92926

Признаки правового государства

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Раньше человечество его не знало хотя конечно же существовавшие государства использовали право как средство управления. Теория правового государства была создана на 150 лет раньше появления первых государств такого рода. Практическое воплощение теория правового государства нашла в середине XX в.

Русский

2015-08-24

26.89 KB

0 чел.

Признаки правового государства.

Правовое государство — это продукт нового времени, а точнее — XX в. Раньше человечество его не знало, хотя, конечно же, существовавшие государства использовали право как средство управления. Правовое государство — это государство, приобретшее новые качества и занижающее более высокую ступень в развитии государственности.

Правовое государство — это государство, где право перестало быть средством воплощения воли правящей элиты, а стало мерилом жизни не только для граждан, но и для нее самой.

Теория правового государства была создана на 150 лет раньше появления первых государств такого рода. Ее основателями считают французского просветителя Ш.Л. Монтескье, немецкого философа И. Канта и других ученых XVIII в. Практическое воплощение теория правового государства нашла в середине XX в. в таких странах, как США, Англия. Франция, Германия, и других развитых странах.

Правовому государству, в отличие от государства, которое таковым не считается, присущи следующие признаки.

1. Господство (верховенство) права. Это понятие означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон. Но не всякий закон может считаться основой правового государства, а лишь тот, который отвечает сложившимся реалиям, жизненным потребностям людей, который воплощает принципы справедливости. Законы должны приниматься с соблюдением определенной процедуры, что позволяет их оценить с разных сторон и избежать ошибок. Принятые законы не должны противоречить конституции и международно-правовым нормам. Но не только в создании качественных законов выражается господство права. Самое главное состоит в другом: законам должна подчиняться и сама государственная власть, которая создает законы. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов в той же мере, как и для граждан.

2. Разделение властей. Человеческий опыт показывает, что концентрация власти в одних руках очень часто приводит к злоупотреблению властью. Вот почему очень важно и то, как государственная власть организована, в каких формах и какими органами она осуществляется.

Сначала о терминах. Строго говоря, термин "разделение властей'' является не совсем точным, В самом деле, что такое власть? Власть — это способность подчинять поведение других людей своей воле, навязывать свою волю. Как можно разделить такую способность? Наоборот, органы государственной власти должны действовать в одном направлении, иначе это будет уже не власть, а сюжет из басни Крылова про лебедя, рака и щуку.

Действительно, государственная власть должна быть единой. Однако сам процесс осуществления власти неоднороден. Он включает выработку общих правил существования государства (т.е. законотворчество), практическое осуществление этих законов, а также контроль за их выполнением. Для выполнения каждой функции создается особая ветвь власти: законодательная, исполнительная, судебная. Следовательно, речь идет о распределении функций в государственном управлении, о рассредоточении, о распределении государственных дел. Разделение властей поэтому означает, чти каждая ветвь власти независима, не подчиняется другим ветвям, не обязана следовать их указаниям.

Однако этим теория разделения властей не исчерпывается. Для того чтобы предотвратить злоупотребление властью, предусматривается система сдержек и противовесов или инструментов контроля ветвей друг за другом. Так, парламент при определенных условиях может быть досрочно распущен королем или президентом. Президент может наложить вето на законопроект, принятый парламентом. Правительство может быть досрочно отправлено в отставку по требованию парламента. Глава правительства, министры во многих странах назначаются с согласия парламента. Президент за совершение преступлений может быть отстранен парламентам от должности в порядке импичмента. Судьи назначаются на должность или парламентом, или президентом. Конституционный суд может признать акты других ветвей власти противоречащими конституции.

Воплощение принципа разделения властей позволяет:

  1.  предотвратить злоупотребление властью;
  2.  повысить профессионализм в государственном управлении;
  3.  осуществлять контроль за действиями государственных органов;
  4.  возлагать на виновных лиц ответственность за ошибки в государственном управлении.

Эти достоинства несомненны, что свидетельствует о том, что разделение властей — это большое достижение человечества в деле социальной организации.

