9269

Апелляционное производство

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Тема №22. апелляционное производство. понятие и сущность апелляционной формы обжалования (АФО) право апелляционного обжалования и порядок его осуществления - в.102 порядок рассмотрения дел в суде апелляционной инстанции в.103...

Русский

2013-02-27

67.5 KB

8 чел.

Тема №22. апелляционное производство.

  1.  понятие и сущность апелляционной формы обжалования (АФО)
  2.  право апелляционного обжалования и порядок его осуществления - в.102
  3.  порядок рассмотрения дел в суде апелляционной инстанции в.103
  4.  полномочия суда АИ - 103
  5.  постановления суда АИ – в.104
  6.  основания к отмене решения, изменению  или вынесению нового решения -103

  •  Определение КС РФ от 3.07.2007г. «623-о-п
  •  Проект ФЗ «О внесении изменений в ГПК РФ»

=1=

Действующий ГПК: гл.39.

Действующим законодательством не определяется единый способ обжалования не вступивших в законную силу судебных постановлений. Традиционно в ГС предусматривалось 2 вида надзора: кассация и надзор. Как институт ГПП апелляция была известна дореволюционному законодательству, но с приходом советской власти институт апелляции был упразднен и появился в современном ГП только в 2000г. в связи с принятием ФЗ «О внесении изменении и дополнений в ГПК РФ». именно этот ФЗ впервые после длительного времени закрепил в качестве самостоятельной формы АФО не вступивших в законную силу решений.

Традиционно выделяют:

  1.  полная – суд 2 инстанции вправе в полном объеме исследовать новые доказательства, устанавливать новые обстоятельства, и не вправе направлять дело на новое рассмотрение в суд 1 инстанции.
  2.  неполная – характеризуется тем, что суд осуществляет проверку на основании лишь имеющихся в деле доказательств, а ссылка на новые допускается только в исключительных случаях и при неполной апелляции суд вправе направить дело на новое рассмотрение в суд 1 инстанции.

В настоящее время в качестве кассационного вида пересмотра, ГПК закрепляет неполную апелляцию.

Вместе с тем, для чистой кассации характерно то, что проверка судебного акта осуществляется в пределах кассационной жалобы, т.е. кассация в чистом виде не предусматривает выхода для ??, однако, закрепленное в гл.40 ГПК, правило, сочетает в себе элементы ревизии. Т.к. именно ревизия допускает возможность проверить дело в полном объеме, не ограничиваясь пределами жалобы.

КС РФ, определение от 5.02.200?г., апелляция и кассация являются ординарными обычными способами обжалования судебных актов до их вступления в законную силу.

Апелляция по действующему ГПК является самостоятельной стадией гражданского судопроизводства и предусмотрена для пересмотра не вступивших в законную силу решений и определений мировых судей. Не вступившее же в законную силу решения федеральных судов могут быть пересмотрены в кассационном порядке.

Проектом ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ГПК РФ», внесенное президентом для рассмотрения, вводится единый порядок обжалования не вступивших в законную силу судебных постановлений – апелляционный порядок.

Т.е. с 2012 года решения не вступившие в законную силу будут обжаловаться в апелляционном порядке.

Задачи апелляционного производства:

  1.  проверка не вступивших в законную силу судебных постановлений мировых судей на соответствие требованиям законности и обоснованности.
  2.  разрешение дела по существу на основании имеющихся и вновь представленных доказательств
  3.  устранение судебных ошибок
  4.  предупреждение правонарушений в работе судов

т.о. апелляционное производство – это пересмотр районным судом не вступивших в законную силу судебных актов мирового судьи, повторное рассмотрение дела по существу с исследованием и оценкой как имеющихся, так и вновь представленных доказательств, установлением фактических обстоятельств дела и с вынесением решения.

Т.о. образом, сущность АФО – суд 2 инстанции проверяет законность и обоснованность судебных постановлений, действует по правилам производства в судах 1 инстанции, т.е. имеет право вторично рассмотреть дело по существу.

=2=

Право апелляционного обжалования – право лиц, участвующих в деле на обращение в районный суд для пересмотра не вступивших в законную силу постановлений мирового судьи.

По своей сути, данное право – право на вторичное обращение в суд за судебной защитой по тождественному требованию без права предъявления новых требований.

