926

Теория налогов и налогообложения

Шпаргалка

Налоговое регулирование и страхование

Понятие, сущность и функции налогов и сборов. Принципы определения цены для целей налогооблажения. Классификация налогов и сборов. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Русский

2013-01-06

803.5 KB

15 чел.

1. Понятие, сущность и функции налогов и сборов

Понятие налога

Налог представляет собой обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц для финансирования деятельности государства или муниципальных образований.

Сбор есть обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого сопровождается предоставлением его плательщику юридически значимых действий (получение прав, выдача разрешений, лицензий) со стороны государственных (муниципальных) и уполномоченных органов.

Исходя из определения налога его основными признаками являются:

1) обязательность платежа;

2) индивидуальная безвозмездность налога (безэквивалентность);

3) отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества в денежной форме;

4) источник финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Обязательность платежа. Признак обязательности налога закреплен в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 57 каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Рассматривая правовую природу обязанности уплачивать налоги, Конституционный Суд[1] указал, что такая конституционная обязанность имеет публично-правовой, а не частно-правовой (гражданско-правовой) характер, т. е. в исполнении обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества.

Индивидуальная безвозмездность (безэквивалентность) налога. Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества путем предоставления общественных благ. Общество в целом получает общественные блага за уплаченные налоги. Уплата налога отдельным плательщиком (т. е. индивидуально) не порождает у государства встречной обязанности предоставлять ему какую-либо услугу (в отличие от сборов – см. ниже).

Отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества в денежной форме. Налог взимается путем отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику.

В момент уплаты налога происходит смена собственника денежных средств. Факт перехода права собственности от налогоплательщика к государству имеет большое значение, поскольку позволяет разграничить по данному признаку налоговые и бюджетные отношения. Бюджетные отношения возникают по поводу формирования и распределения государственных финансовых ресурсов, находящихся в собственности государства, и перехода права собственности в бюджетных отношениях не происходит, в то время как налоговые отношения связаны с переходом права собственности от налогоплательщика (частного субъекта) к государственным или муниципальным органам (публичному субъекту).

Источник финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований. Цель взимания налога – финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований. Этот признак налога является основным и напрямую связан с его фискальной функцией.

Налоговые доходы являются основными в доходах государственных и местных бюджетов как в Российской Федерации, так и в развитых и развивающихся странах.

В экономически развитых странах их доля в доходах государственного бюджета достигает 80—90%, а в доходах местных бюджетов – более 50%.

Финансирование государственных нужд – один из главнейших признаков налога, который предопределяет фискальную функцию налога в качестве основной. Причем речь идет о финансировании не самих органов государственной власти (или местного самоуправления) – они ответственны за надлежащую организацию процесса налогообложения, а о финансовом обеспечении всего государства (муниципальных образований). Последнее является еще одним характерным отличием налогов от других фискальных платежей.

Понятие сбора

В Налоговом кодексе Российской Федерации определены различия между налогом и сбором.

В числе характерных признаков сбора выделяют:

• обязательность платежа;

• возмездность.

1. Обязательность платежа.

Означенный признак сбора аналогичен соответствующему признаку налога. Однако сбор уплачивается по свободному волеизъявлению плательщика. В отличие от налога при взимании сбора воля плательщика значительно в большей степени направлена на возникновение соответствующих объектов обложения (стоимость получаемых прав и разрешений).

Это позволяет выделить определенное отличие сбора от налога.

2. Возмездность сбора.

Возмездность сбора характеризует основное отличие сбора от налога. Признак возмездности сбора предполагает, что его взимание является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий со стороны государственных, муниципальных и других уполномоченных органов. Возмездность сбора проявляется в том, что уполномоченный орган должен оказать плательщику встречную услугу. Именно встречность требований означает наличие какой-либо возмездности, что позволяет рассматривать сбор как «индивидуально-возмездный платеж»[3].

В отличие от налога, целью взимания которого является финансирование деятельности публичного субъекта, цель уплаты сбора законодательством не определена.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах указывает, что сборы предназначены для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти.

Налоги в воспроизводственном процессе

Налоговые отношения составляют специфическую подсистему производственных отношений. Из всей совокупности отношений, связанной с производством, распределением, обменом и потреблением, налоги функционируют на стадии распределения. В процессе движения национального дохода происходит обособление распределительных отношений в целом и налоговых отношений – в частности.

Налоги как подсистема производственных отношений представляют собой форму обобществления части национального дохода в денежной форме. Распределение не выступает как пассивный результат производства. В результате изменения распределения оно может оказывать на производство обратное влияние. Значительная роль в этом процессе принадлежит налогам[4].

Движение налогов связано с движением всего общественного капитала. Посредством налогов изымается значительная часть необходимой и часть прибавочной стоимости. В процессе движения денежного капитала его часть в форме налогов периодически изымается из кругооборота и принимает самостоятельную форму и движение. На последующей стадии возросшая в результате получения прибавочной стоимости масса денежного капитала расходуется не только для расширенного воспроизводства, но и для выплаты налоговых обязательств. Таким образом, функционирование налогов одновременно приводит к сокращению производственного потребления и к формированию государственного денежного фонда, повышающего государственный спрос и потребление.

Объектом налоговых отношений является движение части стоимости национального дохода в денежной форме посредством ее перераспределения и образования целевых фондов финансовых ресурсов.

