92676

Воспитательная система Вальдорфских школ (Рудольфа Штайнера)

Доклад

Педагогика и дидактика

Педагогические идеи, послужившие основой вальдорфской воспитательной системы, её основатель Рудольф Штайнер изложил в 1907 г. в книге «Образование ребёнка». А в 1919 году появилась первая школа, которая была открыта не в Вальдорфе, как можно предположить по её названию, а в Штутгарте.

Русский

2015-08-04

22.11 KB

2 чел.

Воспитательная система Вальдорфских школ (Рудольфа Штайнера)

Педагогические идеи, послужившие основой вальдорфской воспитательной системы, её основатель Рудольф Штайнер изложил в 1907 г. в книге «Образование ребёнка». А в 1919 году появилась первая школа, которая была открыта не в Вальдорфе, как можно предположить по её названию, а в Штутгарте. Название «вальдорфская школа» произошло от названия сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория», владелец которой предложил Р. Штайнеру реализовать его идеи и выделил необходимые для этого материальные средства. Первая вальдорфская школа постепенно приобрела популярность, и к 1938 году в Германии и других странах Европы, а также в США, было несколько таких школ. Однако конце 1930-х – начале 1940-х гг. нацисты закрыли вальдорфские школы везде, где только смогли, и распространение этой системы воспитания детей приостановилось до 1950-х гг. Главная идея воспитательной системы вальдорфских школ, заложенная Р. Штейнером: становление личности ребенка в гармонии с его физическим и психическим развитием, с природой и окружающим миром.

Рассмотрим основные особенности воспитательной системы вальдорфских школ.

1.Принцип свободы и ответственности. В такой школе нет директора, считается, что все: педагоги, ученики и родители – это союз свободных людей, самостоятельно управляющий школой. Нет также и стандартных (утверждённых, рекомендованных каким-либо вышестоящим руководящим органом) методик, учебников и точных учебных планов. Педагоги свободны в выборе способов и средств обучения и воспитания. Дети могут выбирать наиболее интересную для них деятельность.

2.Принцип неопережения развития ребёнка, создание условий для развития каждого ребёнка в нормальном для него темпе.

3.Блочная система изучения материала (материал изучается «эпохами») при единообразии режима школьного дня. На всех ступенях, от детсада до старших классов школьный день разделён на три части: духовная (активное мышление); душевная (музыка и танец); креативно-практическая (творческие задания). При этом содержание деятельности в каждой из частей отражает ту эпоху, которая соответствует изучаемому блоку.

4.Подчинение содержания учебного материала особенностям периодов личностного развития ребёнка и развития исторического общества. Например, история Римской империи изучается в 6 классе, когда у детей формируется представление о справедливости, о законе и государственности, а в период начала полового созревания изучают средневековье с его чётко обозначенными критериями мужественности и женственности (рыцари и дамы соответственно).

5.Натуральность и действенность используемых материальных средств воспитания. Так, в выборе игрушек для младших детей предпочтение отдаётся конструкторам и другим неготовым игрушкам, развивающим фантазию и мелкую моторику. В средних классах, при изучении средневековья проводятся рыцарские турниры, экскурсии в средневековые замки, детьми ставятся спектакли с изготовлением костюмов и реквизита, соответствующих эпохе и т.д. Кроме того, обязательна для всех работа на земле.

6.Цель вальдорфской школы – не формирование знаний и умений, а воспитания культуры. Культура является стержнем развития личности; в воспитании детей культура объединяет научные знания и практику их применения, религию, фольклор, ремёсла, различные виды искусства.

7. Трудовое воспитание организуется как процесс, раскрывающий разнообразие труда, все стадии производства от начала до результатов (например, от посадки зерна до выпечки хлеба). Дети видят результаты своего труда и учатся не только создавать материальные блага, но ценить труд других людей. Долгое время методика Р. Штайнера являлась скорей экзотической, чем массовой: за первые 50 лет её существования в мире было создано не более полусотни вальдорфских школ. Их количество начинает расти в 1960-1970-е гг. Если до этого в мире было менее ста таких образовательных учреждений, то в 2013 году их уже более тысячи в 60 странах мира, причём за последние 20 лет их количество увеличилось вдвое. Ещё большее распространение получили вальдорфские детские сады, которых в мире более 2 тыс. Кроме того, вальдорфская методика воспитания используется во многих государственных, муниципальных и частных школах, официально не называющихся «вальдорфскими» (название «вальдорфская школа» - зарегистрированный бренд; использовать его может только образовательная организация, имеющая разрешение правообладателя: Союза независимых вальдорфских школ). Таким образом, сегодня вальдорфская система воспитания набирает популярность в мире.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6866. Понятие, субъекты и объекты инвестиционной деятельности 40.5 KB
  Понятие, субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Понятие инвестиционной деятельности. - ФЗ от 25.01.99г. №39-ФЗ Об инвестиционной деятельности РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений в статье 1 й предусматривает. Инвестиционная...
6867. Правовые основы инвестиционной деятельности 33 KB
  Правовые основы инвестиционной деятельности. Классификация правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность: -По уровням: Федеральные правовые акты Конституция (положения о праве собственности, положение о едином экономическом пр...
6868. Государственное регулирование инвестиций 108 KB
  Государственное регулирование инвестиций. Деятельность государственных органов. Формы и методы. 1 Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности: Совершенствование системы налогов. Установление специальных налого...
6869. Правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов 39.5 KB
  Правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов. Инвестиционные фонды - это: во-первых, финансовый механизм, при помощи которого частные лица передают денежные средства или иные активы в руки профессиональных менеджеров для управления...
6870. Виды паевых инвестиционных фондов 31 KB
  Виды паевых инвестиционных фондов: Открытые фонды. (в них инвестор имеет возможность купить или продать свой пай в любой рабочий день). Интервальные ПИФы (инвестор имеет возможность купить или продать свой пай только в определенны...
6871. Рынок ценных бумаг в РФ 32 KB
  Рынок ценных бумаг. Ценная бумага - документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении. П.1 ст. 142 ГК РФ. Признаки цен...
6872. Эмиссия центрального банка 50.5 KB
  Эмиссия ЦБ Вопросы. Этапы эмиссии ЦБ Проспект эмиссии ЦБ Федеральная служба по финансовым рынкам. 1 НПА: ФЗ от 22.04.1996 О рынке ЦБ. Признаки эмиссионных ЦБ: Закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, п...
6873. Правовые основы инвестиционного процесса. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций 35.5 KB
  Правовые основы инвестиционного процесса. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций. Правовая основа: Закон об иностранных инвестициях. Сущность правоотношений в сфере иностранных инвестиций состоит в создании правовых усло...
6874. Дослідження символьних типів 107 KB
  Дослідження символьних типів Теоретичні відомості Змінні символьного типу забезпечують зберігання символів, які можуть бути відображені на відображаючих та друкуючих пристроях. Фактично, такі змінні містять коди символів. У мові Pascal використовуют...