Структурными элементами права являются:

  1.  субъект:
    1.  те, которые имеют безусловное право на обжалование
      1.  лица, участвующие в деле:
        1.   стороны (истец-ответчик), соистцы, 3-и лица
        2.  субъекты, защищающие от своего имени права и интересы других лиц
        3.  правопреемники сторон и 3-х лиц
        4.  законные представители (не только родитель, усыновители, опекуны, попечители, но и адвокат по ст.50 ГПК РФ
    2.  те, которые вправе обращаться в суд АИ при соблюдении определенных условий, указанных в законе
      1.  прокурор – при соблюдении условия о он был признан лицом, участвующим в деле (ПП ВСВ РФ от 20.01.2003г. участие прокурора в деле – не фактическое участие, а признание лицом участвующим в деле, судом, независимо от явки)
      2.  иные судебные представители при наличии доверенности или иного документа, подтверждающего его полномочие представителя

Субъекты права на АО – не только лица, не участвующие в деле, а не участвующие, права которых нарушены решением суда.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КС РФ ОТ 20.01.2006г. «По делу о проверки…ст.336 ГПК РФ, за лицами, не участвующими в деле было закреплено право на обращение в суд кассационной инстанции с жалобой на решение суда, если суд разрешил вопрос о их правах и обязанностях. В дальнейшем в науке ГПП оставался дискуссионным вопрос о возможности обращения этих лиц, т.к. ч.2 ст.3?? ГПК РФ «Судебные постановления могут быть обжалования в суд надзорной инстанции как лицами, участвующим в деле, так и другими лицами, если их права и интересы были нарушены указанными постановлениями, если указанными лицами были исчерпаны иные, установленные ГПК способы обжалования судебного постановления до дня вступления в законную силу. Апелляция – один из таких способов.

Диссертация: выделены характерные черты лиц, не привлеченных к участию в деле, права которых нарушены СР:

  •  не участие в деле в суде 1 инстанции
  •  появление в процессе после вынесения решения
  •  нарушение прав и интересов таких лиц решением суда
  •  наличие юридической заинтересованности
  •  вступление в процесс для защиты собственных интересов

Т.о. к таким лицам относятся такие, которые должны были бы участвовать в процессе в качестве надлежащего истца/ответчика, соистца/соответчика при обязательном соучастии или в качестве 3-го лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.    (теоретический взгляд)

  1.  объект – не вступившее в законную силу решение мирового судьи (как обычное, так и дополнительное, заочное, полностью, в части ..

  1.  срок – общий: 10 дней. Исчисляется в зависимости от того, какое решение обжалуется. Ст.199 ГПК

проект ФЗ «О внесении …» срок на подачу АЖ увеличен – 1 месяц.

  1.  порядок реализации права – надлежащее обращение и оформление своего требования в суд АИ.

Апелляционная жалоба состоит из 3 частей: вводная, описательная, просительная и приложение.

Вводная – наименование суда, лица, подающего жалобу, м/ж, на какое решение подается жалоба

просительная: также и просьба лица

подписывается лицом, должно быть приложено:

  1.  копия жалобы по числу лиц
  2.  квитанция об оплате государственной пошлины (гражданам – 100 рублей, ЮЛ – 2000 рублей)

После подачи апелляционной жалобы мировому судье:

  1.  суд может оставить без рассмотрения
  2.  возвратить по ст.324 ГПК
  3.  оставить без движения по аналогии с исковым
  4.  принимает к своему производству если соблюдены все требования закона, предъявляемые к форме и содержанию¸ а также к порядку предъявления в суд

В случае ??

Мировой судья после принятия АЖ обязан направить копии жалоб и приложенных документов лицам, участвующим в деле, а также по истечении срока обжалования направить дело вместе с жалобой, документами и возражениями на жалобу в районный суд. До истечения срока обжалования дело направлено быть не может в районный суд.

=3=

Производство в суде АИ начинается с момента поступления в районный суд. Производство проводится по правилам производства в суде 1 инстанции.

Действующий ГПК не говорит, что понимать под рассмотрением дела в суде 2 инстанции. АИ – проверочный орган, действующий по проверке. Рассмотрение дела по существу, но т.к. контрольный орган, то сначала действия по проверке, а потом по рассмотрению дела по существу.

Также как в суде 1 инстанции, рассмотрение дела происходит единолично. По проекту ФЗ о внесении изменений и дополнений в ГПК РФ, дела в судах апелляционной инстанции кроме районных судом, рассматриваются коллегиально.

По проекту ГПК АИ:

  1.  суды субъектов РФ (будут проверять решения районных судов)
  2.  судебная коллегия по ГД верховного суда РФ (правильность решения судов субъектов РФ, принятых ими по 1 инстанции)
  3.  апелляционная коллегия ВС РФ (новая инстанция) – проверка решений ВС РФ, принятые им по 1 инстанции

срок рассмотрения по ГПК определяется исходя из ст.154 ГПК РФ. Производство в суде АИ проходит в течении 2-х месяцев (не позднее).

