92667

ТИПЫ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Доклад

Педагогика и дидактика

В настоящее время известны различные методы и приемы стимулирования. Эмоциональные методы: поощрение порицание учебно-познавательная игра создание ярких наглядно-образных представлений ситуация успеха стимулирующая оценка свободный выбор задания помощь ребенку в его самоутверждении.

Русский

2015-08-04

22.27 KB

1 чел.

ТИПЫ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Первый тип – это отрицательная мотивация, в которой главный мотив, побуждающий ребенка ходить в школу, выполнять задания – это боязнь наказания, осознание не удобств и неприятностей, если не учится. К этому побуждает напоминания, выговоры, порицания, угрозы родителей, сознание своей неполноценности, отрицательное отношение окружающих взрослых и сверстников.

Это трудные и очень трудные школьники, которые не хотят учиться, стремятся пропустить занятия, небрежно выполняют задания (совсем не выполняют).

Второй тип – мотивация положительная, обусловленная мотивами долга, ответственности, понимания важности, нудности учения (т.е. социального характера), заложенными вне само учебной деятельности, но тем не менее сильно влияющими на учебную деятельность. Острое чувство долга перед близкими людьми, представление об учении как средстве приносить людям добро, реализовать свое назначение в жизни – делает учение не просто ну4жным, но и привлекательным. Такая установка дает учащемуся силы для преодоления затруднений, воспитывает силы для преодоления затруднений, воспитывает терпение и усидчивость, стремление к успеху.

Третий тип – положительная мотивация; заложенная в самом процессе учебной деятельности. Главное для ребенка – само учение, процесс познания, интерес к содержанию.

Каждый учитель стремится побудить детей к интенсивной учебе, однако на практике работа по стимулированию страдает следующими недостатками.

  1.  Чаще стимулируется внешняя активность: поза внимания, скорость реакции на задание учителя, руки, поднятые для ответа (“Активней! Не вижу рук!”).Скрытые малозаметные показатели активности восприятия, осмысления информации, поиска решения – не распознаются, а значит и не отмечаются учителем.
  2.  Стимулируется, главным образом, активность памяти, поощряется точность воспроизведения. Идеальным считается ученик, который внимательно слушает и запоминает объяснения учителя, с тем, чтобы по данному образу выполнить аналогичную работу.
  3.  У трудных, слабоуспевающих учащихся стимулируются чувство долга, ответственности перед всеми (учителем, классом, родителями) за результаты учения. Негласно считается, что иные мотивы – интерес к содержанию, удовольствие от интеллектуального напряжения, стремление решить проблему и пр. – этим детям недоступны, а доступны сильным успевающим школьникам.
  4.  Главное средство стимулирования – школьная отметка. Пятерка – награда за любые успехи, двойка поощряет нерадивость. Отметка не всегда аргументирована, исходит главным образом от учителя.
  5.  Стимулирование носит случайный характер, редко используются “стимульные” ситуации, специально организованные ситуации успеха, нет умения предвидеть последствия.

Одна из причин недостатков в практике стимулирования – слабое знание разнообразия методов стимулирования, их возможностей, что приводит к использованию одних и тех же методов.

В настоящее время известны различные методы и приемы стимулирования.

Эмоциональные методы:

  1.  поощрение
  2.  порицание
  3.  учебно-познавательная игра
  4.  создание ярких наглядно-образных представлений
  5.  ситуация успеха
  6.  стимулирующая оценка
  7.  свободный выбор задания
  8.  помощь ребенку в его самоутверждении

Познавательные методы:

  1.  опора на жизненный опыт
  2.  возбуждение познавательного интереса
  3.  проблемная ситуация
  4.  побуждение к поиску
  5.  творческие задания
  6.  мозговая атака

Волевые методы: предъявление учебных требований, возбуждение чувства ответственности, долга, познавательные затруднения, самооценка своей деятельности и ее коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности

Социальные методы: развитие желания быть полезным, побуждение к подражанию сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность результатами коллективной работы, взаимопроверка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41585. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА 55 KB
  Размер оплаты труда носит императивный характер но все же не может рассматриваться как правовое предписание прямого действия которое дает право работнику требовать корректировки условий оплаты труда.результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия; Поэтому ни в одной норме права не закреплен принцип равной оплаты за труд. Рынок труда и принцип равной оплаты за равный труд – явления взаимоисключающие друг друга т.
41586. Материальная ответственность. Понятие основания и условия возникновения материальной ответственности 40.5 KB
  Материальная ответственность является юридической обязанностью работника и состоит в возмещении ущерба причиненного предприятию своими виновными действиями причинил вред предприятию. Материальная ответственность – это вид ответственности который состоит в обязанности работника возместить в установленном порядке и размере вред причиненный предприятию на котором он работает вследствие не выполнения или ненадлежащего выполнения без уважительных причин своих трудовых обязанностей. В соответствии с нормами трудового права...
41587. Трудовые споры. Понятие трудовых споров и причины их возникновения 46 KB
  Понятие трудовых споров и причины их возникновения Индивидуальные трудовые споры Коллективные трудовые споры 1. Понятие трудовых споров и причины их возникновения Трудовые споры нельзя сводить к разногласиям между отдельными работниками и собственником. Понятие трудовые споры включает и непонимание между собственником предприятия и определенным трудовым коллективом.
41588. Политические режимы в зарубежных странах 68.5 KB
  Политический режим это важнейший структурный элемент формы государства все принципиальные изменения в природе государственной власти и способах ее организации неизбежно отражаются на политическом режиме. Политический режим это система методов способов и средств осуществления политической государственной власти. Основными чертами демократического режима являются следующие: решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; существует правовое государство и гражданское общество; центральные и местные органы...
41589. Избирательное право и избирательные системы 127.5 KB
  Выборы совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти. 48 на выборах голосование личное и равное свободное и тайное. Если результат выборов устанавливается после однократного голосования избирателей считается что они проводятся в один тур а если для этого может потребоваться два голосования то в два тура. В конституциях зарубежных стран все чаще формулируются принципы активного избирательного права права избирать: всеобщее равное...
41590. Конституционно-правовой статус главы государства 67 KB
  Глава государства в системе органов государственной власти. Компетенция главы государства. Глава государства в системе органов государственной власти.
41591. Парламент в зарубежных странах 77 KB
  Внутренняя организация парламента и его палат.Правовое положение депутата парламента. Смысл деятельности парламента как общенационального представительного учреждения состоит в согласованном принятии государственных решений прежде всего законов после всестороннего обсуждения. В каждой стране по-своему решаются вопросы устройства и функционирования парламента но есть общие признаки которые учитываются в парламентской практике.
41592. Правительство в зарубежных странах 49.5 KB
  Место правительства в системе органов государственной власти. Порядок формирования и структура правительства. Полномочия правительства. Место правительства в системе органов государственной власти.
41593. Местное самоуправление в зарубежных странах 57 KB
  Понятие и основные принципы местного самоуправления. Системы основные модели местного управления и самоуправления. Понятие и основные принципы местного самоуправления. Исторически социальное назначение местного самоуправления было связано с защитой местных муниципальных интересов которые касаются решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.