92676

Воспитательная система Вальдорфских школ (Рудольфа Штайнера)

Доклад

Педагогика и дидактика

Педагогические идеи, послужившие основой вальдорфской воспитательной системы, её основатель Рудольф Штайнер изложил в 1907 г. в книге «Образование ребёнка». А в 1919 году появилась первая школа, которая была открыта не в Вальдорфе, как можно предположить по её названию, а в Штутгарте.

Русский

2015-08-04

22.11 KB

2 чел.

Воспитательная система Вальдорфских школ (Рудольфа Штайнера)

Педагогические идеи, послужившие основой вальдорфской воспитательной системы, её основатель Рудольф Штайнер изложил в 1907 г. в книге «Образование ребёнка». А в 1919 году появилась первая школа, которая была открыта не в Вальдорфе, как можно предположить по её названию, а в Штутгарте. Название «вальдорфская школа» произошло от названия сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория», владелец которой предложил Р. Штайнеру реализовать его идеи и выделил необходимые для этого материальные средства. Первая вальдорфская школа постепенно приобрела популярность, и к 1938 году в Германии и других странах Европы, а также в США, было несколько таких школ. Однако конце 1930-х – начале 1940-х гг. нацисты закрыли вальдорфские школы везде, где только смогли, и распространение этой системы воспитания детей приостановилось до 1950-х гг. Главная идея воспитательной системы вальдорфских школ, заложенная Р. Штейнером: становление личности ребенка в гармонии с его физическим и психическим развитием, с природой и окружающим миром.

Рассмотрим основные особенности воспитательной системы вальдорфских школ.

1.Принцип свободы и ответственности. В такой школе нет директора, считается, что все: педагоги, ученики и родители – это союз свободных людей, самостоятельно управляющий школой. Нет также и стандартных (утверждённых, рекомендованных каким-либо вышестоящим руководящим органом) методик, учебников и точных учебных планов. Педагоги свободны в выборе способов и средств обучения и воспитания. Дети могут выбирать наиболее интересную для них деятельность.

2.Принцип неопережения развития ребёнка, создание условий для развития каждого ребёнка в нормальном для него темпе.

3.Блочная система изучения материала (материал изучается «эпохами») при единообразии режима школьного дня. На всех ступенях, от детсада до старших классов школьный день разделён на три части: духовная (активное мышление); душевная (музыка и танец); креативно-практическая (творческие задания). При этом содержание деятельности в каждой из частей отражает ту эпоху, которая соответствует изучаемому блоку.

4.Подчинение содержания учебного материала особенностям периодов личностного развития ребёнка и развития исторического общества. Например, история Римской империи изучается в 6 классе, когда у детей формируется представление о справедливости, о законе и государственности, а в период начала полового созревания изучают средневековье с его чётко обозначенными критериями мужественности и женственности (рыцари и дамы соответственно).

5.Натуральность и действенность используемых материальных средств воспитания. Так, в выборе игрушек для младших детей предпочтение отдаётся конструкторам и другим неготовым игрушкам, развивающим фантазию и мелкую моторику. В средних классах, при изучении средневековья проводятся рыцарские турниры, экскурсии в средневековые замки, детьми ставятся спектакли с изготовлением костюмов и реквизита, соответствующих эпохе и т.д. Кроме того, обязательна для всех работа на земле.

6.Цель вальдорфской школы – не формирование знаний и умений, а воспитания культуры. Культура является стержнем развития личности; в воспитании детей культура объединяет научные знания и практику их применения, религию, фольклор, ремёсла, различные виды искусства.