В суде АИ суд обязан провести подготовку дела к СР, принять необходимые меры по примирению сторон.

На стадии подготовки в суде АИ суд не вправе привлекать новых лиц, участвующих в деле. Не допускается замена ненадлежащего ответчика. Т.е. она возможна только в 1 инстанции до вынесения решения по делу.

СЗ в суде АИ состоит из 4 частей, как и в суде 1 инстанции:

  1.  подготовительная
  2.  рассмотрение дела по существу
  3.  судебные прения
  4.  решение?

Т.к. деятельность районного суда в данном случае носит проверочный (контрольный) характер, есть свои особенности:

1. подготовительная часть – судья в своем докладе должен изложить обстоятельства дела, решение мирового судьи, доводы, жалобы и возражения на нее, и иные данные, необходимые для проведения проверочной деятельности

2. последствия неявки в суд АИ:

  •  ответчик: неявка ответчика – не может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Судья в АИ вправе исследовать новые доказательства и устанавливать новые обстоятельства,  независимо от причин, по которым они не были исследованы/установлены  суде 1 инстанции.

Первым объяснения в суде АИ дает ТОТ, КТО ПОДАЕТ ЖАЛОБУ.

В АИ действуют все принципы ГПП, в том числе и непосредственность, непрерывность, устность.

Содержание принципа диспозитивности: лицо, подающее жалобу, вправе отказаться от нее. Отказаться от жалобы можно до удаления суда в совещательную комнату. В этом случае суд прекращает апелляционное производство, если решение не обжаловано другими лицами.

Суд прекращает именно апелляционное производство, но не производство по ГД.

Вместе с тем, действие принципа ограничено в связи с тем, что истец не вправе изменить основание или предмет иска, ответчик не вправе предъявить встречный иск, т.к. предмет проверки должен быть таким же как и в рассмотрении дела в суде 1 инстанции.

Проект ФЗ: недопустимость встречного иска в суде АИ.

Пределы рассмотрения:

ГПК РФ не устанавливает пределы рассмотрения дела в суде АИ.

Мнения:

  1.  дело рассматривается в пределах жалобы
  2.  т.к. осуществляется по правилам рассмотрения в суде 1 инстанции, суд праве выйти за пределы жалобы

Проект ФЗ: суд АИ в интересах законности вправе проверить решение суда 1 инстанции в полном объеме. При этом, независимо от жалобы, суд проверяет не нарушены ли судом 1 инстанции нормы процессуального права, являющиеся безусловными основаниями для отмены решения.

В суде АИ ведется протокол СЗ.

=4=

Полномочия – совокупность его прав и обязанностей, реализация которых направлена на определение правовой судьбы дела. Эти полномочия: ст.328 ГПК

  1.  суд АИ, рассмотрев жалобу, вправе оставить решение судьи без изменения и жвлоу без удовлетворения, если оно было законно и обоснованно

ст.362: правильное по существу решение не может быть отменено по одним лишь формальным соображениям.  При реализации такого полномочия, суд должен указать мотивы, по которым доводы и жалобы не являются основанием для отмены решения суда.

  1.  вправе изменить решение мирового судьи, отменить его, или принять новое.

Зайцев: изменение решения означает, что районный суд часть выводов мирового судьи заменяет собственными.

  1.  ст.328: право на отмену решения мирового судьи и прекращения производства по делу

в отличие от КИ, суд АИ не вправе отправить дело на новое рассмотрение в суд 1 инстанции.

Если дело было принято с нарушением правил подсудности, суд АИ должен отменить решение мирового судьи и направить дело на новое рассмотрение в соответствии с правилами подсудности ГПК.

Объектом пересмотра может выступать определение суда, на которое подана частная жалоба, если не вступило в силу (ст.334 ГПК РФ).

=5=

Суд АИ по итогам рассмотрения апелляционной жалобы вправе вынести:

  1.  апелляционное решение – только если суд АИ реализует полномочие, направленное на изменение или отмену решении мирового судьи.
  2.  апелляционное определение – все остальные случаи

Постановление суда АИ должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к СР или определению, и должно отражать проверочную деятельность суда АИ.