Субъектами налоговых отношений в Российской Федерации выступают:

• юридические и физические лица – в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

• Министерство финансов Российской Федерации, финансовые структуры субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

• Федеральная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные отделения;

• таможенные органы;

• государственные и муниципальные органы исполнительной власти.

Носителями налогов являются лица, конечные налогоплательщики, на которых падает фактическое налоговое бремя.

Функции налогов и сборов

Сущность налогов как экономической категории, их роль и общественное назначение могут быть раскрыты на основе их функций. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налогов как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.

Выделяют фискальную и контрольную функции налогов.

При этом фискальная функция (от лат. fiscus – корзина) налогов является основной. С ее помощью обеспечивается формирование государственных (муниципальных) денежных фондов и создаются предпосылки для последующего распределения части стоимости национального дохода. Без фискальной невозможно существование контрольной функции.

Контрольная функция налогов позволяет оценивать эффективность функционирования налоговой системы, осуществляется контроль за экономической деятельностью субъектов налоговых отношений[5].

2. Элементы налога и сбора

Налоговый кодекс Российской Федерации возлагает на налогоплательщиков определенные обязанности, главной из которых является полная и своевременная уплата законно установленных налогов и сборов. Такая обязанность закреплена в Конституции Российской Федерации (ст. 57).

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3 НК РФ).

Элементы налога – это установленные в законодательном порядке принципы организации и действия налоговой системы.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ):

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• налоговый период;

• налоговая ставка;

• порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога.

Данные элементы налога являются основными. Их характеристика представлена в табл. 4.

Таблица 4

Основные элементы налога

Кроме элементов налогообложения, указанных в ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации, к дополнительным элементам также относятся:

• номенклатура налогов;

• носитель налога;

• предмет налога;

• масштаб налога;

• единица налога;

• источник налога;

• налоговый оклад;

• налоговая льгота;

• квазильготы по уплате налогов (необлагаемый минимум, налоговые вычеты, необлагаемые выплаты, снижение ставок, изменение срока уплаты налога);

• налоговый расчет;

• получатель налога.

Характеристика дополнительных элементов налога представлена в табл. 5.

Таблица 5

Дополнительные элементы налога

3. Принципы определения цены для целей налогооблажения

Если иное не предусмотрено НК РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (ст. 40 НК РФ).

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

В случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 40 НК РФ, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 ст. 40 НК РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики,качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4 - 11 статьи 40 НК РФ.

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Положения, предусмотренные пунктами 3 и 10 ст. 40, при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 и главой 25 НК РФ.

4. Налоговая политика государства

Принципы и методы налогообложения

Налоговая политика государства представляет собой систему проводимых государством мероприятий по совершенствованию налоговой системы.

При реализации налоговой политики как составной части финансовой политики государство стремится к сбалансированному сочетанию следующих требований:

• фискальной эффективности налогообложения;

• справедливости налогообложения, их соблюдение предусмотрено ст. 3 НК РФ.

Оценка названных требований, поиск наиболее сбалансированного и оптимального их сочетания основаны на использовании следующих частных критериев оценки налогообложения:

• относительное равенство уровня налоговых обязательств;

• экономическая нейтральность налогов при выборе видов деятельности;

• организационная простота налоговой системы;

• гибкость налога в зависимости от воздействия макроэкономических процессов;

• контролируемость налоговой системы со стороны налогоплательщиков[7].

Указанные критерии согласуются с классическими принципами налогообложения, предложенными А. Смитом[8]:

• принцип справедливости – налог должен взиматься в соответствии с доходом налогоплательщика;

• принцип определенности – размер налога и сроки его уплаты должны быть точно определены;

• принцип удобства – каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика;

• принцип экономии – административные издержки от взимания налогов должны быть минимальными.

Особенность критериев оценки налогообложения определяется разной направленностью. Экономическая нейтральность, организационная простота и гибкость согласуются с требованием фискальной эффективности. Критерии относительного равенства обязательств и контролируемости связаны с требованием справедливости (табл. 6).

Согласование этих требований лежит в основе построения оптимальной налоговой системы, определяет успех налоговой политики государства, обеспечивая эффективное функционирование экономики.

Фискальная эффективность налогообложения

Экономическая нейтральность. Влияние системы налогообложения на хозяйственную деятельность предприятий в условиях развитой экономики можно оценивать с точки зрения эффекта дохода и эффекта замещения. Поскольку любые налоги уменьшают доход налогоплательщиков, они влияют на принятие экономических решений, планирование их деятельности. Например, в связи с уменьшением доходов в результате прогрессивного налогообложения производители могут сократить объем выпуска продукции. Такое воздействие налогообложения можно характеризовать как эффект дохода.

Эффект замещения связан с поиском таких видов деятельности, за счет осуществления которых можно уменьшить воздействие налогов. Например, если под налогообложение попадают инвестиции, то теряется стимул для развития производства. Налоги, вызванные подобным эффектом замещения, являются искажающими: они побуждают налогоплательщиков, инвесторов принимать менее эффективные решения, чем те, которые были бы приняты при их отсутствии. Не оказывающие такого действия налоги являются неискажающими или нейтральными, именно они характеризуют экономическую нейтральность налогообложения.

