92564

Советский союз в середине 1960-х начале 1980-х гг. – от реформы к застою

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В общественной жизни усиливались охранительные тенденции. Росла бюрократизация советского общества: возрастало всевластие бюрократии, непомерно увеличивался управленческий аппарат (к началу 80-х он насчитывал 18,5 млн. чел.), полным ходом шло огосударствление всех сторон жизни общества.

Русский

2015-08-03

21.39 KB

5 чел.

Советский союз в середине 1960-х начале 1980-х гг. – от реформы к застою

Общественно-политическая жизнь. Новое советское руководство во главе с Л. И. Брежневым, уловив господствовавшие в обществе настроения, выдвинуло лозунг стабильного развития, движения «к прогрессу без потрясений». Во внутренней политике проводился умеренно-консервативный курс.

В общественной жизни усиливались охранительные тенденции. Росла бюрократизация советского общества: возрастало всевластие бюрократии, непомерно увеличивался управленческий аппарат (к началу 80-х он насчитывал 18,5 млн. чел.), полным ходом шло огосударствление всех сторон жизни общества. Ожесточался идеологический диктат. Любая общественная деятельность строго контролировалась партийными и государственными органами. Отступления от официальных идеологических принципов незамедлительно пересекались.

В 1977г. принимается новая Конституция, получившая название «Конституции развитого социализма». Она носила двойственный характер: формально провозглашались многочисленные права и свободы, но в реальной жизни значительная часть их не осуществлялась, отсутствовал законодательное оформленный механизм их реализации и т.п. Многие положения Конституции расходились с реальностью.

Расширялось диссидентское движение. Несмотря на свою немногочисленность (в разное время от 0,5 до 1 – 2 тыс. чел.) и крайнюю неоднородность (в нем участвовали левые социалисты, монархисты, деятели националистических, религиозных, рабочих организаций), это движение оказывало определенное влияние на некоторые стороны общественно-политической жизни.

Во второй половине 70-х – начале 80-х гг. в советском обществе неуклонно нарастали стагнационные и кризисные явления, социальные противоречия. После смерти Л. И. Брежнева в 1982г. новое руководство во главе с Ю. В. Андроповым (ноябрь 1982 – февраль 1984 гг.) взяло курс на укрепление трудовой дисциплины и ужесточение внутриполитического курса. А во время нахождения на высшем посту К. У. Черненко (февраль 1984 – март 1985 гг.) произошел полный возврат к политике брежневского периода.

Социально-экономическое развитие. В начале 60-х гг. наблюдалось замедление темпов экономического роста, увеличения национального дохода, производительности труда. Начался поиск новых методов управления экономикой, подходов к планированию и организации производства.

В 1965г. началась крупномасштабная экономическая реформа. В сельском хозяйстве она стала осуществляться после решения мартовского (1965г.) Пленума ЦК КПСС, в соответствии с которым вводился новый порядок планирования, колхозы и совхозы освобождались от прямого и административного вмешательства, в два раза повышались закупочные цены, создавались благоприятные условия для развития личных подсобных хозяйств. В промышленности начало реформе было положено постановлениями сентябрьского Пленума 1965г. ЦК партии. Предприятия получали большую свободу, расширялась сфера деятельности хозяйственного расчета, возрастала роль экономических показателей (рентабельности и прибыли), улучшалось планирование. Особое внимание обращалось на экономические методы хозяйствования и управления. Реформа дала продолжительные результаты: VIII-я пятилетка (1965 – 1970 гг.) была одной из самых успешных, продукция промышленности возросла на 50%, а национальный доход увеличился на 45%. Однако реформа не носила законченного характера. Причинами ее незавершенности стали: отсутствие эффективного механизма осуществления намеченных мер; внутренние противоречия (расхождения интересов общества и предприятий); половинчатость (реформа остановилась на уровне предприятий); противодействие бюрократий. В 70-е гг. строились новые предприятия, интенсивно осваивались северный и восточный районы страны, была решена сложная проблема достижения военно-стратегического паритета с США. В то же время происходило снижение темпов экономического роста, экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, возможности которой уменьшались в виду сокращения трудовых, сырьевых и энергетических ресурсов, внутри нее росли диспропорции. Неэффективно использовались средства, полученные от экспорта сырья. Серьезный кризис нарастал в сельском хозяйстве.

Противоречия в развитии социальной сфере 6 реализация крупных социальных программ (особенно строительства жилья), но в то же время вся социальная сфера финансировалась по так называемому «остаточному принципу»; росли доходы населения, но увеличивался разрыв в уровне жизни представителей разных социальных слоев и т.п.

Конституция 1977г.

Подготовка проекта новой союзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.

Структура Конституции 1977 г.:

1) I раздел – «Основы общественного строя и политики»;

2) II раздел – «Государство и личность»;

3) III раздел – «Национально-государственное устройство»;

4) IV раздел – «Советы народных депутатов и порядок их избрания»;

5) V раздел – «Высшие органы власти и управления»;

6) VI раздел – «Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках»;

7) VII раздел – «Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор»;

8) VIII раздел – «Герб, флаг, гимн и столица»;

9) IX раздел – «Действие Конституции и порядок ее применения».

Особенности Конституции СССР 1977 г.:

1) впервые утверждала окончательное построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства»;

2) общегосударственная цель по Конституции – формирование «бесклассового коммунистического общества»;

3) впервые вводила некоторые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение законопроектов и референдум по важнейшим вопросам; гражданские права (право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство и другое), но этим правам всегда сопутствовали обязанности;

4) коммунистическая партия по-прежнему была официальной политической идеологией, ей принадлежала «руководящая и направляющая» роль;

5) Конституция провозглашала принцип демократической централизации органов власти, т. е. их выборность на всех уровнях, подотчетность народу, вертикальная их соподчиненность, подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим;

6) устанавливалась обязанность органов советского государства соблюдать «социалистическую законность»;

7) устанавливались трудовые гарантии и гарантии трудовым и профессиональным союзам, например право коллективов участвовать в решении и обсуждении общественных и государственных дел.

