92894

Формы правления в различных типах государства

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Форма правления характеризует организацию государственной власти систему высших государственных органов. Так в Непале вся полнота власти принадлежит королю в Великобритании королева правит лишь формально а фактически парламент и правительство во главе с премьер-министром; США республика с сильной президентской властью...

Русский

2015-08-24

28.38 KB

4 чел.

Формы правления в различных типах государства.

Форма правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов. а также порядок их образования, взаимоотношения между собой и с гражданами.

Так, в Непале вся полнота власти принадлежит королю, в Великобритании королева правит лишь формально, а фактически — парламент и правительство во главе с премьер-министром; США — республика с сильной президентской властью; в Италии решающую роль играет парламент. Однако при всем многообразии государств по форме правления их можно разделить на две группы: монархии и республики.

Монархия (в пер. с греч. — власть одного) как форма правления иначе может быть названа как персональное единовластие. Ее отличают следующие признаки:

1) существование единоличного главы государства;

2) обладание монархом всей полнотой власти, которая является верховной, нераздельной и суверенной (независимой),

3) наследственный порядок передачи власти;

4) бессрочное правление монарха;

5) юридическая безответственность монарха,

Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную монархию.

Для абсолютной монархии характерно отсутствие представительных учреждений народа, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, контролирует сбор налогов и расходует их по своему усмотрению. Карательная функция также находится в его руках. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман), для которой характерно сосредоточение в руках монарха и государственной и религиозной власти.

Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную) н зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.

В дуалистической монархии существуют два политических учреждения: монарший двор (институт монархии), формирующий правительство, и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает, как, например, в России до революции 1917 г. Монарх имеет сильное влияние на парламент: может наложить вето на принимаемые им законы, издавать чрезвычайные указы, имеющих силу закона, а то и распускать парламент.

Парламентарной монархии (ее иногда называют конституционной) свойственно ограничение власти монарха как в законодательной, так и в исполнительной сфере. Несмотря на то что формально главу правительства и министров назначает монарх, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Монарх здесь фигура скорее символическая, являющаяся своего рода данью традиции, нежели властная. Он царствует, но не правит (Япония, Швеция. Великобритания).

Существует несколько систем наследования престола:

1) кастильская, принятая а странах Скандинавии, не делает различия между мужчиной и женщиной. Решающее значение при наследовании престала имеет не пол наследника, а старшинство. Следовательно, наличие в семье монарха старшей дочери не дает возможности стать королем младшему сыну;

2) салическая, допускающая к престолу женщин только в том случае, если у короля нет сыновей. Другими словами, младший брат исключает возможность для старшей сестры занять престол;

3) австрийская — самая жесткая система, принятая в России после правления Екатерины II, допускающая женщин к престолу только в том случае, если в царском роду вообще но останется мужчин.

Республика (в пер. с лат. — дело общественное) как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей в современном мире.

Республике присущи следующие признаки:

1) правление осуществляется коллективно, т. е. не одним лицом, а системой государственных органов;

2) республиканское правление основано на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) в формировании власти участвует народ, в процессе выборов власти могут применяться различные избирательные системы, одни менее, другие более демократичные;

4) представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок;

5) высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом.

Практике государственного строительства известны два основных вида республики.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Поскольку президент и правительство избираются внепарламентским путем, то эти институты власти в определенных ситуациях могут политически противостоять парламенту. Президентская республика создает благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует государственную власть. Обычно это крайне необходимо на переходных этапах (Мексика), в государствах, где сильны монархические традиции (Румыния), в ситуациях, не отличающихся стабильностью (Украина), в период проведения реформ (Чили), в государствах, имеющих обширную территорию или многонациональный состав (США), при наличии чрезвычайных событий, таких, как война (Сирия). Большинство из перечисленных факторов присуще современной России, поэтому вопрос выбора вида республики здесь должен быть решен, конечно, в пользу президентской республики.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет всю полноту ответственности за свою деятельность. Участие президента в формировании правительства минимально: оно формируется партией, получившей большинство в парламенте. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьезного влияния на осуществление государственной власти, как, например, в Германии. Парламентская республика — менее распространенная форма правления, чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндии, Турция и др.). В мире не так много таких стран. Россия еще очень далека от введения данной формы правления.