Таблица 6

Требования налоговой политики и соответствующие критерии оценки налогообложения

Формальным признаком, характеризующим искажающее влияние налогов на рынках производственных ресурсов, является уменьшение их предложения, например на рынке труда квалифицированные работники переходят в более доходные сферы деятельности.

Основные налоги, взимаемые в современной экономике (налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль), носят искажающий характер.

Искажающий характер налогообложения проявляется в формировании так называемого избыточного бремени налогообложения («избыточное налоговое бремя»), т. е. утрате государством части потенциальных налоговых доходов. В Российской Федерации каждый рубль, собранный в виде налогов, обходится обществу в 1,6 рубля[9]. Причем такие потери характеризуют не затраты, связанные с непосредственным сбором налогов, а неполучение налоговых доходов государством в результате изменения уровня цен и спроса на продукцию. В США, например, на каждый доллар собранных налогов избыточное бремя налогообложения составляет также 1 доллар[10].

Неискажающее налогообложение воздействует другим образом, хотя оно, подобно искажающему, уменьшает доходы налогоплательщиков, однако не побуждает их отказаться от наиболее эффективных вариантов размещения своих капитальных и материальных ресурсов (для бизнеса) и не оказывает значительного влияния на предпринимательскую деятельность. Неискажающий характер, например, носит налогообложение природных ресурсов. Применение специфической ставки стимулирует налогоплательщиков к максимизации прибыли, поскольку позволяет быстрее выплатить фиксированную сумму налога и затем получать доходы, не облагаемые налогом.

Организационная простота. Для осуществления исчисления и сбора налогов требуются определенные затраты. В их число входят: расходы на содержание налоговой службы; расходы налогоплательщиков на ведение бухгалтерского учета, на расчет и перечисление налогов, а также получение консультаций, разъяснений по налогам и др. При этом расходы на обслуживание налоговой системы тем ниже, чем яснее и единообразнее прописаны налоговые обязательства. Так, взимание, например, налога на добавленную стоимость сопряжено со сложным порядком исчисления и возмещения, большим объемом документооборота, административными издержками. Издержки на сбор налога зависят от вида налога, наличия льготных категорий налогоплательщиков, шкалы налоговых ставок.

Гибкость налога. Такое свойство налога характеризует его способность реагировать на динамику макроэкономических процессов, смену фаз делового цикла. Так, в условиях спада производства или реализации товаров (работ, услуг) сокращается размер прибыли, а в результате – и налоговых платежей. При прогрессивном налогообложении налоговая нагрузка уменьшается быстрее, чем сокращается прибыль, вследствие чего гибкость налога позволяет ослабить влияние кризиса на налогоплательщиков.

Гибкость налогообложения наиболее трудно обеспечить в условиях, когда экономический кризис сопровождается инфляцией. Так, с начала 1990-х годов с ростом номинальных доходов налогоплательщиков при прогрессивном налогообложении увеличиваются и налоговые изъятия. В итоге – реальная налоговая нагрузка не уменьшается.

Справедливость налогообложения

Критерий равенства обязательств предполагает установление налоговой нагрузки в соответствии с одним из принципов ее дифференциации. Основные принципы дифференциации уровня налоговых обязательств – принцип получаемых выгод и принцип платежеспособности.

В соответствии с принципом получаемых выгод производители должны нести налоговую нагрузку пропорционально объему получаемых общественных благ. Платежи дифференцируются в соответствии с теми преимуществами, которые получает конкретный плательщик от деятельности государства, финансируемой за счет данного налога. Названный принцип применяется к некоторым маркированным налогам.

Принцип платежеспособности предполагает осуществление дифференциации налогообложения не в соответствии с субъективной готовностью платить налоги, а в соответствии с объективной способностью налогоплательщиков погашать налоговые обязательства. Эта способность оценивается размером получаемых доходов либо объемом совершаемых покупок. Например, если взять налог на добавленную стоимость, то более высокие налоговые обязательства несут плательщики, совершившие покупки товаров и услуг на большую сумму. Дифференциация налоговой нагрузки в соответствии с данным принципом не связана с доступностью государственных услуг.

Осуществление дифференциации налоговой нагрузки в соответствии с любым из указанных принципов должно предусматривать равенство налогоплательщиков по горизонтали и равенство по вертикали. Равенство по горизонталипредполагает, что находящиеся в равном экономическом положении должны рассматриваться налоговым законодательством одинаково, например равное налогообложение производителей с одинаковыми доходами. Равенство по вертикали предполагает, что к находящимся в неравном положении организациям должны применяться разные подходы. Например, при дифференциации налоговой нагрузки пропорционально росту доходов равенство по вертикали предполагает отсутствие прогрессивного налогообложения.

Обеспечить равенство обязательств по горизонтали и вертикали очень проблематично, так как для характеристики степени справедливости налогообложения используются такие понятия, как благосостояние, полезность. Такой подход вызывает трудности в практическом применении, поскольку для налогообложения необходимо использовать видимые, легко определяемые переменные (доходы, расходы). Для разрешения этой проблемы требуется анализ последствий воздействия налогов на экономические показатели хозяйствующих субъектов: соотношение их доходов до и после налогообложения, прогнозируемые варианты принимаемых решений.

