9284

Антисептика

Лекция

Медицина и ветеринария

Лекция №3 Антисептика Термин был предложен 1750 г. Английским хирургом Дж. Принглом Антисептика - противогнилостный метод работы Еще в древности медики эмпирически пришли к выводу о необходимости обеззараживания ран Применяли прижига...

Русский

2013-03-01

21.68 KB

2 чел.

Лекция №3

Антисептика

Термин был предложен 1750 г. Английским хирургом Дж.Принглом

Антисептика – противогнилостный метод работы

  1.  Еще в древности медики эмпирчески пришли к выводу о необходимости обеззараживания ран;
  2.  Применяли прижигание раны раскаленным железом, кипящим маслом, т.е в современном понятии использовали физическую антисептику;
  3.  Применяли уксус, известь, бальзамические мази;

Дж Листер (1867г.) – основоположник антисептики, открыл «антисептическую» эру.

Антисептика – комплекс мероприятий, направленный на уменьшение и уничтожение микробного числа в ране, снижение их жизнеспособности, снятия интоксикационного синдрома, повышения иммунобиологической активности и реактивности больного. Антисептика – неотъемлемая часть хирургического лечебного метода.

Современные особенности антисептики:

  1.  Претерпевает изменения по мере накопления знаний не только в области хирургии, но и микробиологии, химии, физики.
  2.  Изменяется характер микрофлоры – преимущественно сапрофиты, Грам(-) микроорганизмы (синегнойная палочка, стафилококк, протей, клебсиеллы)
  3.  Требуется мониторинг микрофлоры и постоянная коррекция антисептики.
  4.  Микрофлора токсична, устойчива к большинству антибиотиков, не вызывают иммунного ответа.
  5.  Микроорганизмы выделяют эндотоксины, некролитические ферменты.
  6.  Легко проникают в кровь, генерализуются
  7.  Заметную роль стали играть грибы. Грибковые нагноения очень тяжело поддаются лечению.

В зависимости от способа применения:

  1.  Общая антисептика: глубокая, поверхностная (действующий фактор вводят в организм)
  2.  Местная антисептика: глубокая, поверхностная (локальное воздействие различных факторов)

Актуальность

  1.  Проблема актуальна
  2.  ВОЗ 1 раз в 5 лет проводит анализ микрофлоры, ее изменений, чувствительности к антисептикам
  3.  Ведется обновление антибиотиков

Антисептика (в зависимости от природы используемых методов): механическая, физическая, биологическая, смешанная, химическая.

Механическая антисептика – удаление механическим путем инфицированных и нежизнеспособных тканей вместе с микроорганизмами.

Предусматривает: 1. Туалет раны (очищение кожи и раны от внешнего загрязнения); 2. Хирургическая обработка ран (ПХО – проводится в первые 12 часов, ВХО – проводится при явных признаках гнойного воспаления); 3. Специальные манипуляции (пункции гнойных очагов, промывания);

При свежих ранах (6 часов) проводят первичный Туалет раны:

  1.  Промывание раны антисептиками
  2.  Остановка кровотечения
  3.  Ушивание раны

Впервые ПХО ран  применил в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. русский хирург  К.К.Рейнер в сочетании с листеровской антисептикой.

ПХО – это операация, включающая 4 момента:

  1.  Иссечение
  2.  Рассечение тканей
  3.  Остановка кровотечения
  4.  Закрытие раны

ПХО - рассечение краев и дна раны, отступая от края раны на 0,5см, образуется новая раневая поверхность, она больше, но зато стерильна, затем накладывают швы.

ВХО (вторичная хирургическая обработка) – включает в себя: вскрытие гнойника ил гнойных затеков, удаление некрозов (некрэктомия) или их рассечение (некротомия), промывание ран растворами антисептиков, обязательное дренирование.

Принципиальные отличия ПХО и ВХО:

признак

ПХО

ВХО

Срок выполнеия

В первые 12-24 часа

Позднее 24 часов

Цель операции

Предупрежедени нагноения

Лечение нагноения

Состояние раны

Не гранулирует, нет гноя

Гранулирует, содержит гной

гомеостаз

При кровотечении из ранения и рассечения

При интра-операционном кровотечении

швы

Первичные, первично-отсроченные

Ситуационные швы

дренирование

индивидуальные

обязательно

Физическая антисептика: методы дренирования (пассивные, активные, проточно-промывные); физико  - технические; факторы внешней среды (открытые способы лечения).

