92675

Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. Вклад В.А. Караковского в её формирование

Доклад

Педагогика и дидактика

Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство мы по отношению к школе что свидетельствует об общественной и личной ценности школы. Кроме администрации школы и педагогического совета в котором иногда участвуют и старшеклассники существует еще и большой совет включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов начиная с шестых.

Русский

2015-08-04

23.24 KB

1 чел.

Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. Вклад В.А. Караковского в её формирование.

Основатель этой системы - директор московской школы № 825 В. А. Караковский. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство "мы" по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.

Организационное строение школьного коллектива достаточно простое. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых. Большой совет собирается довольно редко, два-четыре раза в год. Большинство в нем составляют школьники, и бывает так, что они проводят решение, не совпадающее с мнением педагогов. Довольно значительный вес имеют постоянные и временные органы самоуправления: советы дела, совет "сборовских комиссаров", дежурные командиры классов. Однако реальный механизм принятия решений существует далеко не только в рамках официальных структур власти. Чаще всего бывает так, что официальные решения лишь фиксируют ранее сложившееся общественное мнение.

В воспитательной системе школы № 825 создан промежуточный тип деятельности, занимающий связующее положение между весенним сбором и будничной, рутинной жизнью школы. Это так называемые ключевые общешкольные дела (термин В. А. Караковского). Они ориентированы на те формы поведения, на те ценности, которые вырабатываются на сборах и тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями.

Итак, модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы, которую реализовал В. А. Караковский, основана на целостной педагогической концепции "Мы - школа"; интеграции педагогических взаимодействий; коммунарской методике; высоком уровне неформальных межличностных отношений; творчестве; взаимодействии с наукой.

В школе начинает формироваться новая целевая установка, новая совокупность принципов, идей, положений. Сформулируем их:

1 Обучение и воспитание должны освещаться высокой целью. Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. 2 Воспитание и обучение эффективны там, где есть постоянная заинтересованность взрослых в ребенке. Для педагога личность школьника — главная ценность и основной объект его заботы. 3 Высокая требовательность к ученику должна органично включать в себя уважение к его человеческому достоинству. Воспитание и обучение без уважения — подавление. 4 Обучение и воспитание взаимосвязаны, они взаимно проникая одно в другое, обогащают друг друга. Обучая, воспитывать, воспитывая, обучать — в этом целостность учебно-воспитательного процесса. 5 Обучение и воспитание — это не однонаправленное действие, а взаимодействие педагога и воспитанника, основанное на взаимопонимании, это творческое содружество единомышленников. 6 Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны. Творчество учителя — важнейший признак педагогической культуры. 7 Воспитательный процесс дискретен: ребенок не все время находится под воздействием школы. Именно поэтому желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающимся, воспитывающим. 8 Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно. 9 Главным инструментом социалистического воспитания является коллектив школы, действующий на демократических и гуманистических принципах, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью. 

Личность школьника, пробужденная и раскрепощенная для познания и творчества воспитательной системой, переносит свое активное состояние и на учебную деятельность. Этот перенос идет от простого к сложному — от элементарного интереса к осознанию самоценности знаний. В нашей системе наиболее продуктивными оказались такие направления и формы учебно-воспитательной деятельности:разработка дидактических игр, создание дидактической игротеки;организация познавательных предметных путешествий («В страну Грамматики», «В страну Математики» и др.);«аукционы знаний», проводимые на специальных уроках;проведение научно-познавательных экспедиций, конференций, брифингов;организация общешкольных познавательных игр;деятельность классных штабов знаний, работа консультантов и обозревателей;широкое развитие коллективных, групповых и парных видов работы на уроке и после него;привлечение ученического предметного актива к разработке наиболее сложных тем учебной программы, уроков по ним;проведение уроков с привлечением отдельных учащихся в качестве помощников и партнеров учителя;введение в учебный процесс методов мозговых атак, групповых дискуссий, деловых игр;разработка новых форм интегративных занятий, зачетов, экзаменов;организация праздников знаний в форме «Читай-города». 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2376. Суспільно-політичний рух у 70-90-х роках XIX ст. 40 KB
  Мета: проаналізувати основні складові суспільно-політичного руху в 70-90-х роках XIX ст. в Україні, на прикладах видатних діячів суспільно-політичного життя України другої половини XIX ст. показати роль особи в історії, дослідити вплив Емського указу на розвиток української культури.
2377. Діяльність галицьких народовців у другій половині 70-90-х роках XIX ст. 36.5 KB
  Мета: проаналізувати діяльність народовців у Галичині, Буковині, Закарпатті у 70-90-х роках XIX ст., визначити основні напрямки роботи Наукового товариства імені Т. Шевченка.
2378. Піднесення національно-визвольного руху на західноукраїнських землях у другій половині 70-90-х роках XIX ст. 47.5 KB
  Мета: проаналізувати складові піднесення національно-визвольного руху на західноукраїнських землях у другій половині 70-90-х роках XIX ст., довести важливість значення проголошення ідей політичної незалежності України.
2379. Освіта України другої половини XIX ст. 34 KB
  Мета: виявити загальні закономірності та особливості розвитку культури в Україні в другій половині XIX ст., проаналізувати стан розвитку освіти.
2380. Наука України другої половини XIX ст. 24.49 KB
  Мета: проаналізувати стан розвитку науки, розкрити внесок М. Грушевського у розвиток української науки.
2381. Розвиток літератури, драматургії, архітектури, живопису і музики в Україні в другій половині XIX ст. 29.06 KB
  Мета: проаналізувати стан розвитку літератури, драматургії, архітектури, живопису, музики в Україні в другій половині XIX ст.
2382. Розвиток культури України в другій половині XIX ст. 37.5 KB
  Мета: розвивати вміння здобувати знання на основі самостійного вивчення історичної літератури, вміння конспектувати, рецензувати, розвивати діалогічне мислення, вміння критичного зіставлення джерел.
2383. Наш край у другій половині XVIII – у другій половині XIX ст. 23.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з історією рідного краю в першій половині XIX ст., показавши її в контексті долі українських земель у складі Російської та Австрійської імперій.
2384. Духовне життя України в другій половині XIX ст 37 KB
  Мета: провести підсумкове оцінювання знань, оцінити рівень навчальних досягнень учнів та перевірити уміння застосовувати набуті знання з тем Духовне життя України в другій половині XIX ст., Наш край у другій половині XVIII – у XIX ст.