Контролируемость налоговой системы. Политика государства в области налогообложения не всегда отражает интересы хозяйствующих субъектов. Критерий контролируемости налоговой системы характеризуется доступностью для налогоплательщиков информации об особенностях налогообложения и соотнесения их со своими интересами.

5. Классификация налогов и сборов

По учету объектов налогообложения. Наиболее распространена классификация налогов и сборов в соответствии с объектами налогообложения: налоги подразделяют на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов или имущества юридических и физических лиц (земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль и др. ), т. е. прямой налог непосредственно связан с характеристиками плательщика.

Косвенные налоги взимаются через цены товаров (работ, услуг) путем их прибавления к цене товара (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Косвенные налоги накладывают обязательства на ресурсы, виды деятельности и продукцию этой деятельности (товары и услуги).

По видам ставок налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональные налоговые ставки устанавливаются в одинаковом проценте от дохода независимо от его размера (налог на прибыль). Прогрессивные ставки увеличиваются с ростом размера облагаемого дохода (транспортный налог). Регрессивные налоговые ставки понижаются по мере увеличения дохода (государственная пошлина, единый социальный налог).

По уровню управления налоги разделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги устанавливаются Федеральным собранием Российской Федерации (Государственная дума и Совет Федерации), действуют на всей территории России и взимаются по единым ставкам. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Федеральные налоги являются основой формирования бюджетной системы Российской Федерации.

Федеральные налоги могут зачисляться как в федеральный, так и в региональные и местные бюджеты.

Региональными признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, утверждаемыми и вводимыми региональными законодательными (представительными) органами власти (областные советы, советы народных депутатов, областные думы и др. ). К ним относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

К местным налогам в соответствии с частью первой НК РФ относятся: земельный налог, налоги на имущество физических лиц.

Структура налоговых поступлений в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2007 г. представлена в табл. 1.

Таблица 1

Удельный вес налоговых доходов в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов

По целям взимания различают целевые и нецелевые налоги. Налог, связанный с конкретным направлением использования средств и поступления от которого не могут расходоваться ни на какие другие цели, называетсямаркированным налогом (например единый социальный налог). Налоги, не предусматривающие определенной цели взимания, называются немаркированными (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др. ). В большинстве современных стран основную роль играют налоги нецелевые, соответствующие налоговые доходы поступают в бюджет. При этом доходная часть бюджета выступает как единый фонд средств, обеспечивающий реализацию его расходных статей.

В соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации налоги и сборы разделяют по группам в зависимости от объектов налогообложения (табл. 2).

В соответствии с международной классификацией – методологией Статистики государственных финансов (Government finance statistics), разработанной МВФ, – налоги и сборы классифицируются следующим образом (табл. 3).

В соответствии с указанной методологией налоговые доходы, составляющие основную долю доходов многих государственных единиц, формируются из так называемых обязательных трансфертов сектору государственного управления. Причем в налоговые доходы не включаются определенные виды обязательных трансфертов, такие, как штрафы, пени и большинство взносов/отчислений на социальное обеспечение.

Таблица 2

Классификация налогов, сборов и платежей в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации

Взносы/отчисления на социальные нужды выделяются в отдельную группу и представляют собой фактические или условно исчисленные поступления от работодателей, перечисляющих средства от имени своих работников, либо от работников, лиц, работающих не по найму, или незанятых лиц, перечисляющих средства от собственного имени. Взносы/отчисления обеспечивают право на получение социальных пособий лицам, их производящим, иждивенцам плательщиков или пережившим их наследникам. Эти взносы/отчисления могут быть как обязательными, так и добровольными.

Таблица 3

Классификация налогов и сборов (методология МВФ)

6. Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики и плательщики сборов имеют право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также формы налоговых деклараций, расчетов и разъяснения о порядке их заполнения;

• получать от Министерства финансов Российской Федерации, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований;

• получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;

• на зачет или возврат сумм излишне уплаченных или взысканных налогов, пени, штрафов;

• представлять свои интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством (лично или через своего представителя);

• представлять налоговым органам пояснения по порядку исчисления и уплаты налогов, по актам проведенных налоговых проверок;

• присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

• получать от налоговых органов копии актов налоговой проверки и решений, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

• требовать от должностных лиц налоговых и других уполномоченных органов соблюдения налогового законодательства при взаимодействии с ними;

• не выполнять неправомерные акты и требования налоговых, уполномоченных органов, не соответствующие федеральному налоговому законодательству;

• обжаловать акты уполномоченных органов (налоговых, таможенных органов и др. ) и действия (или бездействие) их должностных лиц;

• на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

• на возмещение убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

• на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов;

• другие права.

Обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики обязаны:

• встать на учет в налоговых органах;

• уплачивать законно установленные налоги;

• вести учет доходов (расходов) и объектов налогообложения;

• представлять в налоговый орган налоговую, бухгалтерскую отчетность, необходимую информацию и документы;

• подавать налоговым органам налоговые декларации, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

• выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства, не препятствовать их деятельности;

• обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет;

• другие обязанности.

Кроме того, налогоплательщики – хозяйствующие субъекты (организации и индивидуальные предприниматели) обязаны письменно сообщать в налоговый орган об отдельных юридически значимых фактах хозяйственной деятельности (табл. 7).

