92930

Регулирование общественных отношений: понятие система

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Видовым отличием социального регулирования от иных общественных явлений является в первую очередь его нормативность со всеми свойственными ей особенностями. Диапазон подходов к пониманию социального регулирования достаточно широк. Следующий подход к понятию социального регулирования исходит из идеи классового общества.

Русский

2015-08-24

25.78 KB

0 чел.

Регулирование общественных отношений: понятие система.

Общественные отношения – отношения, возникающие

Родовым признаком или родом явлений, к которым относится социальное регулирование можно считать общественные явления – такие явления, которые протекают в общественной организации людей, оказывают влияние на социальный порядок и их участниками являются сами люди (их объединения, группы), государство, природные и техногенные (независящие прямо от человеческого фактора) феномены. Видовым отличием социального регулирования от иных общественных явлений является, в первую очередь, его нормативность со всеми свойственными ей особенностями.

Диапазон подходов к пониманию социального регулирования достаточно широк. Многообразие этих подходов обусловлено тем, что человеческое общество стремилось понять не только форму своего существования, но и феномены, определяющие это существование.

Религиозные, теологические, представления о социальном регулировании основываются на том, что должное (желаемое) поведение человека определено Богом (роком, судьбой). Человек сам выбирает, каким путем ему идти, какие поступки совершать. Он сам несет ответственность за свои действия. Однако его самостоятельность ограничивается (причем весьма и весьма жестко) обязательными для исполнения правилами – заповедям, канонам, поучениям (например, «не убий», «не укради» и так далее). В целом, социальное регулирование понимается религией как подчинение человеком своих конкретных действий некоторым общим принципам (которые могут иметь очень высокую степень конкретизации), причем действие или не действие человека в соответствии с ними поощряется или карается сверхъестественно – воздаянием за грехи или за праведность после (христианство, ислам) или в следующей (буддизм) жизни.

Следующий подход к понятию социального регулирования исходит из идеи классового общества. Его суть заключается в том, что в основе регулирования лежат классовые интересы, причем интересы господствующего класса играют главнейшую роль (в нравственной сфере отражаются конкретные социальные интересы). Этот подход утверждает, что господствующий класс с помощью социального регулирования подавляет другие классы и держит их в повиновении, вносит в общественную жизнь идеалы им же самим и выработанные. В конечном итоге базой всего социального регулирования представляется сложившая и функционирующая форма экономических отношений. Данный, классовый, подход был широко распространен в странах бывшего социалистического лагеря.

Для кибернетического подхода характерной чертой понимания социального регулирования является воздействие на общественные отношения и процессы, когда объекту регулирования после этого воздействия придаются заранее определенные параметры. С точки зрения такого подхода, предполагается, что некто (государство, общество или конкретная социальная группа) имеет осознание протекающих в обществе отношений и возможность влиять на них.

Основываясь на анализе вышеприведенных, а также представленных в современной теоретико-юридической литературе, подходов, можно привести следующие определения понятие социального регулирования.

Социальное регулирование – это совокупность имманентных обществу процессов, определяющих конкретный социальный порядок, устанавливающих необходимые пределы свободы для членов общества с целью обеспечения социально ценного поведения и возможности осуществления каждым индивидом своей воли; путем упорядочения социальных отношений, возникающих между членами общества (людьми, их группами и общественными институтами), а также между человеком и природой.

В связи с данным определением необходимо остановиться на следующих моментах, присущих социальному регулированию.

Во-первых, социальное регулирование это совокупность имманентных обществу процессов. Здесь необходимо отметить три элемента.

  1. Это процессы, то есть им присущ такой критерий, как длительность – они объективно появляются, изменяются в процессе бытия и прекращаются.
  2. Это совокупность процессов. Совокупность подразумевает сосуществование, взаимобытие и взаимодействие.
  3. Это имманентные (глубинно присущие) обществу процессы. Невозможно общество без регулирования, а регулирование без общества.

Во-вторых, социальное регулирование определяет конкретный социальный порядок. Однако именно социальное регулирование играет ведущую роль, поскольку имеет: волевую природу, протяженность действия (оно вообще непрерывно), закрепленность в определенных формах (различные виды социальных регуляторов).