Методы дренирования:

  1.  Пассивные:

-резиновый выпускник;

-Синтетические трубки;

- Марлевые тампоны;

- Дренаж Пенроуза;

- Гипертонические растворы;

-Сорбенты

  1.  Активные:

- вакуумная аспирация;

- по Бюлау;

- по Редону;

- Водоструйный дренаж;

- 3-ех баночная система Субботина-Пертеса

  1.  Проточно-промывные (струйно, капельно, фракционо):

- встречные дренажи;

- 2-хпросветные трубки;

Физико-химические методы:

  1.  Воздействие механических колебаний
  2.  Методы, основанные на изменении внешнего дыхания воздушной среды
  3.  Воздействие температурного фактора
  4.  Использование электрического тока
  5.  Использование магнитного поля
  6.  Использование электромагнитного колебания оптического диапазона
  7.  Комбинированные методы

Александр Флеминг (1881-1955) – открыл пенициллин в 1928г. В Лондоне.

Биологическая антисептика:

  1.  Средства прямого воздействия: антибиотики, сульфаниламидные препараты, протеолитические ферменты,
    мазевые антисептки
  2.  Средства опосредованного действия: средства специальной пассивной терапии (лечебные сыворотки, антитоксины, бактериофаги, гипериммунная плазма) и активной стимуляции (вакцины, анатоксины).

Принципы антибактериальной (АБ) терапии

  1.  Применение АБ по показаниям с учетом чувствительности микрофлоры
  2.  Назначение максимальной дозы при тяжелой инфекции
  3.  Соблюдение кратности введения АБ для сохранения бактерицидной концентрации и оптимального пути введения
  4.  Смена АБ каждые 5-7 дней и при неэффективности
  5.  Противогрибковая терапия, пробиотики при длительной терапии

Требования к химическим антисептикам:

  1.  Широкий спектр дейтсвия
  2.  Обладают малым латентным периодом воздействия
  3.  Химически стойкие, минимально всасываемые с раневой поверхности
  4.  Минимально токсичны, аллегенны
  5.  Доступны в производстве, экономически выгодные

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27354. Проблема деятельности в психологии образования 24.13 KB
  Проблема деятельности в психологии образования. О деятельности как об объяснительном принципе говорят в том случае если понятия и положения теории деятельности применяют к анализу психических процессов сознания личности Ю. Так можно вести речь о деятельности восприятия деятельности мышления. Психология наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в деятельности человека и поведении животных.
27355. Психическое развитие ребенка до поступления в школу 23.71 KB
  Психическое развитие ребенка до поступления в школу. У детей этого возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений например: у ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе уверенность в своих силах; умеет учитывать интересы других детей в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы; умеет следовать инструкции взрослого придерживаться игровых правил; новый этап развития познавательных способностей; преобладание общественно значимых мотивов над...
27356. Проблема готовности ребенка к обучению в школе 18.85 KB
  Проблема готовности ребенка к обучению в школе. Готовности ребенка к обучению в школе желания учиться умения общаться со сверстниками и взрослыми способности решать сложные задачи стремления к достижениям самостоятельности и ответственности. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Основные компоненты готовности ребенка к школе.
27357. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте 23.74 KB
  Давыдова учебная деятельность один из видов деятельности школьников и студентов направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания как наука искусство нравственность право и религия. Концепция учебной деятельности является в психологии одним из подходов к процессу учения реализующим положение об общественноисторической обусловленности психического развития. Она сложилась на базе основополагающего диалектикоматериалистического...
27358. Формирование учебной мотивации у младших школьников 22.96 KB
  Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации включенный в определенную деятельность в данном случае деятельность учения учебную деятельность. Матюхина выделяет две основные группы мотивов: Мотивы заложенные в самой учебной деятельности: Мотивы связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты овладеть знаниями способами действий проникнуть в суть явлений и т. Мотивы связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность...
27359. Концепции развивающего обучения 18.79 KB
  Основы теории развивающего обучения были заложены Л. Занкова было предпринято масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и принципов обучения. Усилия исследователей были направлены на разработку дидактической системы обучения младших школьников имеющей целью их общее психическое развитие.
27360. Психологические основы проблемного обучения 21.31 KB
  История проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода многие правила которого были разработаны Джоном Дьюи. В XX столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж.
27361. Исследовательское обучение в начальной школе 24.68 KB
  Главная особенность исследовательского обучения активизировать учебную работу детей придав ей исследовательский творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Если задачи исследовательского обучения свести к поощрению учащегося проявлять природную любознательность задавать вопросы и стараться самостоятельно находить на них ответы то оказывается что мы отстаиваем лишь то о чем давно говорили и что даже осуществляли на практике многие талантливые педагоги прошлого....
27362. Эмоции и чувства 21.82 KB
  С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение сколько на процесс и результат учебной деятельности удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих.Воля обнаруживает себя в умении совершать действия или сдерживать их преодолевая внешние или внутренние препятствия в формировании дополнительных мотивовстимулов к слабомотивированной деятельности.Волевое действие школьника развивается в том случае если: цели которых он должен достигнуть в деятельности им поняты и осознаны;...