92672

Воспитательная система школы диалога культур

Доклад

Педагогика и дидактика

Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур основателем которой является С. Бахтина о культуре как диалоге...

Русский

2015-08-04

23.3 KB

1 чел.

Воспитательная система школы диалога культур.

Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С. Курганов.

В этой системе находят свое воплощение идеи М. Бахтина о культуре как диалоге («любая культура – это живой процесс общительной связи»), идея Л. Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, идеи В. Библера о философской логике культур.

Основные положения нового типа образования в школе диалога культур были сформулированы В.С. Библером:

• переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». Не готовыми знаниями, умениями, навыками, а культурой их формирования и изменения, трансформации и преобразования должен обладать выпускник школы диалога культур. От молодого человека в современной культуре требуются знания о путях изменения знаний, умение изменять и обновлять умения, навыки изменения и переформирования навыков;

• школа диалога культур предполагает углубленное освоение диалогизма как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе – это не только и не столько наилучший путь к овладению истиной, это не только эвристически значимый прием более эффективного усвоения знаний, умений и т.д., это и суть самой мысли. В школе диалога культур углубленное понимание диалогизма мышления развернуто через идею диалога культур;

• процесс обучения в школе диалога культур строится не столько как усвоение дедуктивных цепочек развертывания мысли из исходных аксиом, сколько как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в исходное начало. Формирование исторически определенных и логически обоснованных начал есть основная цель курса обучения в школе диалога культур. Истинное мышление начинается не там, где человек опирается на наличное бытие, а там, где он ставит вопросы: почему возможно это бытие? почему возможны число, слово, осознание своего Я?

• основное содержание школьного курса – это освоение тех «точек превращения», в которых одна форма понимания переходит в другую, в которых разные формы логики понимания обосновывают друг друга.

Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей роли школы и образования в целом. Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности. Главное в культуре – не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и творчество. Учащиеся должны не заучивать истины, а заниматься поиском, исследованием. В диалоге с учителем, с одноклассниками каждый формирует свой неповторимый взгляд на мир, свою позицию, свое Я, усваивая современную культуру как отражение предыдущих культур. В каждой идее, слове, образе происходит диалог разных культур, разных эпох, разных народов. Результатом совместного творческого поиска учителей и учащихся являются новые чувства, новые идеи, новые взаимоотношения.

Процесс воспитания в школе диалога культур – процесс культуроемкого развития личности. В.С. Библер предлагает следующий вариант содержания образования в школе диалога культур.

I-II классы. Зарождаются «узелки» понимания, которые станут основными предметами освоения, диалогов в последующих классах. Этими узелками («точки удивления») являются идеи, слова, числа, явления природы, моменты истории, загадки сознания и предметного орудия. Узелки построены по схеме народных загадок. В них, во-первых, развертывается первоначальный анализ тех проблем, которые являются общими, едиными для основных современных понятий (математики, физики, биологии, лингвистики) и для исходных детских удивлений, вопросов, обычно возникающих в психологическом переходе от доминанты сознания (дошкольный период) к доминанте мышления. Во-вторых, в таких узелках исходного удивления сосредоточиваются расходящиеся нити будущих раздельных (но дополнительных) наук о жизни, о времени, о слове. В-третьих, такие узлы будут предметами последующих основных диалогов между различными культурами, классами, возрастами. В-четвертых, сам исходный процесс удивления и усвоения таких узловых понятий осуществляется в сложной динамичной игре внешнего языка и внутренней речи с ее особым синтаксисом и семантикой.

III-IV классы. Античная культура как единый предмет изучения в этих классах. Античная история, античная математика, античное искусство, античная мифология, античная механика образуют целостное, неделимое представление об основных смыслах античной культуры.

V-VI классы. Культура средневековья. Общее построение обучения аналогично обучению в III-IV классах. Особое внимание уделяется тому, что культура пронизана пафосом веры и культа. Однако нельзя превращать уроки в V-VI классах в уроки религии. Именно по отношению к средневековым конфессиональным реалиям необходима особая активность (и вместе с тем тактичность) культурного и школьного осмысления.

VII-VIII классы. Культура Нового времени (XVII-XIX вв.). В основу обучения положены (с учетом диалога культур между нововременными классами и классами античности и средневековья) классические курсы обычных школьных занятий по рекомендованным учебникам, соотнесенные с основными авторскими текстами – первоисточниками XVII-XIX вв.

