92567

Начало формирования советской правовой системы в 1917-1921гг. Государство и право в период «военного коммунизма»

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Октябрьский переворот и захват власти у Временного правительства. Установление власти большевиков советской власти в центре произошло в два этапа: захват власти у Временного правительства; захват власти у Учредительного собрания. Большевики пришли к власти в Петроградском и некоторых других советах.

Русский

2015-08-03

54.62 KB

1 чел.

Начало формирования советской правовой системы в 1917-1921гг. Государство и право в период «военного коммунизма».

Становление советской власти. Конституционное оформление советской государственности

1. Октябрьский переворот и захват власти у Временного правительства. Установление власти большевиков (советской власти) в центре произошло в два этапа:

• захват власти у Временного правительства;

• захват власти у Учредительного собрания.

Осенью 1917 г. Временное правительство постепенно утрачивало контроль над отдельными регионами страны и частью армии. Оно подвергалось критике со стороны правых политических сил и открытым враждебным действиям со стороны радикальных левых сил. Наиболее опасным для политической стабильности являлась утрата контроля над воинскими частями и экипажами боевых кораблей, дислоцированными в Петрограде и его окрестностях. Многие солдаты и матросы, не желая отправляться на фронт, были готовы поддержать антиправительственное выступление.

Большевики пришли к власти в Петроградском и некоторых других советах. Они активно противопоставляли советы органам государственной власти.

В октябре 1917 г. руководство большевистской партии активно готовило вооруженное восстание. При Петроградском совете рабочих и солдатских депутатов был создан Военно-революционный комитет (ВРК), главную роль в котором играли большевики при поддержке левых эсеров. Официальной целью деятельности ВРК была защита столицы от германской армии, однако с самого начала он стал легальным органом по организации вооруженного антиправительственного выступления.

Готовились боевые отряды из бойцов красной гвардии, из вышедших из подчинения Временному правительству солдат и матросов. Большевистские организации Москвы и некоторых других городов также вели подготовку к вооруженному захвату власти.

ВРК начал сосредотачивать в своих руках государственную, прежде всего военную, власть. В воинские части, Петропавловскую крепость, склады оружия, промышленные предприятия, железные дороги направлялись комиссары ВРК. Работа Временного правительства и военного командования в октябре 1917 г. была практически парализована.

Временное правительство длительное время не предпринимало никаких мер по противодействию вооруженному захвату власти. В Петроград не были переброшены надежные воинские части. Военной опорой правительства являлись курсанты военных училищ (юнкера).

Предпринятые Временным правительством 24 октября меры по противодействию вооруженному выступлению оказались запоздалыми, недостаточными и неэффективными.

В этот же день по решению ВРК началось открытое вооруженное наступление на Временное правительство и другие государственные органы. К утру 25 октября практически вся столица оказалась под контролем боевых отрядов ВРК. Военно-революционный комитет выпустил воззвание “К гражданам России” (текст которого написан В.И. Лениным). В нем говорилось, что Временное правительство низложено и власть перешла в руки ВРК. В ночь на 26 октября вооруженные отряды ВРК захватили резиденцию Временного правительства – Зимний дворец – и арестовали министров.

II Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов, открывшийся 25 октября, провозгласил, что власть в стране перешла в его руки (После ухода со съезда меньшевиков и правых эсеров подавляющее большинство мест оказалось у большевиков и поддерживавших их левых эсеров.). Съезд избрал ВЦИК, большинство членов которого составили большевики. Председателем ВЦИК стал большевик Л.Б. Каменев, а затем – большевик Я.М. Свердлов. На местах власть должна была перейти к местным советам. Съезд принял также декреты “О мире” и “О земле”.

Для управления страной на период до созыва Учредительного собрания съезд сформировал временное правительство – Совет народных комиссаров (СНК). В состав СНК вошли только большевики, председателем стал В.И. Ленин.

Большинством во Всероссийском центральном исполнительном комитете советов крестьянских депутатов располагали правые эсеры. ЦИК не дал согласие на проведение II Всероссийского съезда советов крестьянских депутатов. Тогда большевики и левые эсеры собрали Чрезвычайный съезд крестьянских депутатов. Этот форум одобрил решение II Всероссийского съезда советов рабочих и солдатских депутатов и согласился на объединение советов.

В первые же дни новой власти пришлось вновь применять вооруженную силу. 29 октября в Петрограде было подавлено выступление курсантов военных училищ. 30 октября на подступах к Петрограду были разбиты войска генерала П.Н. Краснова, направленные председателем Временного правительства А.Ф. Керенским.

Общие потери в Петрограде за время октябрьских событий составили несколько сотен человек.

Установление советской власти в Москве проходило в результате тяжелых боев, продолжавшихся около недели. В течение нескольких месяцев советская власть устанавливалась в различных регионах страны. В ряде случаев применялась вооруженная сила, а многие регионы признали советскую власть без вооруженного сопротивления.

2. Захват власти у Учредительного собрания. Проведенные в ноябре 1917 г. выборы в Учредительное собрание дали партии большевиков лишь 25% голосов избирателей. Начало Работы собрания было отложено советской властью: первоначальная дата созыва Учредительного собрания была изменена с 28 ноября 1917 г. на 5 января 1918 г.

3 января 1918 г. ВЦИК принял Декрет “О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти”, предоставив СНК право подавлять эти попытки всеми средствами. Петроград был объявлен на осадном положении. К месту работы Учредительного собрания были стянуты войска.

5 января 1918 г. на заседании Учредительного собрания председатель ВЦИК зачитал Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа и предложил собранию признать советскую власть. После отказа большинства депутатов, большевистская фракция и левые эсеры покинули заседание.

На заседании Учредительного собрания (председатель – эсер В.М. Чернов) был осужден вооруженный захват власти, рассматривались вопросы об организации государственной власти, о подготовке аграрной реформы. Заседание было прервано по требованию начальника караула матроса-анархиста А. Железнякова.

После разгона Учредительного собрания ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания. Демонстрации в защиту Учредительного собрания были расстреляны.

Из названия Советского правительства было изъято слово “временное”, а из нормативных актов – упоминание об Учредительном собрании.

3. Создание системы Советов. На территориях, где установилась советская власть, ликвидировались органы земского и городского самоуправления.

Государственные полномочия переходили к губернским, уездным, городским и волостным Советам. Первоначально их структура была весьма разнообразна вплоть до создания центральных исполнительных комитетов и Советов народных комиссаров. Одновременно в некоторых местах действовали военно-революционные комитеты.