Конституционные основы СССР:

1) политическая: СССР – социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы всех рабочих классов;

2) экономическая: социалистическая собственность (государственная) на средства производства и землю;

3) социальная: нерушимый союз рабочих, крестьян, интеллигенции.

Система государственных органов по Конституции 1977 г.:

1) народ – единственный источник власти;

2) Советы народных депутатов – единая система органов государственной власти: Верховный Совет, Союзный совет, Совет автономных республик – высшие органы власти (срок их полномочий – 5 лет; в составе Верховного Совета формировался президиум); местные советы народных депутатов (срок их полномочий равен 2,5 года);

3) высший исполнительно-распорядительный орган – Совет министров СССР.

Компетенция Верховного Совета СССР: вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР.

Полномочия Совета Союза и Совета автономных республик: право законодательной инициативы в Верховном Совете.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32143. Финансовая стратегия. Первичный формат. Особенности 32 KB
  Особенности Финансовая стратегия это подсистема корпоративной стратегии представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по использованию собственных и привлеченных внешних финансовых ресурсов в организации для достижения стратегического конкурентного преимущества. Первичный формат стратегии. Значение финансовой стратегии т. Определение основных целей финансовой стратегии.
32144. Основные этапы цикла реализации стратегии 31 KB
  Основные этапы цикла реализации стратегии Реализация стратегии в широком смысле это непрерывная цикличная деятельность когда одна корпоративная стратегия регулярно заменяется другой качественно новой. Другими словами при расширенном толковании понятия циклическая реализация стратегии и стратегический менеджмент понимаемая как постоянная профессиональная деятельность фактически совпадают. На стадии запуска корпоративной стратегии каждый уровень менеджмента организации должен решать свои особые задачи. Вовторых завершить...
32145. Сущность стратегической эффективности 32.5 KB
  Сущность стратегической эффективности и одну из коренных причин текущей и перспективной актуальности стратегического менеджмента раскрывает тезис: в современном бизнесе ошибки в стратегии неизбежно приводят к поражению в конкурентной борьбе и ослаблению позиций организации на рынке; при этом стратегические ошибки исправить сколь угодно эффективными приемами оперативного менеджмента нельзя в принципе. Основные задачи стратегической рефлексии: логическое завершение стратегии организации; предложения по совершенствованию...
32146. Стратегический и тактический контролинг 40.5 KB
  Современный контроллинг включает в себя управление рисками страховой деятельностью предприятий обширную систему информационного снабжения предприятия систему оповещания путём управления системой ключевых финансовых индикаторов управление системой реализации стратегического тактического и оперативного планирования и систему менеджмента качества. Стратегический контролинг координация функции стратегического анализа целеполагания планирования и коррекции стратегии; осуществление контроля за функционированием всей системы в целом;...
32147. Элементы сбалансированной системы показателей 24.5 KB
  Элементы сбалансированной системы показателей Основной принцип ССП который во многом стал причиной высокой эффективности этой технологии управления управлять можно только тем что можно измерить. ССП делает акцент на нефинансовых показателях эффективности давая возможность оценить такие казалось бы с трудом поддающиеся измерению аспекты деятельности как степень лояльности клиентов или инновационный потенциал компании. Авторы ССП предложили четыре направления оценки эффективности отвечающие на самые значимые для успешной деятельности...
32148. Задачи и функции подразделения стратегического развития 31 KB
  Перед отделом стратегического развития который должен функционировать на постоянной профессиональной основе стоят две главные задачи: Сведение всех стратегических наработок произведенную в первую очередь самим отделом а также другими по разделениями Организации в заданные определенным форматом проекты решений. Проекты в установление порядке представляются отделом в органы управления организации которые уполномочены принимать соответствующие стратегические решения. В большинстве организаций такими органами управления являются:...
32149. Стратегическая карта и стратегические темы ССП 29 KB
  Эти цели содержат в себе детальное отображение различных аспектов стратегии. Каплан и Нортон рассматривают следующие аспекты: Четкое формулирование стратегии Передачу стратегии внутрь всей компании Согласование стратегии компании с целями персонала Связывание целей с годовым бюджетом Идентификацию и согласование стратегических инициатив Выполнение регулярных проверок с помощью обратной связи и необходимых корректировок стратегии В рамках ССП необходимо различать показатели которые измеряют достигнутые результаты и показатели...
32150. Базовые элементы построения стратегии по Портеру 24.5 KB
  Портер 1985 выделяет три ключевые общие стратегии: лидерство по затратам ндивидуализация и фокусирование. Лидерство по затратам. Жесткий контроль над затратами и накладными расходами сведение до минимума расходов в таких областях как исследования и разработки реклама и т. Стратегия лидерства по затратам часто создает прочную основу для конкуренции в отрасли.
32151. Стратегический переход от экономики производства к экономике знаний 28 KB
  Превращение науки в непосредственную производительную силу отмеченное в начале 1960х гг. На смену экономики фабричных труб когда преобладало массовое производство пришла экономика основанная на интеллектуальном труде человеческом капитале. Появление всемирной электронной рулетки когда реальные инвестиции подменяются спекуляцией когда человеческие ресурсы отвлекаются на бесплодные биржевые игры не может позитивно влиять на развитие мировой экономики. Касаясь вопросов связанных с...