Таблица 7

Уведомление налоговых органов об отдельных фактах хозяйственной деятельности

В случае перемещения товаров через таможенную границу налогоплательщики также должны выполнять обязанности, предусмотренные таможенным законодательством. За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей налогоплательщики несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Права и обязанности налоговых органов

Общая характеристика налоговых органов в Российской Федерации

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В систему налоговых органов входят Федеральная налоговая служба (ФНС) Министерства финансов Российской Федерации и ее территориальные органы.

К территориальным налоговым органам относятся:

а) межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы России:

• по федеральным округам;

• по крупнейшим налогоплательщикам;

• по контролю за алкогольной и табачной продукцией;

• по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков;

• по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг;

• по централизованной обработке данных;

б) управления Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации;

в) инспекции Федеральной налоговой службы России по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонного уровня.

При осуществлении своих функций налоговые органы взаимодействуют с федеральными, региональными, местными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами.

При перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным, налоговым законодательством обязанности налоговых органов по взиманию налогов несут таможенные органы.

Права налоговых органов

Налоговые органы вправе:

• требовать от налогоплательщиков и налоговых агентов подтверждающие документы, на основании которых произведены исчисление и уплата налогов;

• проводить налоговые проверки;

• производить выемку документов при проведении налоговых проверок в случаях их возможного уничтожения (сокрытия, изменения или замены);

• вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой налогов;

• приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, налагать арест на их имущество;

• осматривать производственные помещения и территории налогоплательщиков, проводить инвентаризацию имущества;

• определять суммы налогов расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных помещений, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых документов, отсутствия (или ведения с нарушением установленного порядка) учета доходов и расходов, объектов налогообложения;

• требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений и контролировать их выполнение;

• взыскивать недоимки по налогам и сборам, пени и штрафы;

• требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков;

• привлекать для налогового контроля сторонних специалистов, экспертов и переводчиков;

• создавать налоговые посты;

• предъявлять в суды иски, связанные с нарушением налогового законодательства;

• другие права.

Обязанности налоговых органов

Кроме прав налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах (со своей стороны) и осуществлять контроль его соблюдения (со стороны налогоплательщиков);

2) вести учет налогоплательщиков;

3) соблюдать налоговую тайну;

4) при выявлении признаков преступления направлять материалы в органы внутренних дел (в десятидневный срок со дня выявления);

5) бесплатно информировать налогоплательщиков о налоговом законодательстве, их правах и обязанностях, о своих полномочиях; предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

6) направлять налогоплательщику копии актов, решений, налоговых уведомлений, требований об уплате налогов;

7) осуществлять возврат или зачет переплаченных налогов, пеней и штрафов;

8) другие обязанности.

Таким образом, выделяются следующие функции налоговых органов:

• контрольная (п. 1—4);

• разъяснительная (п. 5—6);

• расчетная (п. 7).

8. Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Налоговым законодательством предусмотрены два способа осуществления налоговой обязанности:

  1.  общий порядок, основанный на добросовестном поведении налогоплательщика, соблюдении им законодательства о налогах и сборах;
  2.  принудительный, выраженный во взыскании сумм задолженности с имущества налогоплательщика, его денежных средств.

Порядок исполнения налоговой обязанности регламентируется ст. 45 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 Налогового кодекса РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса РФ.

Обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:

  1.  отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
  2.  отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
  3.  возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику – физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему РФ;
  4.  если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

11. Зачет и возврат налогов, сборов и пени

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, без начисления процентов на эту сумму.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов излишней уплаты по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, которое принимается в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится налоговыми органами самостоятельно. Решение о зачете принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, либо со дня вступления в силу решения суда. Это не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение 1 месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налога при наличии недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока (1 месяц), налоговым органом начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Зачет или возврат производятся в валюте Российской Федерации. Данные правила применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

13. Формы изменения срока уплаты налогов и сборов

 Изменение срока уплаты налога - это налоговая льгота,представляющая собой перенос установленного срока уплаты налога 

(сбора) на более поздний срок.

Срок уплата налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части как с начислением процентов на неуплаченную сумму налога, так и без начисления.

2. Существуют следующие формы (виды) изменения срока уплатыналога (сбора):

отсрочка;

рассрочка;

налоговый кредит;

инвестиционный налоговый кредит. 3* Отсрочка или рассрочка уплатыналога - это форма изменения срока уплаты налога, установленного законом при наличии оснований, предусмотренных ст. 64 НК РФ, на срок от1 до 6

месяцев соответственно, с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена по одному

или нескольким налогам. Законодатель предусматривает основания дляпредоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки по уплате налога.

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение одногомесяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

4. Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплатыналога на срок от 3 месяцев до 1 года при наличиисоответствующих оснований.

Перечень таких оснований и порядок предоставления налогового кредита установлен НК РФ.

За пользование налоговым кредитом взимаются проценты, как

и за предоставление отсрочки (рассрочки). Если налоговый кредит предоставляется вследствие причинения лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы либо задержки бюджетного финансирования, оплаты государственного заказа, то проценты не начисляются.

Различия между налоговым кредитом и отсрочкой (рассрочкой) уплаты налога состоят в том, что максимальный срок отсрочки (рассрочки) составляет 6 месяцев, а кредит может предоставляться на срок до одногогода.