Постепенно активизировался курс на усиление контроля за деятельностью местных советов, унификацию структуры Советов и удаление из них представителей оппозиционных партий.

4. Создание правоохранительных органов и вооруженных сил. Судебные органы демократической республики были ликвидированы через несколько недель после прихода большевиков к власти в Петрограде. Согласно Декрету СНК “О суде”, изданному в ноябре 1917 г. (в историю он вошел как Декрет о суде № 1), упразднялись судебные органы, прокуратура, органы следствия, адвокатура. Вместо них создавались местные суды в составе постоянного судьи и двух народных заседателей. Суды должны были рассматривать менее важные гражданские и уголовные дела. Следствие по уголовным делам вели сами судьи, что нарушало демократический принцип отделения следствия от суда. Кассационной инстанцией для местных судов являлись уездные съезды местных судей.

В феврале и июле 1918 г. были приняты соответственно ВЦИК и СНК еще два декрета о суде. Компетенция местных судов расширялась. Помимо местных, создавались окружные суды. Ведение следствия возлагалось на следственные комиссии (вначале при судах, затем – при советах).

В ноябре 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР. Устанавливался единый народный суд в составе одного судьи и нескольких заседателей. Судей назначали местные советы, а заседателей утверждали исполнительные комитеты советов. Предварительное следствие могли вести сами судьи, милиция или следственные комиссии. Обвинение и защиту осуществляли коллегии при исполкомах уездных и губернских советов.

Советская милиция была организована осенью 1918 г. В 1920 г. ВЦИК издал Положение о рабоче-крестьянской милиции. Она строилась на классовой основе; в органы милиции допускались граждане, лояльные к советской власти. Органы милиции создавались в городах и уездах. Они находились в двойном подчинении – местным советам и управлению советской рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР. Служащие милиции вооружались огнестрельным и холодным оружием.

В январе 1918 г. СНК издал Декрет “О создании Рабоче-крестьянской Красной армии” (РККА). Армия должна была формироваться на добровольческой основе. Ядром армии стали красногвардейские отряды.

Весной принцип добровольности был заменен мобилизационным принципом. Предполагалось привлекать трудящихся к службе в боевых частях, а “нетрудовые элементы” – во вспомогательных частях. Военная необходимость заставила партийно-государственное руководство перешагнуть через идеологические установки. В Красную армию были приняты десятки тысяч офицеров прежней российской армии. Многие из них заняли высокие командные должности: Д.М. Карбышев, С.С. Каменев, М.Н. Тухачевский, Б.М. Шапошников и др.

Численность Красной армии, несмотря на массовое дезертирство, быстро возрастала. Уже к концу 1918 г. РККА насчитывала 1,5 млн человек, а в 1920 г. – 5 млн человек. Было обеспечено многократное превосходство над всеми белыми армиями, вместе взятыми.

Верховное командование советскими вооруженными силами осуществляли Революционный военный совет республики (РВСР) во главе с ЛД. Троцким и главнокомандующий (И.И. Вацетис, затем – С.С. Каменев). На фронтах и в армиях наряду с командующими действовали революционные военные советы. В армейские соединения и части были направлены политические комиссары. Кроме них партийно-политическую работу в вооруженных силах вели фронтовые, армейские и дивизионные политические отделы (политотделы). На должности членов реввоенсоветов и комиссаров назначались партийные работники. В случае крупных военных поражений в войска направлялись партийно-следственные комиссии.

5. Конституция РСФСР 1918 г. Отдельные положения конституционного характера содержались в первых законодательных актах советской власти: декреты о мире и о земле (октябрь 1917 г.), о заключении и расторжении брака (декабрь 1917 г.) и т.п.

В январе 1918 г. III Всероссийский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Декларация закрепляла некоторые принципы конституционного строя советского государства. Она стала первым обобщающим документом конституционного характера и в течение полугода выполняла функции основного закона Советской России. Съезд принял официальное название государства – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР).

Впервые решение о разработке Конституции принял III Всероссийский съезд советов (январь 1918 г.). Однако выполнено оно не было.

Работа по созданию Конституции началась лишь после соответствующего решения ЦК РКП (б). Конституционную комиссию возглавил Я.М. Свердлов. Предложения членов комиссии по созданию социалистической федерации на основе союза областей (территориальных образований) или трудовых коммун (территориально-экономических образований) были отвергнуты. За основу было взято предложение И.В. Сталина об образовании национально-территориальной федерации, субъектами которой должны стать области, отличающиеся особым национальным составом. Территории, занятые преимущественно русским населением, не получали статуса субъектов федерации. Предложение Сталина позволяло с одной стороны, обеспечить реализацию права наций на самоопределение, а с другой стороны сохранить непосредственный контроль центра над большей частью страны.

Конституция РСФСР была принята 10 июня 1918 г. V Всероссийским съездом советов, а 19 июля – официально опубликована и введена в действие. Данный акт был первым в истории страны основным законом, получившим официальное название конституции. Конституция имела второе название – Основной закон.

Основным источником конституции явились акты конституционного характера, принятые в РСФСР в предшествующие месяцы, и прежде всего Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В тексте Конституции содержалось положение о временном характере этого акта. Она была рассчитана на переходный период до построения социализма.

Конституция содержала преамбулу и основной текст, насчитывавший 90 статей.

Ее текст был разделен на шесть разделов. Первый раздел представлял собой текст Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Второй раздел содержал основные положения. Таким образом, в статьях двух первых разделов формулировались принципы государственного строя РСФСР. Третий раздел назывался “конструкция советской власти” и содержал нормы о порядке формирования и функционирования советов. Четвертый раздел был посвящен избирательному праву, пятый – бюджетному праву. Положения шестого раздела устанавливали государственную символику РСФСР – герб и флаг.

Основными принципами государственного строя являлись:

• республиканская форма правления;

• федерализм;

• недемократический политический режим;

• полнота государственной власти в руках Советов и отсутствие разделения властей;

• светский характер государства.

Главной задачей страны было объявлено “уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах” (ст. 3).

Территориальная организация РСФСР характеризовалась наличием административных образований с разным статусом. Национальные республики, образованные на части территории России, обладали статусом субъектов федерации. Конституция допускала возможность выхода из состава федерации, но с согласия Всероссийского съезда советов или ВЦИК. Большинство административно-территориальных единиц не являлись субъектами федерации и не обладали соответствующей самостоятельностью.

Государственная власть рассматривалась как форма диктатуры пролетариата. С водворением” социализма предусматривалась ликвидация государственной жизни (ст. 9).