В-третьих, целью социального регулирования является обеспечение социально ценного поведения и возможности осуществления каждым индивидом своей воли.

В-четвертых, социальное регулирование осуществляется путем упорядочивания социальных отношений, возникающих между членами общества (людьми, их группами и общественными институтами), а также между человеком и природой. Объекты социального регулирования:

а) люди как таковые, как личности, индивиды;

б) группы людей – объединения, общности, слои, классы и так далее;

в) общественные институты – в первую очередь – государство.

Субъекты регулирования также приведены – это социальные отношения, т.е. отношения между вышеобозначенными объектами.

Также необходимо добавить, что социальное регулирование представляет собой именно упорядочивание отношений – это отличает его от другого фактора влияния на социальный порядок – актов индивидуального регулирования.

В-пятых, любой процесс имеет источник появления, влияющий фактор и причину прекращения. По отношению к процессам социального регулирования можно выделить две формы, которые могут принимать на себя все три атрибута. Первая форма – естественно-общественная. Вторая форма – индивидуально волевая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34993. Препринимательство 30.5 KB
  Самостоятельность в организации производства дополняется коммёрческой свободой. Она предполагает поиск новых путей развития производства. Предприниматель второго типа для достижения намеченной цели имеет во внешней среде альтернативные возможности сопоставляет их с имеющимися ресурсами и выбирает новую комбинацию факторов производства. Предприниматель берет на себя инициативу соединения и координацию факторов производства труда земли и капитала.
34994. Основные понятия собственности. Формы деловых предприятий 30.5 KB
  Основные понятия собственности. В отношении собственности выделяют юридические правовые и экономические отношения собственности. Первые характеризуют отношения субъектов собственности собственников к объектам собственности имуществу. Экономические отношения собственности возникают только там где собственность служит источником дохода.
34996. Бухгалтерские издержки 30.5 KB
  Бухгалтерские издержки определяются фактическими затратами на заработную плату рабочих и служащих расходами на сырье и материалы величиной амортизационных отчислений по капитальному оборудованию и т. Бухгалтерские издержки лежат в основе определения бухгалтерской фактической прибыли предприятия которая определяется как общая выручка минус бухгалтерские издержки. Инструментами экономического анализа выступают так называемые экономические издержки. Экономические издержки фирмы это издержки рассчитанные с учетом альтернативного...
34998. Закон убывающей производительности (отдачи) 29 KB
  Дело в том что в краткосрочном периоде когда технологический процесс остается неизменным а величина хотя бы одного фактора является фиксированной неизменной неизбежно наступает такой момент когда каждая новая вовлекаемая в производство единица переменного фактора будет обеспечивать меньшее увеличение выпуска продукции чем предыдущая. Но по закону убывающей предельной производительности последовательное увеличение переменного ресурса при неизменности других ведет к убывающей отдаче данного фактора то есть к снижению предельного...
34999. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффекты мас 32 KB
  Хозяйственная практика показывает что на каждой ступени расширения производственных мощностей и увеличения объемов производства происходит постепенное снижение издержек производства на единицу продукции. Эта закономерность проявляющаяся слабее или сильнее практически в любом виде производства объясняется действием так называемых эффектов масштаба. Если долговременные средние издержки падают с ростом выпуска говорят что фирма имеет экономию обусловленную ростом масштабов производства.
35000. Принцип формирования и виды доходов населения 32 KB
  Признаются равно справедливыми и приемлемыми и высокие доходы тех кто преуспел в конкуренции и низкие доходы а то и отсутствие таковых тех кто потерпел неудачу. Доходы населения принято классифицировать в соответствии с разными признаками. доходы за вычетом налогов и взносов. Номинальные доходы сумма денег полученная человеком за определенный период времени.
35001. Проблема неравенства доходов. Кривая Лоренца 32 KB
  На потребительском рынке это неравенство возможностей проявляется в неравной платежеспособности покупателей в основе которой лежит неравенство доходов. Очевидно что при равном распределении доходов какими бы благими намерениями оно ни оправдывалось в обществе не будут производить предметы роскоши ибо их некому будет купить. И наоборот в обществе с неравным распределением доходов выпускаемая продукция и оказываемые услуги будут значительнее разнообразнее а структура потребления разных доходных групп будет существенно различаться.