Отсрочка (рассрочка) предоставляется решением уполномоченного органа, а для предоставления налогового кредита заключается договор.

5. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организациям, которые:

осуществляют внедренческую или инновационную деятельность;

проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы либо техническое перевооружение производства (например, создают новые технологии);

выполняют особо важные заказы по социально-экономическо

му развитию регионов. Указанные организации имеют право в определенных пределах уменьшить свои налоговые платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Такой кредит может быть предоставлен лишь по налогу на при быль организаций, а также по региональным и местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до 5 лет. Оформляется налоговый кредит договором, в котором определяются вид налога, сумма кредита, срок действия договора, размер процентов, порядок погашения, меры по обеспечению выполнения условий договора (залог, поручительство), ответственность сторон (ст. 67 НК РФ).

15. Идентификационный номер налогоплательщика и его применение

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) — цифровой код, упорядочивающий учёт налогоплательщиков в Российской Федерации. Присваивается как юридическим, так и физическим лицам. Организациям присваивается с 1993 года, индивидуальным предпринимателям — с 1997 года, прочим физическим лицам — с 1999 года (с начала действия первой части Налогового кодекса Российской Федерации).

Виды

ИНН физического лица является последовательностью из 12 арабских цифр, из которых первые две представляют собой код субъекта Российской Федерации согласно ст. 65 Конституции, следующие две — номер местной налоговой инспекции, следующие шесть — номер налоговой записи налогоплательщика и последние две — так называемые «контрольные цифры» для проверки правильности записи.

ИНН индивидуального предпринимателя присваивается при регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если данное лицо ранее его не имело. В ином случае используется имеющийся ИНН.

ИНН юридического лица является последовательностью из 10 арабских цифр, из которых первые две представляют собой код субъекта Российской Федерации согласно 65 статье Конституции (или «99» для межрегиональной инспекции ФНС), следующие две — номер местной налоговой инспекции, следующие пять — номер налоговой записи налогоплательщика в территориальном разделе ЕГРН и последняя — контрольная цифра. ИНН вместе с КПП позволяют определить каждое обособленное подразделение юридического лица, поэтому часто оба этих кода отображаются и используются вместе, например, при указании платежных реквизитов организаций.

ИНН иностранного юридического лица c 1 января 2005 года всегда начинается с цифр «9909», следующие 5 цифр соответствуют Коду иностранной организации, последняя — контрольная цифра.

Получение

ИНН физического лица выдается в налоговой инспекции по месту жительства физического лица после предъявления паспорта, копии паспорта и подачи заявления[1]. Выдача свидетельства (бланк формата А4, на котором указаны сведения о фамилии, имени, отчестве физического лица, его дате и месте рождения, а также сам ИНН) производится в течение не более пяти дней. Индивидуальным предпринимателям выдаётся с остальными документами. Получать ИНН можно также по доверенности, которая должна быть нотариально заверена.

Физическим лицам по их желанию на 18-й странице паспорта вместе с идентификационным номером плательщика указывается наименование налогового органа, его код и дата внесения записи.

ИНН юридического лица присваивается организации при её регистрации в налоговой инспекции, осуществляющей регистрацию юридических лиц.

Первые четыре цифры ИНН в совокупности всегда идентифицируют учреждение ФНС, представляя собой код из справочника СОУН (Справочник кодов обозначения налоговых органов для целей учёта налогоплательщиков).

Применение

В настоящее время ИНН от физического лица требуют при приёме на работу[2], однако его получение остаётся добровольным. Необходим только государственным служащим и индивидуальным предпринимателям, тем не менее, номер может быть присвоен без ведома лица при необходимости ведения налогового учёта в отношении данного лица. [3] ИНН в обязательном порядке требуется для регистрации на Едином портале государственных услуг Gosuslugi. ru.

Иностранный гражданин, въехавший в РФ в порядке, не требующем получения визы, и получивший разрешение на временное проживание, обязан представить копию свидетельства или уведомления о постановке на налоговый учет в течение 12 месяцев с даты въезда в РФ.

Применяется в налоговом учёте вместо использования персональных данных практически во всех документах.

Бухгалтерская и налоговая отчётность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должна содержать ИНН.

16) Камеральная налоговая проверка. Камеральная налоговая проверка (desk review) проводится непосредственно в помещении налогового органа и заключается в контроле представленной налогоплательщиком налоговой отчетности, других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка осуществляется налоговыми инспекторами без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов.

В случае выявления ошибок или противоречий в представленных сведениях информация доводится до налогоплательщика с требованием внести необходимые исправления в установленный срок.

Результаты камеральной налоговой проверки фиксируются в предусмотренных строках форм налоговой отчетности, при этом акт налоговой проверки не составляется.

Во время проведения камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени

17. Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка (field audit) проводится на основании решения руководства налогового органа.

У отдельного налогоплательщика в течение одного календарного года налоговый орган не может проводить более одной выездной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка, как правило, не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган вправе увеличить продолжительность проверки до четырех месяцев. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. В него не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и представлением запрашиваемых документов. При необходимости налоговые органы могут проводить инвентаризацию имущества, осмотр помещений и территорий налогоплательщика.