Система советов возглавлялась Всероссийским съездом советов, который был “высшей властью” в РСФСР (ст. 24). Делегаты съезда направлялись губернскими и городскими советами. Во время между съездами верховная власть принадлежала Всероссийскому центральному исполнительному комитету советов, который избирался Всероссийским съездом советов. Он являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Во главе его стоял президиум.

Ведению Всероссийского съезда советов и ВЦИК подлежали все вопросы общегосударственного значения. Это означало отказ от идеи разделения властей.

Государственную власть на местах осуществляли областные, губернские, городские, уездные и волостные съезды советов. Их делегатов направляли нижестоящие советы. В городах и селениях создавались советы. К ведению съездов советов и советов относилось проведение в жизнь решений вышестоящих советских органов и решение вопросов местного значения.

Советы не только принимали решения, но и организовывали их исполнение. С этой целью они формировали исполнительные органы. Общегосударственный исполнительный орган назывался Советом народных комиссаров, а местные исполнительные органы – исполнительными комитетами (исполкомы).

“Общее управление делами РСФСР”, т.е. осуществление исполнительных функций, было отнесено к ведению Совета народных комиссаров (СНК). СНК РСФСР имел право издавать не только подзаконные акты, но и декреты (законодательные акты).

В состав СНК входили народные комиссары, возглавлявшие центральные отраслевые органы управления – народные комиссариаты (наркоматы) по иностранным делам, по военным делам, по морским делам, по внутренним делам и др. На правах наркомата функционировал Высший совет народного хозяйства. Руководящими органами наркоматов были народный комиссар и коллегия. Народные комиссары реализовывали свою власть исходя из принципа единоначалия. Коллегия могла обжаловать единоличные решения народного комиссара в СНК или в президиум ВЦИК.

Исполнительные комитеты местных советов имели право отменять решения нижестоящих советов и их исполкомов.

Избирательное право носило классовый характер. Избирать могли трудящиеся и военнослужащие Советской армии. Избирательное право не было равным: при формировании Всероссийского съезда советов один голос рабочих приравнивался к пяти голосам крестьян. Избирательных прав были лишены священнослужители, частные торговцы, лица, жившие на нетрудовой доход или прибегающие к наемному труду, служащие бывшей полиции и жандармерии (ст. 64 и 65).

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в большинство советских органов. Только выборы депутатов городских и сельских Советов были прямыми. Делегаты всех вышестоящих советских органов (волостных, уездных, губернских, областных съездов советов) делегировались нижестоящими советскими органами из своего состава. Тайное голосование не было установлено в Конституции. В итоге по сути был создан юридический механизм регулирования кадрового состава Советов.

В соответствии с классовым подходом политические и социально-экономические права предоставлялись трудящимся. При этом провозглашалось равенство граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Иностранные рабочие и крестьяне, проживавшие на территории РСФСР, могли получить советское гражданство “без всяких затруднительных формальностей” (ст. 20).

Всеобщая воинская повинность распространялась на все население РСФСР, однако “нетрудовые элементы” могли нести военную службу лишь во вспомогательных частях.

Церковь была отделена от государства, а школа – от церкви (ст. 13).

В нормах Конституции закреплялась обязательность труда и подтверждалось установление всеобщей трудовой повинности. Официально провозглашался лозунг: “Не трудящийся, да не ест!”.

Особая процедура изменения Конституции и принятия новой Конституции не была установлена. Эти вопросы решались Всероссийским съездом советов и ВЦИК.

Конституция РСФСР 1918 г. играла ведущую роль в системе советского права. Она явилась основой последующего законотворчества в РСФСР.

6. Создание чрезвычайных органов власти. В ноябре 1918 г. декретом ВЦИК был образован Совет рабочей и крестьянской обороны (СРКО) во главе с В.И. Лениным. В состав совета вошли председатель ВЦИК, председатель РВС, нарком путей сообщения и другие должностные лица. СРКО обладал всей полнотой власти в области обороны. Он руководил вооруженными силами, их комплектованием и снабжением. Его постановления были обязательными для всех организаций и граждан. На места направлялись уполномоченные СРКО.

В декабре 1920 г. СРКО был преобразован в Совет труда и обороны при СНК РСФСР.

В декабре 1917 г. согласно постановлению СНК была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) во главе с Ф.Э. Дзержинским. В губерниях, уездах и на транспорте образовывались подчиненные ВЧК местные чрезвычайные комиссии (ЧК), а в вооруженных силах - особые отделы. При чрезвычайных комиссиях разных уровней создавались особые вооруженные отряды. Позднее ВЧК были подчинены пограничные войска.

ВЧК стала одним из наиболее активных и влиятельных чрезвычайных органов. Ей были предоставлены полномочия по производству арестов, обысков, реквизиций, конфискаций, по заключению в концентрационные лагеря. Чрезвычайные комиссии и их вооруженные отряды имели право “непосредственной расправы” в случае вооруженных антисоветских или уголовных выступлений. Комиссия стала репрессивным органом с полномочиями внесудебного решения дел.

Начиная с ноября 1917 г. формировалась система революционных трибуналов (ревтрибуналов). Первоначально они специализировались в различных направлениях деятельности: по делам печати, по борьбе с контрреволюцией и т.п. В дальнейшем система ревтрибуналов была централизована и унифицирована. Ее возглавил ревтрибунал при ВЦИК. Вначале в состав ревтрибуналов входили заседатели и судьи, затем – только судьи (три судьи в каждом трибунале). Один из судей был представителем ВЧК. Это обстоятельство нарушало принцип отделения суда от администрации.

Отдельно от гражданских действовали военные ревтрибуналы, ревтрибуналы на железнодорожном и водном транспорте. Систему военных трибуналов возглавлял Революционный военный трибунал республики (РВТР), а обе системы транспортных трибуналов – Главный военный железнодорожный трибунал при наркомате путей сообщения.

Революционные трибуналы рассматривали дела о противодействии или неподчинении советской власти, прекращении выпуска, порче, сокрытии предметов массового потребления и т.д. Права ревтрибуналов по применению мер наказания постоянно расширялись. С июня 1918 г. ревтрибуналы могли применять смертную казнь.

На местах в качестве чрезвычайных органов функционировала сеть революционных комитетов (ревкомов). Они действовали параллельно с советами либо вместо них. Ревкомам принадлежала полнота власти на соответствующих территориях.

