9290

Кровотечение. Реакция организма на кровопотерю

Лекция

Медицина и ветеринария

Лекция №9 Кровотечение. Реакция организма на кровопотерю. Петехия - небольшое кровоизлияние в кожу. Пурпуре – кровоизлияние в слизистые оболочки. Экхимозы - обширное кровотечение в кожу или слизистые. Гематома - ограничивание кро...

Русский

2013-03-01

21.25 KB

13 чел.

Лекция №9

Кровотечение.

Реакция организма на кровопотерю.

Петехия – небольшое кровоизлияние в кожу.

Пурпуре – кровоизлияние в слизистые оболочки.

Экхимозы – обширное кровотечение в кожу или слизистые.

Гематома – ограничивание крови в тканях.

Гемаптизис – откашливание крови.

Гематемезис – рвота кровью.

Мелена – неоформленный кал черного цвета (при кровотечениях из верхних отделов ЖКТ).

ОЦК = 7,5% от массы тела мужчин, у женщин – 6,5%

В венах циркулирует 70-75%, в артериях – 15-20%, в капиллярах – 5- 7%

В целом в ССС циркулирует 80%, а в паренхиматозных органах – 20% ОЦК.

Средний ОЦК взрослого человека с массой тела 70 кг составляет 5 литров, из которых 2 литра приходится на клеточные элементы (глобулярный объем) и 3 литра на плазму (плазматический объем).

В случае кровопотери дефицит ОЦК может быть в какой-то

Острая кровопотеря приводит к уменьшению ОЦК. Внезапная гиповолемия является мощным фактором стресса. Она взывает вегетативно-эндокринные сдвиги.

  1.  Возрастает тонус симпатической системы
  2.  Многократно усиливается секреция катехоламинов надпочечниками

Помимо стимуляции симпатико-адреналовой системы в ответ на кровопотерю:

  1.  Стимулируется деятельность гипоталамо-гипофизарной системы
  2.  Усиливается секреция альдостерона и АДГ
  3.  Возрастает выброс ГКС (влияют на тонус и проницаемость сосудистой стенки)

В ответ на кровопотерю создается стрессовая ситуация, в кровь устремляется огромное количество медиаторов. Адреналин – в 50-100 раз, НА – в 5 раз. Вены реагируют практически с первых минут. I. Происходит эффект централизации кровообращения, возникающий за счет микроцеркуляции, задействованы сосуды кожи, легких и ЖКТ.

II. Фаза дублированного нарушения – вазоконстрикция артерий.

Синюшность кожных покровов.

III. сибестрация крови – движения по капиллярам нет

Страдает ОЦК!!! С этим связаны основные функциональные расстройства.

Потеря до 5-10% ОЦК (около 500 мл) у здорового человека может быть компенсировано за счет веномоторного эффекта, приводящего в соответствие сниженный ОЦК и емкость сосудистого русла.

При массовой кровопотере объем такого перемещения может быть весьма значительным и составить 4-7 л.

Дефицит белков плазмы восполняется за счет мобилизации лимфы из лимфатических сосудов в венозные коллекторы.

Восполнение дефицита форменных элементов, даже при небольшой кровопотере, занимает 2-3 недели, а при более значительном кровотечении растягивается до нескольких месяцев.

Сроки самопроизвольного восполнения острой кровопотери

Кровь

Время восполнения

Объем крови

24-48 часов

Объем плазмы

24-48 ч

Концетнтрация белков плазмы:

Иаксимально снижен за счет шемодиализа

Восстановление до исходного уровня

Восстановление нормального состава

2 ч

72-96 ч

48-72 ч

Масса эритроцитов

20-25 дней

ДВС-синдром

Это опасное для жизни нарушение  свертываемости крови вследствие выхода в кровь факторов свертывания, что ведет к образованию в крови множественных сгустков и агрегатов клеток крови, блокирующих циркуляцию крови, с последующим развитием кровоточивости в результате истощения тромбоцитов и факторов свертывания.

1 фаза – стадия гиперкоагуляции – резкое повышение адгезивности тромбоцитов, и в связи с этим активации первой фазы свертывания, и повышение концентрации фибриногена.

2 фаза – коагулопатия потребления – в результате дессиминированного, внутрисосудистого свертывания уходят основные ресурсы факторов свертывающей системы крови (фибриноген, протромбин), они становятся дефицитными.

3 фаза – фибринолиз – начинается как защитная реакция, но в результате расплавления сгустков кровоточащих сосудов

4 фаза – восстановления – на первый план начинает выходить признаки полиорганной недостаточности.

Метод экспресс - диагностики ДВС-синдрома (проф.И.Г.Дудкевич)

  1.  Определение времени свертывания крови по Ли-Уайту (N-5-12 мин)
  2.  Определение фибринолитической активности по времени спонтанного лизиса сгустка (полное растворение сгустка или уменьшение его объема на ½ в течении 15-20 минут на повышенную ФД)
  3.  Определение фибриногена Б (++ или +++)
  4.  Количество тромбоцитов (N-180-320 100(л))
  5.  Содержание фибриногена (N 2-4 г/л)

Особенно информативна положительная проба на фибриноген Б (++ или +++), которая является основанием для назначения гепарина. Гепарин целесообразно использовать при лечении всех стадий ДВС-синдрома.

