92667

ТИПЫ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Доклад

Педагогика и дидактика

В настоящее время известны различные методы и приемы стимулирования. Эмоциональные методы: поощрение порицание учебно-познавательная игра создание ярких наглядно-образных представлений ситуация успеха стимулирующая оценка свободный выбор задания помощь ребенку в его самоутверждении.

Русский

2015-08-04

22.27 KB

1 чел.

ТИПЫ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Первый тип – это отрицательная мотивация, в которой главный мотив, побуждающий ребенка ходить в школу, выполнять задания – это боязнь наказания, осознание не удобств и неприятностей, если не учится. К этому побуждает напоминания, выговоры, порицания, угрозы родителей, сознание своей неполноценности, отрицательное отношение окружающих взрослых и сверстников.

Это трудные и очень трудные школьники, которые не хотят учиться, стремятся пропустить занятия, небрежно выполняют задания (совсем не выполняют).

Второй тип – мотивация положительная, обусловленная мотивами долга, ответственности, понимания важности, нудности учения (т.е. социального характера), заложенными вне само учебной деятельности, но тем не менее сильно влияющими на учебную деятельность. Острое чувство долга перед близкими людьми, представление об учении как средстве приносить людям добро, реализовать свое назначение в жизни – делает учение не просто ну4жным, но и привлекательным. Такая установка дает учащемуся силы для преодоления затруднений, воспитывает силы для преодоления затруднений, воспитывает терпение и усидчивость, стремление к успеху.

Третий тип – положительная мотивация; заложенная в самом процессе учебной деятельности. Главное для ребенка – само учение, процесс познания, интерес к содержанию.

Каждый учитель стремится побудить детей к интенсивной учебе, однако на практике работа по стимулированию страдает следующими недостатками.

  1.  Чаще стимулируется внешняя активность: поза внимания, скорость реакции на задание учителя, руки, поднятые для ответа (“Активней! Не вижу рук!”).Скрытые малозаметные показатели активности восприятия, осмысления информации, поиска решения – не распознаются, а значит и не отмечаются учителем.
  2.  Стимулируется, главным образом, активность памяти, поощряется точность воспроизведения. Идеальным считается ученик, который внимательно слушает и запоминает объяснения учителя, с тем, чтобы по данному образу выполнить аналогичную работу.
  3.  У трудных, слабоуспевающих учащихся стимулируются чувство долга, ответственности перед всеми (учителем, классом, родителями) за результаты учения. Негласно считается, что иные мотивы – интерес к содержанию, удовольствие от интеллектуального напряжения, стремление решить проблему и пр. – этим детям недоступны, а доступны сильным успевающим школьникам.
  4.  Главное средство стимулирования – школьная отметка. Пятерка – награда за любые успехи, двойка поощряет нерадивость. Отметка не всегда аргументирована, исходит главным образом от учителя.
  5.  Стимулирование носит случайный характер, редко используются “стимульные” ситуации, специально организованные ситуации успеха, нет умения предвидеть последствия.

Одна из причин недостатков в практике стимулирования – слабое знание разнообразия методов стимулирования, их возможностей, что приводит к использованию одних и тех же методов.

В настоящее время известны различные методы и приемы стимулирования.

Эмоциональные методы:

  1.  поощрение
  2.  порицание
  3.  учебно-познавательная игра
  4.  создание ярких наглядно-образных представлений
  5.  ситуация успеха
  6.  стимулирующая оценка
  7.  свободный выбор задания
  8.  помощь ребенку в его самоутверждении

Познавательные методы:

  1.  опора на жизненный опыт
  2.  возбуждение познавательного интереса
  3.  проблемная ситуация
  4.  побуждение к поиску
  5.  творческие задания
  6.  мозговая атака

Волевые методы: предъявление учебных требований, возбуждение чувства ответственности, долга, познавательные затруднения, самооценка своей деятельности и ее коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности

Социальные методы: развитие желания быть полезным, побуждение к подражанию сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность результатами коллективной работы, взаимопроверка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55212. Застосування екологічних ігор, головоломок в педагогічній практиці 105.5 KB
  За допомогою гри можна зацікавити учнів викликати в них інтерес до навчального матеріалу. За допомогою ігор можна закріплювати вміння і навички. Захоплюють дітей ігри з картинками загадками про рослини і тварини ігри-вікторини Що в лісі росте Хто в лісі живе Лісові орієнтири...
55214. Функції посилань та масиви, математичні та логічні функції Microsoft Excel (MICROSOFT OFFICE 2010) 570 KB
  Мета: Навчитися створювати формули для обчислення даних в масиві, використовувати математичні та логічні функції, умовне форматування комірок.
55215. Форматування тексту 43.5 KB
  Мета: навчальна: продовжувати формувати знання вміння та форматування тексту; розвивати самостійне логічне мислення працьовитість. Запитання: Яку тему ви опрацювали на сьогоднішній урок Відповідь: Форматування тексту. І звичайний текст набраний на клавіатурі може виглядати яскраво красиво і різноманітно...
55216. Особливості галузевої структури господарського комплексу Придніпровського економічного району України. Його роль в е Територіально-галузева структура економіки 25.34 KB
  сновою промислового комплексу району є енергетика, яка базується на використанні місцевих гідроенергетичних ресурсів, привізного донецького вугілля, шебелинського газу і місцевого бурого вугілля.
55219. Зв’язок науки про РПС і регіональну економіку з іншими науками. Роль науки РПС у розвитку економіки регіонів 25.47 KB
  Теорія розміщення продуктивних сил базується на загальних економічних законах. Тому розміщення продуктивних сил повинно здійснюватися за законами, керуючись якими, можна досягти максимального економічного й соціального ефекту при мінімальних витратах. Основним законом, який визначає характер РПС
55220. Наши права и обязанности 35 KB
  Оборудование: карточкизнаки по правам человека; выставка детских рисунков и литературы по правовому воспитанию; индивидуальный раздаточный материал. Учитель: Права ребенка Лишь появиться ребенок И начнет едва дышать У него уже с пеленок Всякие права Он имеет право жить Развиваться и дружить Иметь просторный дружный...