В сельской местности создавались волостные и сельские комитеты деревенской бедноты (комбеды), действовавшие одновременно с советами. В состав комбедов не допускались зажиточные крестьяне. Комбеды призваны были содействовать в изъятии земли у зажиточных крестьян, организовывать коллективную обработку полей, обеспечивать принудительную заготовку хлеба.

7. Организационно-правовое обеспечение идеологической деятельности. Приход к власти большевистской партии означал превращение социалистической (марксистско-ленинской) идеологии в идеологию государственную. Установление идеологического единообразия, сращивание партийного аппарата и государственного механизма привели к оформлению идеологической работы в качестве важного направления деятельности государственных органов. Это направление получает организационное оформление. Материально-финансовое обеспечение идеологической работы производилось главным образом за счет государственных средств, однако руководили этой работой партийные органы.

“Идеологическая составляющая” присутствовала в деятельности всех государственных органов, учреждений и предприятий. Вместе с тем были созданы государственные и партийные структуры, для которых выполнение идеологических функций являлось главной задачей. При ЦК РКП(б) функционировала специальная коллегия, состоявшая из руководящих работников аппарата ЦК партии и ЦК комсомола, народного комиссариата просвещения и некоторых других государственных органов. В компетенцию коллегии входило решение наиболее важных вопросов организации агитации и пропаганды.

Деятельность всех государственных, партийных и общественных идеологических организаций курировал Агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпром).

В 1920 г. для “государственной пропаганды коммунизма” на основании декрета СНК был образован Главный политико-просветительный комитет Республики (Главполитпросвет) во главе с Н.К. Крупской. Главполитпросвет объединил деятельность государственных, партийных и общественных организаций в идеологической сфере.

В структуре отделов народного образования исполкомов местных советов в 1918–1920 гг. были созданы политпросветы для организации культурно-просветительной работы и идейно-политического воспитания трудящихся.

Было централизовано управление в области массовой информации.

В 1918 г. было создано Российской телеграфное агентство (РОСТА). В его ведении перешли все центральные и местные органы информации.

В 1919 г. на базе крупнейших партийных и государственных издательств было создано Государственное издательство (Госиздат). Согласно положению, утвержденному ВЦИК, Госиздат функционировал при Наркомпросе. Он получил полномочия по руководству книгоизданием в масштабах всей страны.

Печатные средства массовой информации в соответствии с официальной идеологией рассматривались в качестве “орудия социалистического строительства и перевоспитания масс”. Газеты и журналы стали играть роль “печатной пропаганды”. На их страницах в первоочередном порядке публиковались статьи и речи партийно-государственных руководителей. В 1918–1920 гг. в газете “Правда” было опубликовано около 230 статей В.И. Ленина, в газете “Известия” – более 200.

Для выполнения идеологических и политических задач создавались специализированные печатные издания. Например, значительно место в атеистической пропаганде отводилось журналу “Революция и церковь”.

С 1918 г. создавались партийные и советско-партийные школы для идейно-политической подготовки работников партийных организаций, государственных органов, учреждений и предприятий. В Москве был организован с этой целью Рабоче-крестьянский коммунистический университет, а в Петрограде – Высшая партийная школа.

В некоторых вузах были открыты факультеты общественных наук. Факультеты должны были перестроить преподавание общественных наук на основе марксистско-ленинской идеологии.

Главным “центром марксистско-ленинской научной мысли и подготовки кадров идеологического фронта” стала Социалистическая академия общественных наук, созданная на основании декрета СНК в 1918 г. Согласно Уставу, утвержденному Президиумом ВЦИК, главной задачей академии являлась подготовка “научных деятелей социализма и ответственных работников социалистического строительства”.

Впервые в отечественной истории появилась система государственных органов и учреждений, специализирующихся на ведении идеологической работы.

Развернулось массовое издание трудов теоретиков марксизма и партийно-государственных деятелей. В 1919 г. была создана при Госиздате комиссия по изданию сочинений В.И. Ленина.

Важное значение для утверждения новой идеологии приобрели меры по уничтожению ряда памятников истории и культуры, связанных с предшествующими периодами развития России. Началось переименование населенных пунктов. Некоторым из них давались новые названия в честь советских партийных и государственных деятелей.

Для пропагандистского обеспечения массовых политических компаний привлекались деятели науки и искусства. Например, в развернувшейся в 1918 г. согласно решению Пленума ЦК РКП(б) антирелигиозной компании активное участие приняли В.В. Маяковский, Д. Бедный, А.В. Луначарский и др.

В целом в первые годы советской власти организационно-правовое оформление идеологической деятельности проходило по следующим направлениям:

• репрессивные или дискриминационные меры против общественных институтов и лиц, приверженцев немарксистской идеологии (прежде всего, против политических партий, против оппозиционных средств массовой информации, против Русской православной церкви и других церковных организаций и т.д.);

• создание централизованной системы специализированных государственных органов и учреждений для ведения идеологической работы;

• централизация управления средствами массовой информации;

• установление идеологического единообразия и жесткого контроля над идеологической сферой со стороны коммунистической партии.

Политика “военного коммунизма” в советской России

Внутриполитические мероприятия первых лет советской власти принято называть политикой “военного коммунизма”.

Ряд советских историков и историков государства и права подчеркивают ее временный характер и объясняют необходимость такой политики условиями Гражданской войны.

Однако мероприятия в русле политики военного коммунизма начали проводиться вскоре поле октябрьского переворота 1917 г., т.е. до начала активной фазы Гражданской войны, а пик этой политики приходится на конец 1920 – начало 1921 г., т.е. на время после окончания гражданской войны. Таким образом, истоки политики военного коммунизма лежали не в сложной обстановке войны, а в идеологии партии большевиков.

Политика военного коммунизма представляла собой попытку советской власти форсированными темпами, в сжатые сроки, используя государственное принуждение, преобразовать российское общество на коммунистических началах. В результате “коммунистическое общество” приобрело военизированный, казарменный характер. Огосударствлению подверглись различные сферы общественной жизни. Была проведена централизация управления.

Идеологическое обоснование политика по строительству коммунизму получила в документах правящей партии большевиков. В частности, вторая программа РКП(б) предусматривала экспроприацию буржуазии, натуральный продуктообмен, коллективное землепользование, плановое хозяйство.

Частные банки были поставлены под контроль Госбанка, а в декабре 1917 г. национализированы. Банковское дело объявлено государственной монополией. Денежные вклады населения, превышавшие сумму в 5 тыс. руб. и нажитые “нетрудовым путем”, были конфискованы.