Существуют, и другие виды республики: cyперпрезидентская, смешанная (полупрезидентская или полупарламентская) республики.

Следует заметить, что форма правления не может быть выбрана произвольно. Во многом она зависит от уровня сознания людей, проживающих в данном государстве. В странах Латинской Америки часто встречаются “суперпрезидентские республики”. Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением. 

Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики черт.

В частности, для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство (характерный пример Россия). В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня (такое правомочие 'президента закреплено конституцией не только России, но и Франции).

По окончании установленного законом срока истекают полномочия избираемых населением органов государственной власти, и вся процедура их формирования повторяется заново. Следовательно, республиканская форма правления в наибольшей степени обеспечивает участие населения в формировании высших органов государственной власти. В свою очередь, процедура выборов и порядок деятельности избранных органов власти требуют максимального правового регулирования, не говоря уже о том, что форма правления и структура высших органов государственной власти получают закрепление в конституции страны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44907. Орфоэпические нормы 16.48 KB
  Иное произношение звуков воспринимается как неправильное приводит к нарушению законов фонетического языка. Современное русское произношение сложилось в ревой половине 18 века. К началу 19 века староманерное произношение как общественное стало национальной нормой. Произношение согласных.
44909. Комунікативні якості професійної мови 21.5 KB
  Комунікативні якості професійної мови. Професійна мова це функціональний різновид української літературної мови яким послуговуються представники певної галузі знань. З огляду на це можна виокремити низку характеристик які репрезентуватимуть професійний портрет фахівця: уміння формувати мету і завдання професійного спілкування; аналізувати предмет спілкування організовувати обговорення; керувати спілкуванням регламентуючи його; послуговуватися етикетними засобами для досягнення комунікативної мети; уміти проводити бесіду співбесіду...
44910. Условия и история становления PR в России и за рубежом 23.15 KB
  Публикации статей с целью воздействия на общ. срв д влияния на общ. Появление известного дядюшка Сэм общественно-политические плакаты с призывами к борьбе за независимость публикация статей для влияние на общ. Липсет политолог в новых политических стратегиях постоянно апеллировал к общественному мнению.
44911. Оценка эффективности хозяйственной деятельности 14.08 KB
  Оценка деятельности как предварительная оценка так и заключительная необходима для руководителей предприятия и экономистов поскольку позволяет подвести итоги работы организации и определить ее будущие перспективы. Комплексная оценка эффективности предполагает изучение всех сторон хозяйственной деятельности предприятия снабжение производство продажа товаров и их потребление всех видов анализа деятельности предприятия. Цель комплексной оценки хозяйственной деятельности предприятия повышение эффективности его работы на основе...
44912. Эпоха Возрождения или Ренессанс 27.65 KB
  В своем основном педагогическом трактате О первоначальном воспитании детей а также в других трудах по вопросам воспитания О благовоспитанности детей Беседы Метод обучения Способ писать письма Роттердамский определил необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов а также принцип активности воспитанника врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд Школа Витторино да Фельтре Дом радости Создал светское учебное заведение нового типа дававшее...
44914. Нагрузки и воздействия на трубопровод 15.03 KB
  Поэтому учитывая продолжительность сроков эксплуатации трубопроводов и высокую изменчивость нагрузок и воздействий исходная информация о нагрузках и воздействиях должна быть подготовлена с учетом фактора времени. Для нестандартных условий работы должна быть применена расширенная процедура анализа нагрузок и воздействий на трубопровод и расчета напряженнодеформированного состояния. Для каждой из позиций должна быть реализована специализированная методика анализа нагрузок и воздействий на трубопровод. Перечень и уровень функциональных...
44915. Определитель порядка п, его свойства 14.2 KB
  Определитель n порядка соответствует квадратной матрице А называется сумма произведение элементов матрицы взятых по одному из каждой строки и каждого столбца причем со знаком если число инверсий в произв. Определитель не меняется при транспонировании. Это означает что определитель матрицы равен определителю транспонированной матрицы матрицы в которой строки заменены соответствующими столбцами. Если одна из строк определителя состоит из нулей то определитель равен нулю.