92667

ТИПЫ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Доклад

Педагогика и дидактика

В настоящее время известны различные методы и приемы стимулирования. Эмоциональные методы: поощрение порицание учебно-познавательная игра создание ярких наглядно-образных представлений ситуация успеха стимулирующая оценка свободный выбор задания помощь ребенку в его самоутверждении.

Русский

2015-08-04

22.27 KB

1 чел.

ТИПЫ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Первый тип – это отрицательная мотивация, в которой главный мотив, побуждающий ребенка ходить в школу, выполнять задания – это боязнь наказания, осознание не удобств и неприятностей, если не учится. К этому побуждает напоминания, выговоры, порицания, угрозы родителей, сознание своей неполноценности, отрицательное отношение окружающих взрослых и сверстников.

Это трудные и очень трудные школьники, которые не хотят учиться, стремятся пропустить занятия, небрежно выполняют задания (совсем не выполняют).

Второй тип – мотивация положительная, обусловленная мотивами долга, ответственности, понимания важности, нудности учения (т.е. социального характера), заложенными вне само учебной деятельности, но тем не менее сильно влияющими на учебную деятельность. Острое чувство долга перед близкими людьми, представление об учении как средстве приносить людям добро, реализовать свое назначение в жизни – делает учение не просто ну4жным, но и привлекательным. Такая установка дает учащемуся силы для преодоления затруднений, воспитывает силы для преодоления затруднений, воспитывает терпение и усидчивость, стремление к успеху.

Третий тип – положительная мотивация; заложенная в самом процессе учебной деятельности. Главное для ребенка – само учение, процесс познания, интерес к содержанию.

Каждый учитель стремится побудить детей к интенсивной учебе, однако на практике работа по стимулированию страдает следующими недостатками.

  1.  Чаще стимулируется внешняя активность: поза внимания, скорость реакции на задание учителя, руки, поднятые для ответа (“Активней! Не вижу рук!”).Скрытые малозаметные показатели активности восприятия, осмысления информации, поиска решения – не распознаются, а значит и не отмечаются учителем.
  2.  Стимулируется, главным образом, активность памяти, поощряется точность воспроизведения. Идеальным считается ученик, который внимательно слушает и запоминает объяснения учителя, с тем, чтобы по данному образу выполнить аналогичную работу.
  3.  У трудных, слабоуспевающих учащихся стимулируются чувство долга, ответственности перед всеми (учителем, классом, родителями) за результаты учения. Негласно считается, что иные мотивы – интерес к содержанию, удовольствие от интеллектуального напряжения, стремление решить проблему и пр. – этим детям недоступны, а доступны сильным успевающим школьникам.
  4.  Главное средство стимулирования – школьная отметка. Пятерка – награда за любые успехи, двойка поощряет нерадивость. Отметка не всегда аргументирована, исходит главным образом от учителя.
  5.  Стимулирование носит случайный характер, редко используются “стимульные” ситуации, специально организованные ситуации успеха, нет умения предвидеть последствия.

Одна из причин недостатков в практике стимулирования – слабое знание разнообразия методов стимулирования, их возможностей, что приводит к использованию одних и тех же методов.

В настоящее время известны различные методы и приемы стимулирования.

Эмоциональные методы:

  1.  поощрение
  2.  порицание
  3.  учебно-познавательная игра
  4.  создание ярких наглядно-образных представлений
  5.  ситуация успеха
  6.  стимулирующая оценка
  7.  свободный выбор задания
  8.  помощь ребенку в его самоутверждении

Познавательные методы:

  1.  опора на жизненный опыт
  2.  возбуждение познавательного интереса
  3.  проблемная ситуация
  4.  побуждение к поиску
  5.  творческие задания
  6.  мозговая атака

Волевые методы: предъявление учебных требований, возбуждение чувства ответственности, долга, познавательные затруднения, самооценка своей деятельности и ее коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности

Социальные методы: развитие желания быть полезным, побуждение к подражанию сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность результатами коллективной работы, взаимопроверка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33898. Попытки перестройки системы управления народным хозяйством в 50-х – первой половине 60-х гг 38 KB
  Попытки перестройки системы управления народным хозяйством в 50х – первой половине 60х гг. Попытка усовершенствования структуры управления – рычага АКС: признано что главный порок экономики – чрезмерная централизация управления многоступенчатость управления до 6 звеньев огромное количество чиновников отрыв аппарата от управления производством. Вопросы реформирования управления промышленность ставились на XX съезде. С 1957 началась реформа управления промышленностью.
33899. Развитие искусства в период «оттепели». Международные культурные связи 30 KB
  Развитие искусства в период оттепели. проявилась ограниченность развитие связей с заграницей международный конкурс Чайковского в 1958 с 1956 проводиться в Москве кинофестиваль в 1956 выставка Дрезденской галереи в Москве 1957 –фестиваль молодежи в Москве новые произведения антисталинсткой направленности Солженицын. качественные изменения в материальной базе культуры радиофикация электрификация развитие телевидения. развитие альтернативного искусства в литературе.
33900. Внешнеполитическая деятельность СССР в 50-х – начале 60-х гг.: отношения с социалистическими странами 34 KB
  Внешнеполитическая деятельность СССР в 50х – начале 60х гг. СССр послал в Югославию комиссии для изучения того что сделано за годы разрыва. Официальный разрыв в 1960 когда КПК обвинила СССР в ревизионизме. Отказавшись от курса на мировую революцию СССР продолжал занимать руководящие позиции в лагере социалистических стран.
33901. Внешнеполитическая деятельность СССР в 50-х – начале 60-х гг.: отношения с развивающимися государствами 36.5 KB
  Внешнеполитическая деятельность СССР в 50х – начале 60х гг. СССР оказывает экономическую помощь странам 3го мира. успех СССР в мире Женевская конференция в 1954 и 1955. СССР оказывает экономическую помощь странам 3го мира.
33902. Относительные величины, используемые в статистической практике 23.61 KB
  Относительная величина структуры ОВС характеризует структуру совокупности определяет долю удельный вес части в общем объеме совокупности. ОВС рассчитывают как отношение объема части совокупности к абсолютной величине всей совокупности определяя тем самым удельный вес части в общем объеме совокупности : Относительная величина координации ОВК – отношение одной части совокупности к другой ее части; показываетсколько единиц части стоящих в числителе формулы приходится на единицу другой части находящейся в знаменателе....
33903. Общее представление о статистических таблицах 12.38 KB
  По внешнему виду статистическая таблица представляет собой ряд пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий образующих по горизонтали строки а по вертикали – графы столбцы колонки которые в совокупности составляют как бы скелет таблицы. В образовавшиеся внутри таблицы клетки записывается информация. Составленную таблицу принято называть макетом таблицы. Подлежащее таблицы показывает о каком явлении идет речь в таблице и представляет собой группы и подгруппы которые характеризуются рядом показателей.
33904. Виды статистических таблиц. (Статистические таблицы. Виды таблиц. Подлежащее и сказуемое в таблицах) 11.49 KB
  Статистические таблицы. Основными элементами статистической таблицы являются подлежащее и сказуемое таблицы. Подлежащее таблицы это объект статистического изучения то есть отдельные единицы совокупности их группы или вся совокупность в целом. Сказуемое таблицы это статистические показатели характеризующие изучаемый объект.
33905. Основные правила построения статистических таблиц 11.5 KB
  Таблицы состоят из элементов: 1Нумерационный заголовок 2Тематические заголовки 3Заголовки и подзаголовки граф. Основными элементами статистической таблицы являются подлежащее и сказуемое таблицы. Подлежащее таблицы это объект статистического изучения то есть отдельные единицы совокупности их группы или вся совокупность в целом. Сказуемое таблицы это статистические показатели характеризующие изучаемый объект.
33906. Виды статистических графиков 11.89 KB
  Линейные диаграммы строятся в системе координат по оси х откладываются отрезки соответствующие датам или периодам времени а по оси Y откладываются уровни ряда динамики или темпы их изменения. Линейные диаграммы применяются для характеристики оценки выполнения плана. Столбиковые диаграммы имеют одинаковое основание по оси х а высота их равна числовым значениям уровней признаков. Столбиковые диаграммы используются для сравнения по тер.