Проведена национализация промышленности. Вначале государственной собственностью были объявлены промышленные предприятия и наиболее важные отрасли. С ноября 1920 г. были национализированы практически все мелкие промышленные предприятия. Первоначально объявленный “рабочий контроль над производством” был свернут. Предприятия подчинялись главным комитетам (главкам), а главки – Высшему совету народного хозяйства.

Весной 1918 г. была введена государственная монополия на внешнюю торговлю.

Внутренняя торговля была заменена прямым продуктообменом. Промышленные товары направлялись на снабжение армии, а также распределялись по специальным разрешениям на безвозмездной основе. В первую очередь обеспечивались работники военной промышленности.

Хлебная монополия, введенная Временным правительством, была дополнена новыми мерами. В мае 1918 г. декретом ВЦИК и СНК устанавливалась продовольственная диктатура. Народный комиссариат продовольствия получил полномочия применять вооруженную силу и наказания вплоть до расстрела на месте при проведении заготовки хлеба. Крестьяне, не сдававшие государству хлеб по твердым ценам (в 10-20 раз ниже реальной стоимости) или осуществлявшие самостоятельную торговлю хлеба объявлялись врагами народа. За отказ сдать хлеб предусматривалось наказание до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества; за сопротивление его принудительному изъятию – расстрел на месте. Изъятие продовольствия проводили вооруженные продовольственные отряды, созданные из рабочих крупных городов. Деятельность продотрядов сопровождалась многочисленными злоупотреблениями и оказалась неэффективной.

В январе 1919 г. была введена продразверстка, т.е. обязательная сдача сельскохозяйственными производителями своей продукции государству. Торговля продуктами и перевозка их на транспорте запрещались. Заградительные отряды досматривали багаж пассажиров и конфисковывали продовольствие.

В итоге мероприятий военного коммунизма легальный рынок был ликвидирован. Однако рыночные отношения продолжали существовать в виде нелегального, “черного” рынка. По некоторым данным, оборот продовольствия на черном рынке равнялся объему продовольствия, распределенному в городах по официальным каналам.

На базе помещичьих усадеб создавались государственные сельскохозяйственные предприятия – совхозы (“советские хозяйства).

Проводилась политика по ликвидации “эксплуататорских классов”. Массовым репрессиям и физическому уничтожению подвергались целые социальные слои. Правовыми средствами социалистического переустройства являлись всеобщая трудовая повинность и уравнительная оплата труда. Все трудоспособные граждане в возрасте от 16 до 50 лет были обязаны заниматься “общественно полезным” трудом. Для принудительного привлечения к труду были созданы трудовые лагеря. Устанавливалась уравнительная система оплаты труда рабочих и служащих; оплата производилась в натуральной форме. В 1920 г. денежная часть зарплаты рабочих составляла менее 8%. Имущественному уравнению способствовала отмена наследования.

На коммунистических принципах организовывалось обеспечение населения коммунальными услугами. В конце 1920-х гг. – начале 1921 г. отменялась плата за жилье, электроэнергию, общественный транспорт, услуги связи и т.п. Для трудящихся была бесплатной медицинская помощь. В начале 1921 г. был подготовлен законопроект об отмене налогов.

Таким образом, характерными чертами политики “военного коммунизма” были:

1) ограничение политических и имущественных прав граждан;

2) огосударствление различных сфер жизни общества;

3) установление политического и идеологического единообразия;

4) ликвидация рыночных отношений;

5) дискриминация представителей “эксплуататорских классов”, попытки стирания социальных различий.

Форсированный “штурм капитализма” привел к негативным экономическим и социальным последствиям. Эти последствия в сочетании с опустошениями в ходе гражданской войны получили название “разрухи”.

Резко упало сельскохозяйственное и, особенно, промышленное производство. Сбор сельхозпродукции в 1920 г. уменьшился по сравнению с 1913 г. не менее чем на 40%. По производству некоторых видов промышленной продукции Россия была отброшена к временам Петра I. Сотня тысяч граждан, спасаясь от голода и безработицы, перебрались в деревню.

Катастрофические последствия имел голод 1921 г., наиболее тяжело поразивший Поволжье, Северный Кавказ, Южную Украину, Южный Урал. По официальным советским данным, от голода и сопровождавших его эпидемий погибло более 1 млн человек, а по неофициальным – 5-8 млн.

Для помощи голодающим были созданы общественные организации, в том числе зарубежные. Сбор средств по призыву патриарха Тихона организовала русская православная церковь. Крупные денежные суммы и продовольствие направила Американская организация помощи (США). Однако центральные советские государственные органы по соображениям идеологического и политического характера негативно отнеслись к работе как зарубежных, так и отечественных общественных организаций. Их деятельность была свернута. Воспользовавшись массовым голодом, советская власть развернула в 1922 г. массовые репрессивные действия против Русской православной церкви.

Миллионы голодающих, инвалидов и беспризорных детей накалили социально-политическую обстановку в стране.

Формирование социалистического права

После октябрьских событий 1917 г. система права предшествующего периода была сломана. В течение короткого времени были созданы новые источники права, применены новые методы правового регулирования.

Система источников права, сложившаяся в первые месяцы существования советской власти, имела принципиально новый характер. Несмотря на активное правотворчество, законодатель не мог охватить все общественные отношения. В силу этого нормативно-правовой акт не мог играть решающей роли в качестве источника права. В системе источников права на первый план вышло революционное правосознание. На местном уровне в качестве источника права выступал также правовой обычай.

В связи с предполагаемым переходом к коммунизму была поставлена под сомнение сама необходимость существования гражданского права. Количество гражданских правоотношений резко сократилось. Все больший круг имущественных отношений регулировался административным правом.

В отношениях собственности доминирующую роль играло государство. В его собственность перешли земля, другие природные ресурсы, банки, транспорт, промышленные предприятия.

В апреле 1918 г. декретом ВЦИК было отменено наследование. После смерти владельца его движимое и недвижимое имущество переходило в собственность РСФСР. Для обеспечения нетрудоспособных и нуждающихся членов семьи им могло быть оставлено имущество ценностью до 10 тыс. руб.

В мае 1918 г. было запрещено дарение и иное безвозмездное отчуждение имущества, если его стоимость превышала 10 тыс. руб. Было также ограничено авторское право. Авторские права не подлежали передаче по наследству; государство могло их национализировать.

Семейное право превратилось в самостоятельную отрасль права. Усилился административный характер регулирования брачно-семейных отношений.

В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК издали два декрета о гражданском браке и расторжении брака. Признавался лишь гражданский брак. Церковный брак был объявлен частным делом. Для ведения записей актов гражданского состояния создавались отделы записей браков и разводов.

