституции 1977 г.:

1) народ – единственный источник власти;

2) Советы народных депутатов – единая система органов государственной власти: Верховный Совет, Союзный совет, Совет автономных республик – высшие органы власти (срок их полномочий – 5 лет; в составе Верховного Совета формировался президиум); местные советы народных депутатов (срок их полномочий равен 2,5 года);

3) высший исполнительно-распорядительный орган – Совет министров СССР.

Компетенция Верховного Совета СССР: вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР.

Полномочия Совета Союза и Совета автономных республик: право законодательной инициативы в Верховном Совете.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27120. Сегментация рынка 33.5 KB
  Процесс сегментации имеет для фирмы стратегическое значение поскольку приводит к определению области ее деятельности и выделению ключевых факторов успеха на избранных рынках а следовательно оптимизирует удешевляет всю ее производственную и коммерческую деятельность. Преимущества получаемые фирмой от сегментации: Эффективное удовлетворение потребностей; Высокая прибыль повышаются средние цены для отдельных категорий потребителей; Возможность роста Постоянные потребители Целенаправленная...
27121. Подходы к менеджменту: системный, ситуационный, процессный 27.98 KB
  В системном подходе подчеркивается что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов таких как люди структура задачи и технология которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы ее действия относительно независимы от среды окружающей системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию капитал человеческие ресурсы и материалы. Внутрифирменное управление и управление фирмой как...
27122. Теория иерархии потребностей А.Маслоу 35.34 KB
  Маслоу предположил что все потребности человека врожденные или инстинктоидные и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают в себя потребности в еде воде убежище отдыхе и сексуальные потребности. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды и уверенность в том что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
27123. Сбытовая политика 27.98 KB
  Сервис предоставление услуг Основные функции сбыта это: коммерческие содействуют куплепродаже товара и осуществлению передачи прав собственности: установление контакта действия по передаче товара оформлению заказов организации платёжнорасчетных операций передаче прав собственности на товар; информирование – сбор информации о покупателях конкурентах о рынке в целом информирование потребителя о товаре и фирме.; складирование и хранение продукции Посредники выполняют функции сбыта с меньшими издержками т. Канал распределения...
27124. Анализ достоинств и недостатков структур управления позволяет найти критерии их оптимального использования 38.42 KB
  Область применения функциональной структуры – это однопродуктовые предприятия; предприятия реализующие сложные и длительные инновационные проекты; средние узкоспециализированные предприятия; научноисследовательские и проектноконструкторские организации; крупные специализированные предприятия табл. Дивизиональная оргструктура Область применения – это многопрофильные предприятия; предприятия с расположением в различных регионах; предприятия осуществляющие сложные инновационные проекты. Таким образом каждая из структур имеет ряд достоинств и...
27125. Сущность планирования 14.63 KB
  Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции – построение оптимальной ассортиментной структуры товарного предпочтения учитывающих с одной стороны потребительские требования определенных сегментов а с другой стороны необходимость рационального использования предприятием ресурсов в целях снижения издержек. Иногда целесообразно создать отдел главной задачей которого было бы принятие принципиальных решений относительно ассортимента. Характеристика товарного ассортимента включает в себя: широту –...
27126. Функции планирования и система планов организации. Механизмы планирования: традиционный, сводный, целевой и адаптивный. Бизнес-план 116.21 KB
  Функции планирования и система планов организации. Механизмы планирования: традиционный сводный целевой и адаптивный. Бизнесплан В рамках функции планирования выделяют следующие подфункции: 1. Выполняемые подфункции планирования тесно связаны как между собой так и с выполнением других макрофункций организации.
27127. Цели и функции управления, их классификация. Управленческий цикл 14.7 KB
  Управленческий цикл Классификация целей управления: по содержанию например экономические социальные политические идеологические научнотехнические; по уровням управления общегосударственный отраслевой межотраслевой территориальный и локальный. Классификация функций органов управления: основные предметные функции для осуществления которых образован соответствующий орган исполнительной власти государственного управления; обеспечивающие – функции которые необходимы для успешной реализации предметных функций. Для осуществления...
27128. Функции управления. Управленческие циклы 198.5 KB
  Функции управления. Функция управления определенный вид управленческой деятельности который либо осуществляется достаточно регулярно и часто либо данный вид работ выполняется нерегулярно но их результаты имеют существенные последствия для организации. Я ПОДУМАЮ это определение слова функция Функции управления исходя из их роли в управлении предприятием делят на: 1. Классическим делением функций управления на подфункции является их деление по стадиям управленческого цикла.