9289

Методы сердечно-легочной реанимации

Лекция

Медицина и ветеринария

Лекция № 8 Методы сердечно-легочной реанимации Актуальность: Эффективность сердечно-легочной реанимации зависит от своевременности оказания медицинской помощи При начале реанимационных мероприятий после наступления клинической смерти. Для констатац...

Русский

2013-03-01

24.76 KB

12 чел.

Лекция № 8

Методы сердечно-легочной реанимации

Актуальность:

Эффективность сердечно-легочной реанимации зависит от своевременности оказания медицинской помощи;

При начале реанимационных мероприятий после наступления клинической смерти.

Для констатации клинической смерти необходимо:

  1.  Визуально убедиться в отсутствии дыхания;
  2.  Установить отсутствие сознания;
  3.  Поместить руку на сонную артерию и убедиться в отсутствии пульсации;
  4.  Другой рукой приподнять пострадавшему верхнее веко, проверив состояние зрачка.

Нельзя тратить время на прикладывание ко рту зеркала или легких предметов!

Стадии сердечно-легочной и церебральной реанимации по П.Сафару (1997 г.):

  1.  Элементарное поддержание жизни (немедицинский и медицинский персонал):
  2.  А (air) – восстановление проходимости дыхательных путей;
  3.  В – экстренная искусственная вентиляция легких и оксигенация;
  4.  С – поддержание кровообращения;
  5.  Дальнейшее поддержание жизни (медицинский персонал):
  6.  Длительное поддержание жизни (проводится врачами-реаниматологами).

Обеспечение свободной проходимости дыхательных путей – тройной прием Сафара

  1.  Запрокинуть голову пострадавшего назад. Нельзя – при повреждении шейного отдела позвоночника.
  2.  Выдвинуть нижнюю челюсть вперед путем тракции за углы нижней челюсти или подбородок.
  3.  Открыть и осмотреть рот, повернув голову набок.

Лекарственная терапия (D)

  1.  Адреналин – 1 мг каждые 3-5 минут в/в;
  2.  Атропин – 3 мг в/в однократно при асистолии или брадикардии (ЧСС менее 60 в минуту);
  3.  Амиодарон (кордарон) – антиаритмический препарат при фибрилляции желудочков, желудочковой тахикардии без пульса, доза – 300 мг.
  4.  Лидокаин – 100 мг в/в при отсутствии амиодарона.
  5.  Бикарбонат натрия – при pH менее 7.1, гиперкалиемии;
  6.  Эуфиллин 2.4% - 25—500 мг в/в при асистолии и брадикардии, резистентной к введению атропина.
  7.  Магния сульфат 25% - при подозрении на гипомагниемию;
  8.  Хлорид кальция – в дозе 10 мл 10% раствора при гиперкалиемии, гипокальциемии.

Причины нарушения проходимости верхних дыхательных путей:

  1.  Западение языка при бессознательном состоянии (кома);
  2.  Скопление крови, слизи или рвотных масс в ротовой полости;
  3.  Инородные тела, отек или спазм верхних дыхательных путей.

!!!................

Прием Геймлиха:

  1.  Давление осуществляется на переднюю брюшную стенку пострадавшего на середине расстояния между мечевидным отростком и пупком;
  2.  Прием выполняется несколько раз до полного освобождения дыхательных путей.

Приведение приема Геймлиха у пациентов без сознания:

  1.  Положение пациента – лежа на спине;
  2.  Надавливание на эпигастральную область проводится ладонями, сложенными одна на другой.

Выполнение приема Геймлиха при утоплении. Прием Геймлиха самопомощь (надавить эпигастральной областью на спинку стула)

Особенности проведения приема Геймлиха у детей: положение ребенка – лежа на спине; надавливание на эпигастральную область средним и указательным пальцами обеих рук.

Ребенок кладется на предплечье спиной вверх. Тело ребенка должно быть наклонено вниз. Похлопывания производятся ладонью второй руки между лопаток.