Вступление в брак осуществлялось по добровольному согласию брачующихся. Разрешения на брак со стороны родственников или начальства не требовалось. Брачный возраст устанавливался в 18 лет для мужчин и в 16 лет для женщин. Внебрачные дети уравнивались в правах. Развод в случае обоюдного согласия супругов оформлялся органами загса, а в иных случаях – судом.

В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Это первый советский кодекс.

Прежние положения советского семейного права были развиты и дополнены. В частности, было установлено, что брак не порождал общности имущества супругов. При перемене места жительства одним супругом другой супруг не был обязан следовать за ним.

Родители были обязаны заботиться о своих несовершеннолетних детях, а взрослые дети были обязаны содержать нетрудоспособных родителей. В случае ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей суд мог лишить их родительских прав.

Трудовое право развивалась как важная самостоятельная отрасль права. Основным источником трудового права стал Кодекс законов о труде (декабрь 1918 г.).

В соответствии с конституционными положениями была закреплена всеобщая трудовая повинность. Устанавливался восьмичасовой рабочий день. Работники, не достигшие 18-летнего возраста, не могли работать более 6 часов в день. Запрещался труд по найму для подростков, не достигших возраста 14 лет.

Вместо социального страхования вводилось социальное обеспечение за счет средств государства.

В связи с гражданской войной и экономической разрухой многие позитивные положения трудового законодательства не были реализованы на практике.

Источником уголовного права являлось большое число актов: декретов ВЦИК и СНК, постановлений наркомата юстиции и др. Обобщающий характер носило постановление наркомата юстиции “Руководящие начала по уголовному праву РСФСР” (декабрь 1919 г.). Этот акт представлял собой своего рода общую часть советского уголовного закона.

Согласно классовому подходу задачей советского уголовного права являлась охрана в переходный к коммунизму период системы общественных отношений, соответствующей интересам трудящихся масс.

Преступление определялось как нарушение охраняемых законом общественных отношений. При назначении наказания должны были учитываться принадлежность обвиняемого к имущему классу, наличие или отсутствие намерения восстановить власть эксплуататоров и другие обстоятельства.

Возраст уголовной ответственности устанавливался в 14 лет. Система наказаний включала в себя ряд мер от общественного порицания до смертной казни (расстрела). При этом расстрел могли применять только революционные трибуналы. Поскольку перечень наказаний был примерным, суды могли устанавливать меру наказания самостоятельно.

Уголовное процессуальное право получило развитие прежде всего в связи с деятельностью революционных трибуналов. Процессуальные нормы обеспечивали в первую очередь быстроту рассмотрения дел, но не объективность. Прежде всего от этого страдали интересы подсудимых.

Трибуналы могли рассматривать дела без участия обвинения и защиты. Они не были обязаны исследовать все имеющиеся доказательства и имели право в любой момент остановить судебное следствие. Приговоры ревтрибуналов можно было обжаловать в кассационном порядке в трибунал при ВЦИК.

Территориально-политический распад

Российской империи. Государственная организация

Белого движения в годы Гражданской войны

1. Распад Российской империи. Территориально-политический распад Российской империи был обусловлен как многолетними государственными и национальными проблемами, так и событиями 1917-1920 гг. Еще до Октябрьской революции 1917 г. в территориальной организации России обнаружились кризисные явления.

В условиях, когда ряд регионов страны не признал советскую власть, большевистское руководство пошло на поощрение процесса децентрализации и федерализации страны, формирование самостоятельных государственных образований и на признание независимости некоторых государственных образований.

В результате сепаратного Брестского мирного договора с Германией и ее союзниками (март 1918 г.) российский суверенитет был утрачен на территории площадью около 1 млн км2. Часть этой территории присоединялась к государствам Четвертного союза, а на большей части создавались самостоятельные государства.

В декабре 1917 г. СНК признал государственную независимость Финляндии, провозглашенную финляндским сеймом 6 декабря (23 ноября по старому стилю), признал Украинскую народную республику, провозглашенную в Киеве. Были созданы независимые Белорусская народная республика, Грузинская, Армянская и Азербайджанская республики. Летом 1918 г. стала независимым государством Тува.

Интенсивно шел процесс создания советских республик: Украинская советская республика (провозглашена в Харькове), Туркестанская советская республика (провозглашена в Ташкенте), Ставропольская, Донецко-Криворожская, Донская, Таврическая, Терская, Черноморская, Кубанская, Башкирская, Татарская советские республики и автономные области и другие государственные образования. В 1920 г. была свергнута власть хивинского хана и бухарского эмира и образованы Хорезмская и Бухарская народные республики.

В советских республиках формировались свои государственные органы, признававшие власть центральных советских органов.

Особое место занимала Дальневосточная республика (1920– 1922 гг.) – юридически являвшаяся независимым демократическим государством; фактически она находилась под полным контролем государственных органов советской России.

В итоге на территории Российской империи было создано несколько независимых государств, а также много автономных государственных образований в составе Российского государства. Суверенные государства были двух видов. Одни из них имели национальный характер, отстаивали свою полную независимость и не признавали социалистических преобразований. Другие государства были советского типа, выступали за тесное сотрудничество с социалистической Россией. Зачастую на одной и той же территории параллельно существовали государства обоих видов. Советская Россия стремилась политическими, военными и экономическими средствами поддерживать советские режимы в новых государствах. Красная армия помогла укрепиться этим режимом в Украине, Белоруссии, Азербайджане, Армении, Грузии.

Новые советские республики принимали конституции. Зачастую образцом для них являлась Конституция РСФСР 1918 г. Иногда многие положения этой конституции включались в текст конституционных актов советских республик. Например, Конституция советской Латвии санкционирование применение основных положений российской Конституции. В некоторых конституциях имелись нормы о создании объединенного советского государства. Например, в Конституции советской Украины содержалась норма о политическом объединении с другими советскими республиками.

Советские государства установили тесные политические, военные и экономические отношения с Советской Россией. В июне 1919 г. по соглашению высших органов власти России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии были объединены вооруженные силы, финансы и управление промышленностью этих государств. Как отмечают многие историки права, возникла конфедерация республик советского типа.

Общие органы власти конфедерации отсутствовали, однако их функции выполняли центральные государственные органы Советской России. В состав ВЦИК и СНК РСФСР были включены представители других государств. В состав бюджета РСФСР вошли бюджеты республик. Одновременно материальные ресурсы и кадры Советской России использовались для содействия другим советским республикам. Мощным фактором политического единства советских республик являлась коммунистическая партия, сохранявшая организационное единство независимо от государственных границ и статуса той или иной территории.

