92667

ТИПЫ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Доклад

Педагогика и дидактика

В настоящее время известны различные методы и приемы стимулирования. Эмоциональные методы: поощрение порицание учебно-познавательная игра создание ярких наглядно-образных представлений ситуация успеха стимулирующая оценка свободный выбор задания помощь ребенку в его самоутверждении.

Русский

2015-08-04

22.27 KB

1 чел.

ТИПЫ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Первый тип – это отрицательная мотивация, в которой главный мотив, побуждающий ребенка ходить в школу, выполнять задания – это боязнь наказания, осознание не удобств и неприятностей, если не учится. К этому побуждает напоминания, выговоры, порицания, угрозы родителей, сознание своей неполноценности, отрицательное отношение окружающих взрослых и сверстников.

Это трудные и очень трудные школьники, которые не хотят учиться, стремятся пропустить занятия, небрежно выполняют задания (совсем не выполняют).

Второй тип – мотивация положительная, обусловленная мотивами долга, ответственности, понимания важности, нудности учения (т.е. социального характера), заложенными вне само учебной деятельности, но тем не менее сильно влияющими на учебную деятельность. Острое чувство долга перед близкими людьми, представление об учении как средстве приносить людям добро, реализовать свое назначение в жизни – делает учение не просто ну4жным, но и привлекательным. Такая установка дает учащемуся силы для преодоления затруднений, воспитывает силы для преодоления затруднений, воспитывает терпение и усидчивость, стремление к успеху.

Третий тип – положительная мотивация; заложенная в самом процессе учебной деятельности. Главное для ребенка – само учение, процесс познания, интерес к содержанию.

Каждый учитель стремится побудить детей к интенсивной учебе, однако на практике работа по стимулированию страдает следующими недостатками.

  1.  Чаще стимулируется внешняя активность: поза внимания, скорость реакции на задание учителя, руки, поднятые для ответа (“Активней! Не вижу рук!”).Скрытые малозаметные показатели активности восприятия, осмысления информации, поиска решения – не распознаются, а значит и не отмечаются учителем.
  2.  Стимулируется, главным образом, активность памяти, поощряется точность воспроизведения. Идеальным считается ученик, который внимательно слушает и запоминает объяснения учителя, с тем, чтобы по данному образу выполнить аналогичную работу.
  3.  У трудных, слабоуспевающих учащихся стимулируются чувство долга, ответственности перед всеми (учителем, классом, родителями) за результаты учения. Негласно считается, что иные мотивы – интерес к содержанию, удовольствие от интеллектуального напряжения, стремление решить проблему и пр. – этим детям недоступны, а доступны сильным успевающим школьникам.
  4.  Главное средство стимулирования – школьная отметка. Пятерка – награда за любые успехи, двойка поощряет нерадивость. Отметка не всегда аргументирована, исходит главным образом от учителя.
  5.  Стимулирование носит случайный характер, редко используются “стимульные” ситуации, специально организованные ситуации успеха, нет умения предвидеть последствия.

Одна из причин недостатков в практике стимулирования – слабое знание разнообразия методов стимулирования, их возможностей, что приводит к использованию одних и тех же методов.

В настоящее время известны различные методы и приемы стимулирования.

Эмоциональные методы:

  1.  поощрение
  2.  порицание
  3.  учебно-познавательная игра
  4.  создание ярких наглядно-образных представлений
  5.  ситуация успеха
  6.  стимулирующая оценка
  7.  свободный выбор задания
  8.  помощь ребенку в его самоутверждении

Познавательные методы:

  1.  опора на жизненный опыт
  2.  возбуждение познавательного интереса
  3.  проблемная ситуация
  4.  побуждение к поиску
  5.  творческие задания
  6.  мозговая атака

Волевые методы: предъявление учебных требований, возбуждение чувства ответственности, долга, познавательные затруднения, самооценка своей деятельности и ее коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности

Социальные методы: развитие желания быть полезным, побуждение к подражанию сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность результатами коллективной работы, взаимопроверка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60153. Дружба – велика сила 193.5 KB
  Очікуванні результати: Після заняття учні зможуть: сформулювати поняття дружба; практикувати навички взаємодопомоги при вирішенні різних проблем; критично ставитися до себе і своїх особистих якостей вчинків; знати прислівя та приказки про дружбу.
60154. Інтелектуальна гра «Я ЛЮБЛЮ УКРАЇНСЬКУ» 152 KB
  Стимулювати інтерес учнів до удосконалення мовної компетентності та збагачення свого словникового запасу; розвивати швидкість мислення та память; прищеплювати здоровий дух змагання; через міжпредметні звязки виховувати пізнавальні інтереси любов і повагу...
60155. Европейский день языков и межкультурного диалога 120.5 KB
  Слово учителя 26 сентября каждого года празднуется Европейский день языков. И в первый год 21 века произошло и первое празднование Европейского дня языков. В настоящее время в Европе сосуществуют свыше 70 национальных и региональных языков.
60156. Біологічна інтелектуальна гра «Зоряний час» 77 KB
  Перші 3 тури складаються з запитань завдань на які пропонується 4 варіанти відповідей із яких ви вибираєте правильну і відповідь на запитання даєте за допомогою карточки з відповідною цифрою. Право на відповідь мають і основний учасник та його помічник.
60158. Конкурс «Кмітливих, веселих та розумних математиків» 141.5 KB
  Отже розпочинаємо наш конкурс Кмітливих веселих та розумних математиків 1 завдання конкурсу: Математичні розвідники 10 хвилин В далеку давнину люди складали прислівя та приказки які дойшли і нині до нас. 2 завдання конкурсу...
60159. «Усе в твоїх руках…» Проект з основ здоров’я 100.5 KB
  Навчальний план проекту з основ здоровя для учнів 4 класу Тема проекту: Усе в твоїх руках Ключове питання: Чи впливає характер людини на її здоровя Тематичні питання: Чи справді наше здоровя у наших руках Для здоровя краще...
60160. День книги 208 KB
  Посещение библиотеки в день книги Учащиеся заранее готовились к этому дню: учили стихотворения готовили рассказы о своей любимой книге и произведении помогали в подготовке книжной выставки а также выставки книжек-самоделок подготовили загадки о природе природных явлениях.
60161. Прощавай, початкова школо 1012.33 KB
  На вулиці зеленіє розкішним, буйним цвітом весна. Сонце голубить нас своїм золотим промінням. Новий день обіцяє незнайоме життя. Час змінює все, що оточує нас, це довгий шлях нелегкий та мінливий.