Человечество уже много отдало за воплощение в жизнь принципа разделения властей, и борьба во многих странах за него продолжается.

3. Широкие и реальные права и свободы личности. Право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность личности и жилища, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и др. закрепляются в конституции. Но этого мало. В правовом государстве существуют реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации.

Конкретное право — это кусочек свободы. О том, что личность свободна, мы можем говорить только тогда, когда круг этих прав достаточно широк. Но он не может быть беспредельным. Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

4. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником её формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения, или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают произвол с ее стороны. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями; ответственность правительства перед представительными органами; импичмент президента; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными людьми; в некоторых случаях государство возмещает имущественный вред гражданам, причиненный незаконными действиями должностных лиц.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49085. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ ДЛЯ ТЯЖЕЛОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ НА СКЛАДЕ 528.5 KB
  Задача автоматизированных информационных систем состоит в хранении всех представляющих интерес данных в одном или нескольких местах причем таким способом который заведомо исключает ненужную избыточность. Создание автоматизированных информационных систем преследует две основные цели: понизить избыточность данных и повысить их надежность. Между собственно физической базой данных и пользователями системы располагается уровень программного обеспечения именно это и подразумевается под понятием СУБД. Основная задача СУБД – дать пользователю базы...
49086. Анализ задач и функций СЗИ предприятия 156.5 KB
  В результате работы были найдены оптимальные программы для обеспечения конфиденциальности информации государственной коммерческой персональной путем шифрования дисков и файлов. Анализ функций СЗИ предприятия Заключение Список использованных источников Обозначения и сокращения СЗИ система защиты информации КСЗИ комплексная система защиты информации АС автоматизированные системы ПЭМИ побочные электромагнитные излучения Введение Принятие решений во всех сферах жизнедеятельности предприятия или организации все в большей степени...
49088. Разработка технологического процесса изготовления детали по чертежу 470.5 KB
  Курсовая работа по дисциплине Технология конструкционных материалов на тему Разработка технологического процесса изготовления детали. В курсовой работе был разработан технологический процесс изготовления детали по чертежу. Был выбран самый...
49090. МОИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КАЧЕСТВАХ И ЦЕННОСТЯХ БУДУЩЕГО КОНКУРЕНТОСПОСПОСОБНОГО ЭКОНОМИСТА 69.46 KB
  Определить влияние на развитие личности человека таких социальных и факторов и врожденных качеств как конкуренция в социальной среде, врожденных особенностей и т.д. В ходе тестового анализа определить какими же качествами обладаю лично я, т.е. определить свой уровень агрессивности и конфликтности, уровень креативности, определить, какие символические ценности для меня превыше всего и т.д...
49091. Направления повышения прибыли и рентабельности ОАО Электроавтомат 246 KB
  Теоретикометодологические основы понятия прибыли и рентабельности организации. Анализ прибыли и рентабельности ОАО Электроавтомат. Направления повышения прибыли и рентабельности ОАО Электроавтомат. Целью исследования является аналитическое использование прибыли и рентабельности предприятия.
49092. Объекты гражданских правоотношений 297.5 KB
  Цели и задачи, поставленные в ходе рассмотрения данной темы, обусловили структуру представленной курсовой работы. Данная работа состоит из введения, трех глав включающих в себя четыре параграфа, а так же заключения и списка используемой литературы.
49093. Техническая документация и оценка качества программного продукта в среде Microsoft Visual Basic 109 KB
  Оценка качества программного продукта. При разработке программ используются ресурсоемкие и наукоемкие технологии высококвалифицированный интеллектуальный труд Проблема: отсутствие технического задания и критериев оценки качества затрудняет созданием программного продукта в среде Microsoft Visul Bsic Цель : Разработка рекомендаций по созданию технического задания и листа оценки качества программного продукта в среде Microsoft Visul Bsic Задачи: Проанализировать нормативные документы по техническому заданию и оценке...