Политическое объединение советских государств постепенно развивалось в направлении федерации. Правовой основой развития федеративных отношений стали двусторонние договоры республик. Несмотря на появление признаков федеративного и даже унитарного государства, в государственном объединении сохранялись многие признаки конфедерации. Его правовая природа нуждалась в уточнении и урегулировании. Юридическое закрепление формы государственного единства было недостаточным. Государственное объединение даже не имело официального названия.

2. Организация Белого движения. Белое движение было идеологически, политически, социально и организационно неоднородным – оно охватывало всех противников советской власти.

Первые месяцы после октября 1917 г. главную роль по организации Белого движения играли государственные органы демократической Российской республики в центре и на местах: министры Временного правительства, депутаты Учредительного собрания, атаманы казачьих войск.

После октябрьских событий 1917 г. формально носителем верховной государственной власти считало себя Временное правительство, точнее те его члены, которые не были арестованы и не отошли от политической деятельности. Его председатель А.Ф. Керенский, покинув Петроград, оставался на территории России. Однако реальной властью Керенский не располагал. Ему не желали подчиняться даже те граждане и организации, которые не признали легальности и легитимности советской власти. В итоге Временное правительство перестало существовать как орган власти. Иначе говоря, после октября 1917 г., особенно после января 1918 г. (разгон Учредительного собрания), в стране фактически не было иной верховной власти, кроме советской. Перед политическими движениями, не признавшими советской власти, встала задача организации общероссийской государственной власти, которая в противовес советской власти должна была стать продолжателем вековых традиций российской государственности. Данная задача решалась в форме борьбы с советской властью, за создание обновленного Российского государства.

В условиях открытого военно-политического противостояния большевистских и антибольшевистских сил и вооруженных конфликтов в разных регионах страны, переросших в Гражданскую войну, произошло организационно-правовое оформление Белого движения.

В различных центрах России носителем государственной власти выступили члены Учредительного собрания, органы управления казачьими войсками и территориями, военные руководители и т.д. Например, в июне 1918 г. в Самаре был создан Комитет членов Учредительного собрания в качестве носителя государственной власти.

Характерно, что среди организаторов и активных участников Белого движения практически не было высших государственных и военных деятелей царского режима или высшего дворянства. Организовали и возглавили Белое движение представители командного состава армии, представители оппозиционных партий, которые до февраля 1917 г. не входили в политическую элиту общества. Основную же массу участников составляли рядовые и офицеры русской армии, казачество, представители крестьянства и т.п. Монархические настроения у участников Белого движения не были доминирующими.

Одновременно создавались вооруженные формирования, вошедшие в историю как Белая армия (Белая гвардия). Разобщенность этих центров государственной власти не была преодолена. Провозглашенное в сентябре 1918 г. Всероссийское временное правительство (Директория) не смогло стать руководящим и координирующим органом.

С осени 1918 г. в руководстве Белого движения возросла роль военачальников. В ноябре 1918 г. адмирал А.В. Колчак сверг Директорию и провозгласил себя Верховным правителем России. Административным центром новой власти стал Омск. Статус Колчака после длительных переговоров был признан руководителями белого движения в других регионах страны и союзниками России по Антанте. Однако произошло это лишь летом 1919 г., после поражения армии Колчака. В январе 1920 г. Колчак передал свои полномочия генералу Деникину. В целом Ббелое движение все годы Гражданской войны оставалось без эффективного общероссийского руководящего центра. Центры этого движения в разных частях страны оставались самостоятельными.

Органы государственной власти Белого движения, создававшиеся на востоке Европейской России и в Сибири, номинально имевшие общероссийский статус, являлись по существу региональными центрами. Борьбу против большевиков на востоке России возглавляли в годы гражданской войны также атаманы казачьих войск Дутов, Семенов и др. В апреле 1919 г. армия Колчака потерпела поражение на подступах к Волге, а затем оставила Урал и Западную Сибирь. Красная армия заняла также казачьи области. Таким образом, в начале 1920 г. Белое движение на востоке страны было разгромлено. Лишь на Дальнем Востоке оно просуществовало до 1922 г.

На юге Европейской России действовало “Правительство Юга России”. Вооруженной опорой являлись вооруженные силы Юга, созданные на базе Добровольческой армии. Руководителями Белого движения на юге России были генералы Алексеев, Корнилов, Деникин, Врангель, атаманы казачьего войска Донского Краснов, Богаевский и др.

В октябре 1919 г. Белая армия Юга организовала поход на Москву, однако потерпела поражение. В ноябре 1920 г. последний очаг Белого движения юга – Крым – был занят Красной армией.

На северо-западе Европейской России Белое движение возглавлял генерал Н.Н. Юденич. В 1919 г. его войска дважды пытались занять Петроград. Осенью 1919 г. они были разбиты, отступили в Эстонию, где были интернированы.

На севере России Белой армией командовал генерал Е.К. Миллер. Никаких серьезных наступательных действий против центральных районов Советской России с севера предпринято не было.

Определенные различия в идеологии и политике между разными центрами Белого движения имели место. Однако наиболее существенные идеологические и политические характеристики были общими.

Власть “белых” правительств рассматривалась их членами как временная, действовавшая до свержения советской власти и созыва Учредительного собрания. Высшим государственным органом России признавалось Учредительное собрание. Именно оно должно было определить основы конституционного строя России. При этом большинство лидеров Белого движения выступало за республиканскую форму правления, сохранение единого государства с определенной самостоятельностью его регионов, признание международных обязательств предшествующего периода, восстановление местного самоуправления и мировых судов, проведение политических и социально-экономических реформ.

На территориях, контролируемых “белыми” правительствами, сохранялась автономия казачьих областей, восстанавливалось местное самоуправление, некоторые общественные и профессиональные организации и т.п. Однако в условиях гражданской войны функционировала централизованная система управления, действовали чрезвычайные судебные органы. При подавлении вооруженных выступлений применялись репрессивные меры (“белый террор”).

Реформирование социальных и экономических сфер было незначительным.

Руководители Белого движения не признали сепаратный Брестский мир, не согласились на государственную независимость ряда национально-территориальных образований. В условиях непопулярности Первой мировой войны, стремления многих наций к автономии или независимости Белое движение не смогло привлечь на свою сторону значительную часть армии и использовать потенциал национальных движений.