Способы обеспечения проходимости дыхательных путей в условиях стационара:

  1.  Аспирация содержимого из верхних дыхательных путей при помощи вакуумных отсосов и резиновых катетеров;
  2.  Крикотиреотомия – при полной обтурации дыхательных путей;
  3.  Трахеостомия – при частичной обтурации дыхательных путей.
  4.  Интубация трахеи;
  5.  Использование ларингеальной маски;
  6.  Применение двухпросветного воздуховода Combitube.

Отрицательные стороны гипервентиляции:

  1.  Повышение внутриторокального давления, снижение венозного возврата к сердцу, снижение сердечного выброса;
  2.  Достоверно выше риск попадания воздуха в желудок, регургирация и аспирация желудочного содержимого.

Этап С – поддержание кровообращения:

  1.  Теория сердечного насоса –при сдавлении между грудиной и позвоночником кровь поступает из сердца в аорту;
  2.  Теория грудного насоса – при компрессии грудной клетки кровь поступает из легких в сердце и изгоняется из грудной клетки.

Выполнение непрямого массажа сердца:

  1.  Пострадавший должен лежать на твердой опоре на уровне колен проводящего массаж;
  2.  Надавливание на грудную клетку осуществляется прямыми руками;
  3.  Точка приложения давления при массаже расположена в области нижней третьи грудины ;
  4.  Надавливание производится проксимальной частью ладоней, положенных одна на другую; пальцы при массаже не должны касаться грудной клетки;
  5.  Смещение грудины: взрослые – не менее 5 см, дети – 5 см, грудные дети 4 см;
  6.  Частота надавливания на грудную клетку не менее 100 в минуту.

Выполнение прекардиального удара

  1.  Прекардиальный удар показан при фибрилляции желудочков, желудочковой тахикардии без пульса (по данным мониторинга);
  2.  Эффективен в первые 10 секунд остановки кровообращения;
  3.  Выполняется реаниматологами;
  4.  Не допускается выполнение приема лицами без медицинского образования.

Выполнение непрямого массажа сердца может выполняться с помощью аппарата «Кардиопампа».

Показания к выполнению прямого массажа сердца:

  1.  Проникающее ранение грудной клетки;
  2.  Некупированный напряженный пневмоторакс;
  3.  Тампонада сердца;
  4.  Массивная ТЭЛА (тромбоэмболия легочной артерии).

Соотношение ИВЛ и непрямого массажа сердца («классический» вариант)

  1.  Реанимацию оказывают два человека – 1 вдох, 5 надавливаний на грудную клетку. Эффективность реанимации контролирует человек выполняющий ИВЛ;
  2.  Реанимацию оказывает 1 человек: 2 вдоха, 15 надавливаний на грудину;
  3.  ИВЛ предшествует непрямому массажу сердца.

Рекомендации Европейского совета по реанимации

  1.  Реанимационные мероприятия начинают с выполнения непрямого массажа сердца;
  2.  Соотношение числа компрессий к частоте дыхания без протекции дыхательных путей как для одного, так и для двух реаниматоров должно составлять 30:2 и осуществляться синхронно;
  3.  При протекции дыхательных путей (интубация трахеи, ларингомаска, воздуховод) ИВЛ проводится асинхронно с непрямым массажем сердца. Вдох каждый 6-8 секунд (8-10 вдохов в минуту).

У детей:

  1.  Соотношение компрессий на грудную клетку и ИВЛ составляют:
  2.  30:20 – 1 реаниматор;
  3.  15:2 – два реаниматора.

Стадия 2 – дальнейшее поддержание жизни:

  1.  D – лекарственная терапия;
  2.  Eэлектрокардиоскопия и графия
  3.  F

Лекарственная терапия. Пути введения лекарственных препаратов:

  1.  Внутривенный – в центральные или периферические вены;
  2.  Внутрикостный.

Дефибрилляция:

  1.  При дефибрилляции выполняют первый разряд;
  2.  При неэффективности выполняют базовую СЛР 2 минуты;
  3.  Разряд повторяют;
  4.  В случае неэффективности цикл повторяют и выполняют третий разряд дефибриллятора.

Стадия 3- длительное поддержание жизни:

  1.  Оценка состояния больного, определение прогноза(G);
  2.  Восстановление функции головного мозга (H);
  3.  Интенсивная терапия (I).

