92908

Государственный аппарат в современных условиях развития общества. Процесс разделения властей на современном этапе российской государственности

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Принципы о которых здесь идет речь это законодательные отправные начала идеи и требования лежащие в основе формирования организации и функционирования механизма аппарата государства. Они подразделяются на общие принципы относящиеся к механизму государства в целом и частные принципы действие которых распространяется лишь на некоторые...

Русский

2015-08-24

26.44 KB

1 чел.

Государственный аппарат в современных условиях развития общества. Процесс разделения властей на современном этапе российской государственности.

Принципы, о которых здесь идет речь, это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

Общие принципы принято делить на две группы.

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации» и др.).

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти.

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма государства получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».

К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

Система разделения властей сегодня.

 Классический вариант теории разделения властей, созданный в XVIII в., не в полной мере отражает современное состояние государственного механизма: некоторые государственные органы по своей компетенции не могут быть однозначно отнесены к той или иной ветви власти. Прежде всего это относится к президентской власти в республиках смешанного и парламентарного типа, где президент не является главой исполнительной власти, а выполняет функции главы государства.

В качестве самостоятельной группы органов государства могут быть названы и органы прокуратуры. Они не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти. Основное назначение прокуратуры состоит в том. чтобы осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением и применением законов на территории государства. Кроме того, органы прокуратуры обычно осуществляют следствие по некоторым, наиболее важным, преступлениям, а также поддерживают государственное обвинение в суде. Органы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления своей деятельности и подчиняются только Генеральному прокурору.

Общественное мнение часто выделяет и четвертую ветвь власти - средства массовой информации. Этим подчеркивается их особое влияние на принятие политических решений в демократическом обществе. С помощью средств массовой информации отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикуется информация о деятельности парламента, в том числе результаты поименного голосования по тому или иному вопросу, что является важным элементом контроля за деятельностью депутатов.

Сегодня степень реализации теории разделения властей, равно как и особенности этого процесса, во многом зависит от формы правления, существующей в том или ином государстве. Республики в большей степени тяготеют к воплощению данного принципа, нежели парламентарные монархии. Оказывает влияние на реализацию концепции разделения властей и форма государственного устройства: если в унитарном государстве разделение властей существует лишь «по горизонтали» (т. е. между центральными органами государства), то в федерации власть разделяется еще и «по вертикали» (т. е- между федеральными органами и органами субъектов федерации). Важную роль играет и такой фактор, как политико-правовой режим. Современные демократические режимы, как правило, закрепляют принцип разделения властей законодательно и строят в соответствии с ним свою систему государственных органов. В то же время режимы антидемократические хотя на словах декларируют свою приверженность теории разделения властей, но в реальной действительности ее не реализуют.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48760. Физическая культура и физическое воспитание студентов в техническом вузе 2.19 MB
  Социально-биологические основы физической культуры. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества. Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов
48762. Вибір марки кабелю та розрахунок регенераційної ділянки в залежності від енергетичних та часових показників 308 KB
  Розрахунок максимальної довжини регенераційної дільниці за загасанням оптичного сигналу в кабелі на довжині регенераційної дільниці Якщо ми вибрали з таблиці максимальне допустиме значення загасання оптичного сигналу на регенераційній ділянці для вказаної системи передачі mx РД та загасання кілометричне для оптичного волокна для вибраної довжини хвилі α з таблиць 5. де: mx РД загасання вибране з вище наведених таблиць α коефіцієнт загасання загасання ОВ довжиною в 1 км для вибраного типу кабелю та...
48763. Задача о 8 ферзях 142.5 KB
  Задача состоит в нахождении всевозможных комбинаций расстановки восьми ферзей на пустой шахматной доске, в которой ни один из ферзей не находится под боем другого
48764. Темпи зростання та порівняння заробітної плати в Україні та інших країнах світу 537 KB
  З оплатою праці повязане розширення ємності внутрішнього ринку для стимулювання вітчизняних товаровиробників збільшення заощаджень населення як важливого джерела інвестицій в економічний розвиток. Нарешті необхідність належної збалансованості економічних інтересів учасників виробництва потребує збільшення частки оплати праці у структурі суспільного продукту. Отже для розвитку економіки збільшення інвестицій необхідне зростання рівня оплати праці.
48765. Поиск неисправностей 2.14 MB
  Методика поиска неисправностей и обозначение различных вариантов поиска Анализ неисправности на структурном уровне По структурной схеме СВ устанавливаем вероятный неисправный блок. Согласно внешним признакам проявления неисправности очевидно что неисправен может быть либо сам ПОУ СВ либо блок ВчУ структурный уровень так как только эти устройства участвуют в записи информации с ПОУ СВ на ВчУ. Анализ неисправности на функциональном уровне По функциональной схеме из альбома схем к курсу занятий по теме СВ устанавливаем вероятные...
48766. Поиск неисправностей 2.48 MB
  Методика поиска неисправностей и обозначение различных вариантов поиска Анализ неисправности на структурном уровне По структурной схеме СВ устанавливаем вероятный неисправный блок. Согласно внешним признакам проявления неисправности очевидно что неисправен может быть либо сам ПОУ СВ либо блок ВчУ структурный уровень так как только эти устройства участвуют в записи информации с ПОУ СВ на ВчУ. Анализ неисправности на функциональном уровне По функциональной схеме устанавливаем вероятные неисправные устройства блока ПОУ СВ и ВчУ. Учитывая...
48767. Формування Європейської Валютної Системи 282 KB
  Перші спроби європейських країн об'єднати свої валютні системи були ще в XVIIXVIII ст. Проте будучи підсистемою світової валютної системи ЄВС відчуває негативні наслідки нестабільності останньої і вплив долара США. Проаналізувавши економічну літературу з даної теми ми зробили висновок що звертається недостатня увага на існування світової валютної системи а отже і ЄВС як її складової за умов сучасної фінансової кризи. Ця фінансова криза може призвести до краху сучасної системи паперового та кредитного обігу.
48768. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА С НЕЗАВИСИМЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 1.44 MB
  Для последовательного соединения пассивных звеньев необходимо минимизировать их взаимное влияние. Для этого обычно используют буферные неинвертирующие усилители с единичным коэффициентом усиления и широкой полосой пропускания.