92564

Советский союз в середине 1960-х начале 1980-х гг. – от реформы к застою

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В общественной жизни усиливались охранительные тенденции. Росла бюрократизация советского общества: возрастало всевластие бюрократии, непомерно увеличивался управленческий аппарат (к началу 80-х он насчитывал 18,5 млн. чел.), полным ходом шло огосударствление всех сторон жизни общества.

Русский

2015-08-03

21.39 KB

5 чел.

Советский союз в середине 1960-х начале 1980-х гг. – от реформы к застою

Общественно-политическая жизнь. Новое советское руководство во главе с Л. И. Брежневым, уловив господствовавшие в обществе настроения, выдвинуло лозунг стабильного развития, движения «к прогрессу без потрясений». Во внутренней политике проводился умеренно-консервативный курс.

В общественной жизни усиливались охранительные тенденции. Росла бюрократизация советского общества: возрастало всевластие бюрократии, непомерно увеличивался управленческий аппарат (к началу 80-х он насчитывал 18,5 млн. чел.), полным ходом шло огосударствление всех сторон жизни общества. Ожесточался идеологический диктат. Любая общественная деятельность строго контролировалась партийными и государственными органами. Отступления от официальных идеологических принципов незамедлительно пересекались.

В 1977г. принимается новая Конституция, получившая название «Конституции развитого социализма». Она носила двойственный характер: формально провозглашались многочисленные права и свободы, но в реальной жизни значительная часть их не осуществлялась, отсутствовал законодательное оформленный механизм их реализации и т.п. Многие положения Конституции расходились с реальностью.

Расширялось диссидентское движение. Несмотря на свою немногочисленность (в разное время от 0,5 до 1 – 2 тыс. чел.) и крайнюю неоднородность (в нем участвовали левые социалисты, монархисты, деятели националистических, религиозных, рабочих организаций), это движение оказывало определенное влияние на некоторые стороны общественно-политической жизни.

Во второй половине 70-х – начале 80-х гг. в советском обществе неуклонно нарастали стагнационные и кризисные явления, социальные противоречия. После смерти Л. И. Брежнева в 1982г. новое руководство во главе с Ю. В. Андроповым (ноябрь 1982 – февраль 1984 гг.) взяло курс на укрепление трудовой дисциплины и ужесточение внутриполитического курса. А во время нахождения на высшем посту К. У. Черненко (февраль 1984 – март 1985 гг.) произошел полный возврат к политике брежневского периода.

Социально-экономическое развитие. В начале 60-х гг. наблюдалось замедление темпов экономического роста, увеличения национального дохода, производительности труда. Начался поиск новых методов управления экономикой, подходов к планированию и организации производства.

В 1965г. началась крупномасштабная экономическая реформа. В сельском хозяйстве она стала осуществляться после решения мартовского (1965г.) Пленума ЦК КПСС, в соответствии с которым вводился новый порядок планирования, колхозы и совхозы освобождались от прямого и административного вмешательства, в два раза повышались закупочные цены, создавались благоприятные условия для развития личных подсобных хозяйств. В промышленности начало реформе было положено постановлениями сентябрьского Пленума 1965г. ЦК партии. Предприятия получали большую свободу, расширялась сфера деятельности хозяйственного расчета, возрастала роль экономических показателей (рентабельности и прибыли), улучшалось планирование. Особое внимание обращалось на экономические методы хозяйствования и управления. Реформа дала продолжительные результаты: VIII-я пятилетка (1965 – 1970 гг.) была одной из самых успешных, продукция промышленности возросла на 50%, а национальный доход увеличился на 45%. Однако реформа не носила законченного характера. Причинами ее незавершенности стали: отсутствие эффективного механизма осуществления намеченных мер; внутренние противоречия (расхождения интересов общества и предприятий); половинчатость (реформа остановилась на уровне предприятий); противодействие бюрократий. В 70-е гг. строились новые предприятия, интенсивно осваивались северный и восточный районы страны, была решена сложная проблема достижения военно-стратегического паритета с США. В то же время происходило снижение темпов экономического роста, экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, возможности которой уменьшались в виду сокращения трудовых, сырьевых и энергетических ресурсов, внутри нее росли диспропорции. Неэффективно использовались средства, полученные от экспорта сырья. Серьезный кризис нарастал в сельском хозяйстве.

Противоречия в развитии социальной сфере 6 реализация крупных социальных программ (особенно строительства жилья), но в то же время вся социальная сфера финансировалась по так называемому «остаточному принципу»; росли доходы населения, но увеличивался разрыв в уровне жизни представителей разных социальных слоев и т.п.