В случае наличия подозрений у должностных лиц о возможности уничтожения, сокрытия, изменения или замене документов, свидетельствующих о совершении правонарушения, производится их выемка. В акте о выемке документов должна быть обоснована ее необходимость и приведен перечень изъятого. Документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющие составляют справку о проведенной проверке, в которой фиксируют предмет проверки и сроки ее проведения.

По ее результатам не позднее двух месяцев после выдачи справки налоговыми органами составляется акт налоговой проверки, который должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных налоговых правонарушений или отсутствие таковых, а также выводы и предложения по устранению выявленных правонарушений.

Акт выездной проверки включает три части: вводную, описательную и итоговую. Порядок составления акта выездной налоговой проверки и производство по делу о нарушениях налогового законодательства изложены в инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. № 60 (утв. приказом МНС России от 10 апреля 2000 г. № АП-3-16/38).

  1.  Вводная часть акта выездной налоговой проверки. Она представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике.
  2.  Описательная часть акта выездной налоговой проверки. Этот раздел акта содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки. Описательная часть должна соответствовать следующим требованиям:

1) объективность и обоснованность.

По каждому отраженному в акте факту налогового правонарушения четко излагаются: вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому данное правонарушение относится; оценка количественного и суммового расхождения между указанными в налоговых декларациях данными и фактическими данными, установленными в ходе проверки; ссылки на первичные бухгалтерские документы; квалификация совершенного правонарушения со ссылками на нормы налогового законодательства;

2) полнота и комплексность отражения всех существенных обстоятельств.

В акте отражаются все существенные обстоятельства, имеющие отношение к фактам налоговых правонарушений. Каждый установленный факт должен быть проверен полно и всесторонне;

  1.  четкость, лаконичность и доступность изложения;
  2.  системность изложения. Выявленные в процессе проверки нарушения группируются в соответствии с характером нарушений и видами налогов (сборов).

3. Итоговая часть акта выездной налоговой проверки (заключение) должна содержать: сведения об общих суммах, выявленных при проведении проверки неуплаченных налогов или исчисленных в завышенных размерах, с разбивкой по видам налогов и налоговым периодам; предложения по устранению выявленных нарушений; выводы о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководство налогового органа выносит решение (ст. 101 НК РФ): о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

18. Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность. К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 Налогового кодекса. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Ст. 108 НК РФ раскрывает общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения: -никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ; -ответственность за налоговое правонарушение, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ; НК РФ различает степень виновности налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений. Так, противоправное деяние может быть совершено умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействий), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействий). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействий), хотя должно и могло это осознавать. Согласно ст. 114 НК РФ, налоговой санкцией является мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции установлены в виде денежных взысканий (штрафов) главой 16 НК РФ. Если налогоплательщик совершил два или более налоговых правонарушения, то налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы, связанные с налоговыми правонарушениями, является НК РФ. Налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение посвящен VI раздел НК РФ. НК РФ является не единственным источником, в котором закреплена ответственность за совершение налогового правонарушения. Объективно существующая дифференциация в проявлениях и последствиях противоправных действий (бездействий) в налоговой сфере повлекла их разделение на налоговые преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность, и налоговые правонарушения, влекущие административную ответственность. Регламентирование различных видов ответственности за совершение противоправных деяний объясняется их разнообразным характером. Противоправность деяния и наличие санкции за данное деяние являются обязательными признаками налогового правонарушения, которые образуют его состав. Налоговым правонарушением признается действие (бездействие) при одновременном наличии 4 элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны . Элементы налогового правонарушения Объект налогового правонарушения: Урегулированные и защищенные законом блага и ценности, которым наносится вред противоправными действиями (бездействиями) Его составные части: -Установленный законом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов. -Порядок учета налогоплательщиков. -Порядок составления налоговой отчетности. Объективная сторона налогового правонарушения Противоправное действие (бездействие) субъекта правонарушения, за которое нормами НК установлена ответственность Субъективная сторона налогового правонарушения Юридическая вина в форме умысла или неосторожности. Субъект налогового правонарушения Лица, совершившие правонарушение: =Налогоплательщик. -Плательщик сборов. -Налоговый агент. -Лица, способствующие осуществлению налогового контроля: Эксперт. Переводчик. Специалист(кредитная организация выступает в качестве. 3 основания отнесения деяния к налоговому правонарушению: 1) Нормативное — деяние должно быть соответствующим образом закреплено нормой, определяющей ответственность за совершение данного деяния. 2)Процессуальное — акт уполномоченного органа в наложении конкретного взыскания за конкретное правонарушение. 3)Фактическое — есть деяние конкретного субъекта, нарушающего правовые предписания, охраняемые санкциями.

19. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл. 16 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ мерой ответственности за совершение правонарушения является налоговая санкция, которая имеет и превентивное значение — предотвращение повторного совершения плательщиком налогового правонарушения. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности, налоговой санкции. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается: В арбитражный суд — при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя; В суд общей юрисдикции — при взыскании налоговой санкции с физического лица не являющегося индивидуальным предпринимателем; Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Субъектом ответственности может стать организация либо физическое лицо не младше 16 лет (ст. 107 НК РФ). Поскольку налоговые правонарушения, совершенные умышленно, представляют собой большую общественную опасность, именно за них в НК РФ устовлены увеличенные размеры взысканий. Например, в силу 122 НК РФ неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления сумм налога по итогам налогового периода, выявленная при выездной налоговой проверке, влекут взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога. При этом за те же действия, совершенные умышленно, штраф взыскивается в размере 40% неуплаченной суммы налога. Если в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговые органы выявят налоговые правонарушения, то будет принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Если будут установлены умысел и неосторожность в налоговых правонарушениях, то финансовая ответственность за налоговые правонарушения будет более жесткая. Обстоятельства, исключающие винуПомимо форм вины существуют обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. В ст. 111 и ст. 112 НК РФ приведены обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения: вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств; -если лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния; -использование налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам законодательства о налогах и сборах подготовленных финансовым органом; Представленный в статье перечень обстоятельств, также как и в ст. 111 НК РФ, является открытым. Это означает, что суды и налоговые органы на свое усмотрение могут признать то или иное обстоятельство смягчающим со всеми закрепленными в Кодексе последствиями. Лицо не может быть привлечено к отвественности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: -отсутствие события налогового правонарушения; -отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; -совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; - истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности). Обстоятельства, смягчающие ответственность (совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств: -совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения; -в силу материальной, служебной или иной зависимости; В НК РФ определено, что наличие хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, влечет снижение размера налоговой санкции не менее чем в два раза. В п. 3 статьи 114 НК РФ представлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, следовательно, суд и налоговый орган по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, количества смягчающих обстоятельств, личности налогоплательщика или его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. Также в НК РФ прописаны отягчающие обстоятельства, при наличии которых ответственность за налоговое правонарушение должна быть увеличена. Плательщик считается привлеченным к налоговой ответственности в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции. Совершение в этот промежуток времени аналогичного правонарушения будет являться отягчающим обстоятельством и основанием для увеличения штрафа на 100%. Согласно п. 2 статьи 108 НК РФ, никто не может быть дважды привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. В соответствии с п. 8 ст. 101 НК РФ в решении инспекции о привлечении лица к налоговой ответственности должны быть изложены обстоятельства совершенного правонарушения и приведены ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Неисполнение налоговым органом данного требования означает недоказанность наличия события налогового правонарушения в действиях плательщика. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет 3 года, по истечению которого налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за его совершение. Срок, в течение которого может быть взыскана налоговая санкция, исчисляется с даты составления акта налоговой проверки (камеральной или выездной), а не вынесения решения по ее результату. Данный срок является плескательным, т. е. не подлежащим восстановлению. В случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.


Данной работой Вы можете всегда поделиться с другими людьми, они вам буду только благодарны!!!
Кнопки "поделиться работой":

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16543. Вычисление геодезических координат точек по их плоским 219.29 KB
  Лабораторная работа № 7 Вычисление геодезических координат точек по их плоским Координатам ГауссаКрюгера Общий путь решения сводиться к определению по известной абсциссе x широты В0 основания изображения плоской ординаты на поверхности B где В – искомая ши...
16544. Религия и мифология 76.33 KB
  Мифология - это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития. Мифы - это архаические повествования о деяниях богов и героев...
16545. Проектирование и уравнивание геодезических сетей 621.5 KB
  Курсовая работа Проектирование и уравнивание геодезических сетей Вариант 16 Карта У3567В В данной курсовой работе мы осуществляем перевод геодезических координат с эллипсоида Вальбека на эллипсоид Красовского. Переводим последние из геодезических в прямоуголь
16546. Определение коэффициентов термического расширения 492.5 KB
  Лабораторная работа Определение коэффициентов термического расширения Цель работы: Освоить методы исследования термических изменений структуры исследуемых объектов В процессе выполнения работы необходимо: освоить методику рентгенографического исследовани...
16547. Изучение устройства источника генерированного рентгеновского излучения, рентгеновских трубок 1.51 MB
  Лабораторная работа № 1 Изучение устройства источника генерированного рентгеновского излучения рентгеновских трубок. Цель работы: изучение устройства и принципов работы установок рентгеноструктурного анализа устройства рентгеновской трубки. В процессе выполн
16548. Получение рентгенограмм порошковых материалов на дифрактометре 407.5 KB
  Лабораторная работа Получение рентгенограмм порошковых материалов на дифрактометре. Цель работы: освоение способов подготовки порошковых образцов и регистрации дифракционных спектров на дифрактометре; В процессе выполнения работы необходимо: изучить реком
16549. Качественный рентгенофазовый анализ 319 KB
  Лабораторная работа Качественный рентгенофазовый анализ Цель работы: освоение метода качественного рентгеновского фазового анализа однофазных и двухфазны проб; В процессе выполнения работы необходимо: ознакомиться с сущностью метода рентгеновского фазового...
16550. Индицирование порошковых рентгенограмм 379 KB
  Лабораторная работа Индицирование порошковых рентгенограмм Цель работы: Освоение приемов индицирования порошковых рентгенограмм определение параметров элементарной ячейки исследуемого вещества В процессе выполнения работы необходимо: ознакомиться мет
16551. Расчет теоретических структурных амплитуд 236 KB
  Лабораторная работа Расчет теоретических структурных амплитуд Цель работы: Научиться определять теоретические значения структурных амплитуд исследуемых объектов для дальнейшего использования при расшифровке структур. В процессе выполнения работы необходимо...