92890

Государство и национальная структура общества

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Венгеров отмечает что для такой федерации характерными являются республики входящие в федерацию автономные формы государственности и т. Здесь нужно также учитывать интересы других субъектов федерации а также федеративного государства в целом. Право на выход из состава федерации не закреплено в конституции ни одной страны...

Русский

2015-08-24

24.74 KB

2 чел.

Государство и национальная структура общества.

Государство как форма организации общества не может не учитывать его национальный состав. Более того, национальный фактор относится к числу важнейших факторов, определяющих строение государства и его развитие. Как отмечается в литературе, «национальный аспект — постоянный спутник развития государственности в многонациональных обществах» (Л. А. Морозова).

При устройстве государства с многонациональным населением должны учитываться особенности каждой нации: ее традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности.

Важной формой устройства государств с многонациональным населением является национально-государственная федерация. Проф. Венгеров отмечает, что для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т. д., могут иметь место и культурные автономии.

С этими же моментами связано существование такого специфического политико-правового явления, как «право наций на самоопределение», которое реализуется, в частности, добровольным вступлением в федерацию. Однако реализация права наций на самоопределение не должна вести к нарушению целостности государства. Здесь нужно также учитывать интересы других субъектов федерации, а также федеративного государства в целом. Проф. Венгеров обоснованно подчеркивает тот факт, что в мире происходит утверждение приоритета прав человека над правами наций, народов, и на этой основе — переосмысление принципа права наций на самоопределение. Право на выход из состава федерации не закреплено в конституции ни одной страны, за исключением бывшего СССР, где оно, однако, лишь декларировалось, не имея реального механизма осуществления.

Государства с многонациональным составом населения используют в своем устройстве и такую форму, как автономия (от греч. «autonomia» — самоуправление, независимость). Различают два типа автономии: национально-территориальную и национально-культурную.

В советский период национально-территориальная автономия была осуществлена в двух формах — политической и административной.

Политическая автономия была реализована при образовании автономных республик как особых национальных государств. Административная автономия выражалась в создании автономных областей и национальных (автономных) округов, которые обладали особыми правами по устройству своей территории и установлению границ своих районов; их территория не могла быть изменена без их согласия.

После провозглашения суверенитета России произошли изменения в ее внутригосударственном устройстве. Все автономные республики, автономные области (кроме Еврейской) и некоторые автономные округа приобрели статус национально-государственных образований — субъектов Федерации, изменив в ряде случаев ранее существовавшие названия. Например, Горно-Алтайская автономная область вышла из состава Алтайского края, получив название «Республика Алтай».

Под национально-культурной автономией понимается особый статус отдельных этнических групп и правовая форма разрешения национальных противоречий в многонациональном государстве.

В России 31 марта 1992 г. был подписан Федеративный Договор, чем удалось решить ряд вопросов национально-государственного характера. Практика государственного устройства России после распада СССР получила такие формы федеративной государственности, как «асимметричная» федерация (субъекты внутри федерации имеют разный политико-правовой статус), «жесткая» и «мягкая» федерации.

В Конституции РФ 1993 г. Россия провозглашена в качестве симметричной федерации, однако на деле она таковой не является. Так, 15 февраля 1994 г. был заключен Договор между Российской Федерацией и Татарстаном «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и государственной власти Республики Татарстан», по которому Татарстан выступает как ассоциированный член Российской Федерации (государство, объединенное с РФ).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55997. Ми тепер не просто діти – ми тепер вже школярі! 99 KB
  Я - лінь Живу вже сотні поколінь Всі мене люблять всі чекають Коли прийду не проганяють І я вас діточки люблю За лінощі вас поважаю Сама нічого не роблю І вам усім того ж бажаю
55998. Ми тепер не просто діти, ми тепер вже школярі 84.5 KB
  А як називається казка в якій ви зі мною познайомилися хто скажеДіти відповідають. А ви діти хотіли б помандрувати до цієї країни Але що ж мені робити Як потрапити до країни Знань Заходить Карабас Карабас...
56000. СХОДИНКИ ДО ВЕРШИНИ «Я» 565 KB
  Заняття можуть проводитися як з цілим класом так і з окремими групами. Заняття вміщують теоретичну та практичну частини. Підсумкове заняття.
56001. Літературний монтаж до дня народження класика світової літературі Шолом-Алейхема 85.5 KB
  Мене радує що ти з великим бажанням взявся за вивчення ремесла Наші мудреці говорили що не соромно здирати шкуру з падалі тільки б не жити милостинею людською. Дорогий тато Сьогодні о пятій шостій годині після обіду я повідомив тобі радісну новину...
56002. Музыкальные образы в творчестве Ф. Шопена 70.5 KB
  Организационный момент музыкальное приветствие 56 минут Учитель: Ребята сегодня наш урок немного необычный. Вопрос Ответ Национальность Поляк Семья Мать отец три сестры Первый учитель по классу фортепиано...
56003. «Серце моє там, де моя батьківщина» Ф.Шопен 65.5 KB
  На фоні музики декламуються вислови митців про Шопена. Шопен хворів стражданнями своєї батьківщини хворів розлукою зі своїми рідними і друзями хворів тугою за вітчизною і своє щире глибоке горе висловив у дивних поетичних звуках.
56004. Дітям про Шопена 150 KB
  МЕТА: показати учням можливості музики у втіленні почуттів людини через жанр інструментальної мініатюрипрелюдії; дати визначення понять ноктюрн скерцо; поглибити знання учнів про життя і творчість ...
56005. Lets Go Shopping 470 KB
  Sit down, please. But I am not your teacher, I am a shop assistant. Today we are going to do the shopping together and I am going to teach you how to do it in the best way. Do you like to go shopping?