92892

Особенности государства в рамках одного типа. Промежуточные (переходные) типы государства

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Промежуточные переходные типы государства. И в первом и во втором случае описываемое положение дел носило временный характер: по истечении некоторого срока в деятельности государства вновь начинали преобладать интересы какого-либо определенного класса и оно приходило к одному из описанных выше исторических типов государств.

Русский

2015-08-24

24.94 KB

0 чел.

Особенности государства в рамках одного типа. Промежуточные (переходные) типы государства.

Между тем не всякая государственная власть имеет классовый характер. В истории человечества были случаи- когда власть в государстве принадлежала не какому-то классу, а всего лишь узкой социальной группе (верхушке государственного аппарата, военным и т. п.). Обладавшая властью, эта социальная группа прежде всего отстаивала свои собственные интересы, балансируя между различными классами (классический пример - режим бонапартизма во Франции). И, наоборот, в некоторых странах в определенные исторические периоды власть принадлежала не одному

конкретному классу, а целому блоку классов, состоявшему из национальной буржуазии, рабочего класса, крестьянства и защищавшему общенациональные интересы (в частности, подобное положение дел имело место в странах, освободившихся от колониальной зависимости). И в первом, и во втором случае описываемое положение дел носило временный характер: по истечении некоторого срока в деятельности государства вновь начинали преобладать интересы какого-либо определенного класса и оно «приходило» к одному из описанных выше исторических типов государств. Поэтому данный тип государства в современной юридической науке получил название переходного.

Переходное государство обладает рядом особенностей. Как правило, оно возникает в результате различных социальных потрясений (войн, революций, неудавшихся радикальных реформ) и сочетает в себе элементы как старого, так и нового государственно-правового механизма. Его характерным признаком является доминирование в системе разделения властей исполнительной ветви власти. В относительно недолгий период своего существования переходное государство решает две основные задачи:

осуществление реорганизации самого государственного механизма;

проведение необходимых изменений в основных сферах жизни общества (социально-экономической, политической, культурной и др.).

Любое переходное государство недолговечно, поскольку оно не имеет серьезной социальной базы.

Вопрос №17. Понятие формы (устройства) государства, ее элементы.

Форма государства – это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность.

Традиционно считается, что под формой государства следует понимать организацию политической власти в государстве, взятую в единстве трех ее основных элементов – формы правления, формы государственного устройства и политического режима. При этом под формой правления имеется ввиду организация верховной власти государства, характеризующаяся ее источником, взаимоотношениями органов государства между собой и населением. Под формой государственного устройства подразумевается административно-территориальная организация государственного аппарата, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом. Под политическим режимом понимается конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в государстве, или совокупность способов и методов осуществления диктатуры политических сил, стоящих у власти. Высказано также предложение добавить к указанным элементам четвертый – «политическую динамику», отражающий изменения в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

Форму государства как объективную реальность и как понятие следует рассматривать с различных сторон, характеризующих в целом ее свойства:

  1.  форму правления, структурно отражающую способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования;
  2.  форму государственного устройства (государственного единства) – совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой;
  3.  политический режим (государственный режим) – совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.

Рассматривая формы государства, необходимо учитывать их динамическую изменчивость, чуткую реакцию на перемены, происходящие в социально-экономической и политической структуре общества, обращать внимание на их относительную гибкость, на то, что политическое господство реализуется в разных государственно-правовых формах: от махрово реакционной до либеральных, сравнительно прогрессивных.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47134. ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ПОДРАЖАНИЯ В ДЕТСТВЕ (По Обуховой) 63.5 KB
  Ими было установлено что подражание или имитация такая форма поведения которая находится в непрерывном изменении и вносит важный вклад в формирование интеллекта личности ребенка помогает ему в освоении норм социальной жизни. Связь подражания ребенка определенного возраста со специфической социальной ситуацией его развития; установили функции отдельных видов подражания; выявили его родство с ориентировочноисследовательской деятельностью. Опираясь на идеи Эльконина и его концепцию периодизации психического развития и Гальперина и его...
47136. Понятие и виды экологических правонарушений 64.24 KB
  Экологическое правонарушение –это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.
47138. Cтруктура и закономерности развития экономических отношений. Производительные силы: средства производства и рабочая сила. Место и роль человека в экономике 64.68 KB
  Производительные силы: средства производства и рабочая сила. Экономические отношения объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу производства присвоения обмена и потребления благ в особенности продуктов труда. Если экономические отношения охватывают весь комплекс отношений в ходе хозяйственной деятельности людей то производственные лишь социальноэкономическое звено отношений в системе общественного производства. Их можно классифицировать по ряду оснований: в зависимости от фазы воспроизводства выделяются отношения...