Экстрацерибральный гомеостаз:

  1.  Поддержание нормотензии;
  2.  Поддержание нормально уровня РаО2 и РаСО2;
  3.  Поддержание нормотермии тела;
  4.  Поддержание нормогликемии (4,4-6,1 ммоль/л).

Интрацеребральный гомеостаз:

  1.  Фармакологические методы. Эффетивные и безопасные методы фармакологического воздействия на головной мозг в постреанимационном периоде отсутствуют;
  2.  Физические методы.

Клинические признаки эффективности проводимых реанимационных мероприятий: появление пульсации на крупных сосудах – сонной, бедренной и локтевой артериях;

Систолическое артериальное давление не ниже 60 мм.рт.ст;

Сужение зрачков;

Розовая окраска кожи и видимых слизистых оболочек;

Регистрация на ЭКГ сердечных комплексов.

Клинические критерии прекращения реанимационных мероприятий:

  1.  Отсутствие эффекта от реанимационных мероприятий в течение 30 минут с момента их начала;
  2.  Продолжение реанимационных мероприятий нецелесообразно вследствие необратимых изменений в клетках головного мозга;
  3.  При дальнейшем продолжении реанимационных мероприятий шансы на выживание без стойких невралгических нарушений ничтожно малы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18807. Развитие биосферы Земли 49.5 KB
  Развитие биосферы Земли. На ранней Земле предполагают активный вулканизм: за счет лав выплавляющихся из верхней мантии постепенно сформировалась земная кора а дегазация лав привела к возникновению первичной атмосферы и жидкой воды на поверхности планеты. В первый м...
18808. Круговороты основных биогенных элементов 697.5 KB
  Круговороты основных биогенных элементов Глобальный круговорот воды Круговороты воды и СО2 в глобальном масштабе представляют собой вероятно самые важные для человечества биогеохимические круговороты. Для обоих характерны небольшие но весьма подвижные фонды в а...
18809. Биогеохимические циклы 49 KB
  Ввиду того что растения и животные могут использовать только те биогенные элементы которые находятся на поверхности Земли или вблизи нее для сохранения жизни необходимо чтобы материалы ассимилированные какимилибо организмами в конечном счете становились доступным...
18810. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «Экология» 625.62 KB
  Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС Экология План лекции Экология как наука об основных законах и принципах функционирования системы общество природа. Современная структура и основные направления развития экологии. Цели задачи и общее содержание курса
18811. Взаимодействие организма и среды 121.5 KB
  Лекция 2. Взаимодействие организма и среды План лекции: Понятие о среде обитания и средах жизни Основные представления об адаптациях организмов. Факторы среды. Классификация факторов Общие закономерности воздействия факторов на живые организмы ...
18812. Популяционный уровень жизни. Биоценозы и экосистемы, основы их жизнедеятельности 90.5 KB
  Лекция 34. Популяционный уровень жизни. Биоценозы и экосистемы основы их жизнедеятельности План лекции Популяция ее характеристики и структура. Понятие о биоценозе и его структуре. Экосистема ее свойства и структура. Поток энергии и пищевые цепи. Э...
18813. Биосфера – глобальная экосистема 72.5 KB
  Лекция 5 Тема: Биосфера глобальная экосистема. План 1. Общие закономерности организации биосферы. Структура и границы. 2. Закон В.И. Вернадского о биогенной миграции атомов в биосфере. 3. Основные функции живого вещества. 4. Место человека в биосфере. Концепция и кри...
18814. Биогеохимические циклы. Круговорот веществ в природе 53 KB
  Тема: Биогеохимические циклы. План лекции Круговорот веществ в природе Биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных веществ Весь лик Земли: все ее ландшафты атмосфера химический состав вод все это обязано своим происхождением прежд
18815. Глобальные проблемы современности, Парниковый эффект, озоновые «дыры», кислотные дожди 90.5 KB
  Глобальные проблемы современности. Понятие загрязняющего вещества. Классификация загрязнений. Краткая характеристика загрязнения сред биосферы. Парниковый эффект озоновые дыры кислотные дожди Понятие загрязняющего вещества...