Диагностика ДВС-синдрома

Стадия

1

2

3

4

Время свертывания

Гиперкоагуляция по всем тестам

N

>

Не свертывается

Рекальцификация плазмы

N

>

Бесконечно

Содержание фибриногена

N или <

<

Резко <

ПТИ

N или <

<

?

Тромбиновое время

N или >

>

>

Свободный гепарин

N

N

N

Тромбоциты

< 15000

< значительно

<значительно

Фибриноген Б

++

+++

М.б. + или -

-

В зависимости от того в какой стадии ДВС-синдрома начато лечение, летальность составляет:

  1.  На стадии гиперкоагуляции – около 5%
  2.  На стадии коагулопатии и потребления – 10-20%
  3.  На стадии фибринолиза – 20-50%
  4.  На стадии восстановления – до 90%

Для ориентировочной оценки степени тяжести кровопотери можно рассчитывать индекс Алговера-Бурри:

Шоковый индекс – отношение частоты пульса в 1 минуту к величине систолического АД. Чем выше показатель, тем большая опасность угрожает жизни пациента.

Значение индекса Алговера-Бурри при различном объеме кровопотери

Индекс

Объем кровопотери (в % ОЦК)

0.8 и меньше

10

0.9-1.2

20

1.3-1.4

30

Оценка величины кровопотери

Степень тяжести кровопотери

Объем кровопотери

Мл (% ОЦК)

Относительная плотность крови

Гематокрит (%)

Гемоглобин н

(г/л)

Эритроциты

АД

Частота пульса

Легкая

500-1000

(10-20)

1.051 – 1.047

>30

>100

>3.51012

>100

До 80

Средняя

1000-1500

(20-30)

1.047 – 1.041

25-30

80-100

3.5-2.51012

110-90

80-100

Тяжелая

>1500

(свыше 30)

<1.041

<25

<80

<3.51012

>90

>100


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68092. Культура поведінки 28.5 KB
  Поговорімо діти про культуру про те як треба звертатись до людей щоб кожному було приємно з вами спілкуватись і щоб про кожного з нас люди могли сказати що ви людина вихована культурна. Для цього треба вміти поводитися серед людей знати правила поведінки вживати у у своїй мові чарівні слова які...
68093. Культурное наследие 151.52 KB
  Беседа Какое время года Какой месяц Что вы знаете об этом месяце Последний месяц зимы самый короткий високосный 29 дней небо голубое увеличивается световой день в народе называют лютый бокогрей. Что следует делать если подарок сладости или фрукты а поблагодарить...
68094. Режим дня. Практична робота: організація куточка відпочинку в класі та вдома 37.5 KB
  Мета: вчити учнів розуміти роль розпорядку дня для збереження і зміцнення свого здоров’я; навчити дітей самостійно визначати в себе ознаки втоми; прищеплювати вміння організовувати свою працю і відпочинок правильно облаштовувати куточок відпочинку в класі та вдома.
68095. Мусор как проблема человечества. Борьба Домовёнка Кузи за чистоту родного города Днепропетровска 53 KB
  Цели урока: познакомить учащихся с проблемой переработки мусора и ликвидации свалок бытовых отходов воспитывать бережное отношение к своей планете любовь к природе научить будущие поколения сортировать мусор и собирать бытовые отходы в раздельные баки для будущей переработки и получения...
68096. Квіти в нашому житті 137.5 KB
  Сьогодні на уроці про славні квіти ми поведемо розмову будемо вчитися вживати їх у мовленні удосконалювати наші читацькі та графічні вміння. Перевірка домашнього завдання формування компетентності уміння вчитися Та не можна йти в гості без подарунка.
68097. Головна перспектива України не в Європі і не в Росії, а в самій Україні 129.5 KB
  Мета: Розширити та поглиблювати знання дітей про Україну рідну Батьківщину та країни Європи. Обладнання: Клас прикрашений квітами парти розставлені відповідно для роботи учнів в групах командах на дошці написана тема заходу перед дітьми велика карта Європи на якій добре видно Україну.
68098. КВН для учащихся 6-х классов 67.5 KB
  Цель: Воспитывать любовь предмету. Развивать познавательные интересы. Совершенствовать умение работать в команде. Повторение и закрепление учебного материала. Участники игры: Ведущий (учитель географии). Две команды игроков (учащиеся 6-х классов). Жюри(3-5учеников старших классов).
68099. Урок - КВН в 6 классе 47 KB
  Каждая команда состоит из 5 человек. Задание для капитанов: Какое значение имеют план местности и географическая карта для человека его хозяйственной деятельности Команда Горизонталь Какой пролив имеет больше воды Гудзонов или Мексиканский Ваше мнение. Команда Параллель Три самолета одновременно...
68100. КВК «Розумники і розумниці» 48.5 KB
  Мета заходу: узагальнити і систематизувати знання і навички учнів з трудового навчання; розвивати логічне мислення, пам’ять; виховувати інтерес до різноманітних видів рукоділля та прикладного мистецтва. Оформлення залу: плакати з зображеннями людей різних професій, приказок про працю.