92901

Государственная власть в раннеклассовых обществах

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Таким образом для теории государства и права появилась возможность четко определить какие формы организации власти и социально-регулятивные системы существовали в обществах присваивающей экономики а какие в обществах производящей экономики. Начинается становление классов новых организационных форм управления обществом зарождение государства.

Русский

2015-08-24

28.34 KB

0 чел.

Государственная власть в раннеклассовых обществах.

Общество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации - общеисторическую, археологическую, антропологическую. Выделяют в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «НЕОЛИТИЧЕСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ» (неолит - новый каменный век).

Это понятие ввел английский археолог Г. Чайлд в середине XX века, характеризируя качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолит (VII-III тыс. до н. э.) от присваивающего к производящему хозяйству, т. е. от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию, скотоводству, металлургии и т. п.

Таким образом для теории государства и права появилась возможность четко определить, какие формы организации власти и социально-регулятивные системы существовали в обществах присваивающей экономики, а какие в обществах производящей экономики.

Так, у кроманьонцев социальная организация характеризовалась семейной общиной (малой локальной группой, кланом), которой руководили ее члены - наиболее авторитетные и опытные добытчики пищи, знатоки обычаев и обрядов. В основе семейной общины лежали родственные отношения. Характерным был кочевой образ жизни на определенной территории. Семейные общины могли объединяться, но только на родственной основе, в более крупные образования для защиты от нападений, для организации важных походов, коллективных охот. Эту организацию определяют, как родовой строй. Существовала строго фиксированная система половозрастного разделения труда, распределения пищи, брачно-семейных отношений.

Такая организация знала и властные институты: власть предводителя, совета старейшин. Существовала выборность вождей, совета старейшин. Форма власти в первобытном обществе называется в отличие от власти в государственно-организационном обществе ПОТЕСТАРНОЙ (potestus - власть, мощь).

Существовали и различные формы разрешения споров - состязание спорящих, суд родственников, посредников, предводителя, совета старейшин.

Вся эта социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику. Однако со временем произошли (возможно) существенные изменения и кризисные явления - неблагоприятные изменения климата, вымирание мамонтов и т. п. Человечество ответило на это - переходом к производящей экономике, произошла «неолитическая революция».

Возникли новые формы организации хозяйственной жизни (скотоводство, земледелие и т. п.). В основе перехода лежат кризисные явления, которые поставили под угрозу само существование человечества. В эту перестройку входит и новая организация властных отношений - появление государственных образований, РАННЕКЛАССОВЫХ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ.

Переход к производящей экономике обеспечил рост человечества - «демографический взрыв». Уже на первых этапах своего становления эта экономика характеризуется таким обменом человеком и природой, при котором человек стал создавать прибавочный продукт.

Эта экономика объективно вела к усложнению организации производства, появлению новых управленческих, организационных функций, становлению нового типа трудовой деятельности, связанной с производством пищи и тем самым к необходимости регламентировать сельхоз. производство, хранение и распределение прибавочного продукта. Это объективно вело к разделению труда (группы организаторов производства, работники и т. п.).

Возникновение прибавочного продукта ведет к становлению новых форм собственности: коллективной, групповой, частной - к дальнейшему расслоению общества. Новая организация производственной деятельности способствует социальной дифференциации общества: происходит отделение верхушки общества от основной массы производителей, неучастие верхушки в материальном производстве. Начинается становление классов, новых организационных форм управления обществом, зарождение государства.

Древнейшие государственные образования характеризуются как раннеклассовые государства (IV-III тыс. до н. э.). Первоначально они возникают как города-государства. Это уже не родовая, а СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА. Город-государство имеет уже четкую социальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь закрепляется территориально - кварталы медников, сапожников, выделяется знать и т. п.

В городе-государстве организуются три центра управления, административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм.

Государство как новая организационная форма жизни общества возникает объективно, в итоге неолитической революции, перехода человечества к производящей экономике, т. е. в процессе изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни. Первичное государство возникает, чтобы организационно обеспечить функционирование производящей экономики.

Классовая природа первичных государств четко определялась лишь с течением времени, когда расслоение общества, классообразование приводили к захвату государства тем или иным классом и приспособлением его к своим интересам, нуждам., Поэтому, процессы образования классов и государства нельзя понимать упрощенно, будто сперва возникли классы, затем их антагонизм привел к появлению государства. Эти процессы идут параллельно, независимо, взаимодействуя друг на друга. Само первичное государство выступает мощным катализатором классообразования, способствуя возникновению раннеклассового общества.

Там происходит дальнейшее выделение общинной знати, присвоение общественных должностей с помощью династического механизма (от родителей к детям) и главным образом обогащение определенных групп.