IX-X классы. Культура современности. Эти классы имеют особое значение в двух отношениях. Во-первых, здесь сводятся воедино (как моменты современного мышления, знания и умения) загадки и отгадки, наработанные во всех остальных учебных циклах. Во-вторых, углубление во внутреннюю противоречивость современных понятий (например, спор Бора и Эйнштейна) и современных образов культуры ставит ученика в условия «напряжения» между знанием и незнанием, характерным для современного периода. Существенными узлами, объединяющими расчлененные знания и незнания нашей эпохи, оказываются общечеловеческие проблемы: личность и общество, культура и цивилизация, экологическая и космологическая проблемы и т.д.

Компьютерная революция, революция информации, современная структура автоматизированного производства – венец всех ремесленно-машинных циклов трудовой деятельности, усвоенных в более ранних классах школы диалога культур.

XI класс. Класс специально-педагогический. Здесь выпускники школы диалога культур организуют диалоги между классами, возрастами, культурами, намечают вместе с преподавателями основные темы и проблемы единых для всей школы дискуссий, придумывают методы общения и совместной деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26988. Субъект правотворчества.Участие граждан,общественных организаций и народа в процессе правотворчества. Право законодательной инициативы 9.08 KB
  Правотворчество деятельностьнаправленная на подготовкуизданиесовершенствование НПА. Требования к правотворчеству соблюдение принципов: 1 законности принятие НПА только теми субъектами которые наделены соответствующими полномочиями 2 демократизма возможность принятия наиболее важных НПА в порядке референдума 3 научности планирование приоритетности принимаемых актов 4 профессионализма требует особых навыков умений и таланта 5 системности вновь принимаемые акты не должны противоречить действующим актам 6 гласности все...
26989. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов 7.57 KB
  Порядок опубликования и вступления в силу нормативноправовых актов.Неопубликованные НПА не применяютсяне влекут правовых последствийкак не вступившие в силу. ФКЗФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентома вступают в силу по истечении 10 днейпосле их официального опубликованияесли самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. ИСТОЧНИКИ:Парламентская газетаРоссийская газетаСобрание законодательства РФОфициальный интернетпортал правовой информации Кроме общего...
26992. Действие НПА во времени,пространстве и по кругу лиц 5.22 KB
  Действие НПА во временипространстве и по кругу лиц. НПАакт правотворчествапринятый в особом порядке строго определенными субъектами и содержащий норму права. Признаки: а содержание норм права; б особый порядок принятияназываемый правотворческий процессгосударственное правотворчествонепосредственное правотворчествопринятие или не принятие НПАпредлагаемых госм; в иерархическая подчиненность; г оформление в письменном виде как официальный гос.В разных странах разные правила вступления в силу НПА: с момента принятия...
26993. Понятие системы права. Основные структурные элементы 6.31 KB
  Понятие системы права. СИСИТЕМА ПРАВАисторически сложившаяся ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВАкоторая выражается в единстве и разделении права на относительно самостоятельные части. ПРИЗНАКИ: ОБЪЕКТИВНОСТЬвнутренняя структура права обусловлена реально складывающимися общественными отношениямине создается по усмотрению правовых субъектов; ЕДИНСТВО и взаимосвязь составляющих ее ПРАВОВЫХ ПРЕДПИСАНИЙкоторые согласованны; УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ структуры праваотражающая их функциональное назначение различного порядка. ОСНОВНЫЕ...
26994. Соотношение материального и процессуального права 4.25 KB
  Соотношение материального и процессуального права. МАТЕРИАЛЬНОЕ правосовокупность норм праванепосредственно регулирующих общественные отношенияа также совокупность отраслей правав которых основной упор делается на УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ субъектов.Нормы материального права закрепляют формы собственностиюридическое положение имущества и лиц определяют порядок образования и структуру государственных органовустанавливают правовой статус гражданоснование и пределы ответственности за правонарушениЯ.ОБЪЕКТ материального...
26995. Соотношение частного и публичного права 5.71 KB
  Соотношение частного и публичного права. ПУБЛИЧНОЕ ПРАВОта часть системы действующего праванормы которого направлены на защиту общего благагосударственного интересасвязаны с полномочиями и организационновластной деятельностью государствас выполнением общественных целей и задач. а также все процессуальные отрасли праваПУБЛИЧНЫЕ.Остальные отрасли права регулирующие общественные отношения с участием частных субъектовдействующих в своих собственных интересахобразуют блок так называемых частных отраслей...
26996. Отрасль права:понятие и виды.Основание деления права на отрасли 8.97 KB
  Отрасль права:понятие и виды.Основание деления права на отрасли. СИСТЕМА ПРАВАисторически сложившаяся ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВАкоторая выражается в единстве и разделении права на относительно самостоятельные части. ОТРАСЛЬ ПРАВАэлемент системы правасовокупность норм праварегулирующих однородную сферу общественных отношений.