7. Трудовое воспитание организуется как процесс, раскрывающий разнообразие труда, все стадии производства от начала до результатов (например, от посадки зерна до выпечки хлеба). Дети видят результаты своего труда и учатся не только создавать материальные блага, но ценить труд других людей. Долгое время методика Р. Штайнера являлась скорей экзотической, чем массовой: за первые 50 лет её существования в мире было создано не более полусотни вальдорфских школ. Их количество начинает расти в 1960-1970-е гг. Если до этого в мире было менее ста таких образовательных учреждений, то в 2013 году их уже более тысячи в 60 странах мира, причём за последние 20 лет их количество увеличилось вдвое. Ещё большее распространение получили вальдорфские детские сады, которых в мире более 2 тыс. Кроме того, вальдорфская методика воспитания используется во многих государственных, муниципальных и частных школах, официально не называющихся «вальдорфскими» (название «вальдорфская школа» - зарегистрированный бренд; использовать его может только образовательная организация, имеющая разрешение правообладателя: Союза независимых вальдорфских школ). Таким образом, сегодня вальдорфская система воспитания набирает популярность в мире.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47504. Методичні вказівки. Економіка підприємства 201.5 KB
  Гетьмана МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИЗ НАПИСАННЯ ДИПЛОМНОЇ РОБОТИ для студентів спеціальності “Економіка підприємства†спеціалісти денної та заочної форми навчання Сімферополь 2012 Методичні вказівки і тематика дипломних робіт для студентів спеціальності “Економіка підприємства†підготовлена кафедрою економіки підприємства Кримського економічного інституту ДВНЗ Київський національний економічний університет ім. МЕТА І ЗАВДАННЯ ДИПЛОМНОЇ РОБОТИ Написання і захист дипломної роботи є заключним етапом технологічного процесу підготовки...
47506. Методи стиснення інформації 161.5 KB
  Текст складається з досить обмеженої кількості символів. Український алфавіт наприклад складається з 33 літер та невеликої кількості спеціальних символів на кшталт коми тире апострофа и тд. Якщо враховувати всі 256 символів то для не буде різниці в стисканні тестового чи exe файлу. Файл довжиною в 100 байт що має 6 різних символів в собі.
47507. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ПО ВИКОНАННЮ РОЗДІЛУ ОХОРОНА ПРАЦІ 116 KB
  Методичні вказівки по виконанню розділу Охорона праці випускної молодшого спеціаліста для студентів спеціальності 5. Методичні вказівки роз'ясняють зміст і структуру розділу Охорона праці у випускній роботі молодшого спеціаліста. В них приводяться загальні організаційні моменти щодо роботи над розділом правил оформлення чернетки та опрацювання зауважень консультанта з охорони праці та навколишнього середовища.
47508. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ВИКОНАННЯ РОЗДІЛУ БЕЗПЕКА ЖИТТЯ І ДІЯЛЬНОСТІ ЛЮДИНИ 888.5 KB
  Враховуючи що нещодавно Україна заявила про підтримку Концепції ООН де пріоритет віддається розвитку безпеки кожної людини а також виходячи з незадовільного стану безпеки громадян нашої держави якісна розробка питань забезпечення безпеки життя та діяльності людини БЖДЛ з метою запобігання виникнення ризику життя і здоров’ю людей має бути повною мірою реалізована у дипломному проектуванні виходячи з основних складових БЖДЛ Безпека життєдіяльності Екологія Охорона праці в галузі Цивільна оборона. При виконанні розділу “Безпека...
47510. Методичні вказівки. Фінанси 762 KB
  Вступ 5 Організація підготовки до захисту дипломної роботи 7 Захист дипломних робіт 14 Структура дипломної роботи 15 3.2 Суть дипломної роботи 20 5.2 Типи додатків 24 Правила оформлення дипломної роботи 25 7. Зразок оформлення титульного листа дипломної роботи 42 Додаток Б.
47511. Менеджмент організацій. Методичні вказівки 699.5 KB
  У сфері теорії дипломна робота виконується на основі критичного аналізу робіт, як українських економістів і фінансистів, так і закордонних. Питання теорії повинні бути взаємопов’язані з практичною діяльністю та проілюстровані статистичною інформацією
47512. Методичні вказівки до виконання дипломної роботи. Менеджмент організацій 480 KB
  МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНІЗАЦІЙ ОКП СПЕЦІАЛІСТ ПІДГОТОВКА НАПИСАННЯ ЗАХИСТ для всіх форм навчання 2009 Методичні вказівки до виконання дипломної роботи для студентів спеціальності