Конституция 1977г.

Подготовка проекта новой союзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.

Структура Конституции 1977 г.:

1) I раздел – «Основы общественного строя и политики»;

2) II раздел – «Государство и личность»;

3) III раздел – «Национально-государственное устройство»;

4) IV раздел – «Советы народных депутатов и порядок их избрания»;

5) V раздел – «Высшие органы власти и управления»;

6) VI раздел – «Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках»;

7) VII раздел – «Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор»;

8) VIII раздел – «Герб, флаг, гимн и столица»;

9) IX раздел – «Действие Конституции и порядок ее применения».

Особенности Конституции СССР 1977 г.:

1) впервые утверждала окончательное построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства»;

2) общегосударственная цель по Конституции – формирование «бесклассового коммунистического общества»;

3) впервые вводила некоторые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение законопроектов и референдум по важнейшим вопросам; гражданские права (право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство и другое), но этим правам всегда сопутствовали обязанности;

4) коммунистическая партия по-прежнему была официальной политической идеологией, ей принадлежала «руководящая и направляющая» роль;

5) Конституция провозглашала принцип демократической централизации органов власти, т. е. их выборность на всех уровнях, подотчетность народу, вертикальная их соподчиненность, подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим;

6) устанавливалась обязанность органов советского государства соблюдать «социалистическую законность»;

7) устанавливались трудовые гарантии и гарантии трудовым и профессиональным союзам, например право коллективов участвовать в решении и обсуждении общественных и государственных дел.

Конституционные основы СССР:

1) политическая: СССР – социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы всех рабочих классов;

2) экономическая: социалистическая собственность (государственная) на средства производства и землю;

3) социальная: нерушимый союз рабочих, крестьян, интеллигенции.

Система государственных органов по Конституции 1977 г.:

1) народ – единственный источник власти;

2) Советы народных депутатов – единая система органов государственной власти: Верховный Совет, Союзный совет, Совет автономных республик – высшие органы власти (срок их полномочий – 5 лет; в составе Верховного Совета формировался президиум); местные советы народных депутатов (срок их полномочий равен 2,5 года);

3) высший исполнительно-распорядительный орган – Совет министров СССР.

Компетенция Верховного Совета СССР: вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР.

Полномочия Совета Союза и Совета автономных республик: право законодательной инициативы в Верховном Совете.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79661. К ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ И ОСОБЕННОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 149 KB
  Современное жилье как элемент материальной культуры прошло длинный исторический путь: от естественных укрытий и пещер — первых пристанищ наших предков — до современных домов-небоскребов, оборудованных сложной инженерной техникой. На разных этапах развития общества по-разному решались вопросы обеспечения граждан жильем.
79662. Moscow 21.44 KB
  Moscow is the capital of Russia, its administrative, economic, political and educational centre. It is one of Russias major cities with the population of about 9 million people. Its total area is about 900 thousand square kilometres
79663. London 22.39 KB
  London with its suburbs hs popultion of bout 11 million people. London hs been cpitl for nerly thousnd yers. The most fmous of them re the Tower of London where the crown jewels re kept Westminster bbey nd St.
79664. Krasnodar 16.57 KB
  I ws born in Krsnodr. The history of Krsnodr begn in 1793. The popultion of Krsnodr is more thn 800 000 people.
79665. The United States of America 20.59 KB
  The United Sttes is lnd of rivers nd lkes. The United Sttes re riebii nturl nd minerl resources.
79666. Education in the Russian Federation 21.38 KB
  Every boy or girl must get secondry eduction. Eduction in Russi is compulsory up to the 9th form inclusive. If pupil of secondry school wishes to go on in higher eduction he or she must sty t school for two more yers.
79667. Russia 20.03 KB
  The vst territory of Russi lies in the estern prt of Europe nd the northern prt of si. Russi is wshed by twelve ses nd three ocens. Russi borders on mny countries such s Mongoli nd Chin in the southest Finlnd nd Norwy in the northwest nd so on.
79669. New York 16.14 KB
  New York is divided into 5 prts: The Bronx Brooklyn Mnhttn Queens nd Stten Islnd. In New York mny districts nd lnd mrks is wellknown s well s bridges skyscrpers nd prks. The most fmous plces in New York is Times Squre ldquo;The crossrods of the Worldrdquo; Brodwy theter nd others.