Поэтому не рабовладельческое государство было тем типичным государством, которое пришло на смену социальной организации первобытнообщинного строя, а раннеклассовое город-государство, со сложной социальной структурой, многочисленными общественными функциями, обеспечивающими дальнейшее развитие производящей экономики. Раннеклассовое государство в своем развитии переросло в государство так называемого азиатского способа производства. Государства же рабовладельческие (Греция, Рим) являются уникальными. Многие народы, в том числе российский народ, создавали свою государственность, не зная рабовладельческого этапа. А вот государства азиатского способа производства оказались типичными, распространенными во многих регионах Земли и существовали сотни лет.

В отличие от социальной организации первобытнообщинного строя раннеклассовое общество получило в форме государства новое политическое, структурное и территориальное образование.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ - государство стало выражать и защищать интересы всего общества, классовые интересы, интересы социальных групп, осуществлять крупные внешние и внутренние акции (военные походы, завоевания, взимание дани) - заниматься политикой. Политическими становятся отношения между городами-государствами (союзы, войны).

СТРУКТУРНАЯ - выделился из общества особый слой людей, основным занятием которых стали государственное управление, организационная деятельность. Этот слой людей составил новое структурное образование - аппарат государства, первичную бюрократию, которая возникает объективно и выполняет весьма ценные и полезные управленческие функции. Аппарат государства имеет уже с самого начала разветвленную и сложную структуру, нуждается для своего содержания в определенных средствах, которые в виде налогов, дани, иных формах поступают ему от общества.

Для выполнения своих функций этот особый слой людей - АППАРАТ ГОСУДАРСТВА - наделяется властью, т. е. возможностью с помощью принуждения, насилия, когда возникает необходимость, подчинять другие слои населения своей воле, обеспечивать осуществление тех или иных интересов. В отличие от первобытнообщинного общества появляются такие специфические социальные инструменты - суды, тюрьмы, полиция, армия - ОРГАНЫ ПРИНУЖДЕНИЯ. Однако не стоит преувеличивать роль принуждения и специальных органов в функционировании раннеклассового государства. Основными в нем были все же органы, ориентированные на выполнение общесоциальных функций, управление новой трудовой, производственной деятельностью, новой духовной жизнью общества.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ - территории государств, превращают их в многонаселенные и значительные по своим территориям империи. Первым этапом территориальной организации стал город, объединявший уже не столько родственников, сколько население, проживающее на определенной территории. Дворцы, храмы, строения, рудники и т. п. - все это сооружалось на определенной территории, которая отныне становилась территорией государства. Поэтому и аппарат государства ориентировался не только на управление теми или иными группами, но и на управление территориями. Территория становилась неотъемлемым атрибутом, собственностью государства.

В итоге, можно сделать вывод - ПРИЗНАКАМИ ГОСУДАРСТВА, отличающими его от социальной организации первобытнообщинного строя, являются - единое территориальное пространство, на котором осуществляется хозяйственная жизнь (единое экономическое пространство); наличие особого слоя людей - аппарата управления, выполняющих разнообразные общесоциальные функции, но имеющих и возможность осуществить в необходимых условиях государственное принуждение, осуществить публичную власть; единая система налогов и финансов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58593. Оur university 344.5 KB
  The families of the words: to arrange, arrangement; to teach, teacher; to instruct, instruction, instructor; to prepare, preparation, preparatory; stomatology, stomatological, stomatologist; medicine, medical, medicinal...
58594. Основы рационального питания 75 KB
  И поэтому нам хочется чтобы вы узнали зачем мы едим из чего состоят продукты какие продукты полезные а какие вредные и что лучше есть чтобы быть здоровым хорошо расти учиться и быть в хорошем настроении.
58595. Телепередачи 49 KB
  Цель: Повторение и закрепление материала по теме «Простое прошедшее время», введение нового лексического материала по теме Задачи: Практические: Тренировка произносительных навыков учащихся...
58596. Безударная гласная корня. Способы словообразования Конспекты уроков 127 KB
  Повторить правописание безударных гласных в корне, отработать умение классифицировать данную орфограмму. Оборудование: карточки с заданиями, варианты тестовых заданий.
58599. Электропитание системного блока ПК 153 KB
  В некоторой степени блок питания также: выполняет функции стабилизации и защиты от незначительных помех питающего напряжения; будучи снабжён вентилятором участвует в охлаждении компонентов персонального компьютера Компьютерный блок питания для настольного компьютера стандарта PC персонального или игрового...
58600. Лампа накаливания 34 KB
  Для примера решим следующую задачу: Есть электрическая плитка рассчитанная на ток 1 кВт. Сколько потребуется денег чтобы заплатить за электроэнергию если воду кипятили каждый день в течение месяца при тарифе...
58601. Свет. Источники света. Распространение света 219 KB
  Цели урока: Обучающая: показать на конкретных примерах роль света в жизни человека; сформировать представление о естественных и искусственных источниках света; Развивающая: развивать мировоззрение учащихся; навыки умений анализировать сопоставлять и делать выводы...