Наиболее полная и решительная программа преобразования Российского общества и государства была предложена и реализована “Правительством Юга России” в 1920 г. Основными правовыми актами этих реформ стали приказы главнокомандующего вооруженными силами Юга России Врангеля. Значительная часть реформ связана с именем А.В. Кривошеина – главы этого правительства.

Правительство Юга России провозгласило в августе 1920 г. следующие принципы организации Российского государства: создание федерации, основанной на свободном согласии регионов, признание международных обязательств (в том числе по выплате долгов), равноправие граждан, свобода личной инициативы в экономической сфере, утверждение бессословной частной собственности на землю (прежде всего – крестьянам), поддержка профессиональных союзов.

С апреля 1920 г. проводилась аграрная реформа. Была также восстановлена и реорганизована система земского самоуправления.

Белое движение пользовалось поддержкой союзных стран Антанты. Однако эта поддержка во время тяжелых военных поражений белых армий (в 1920 г.) по сути прекратилась.

Данный фактор ускорил военно-политическую катастрофу движения. Лишь во время эвакуации Белой армии и гражданского населения после краха белого движения государства Антанты оказали организационно-техническую помощь.

Сложным и дискуссионным является вопрос об оценке военного присутствия ряда государств Антанты и Четвертного союза на территории России в годы Гражданской войны. Войска США, Великобритании, Франции, Японии и некоторых других стран Антанты заняли ряд пунктов на российской земле: Мурманск, Архангельск, Одесса, Владивосток и др. В качестве причин военного вмешательства были заявлены необходимость предотвращения оккупации Германией важных стратегических объектов, а также необходимость защиты жизни и собственности иностранных граждан.

Отношение к иностранному военному присутствию неразрывно связано с отношением к роли “красной” и “белой” сторон в Гражданской войне.

Почти весь XX в. доминировала оценка военного присутствия стран Антанты как иностранной военной интервенции, акта агрессии и вмешательства во внутренние дела Советского государства. Нетрудно заметить, что данная позиция является справедливой, если признать советскую власть легальной и легитимной с октября 1917 г. и с этого времени – единственной законной государственной властью на территории России. В этом случае Учредительное собрание, Временное правительство и все другие органы следует признать незаконными, а все международные обязательства России и стран Антанты – недействующими. Белое движение по этой логике являлось контрреволюционным мятежом.

Вторая точка зрения, легально высказывавшаяся вплоть до конца XX в. лишь в среде эмиграции, заключается в признании незаконности советской власти. Российскую государственную традицию продолжали лишь “белые” режимы. Большинство этих режимов положительно относились к присутствию войск Антанты. В этой трактовке военное присутствие стран Антанты осуществлялось с согласия органов государственной власти России и в рамках международных договоров.

При этом обращается внимание на негативные последствия прекращения странами Антанты поддержки Белого движения на последнем этапе гражданской войны.

Вероятно, иностранное военное присутствие, осуществляемое с согласия фактических органов государственной власти, действующих на определенной территории, осуществляющих функции государства, не во всех случаях может быть признано интервенцией и агрессией.

Такая оценка может быть дана лишь в случае продолжения оккупации после перехода территории под контроль иного политического режима, одержавшего победу в Гражданской войне. Как известно, практически все войска стран Антанты были выведены из российских пунктов до падения там “белой” власти, либо одновременно с этим.

Иную правовую оценку следует дать военному присутствию государств Четвертного союза. Германские, австрийские, турецкие войска заняли к осени 1918 г. Финляндию, Прибалтику, Закавказье, часть Белоруссии, Украины и России. Оккупация не предусматривалась международными обязательствами России (исключая территории, уступленные по Брестскому миру) и не была признана “красным” и подавляющим большинством “белых” режимов. В силу этого военное присутствие Четвертного союза на территории России следует считать интервенцией.

Выводы

Становление советской власти произошло в результате захвата власти у Временного правительства и Учредительного собрания. Советское государство получило название РСФСР.

Прежний государственный механизм был сломан. Его заменили советы и чрезвычайные органы власти. Политика форсированного строительства коммунистического общества называлась политикой военного коммунизма.

Основными источниками советского права являлись Конституция РСФСР 1918 г. и революционное правосознание.

В ходе Гражданской войны советская власть одержала победу над государственной организацией Белого движения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44486. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДУКТИВНОСТИ КАТУШКИ 2.14 MB
  В методических указаниях представлена следующая информация: название лабораторной работы, цель, краткие теоретические сведения, перечень оборудования, методика проведения эксперимента, методика обработки экспериментальных данных, контрольные вопросы, требования к содержанию отчета о лабораторной работе, список литературы, приложение со справочными материалами.
44488. Аналіз правової діяльності ТОВ Сумська насосна техніка 1.11 MB
  Основним завданням, яке було поставлено переді мною, було закріплення на практиці досягнутих під час навчання знань з правових дисциплін, засвоїти навики у веденні діловодства підприємства, набратися достатнього досвіду роботи, яка пов’язана з його функціонуванням, підсумувати досягнуті знання та проаналізувати можливість застосування цих знань на практиці.
44489. Канали зв’язку всучасних комп’ютерних мережах 56.11 KB
  Підтримка мереж в Debian`і є дуже схожою з класичними дистрибутивами Linux. Однак, якщо ви – новачок у Дебіені, деякі речі можуть бути вам невідомі. Короткий вступ до налаштування мережі у Debian GNU/Linux покаже вам, як усе це працює у даному дистрибутиві.
44490. Підвищення ефективності діяльності банку в посткризовий період 473.5 KB
  Прогнозування фінансових результатів та показники ефективності діяльності банку з використанням економіко-математичного моделювання. Ризики діяльності банку та їх вплив на ефективність діяльності. Аналіз та оцінка фінансових результатів діяльності банку
44491. Правоведение как система 222.14 KB
  Право – это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих, обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни, волю общества, охраняемая от нарушений возможностями гос. принуждения и являющаяся гос. регулятором общественных отношений.
44493. Людина та природа 292.3 KB
  Безліч видів взаємодії людини і суспільства з природним середовищем на різних етапах їх існування умовно можна назвати природокористуванням. Можна виділити такі типи природокористування: збирально-привласнюючий; виробничо-продуктивний; інноваційно-конструктивістський, ноосфер-ний або інформаційний*
44494. Философия как наука и мировоззрение 882.5 KB
  Термин философия впервые родился в др. Греции, авторм является Пифагор. Именно он впервые назвал философию философией. Философия (с греч.) – любовь к мудрости. Пифагор имел в виду, что философия – это мудрость, и человек любит ее, тянется к ней. Однако через это понятие содержание не раскрывается