92675

Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. Вклад В.А. Караковского в её формирование

Доклад

Педагогика и дидактика

Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство мы по отношению к школе что свидетельствует об общественной и личной ценности школы. Кроме администрации школы и педагогического совета в котором иногда участвуют и старшеклассники существует еще и большой совет включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов начиная с шестых.

Русский

2015-08-04

23.24 KB

1 чел.

Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. Вклад В.А. Караковского в её формирование.

Основатель этой системы - директор московской школы № 825 В. А. Караковский. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство "мы" по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.

Организационное строение школьного коллектива достаточно простое. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых. Большой совет собирается довольно редко, два-четыре раза в год. Большинство в нем составляют школьники, и бывает так, что они проводят решение, не совпадающее с мнением педагогов. Довольно значительный вес имеют постоянные и временные органы самоуправления: советы дела, совет "сборовских комиссаров", дежурные командиры классов. Однако реальный механизм принятия решений существует далеко не только в рамках официальных структур власти. Чаще всего бывает так, что официальные решения лишь фиксируют ранее сложившееся общественное мнение.

В воспитательной системе школы № 825 создан промежуточный тип деятельности, занимающий связующее положение между весенним сбором и будничной, рутинной жизнью школы. Это так называемые ключевые общешкольные дела (термин В. А. Караковского). Они ориентированы на те формы поведения, на те ценности, которые вырабатываются на сборах и тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями.

Итак, модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы, которую реализовал В. А. Караковский, основана на целостной педагогической концепции "Мы - школа"; интеграции педагогических взаимодействий; коммунарской методике; высоком уровне неформальных межличностных отношений; творчестве; взаимодействии с наукой.

В школе начинает формироваться новая целевая установка, новая совокупность принципов, идей, положений. Сформулируем их:

1 Обучение и воспитание должны освещаться высокой целью. Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. 2 Воспитание и обучение эффективны там, где есть постоянная заинтересованность взрослых в ребенке. Для педагога личность школьника — главная ценность и основной объект его заботы. 3 Высокая требовательность к ученику должна органично включать в себя уважение к его человеческому достоинству. Воспитание и обучение без уважения — подавление. 4 Обучение и воспитание взаимосвязаны, они взаимно проникая одно в другое, обогащают друг друга. Обучая, воспитывать, воспитывая, обучать — в этом целостность учебно-воспитательного процесса. 5 Обучение и воспитание — это не однонаправленное действие, а взаимодействие педагога и воспитанника, основанное на взаимопонимании, это творческое содружество единомышленников. 6 Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны. Творчество учителя — важнейший признак педагогической культуры. 7 Воспитательный процесс дискретен: ребенок не все время находится под воздействием школы. Именно поэтому желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающимся, воспитывающим. 8 Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно. 9 Главным инструментом социалистического воспитания является коллектив школы, действующий на демократических и гуманистических принципах, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью. 

Личность школьника, пробужденная и раскрепощенная для познания и творчества воспитательной системой, переносит свое активное состояние и на учебную деятельность. Этот перенос идет от простого к сложному — от элементарного интереса к осознанию самоценности знаний. В нашей системе наиболее продуктивными оказались такие направления и формы учебно-воспитательной деятельности:разработка дидактических игр, создание дидактической игротеки;организация познавательных предметных путешествий («В страну Грамматики», «В страну Математики» и др.);«аукционы знаний», проводимые на специальных уроках;проведение научно-познавательных экспедиций, конференций, брифингов;организация общешкольных познавательных игр;деятельность классных штабов знаний, работа консультантов и обозревателей;широкое развитие коллективных, групповых и парных видов работы на уроке и после него;привлечение ученического предметного актива к разработке наиболее сложных тем учебной программы, уроков по ним;проведение уроков с привлечением отдельных учащихся в качестве помощников и партнеров учителя;введение в учебный процесс методов мозговых атак, групповых дискуссий, деловых игр;разработка новых форм интегративных занятий, зачетов, экзаменов;организация праздников знаний в форме «Читай-города». 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75493. Журналы расчетов (1С) 43.5 KB
  Журналы расчетов 1С Журналы расчетов – это средство проведения периодических расчетов и хранения результатов расчета прошлых периодов. Самое важное свойство журнала расчетов – это ссылка на справочник элементы которого являются объектами расчета. Как правило журнал расчетов содержит несколько записей по одному объекту расчета но одна запись журнала не может соответствовать сразу нескольким объектам. Журнал расчетов имеет определенную периодичность т.
75494. Виды и группы расчетов (1С) 33 KB
  Виды и группы расчетов 1С Группы расчетов – это средство логического объединения видов расчета по тем или иным признакам. Вся работа с объектами метаданных типа Вид расчета и Группа расчета ведется в окне Конфигурация – Метаданные. Свойства вида расчета редактируются в окне редактирования Вид расчета рис. Окно редактирования вида расчета Очередность служит для организации последовательности выполнения расчетов.
75495. Определение компьютерного вируса, типы антивирусных программ 30 KB
  Определение компьютерного вируса типы антивирусных программ Компьютерный вирус – программа которая может включать в другие программы свою иногда модифицированную копию способную к дальнейшему размножению и выполнению вредных воздействий. ЖЦ компьютерного вируса: Создание вируса Функционирование вируса Прекращение его существования Функционирование вируса Латентная фаза фаза выживания Инкубационная фаза фаза размножения Проявление вируса проявление диструктивных действий Некоторые вирусы не имеют 1 и 2 фазы например черви....
75497. Ввод начальных остатков в ИС «1С: Предприятие» 21 KB
  Для ввода остатков в плане счетов конфигурации предусмотрен специальный вспомогательный счет 00. Он используется для корреспонденции с дебетом или кредитом того счета, по которому необходимо ввести остаток.
75498. Документация в БУ ИС 1С 22.5 KB
  Для автоматизации процесса используются следующие виды первичных стандартных документов по учету: документы движения материальных ценностей приходный ордер приемный акт накладная акт на списание требование лимитная карта...
75499. Принципы программирования дополнительных задач в ИС 1С 23 KB
  Наследование есть свойство объектов порождать своих потомков. Полиморфизм это свойство родственных объектов т. объектов имеющих одного общего родителя решать схожие по смыслу проблемы разными способами. Это и называется полиморфизмом объектов.
75500. Типы данных, используемые при программировании в ИС 1С 30.5 KB
  Типы данных используемые при программировании в ИС 1С В системе поддерживаются базовые и агрегатные типы данных. Агрегатные типы данных – это специализированные типы данных предназначенные для работы с объектами 1С: Предприятия. Агрегатными типами данных называются следующие типы данных: Константа – средство работы с постоянными или условно постоянными значениями. Справочник – средство для ведения списков однородных элементов данных.
75501. Управляющие оператора, используемые для при программировании в 1С 25 KB
  Для управления логикой выполнения программы используются логические выражения и управляющие операторы. Логическое выражение записывается с помощью символов сравнения