Независимо от вида апелляционного постановления (Р/О), оно выносится в совещательной комнате, вступает в законную силу со дня принятия и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

=6=

Основания к отмене и изменению:

  1.  незаконность – решение не соответствует нормам материального и/или процессуального права. Ст.363 ГПК. ВС РФ п.9 ПП ВС РФ от 10.10.2003г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров», при осуществлении правосудия, суды должны иметь ввиду, что неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, может являться основанием к отменен или изменению судебного акта. Ст. 364, 365, при этом это основание делится на существенное нарушение, несущественное и безусловное основание для отмены. Ч.1 ст.364 ГПК, существенным является нарушение, если оно привело или могло привести к неправильному разрешению дела. В частности, ВС РФ в определении от 27.01.2009г. указал, что разрешение судом требований, незаявленных сторонами по делу, является существенным нарушением норм процессуального права. Несущественное нарушение: ч.2 ст.362 ГПК, правильное по существу решение не может быть отменено по одним лишь формальным соображениям. ВС РФ ПП ВС РФ «О судебном решении»: включение в резолютивную часть СР выводов по той части исковых требований, по которым не принимается постановление по существу, не является существенным нарушением норм процессуального права, и само по себе не влечет отмену в А/К/Н порядке. Безусловное основание: ВС от 24.06.2004г. «О применении судами норм ГПК РФ, регулирующих производство в суде АИ», что при рассмотрении дела в кассационном порядке, СЛЕДУЕТ ИМЕТЬ ВВИДУ, ЧТО ГПК предусматривает случаи, когда решение суда подлежит отмене независимо от доводов жалобы или представлений:
    1.  ч.2 ст.364 ГПК
    2.  ст.220, 222 ГПК РФ, суд 365
  2.  необоснованность – ПП ВС РФ «О судебном решении»: ст.362 п.1-3.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82690. Будова атома 40.22 KB
  Освітня: повторити і узагальнити знання про будову атома шляхом інтеграції наукових знань, отриманих на уроках фізики і хімії; встановити рівень засвоєння навчального матеріалу з теми «Будова атома»; підготувати учнів до освоєння матеріалу по наступній темі.
82691. Чи модно бути патріотом? 60.5 KB
  Кожен з присутніх має можливість висловити власну думку чи точку зору. Можливо, наша сьогоднішня зустріч допоможе вам знайти відповіді на запитання, які вас хвилюють. Я запрошую всіх, кому не байдуже наше майбутнє, до обговорення.
82692. Приготовление рассольника ленинградского 66.5 KB
  Цели урока: Обучающая – формирование системы умений по осуществлению полного технологического цикла приготовления рассольника ленинградского. Развивающая – освоение репродуктивных умений комплексного планирования профессиональных действий, выбора наиболее рационального их сочетания и чередования...
82693. Абагульняючы ўрок-гульня па беларускай літаратуры ў 6 класе 52.5 KB
  Настаўнік. На працягу першай і другой чвэрці вы, дарагія сябры, пазнаёміліся з цікавымі творамі на розныя тэмы. Спадзяюся, што яны пакінулі ў вашых сэрцах незабыўны след, што вам запомнілася вобразнасць мастацкага слова і вы не засталіся абыякавымі да лёсу літаратурных герояў.
82694. Зв’язок іменників з прикметниками у реченні 67.5 KB
  Мета уроку: поглиблювати знання учнів про роль прикметників у мовленні, про зв’язок прикметників з іменниками, вчити розпізнавати прикметники, ставити до них питання; розвивати навички правильної вимови і написання словникових слів; виховувати повагу і любов до матері, естетичні почуття.
82695. Алфавіт. Звук у, Буква Уу. Узагальнюючий урок по творчості братів Грімм 65.5 KB
  Мета: Закріпити знання учнів про вивчені букви; вдосконалити навички читання складів і слів з буквою У; розвивати увагу, зв’язне мовлення; збагачувати словниковий запас. Перевірити здобуті учнями знання і уміння по темі Творчість братів Грімм створити ситуацію, при якій учні самі стають героями уроку.
82696. Do you like Travelling? 61 KB
  Do you like to play games? Do you like to play team games? Today we are having an unusual lesson. The topic of our lesson is Travelling. You’ll revise vocabulary on the topic and use these words in your speech; you’ll sing songs, role-play situations; you’ll develop your speaking, reading...
82697. Вправи на розрізнення синонімів, спільнокореневих слів та форм одного й того ж слова 52.5 KB
  Поглиблювати й систематизувати знання учнів про синоніми спільнокореневі слова та форми одного й того ж слова збагачувати словниковий запас. Розвивати вміння добирати спільнокореневі слова за їх ознаками розпізнавати форми одного й того ж слова через зміну закінчень розвивати вміння спостерігати...
82698. О книге и о чтении. Иллюстрация 51 KB
  Цель и задачи: расширить знания учащихся о книге историей её возникновения и о этапах её производства; показать возможности иллюстрации как способе дополнительного восприятия новой информации; развивать навыки правильного и осознанного чтения; обогащать словарный запас учащихся...