92930

Регулирование общественных отношений: понятие система

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Видовым отличием социального регулирования от иных общественных явлений является в первую очередь его нормативность со всеми свойственными ей особенностями. Диапазон подходов к пониманию социального регулирования достаточно широк. Следующий подход к понятию социального регулирования исходит из идеи классового общества.

Русский

2015-08-24

25.78 KB

0 чел.

Регулирование общественных отношений: понятие система.

Общественные отношения – отношения, возникающие

Родовым признаком или родом явлений, к которым относится социальное регулирование можно считать общественные явления – такие явления, которые протекают в общественной организации людей, оказывают влияние на социальный порядок и их участниками являются сами люди (их объединения, группы), государство, природные и техногенные (независящие прямо от человеческого фактора) феномены. Видовым отличием социального регулирования от иных общественных явлений является, в первую очередь, его нормативность со всеми свойственными ей особенностями.

Диапазон подходов к пониманию социального регулирования достаточно широк. Многообразие этих подходов обусловлено тем, что человеческое общество стремилось понять не только форму своего существования, но и феномены, определяющие это существование.

Религиозные, теологические, представления о социальном регулировании основываются на том, что должное (желаемое) поведение человека определено Богом (роком, судьбой). Человек сам выбирает, каким путем ему идти, какие поступки совершать. Он сам несет ответственность за свои действия. Однако его самостоятельность ограничивается (причем весьма и весьма жестко) обязательными для исполнения правилами – заповедям, канонам, поучениям (например, «не убий», «не укради» и так далее). В целом, социальное регулирование понимается религией как подчинение человеком своих конкретных действий некоторым общим принципам (которые могут иметь очень высокую степень конкретизации), причем действие или не действие человека в соответствии с ними поощряется или карается сверхъестественно – воздаянием за грехи или за праведность после (христианство, ислам) или в следующей (буддизм) жизни.

Следующий подход к понятию социального регулирования исходит из идеи классового общества. Его суть заключается в том, что в основе регулирования лежат классовые интересы, причем интересы господствующего класса играют главнейшую роль (в нравственной сфере отражаются конкретные социальные интересы). Этот подход утверждает, что господствующий класс с помощью социального регулирования подавляет другие классы и держит их в повиновении, вносит в общественную жизнь идеалы им же самим и выработанные. В конечном итоге базой всего социального регулирования представляется сложившая и функционирующая форма экономических отношений. Данный, классовый, подход был широко распространен в странах бывшего социалистического лагеря.

Для кибернетического подхода характерной чертой понимания социального регулирования является воздействие на общественные отношения и процессы, когда объекту регулирования после этого воздействия придаются заранее определенные параметры. С точки зрения такого подхода, предполагается, что некто (государство, общество или конкретная социальная группа) имеет осознание протекающих в обществе отношений и возможность влиять на них.

Основываясь на анализе вышеприведенных, а также представленных в современной теоретико-юридической литературе, подходов, можно привести следующие определения понятие социального регулирования.

Социальное регулирование – это совокупность имманентных обществу процессов, определяющих конкретный социальный порядок, устанавливающих необходимые пределы свободы для членов общества с целью обеспечения социально ценного поведения и возможности осуществления каждым индивидом своей воли; путем упорядочения социальных отношений, возникающих между членами общества (людьми, их группами и общественными институтами), а также между человеком и природой.

В связи с данным определением необходимо остановиться на следующих моментах, присущих социальному регулированию.

Во-первых, социальное регулирование это совокупность имманентных обществу процессов. Здесь необходимо отметить три элемента.

  1. Это процессы, то есть им присущ такой критерий, как длительность – они объективно появляются, изменяются в процессе бытия и прекращаются.
  2. Это совокупность процессов. Совокупность подразумевает сосуществование, взаимобытие и взаимодействие.
  3. Это имманентные (глубинно присущие) обществу процессы. Невозможно общество без регулирования, а регулирование без общества.

Во-вторых, социальное регулирование определяет конкретный социальный порядок. Однако именно социальное регулирование играет ведущую роль, поскольку имеет: волевую природу, протяженность действия (оно вообще непрерывно), закрепленность в определенных формах (различные виды социальных регуляторов).

В-третьих, целью социального регулирования является обеспечение социально ценного поведения и возможности осуществления каждым индивидом своей воли.

В-четвертых, социальное регулирование осуществляется путем упорядочивания социальных отношений, возникающих между членами общества (людьми, их группами и общественными институтами), а также между человеком и природой. Объекты социального регулирования:

а) люди как таковые, как личности, индивиды;

б) группы людей – объединения, общности, слои, классы и так далее;

в) общественные институты – в первую очередь – государство.

Субъекты регулирования также приведены – это социальные отношения, т.е. отношения между вышеобозначенными объектами.

Также необходимо добавить, что социальное регулирование представляет собой именно упорядочивание отношений – это отличает его от другого фактора влияния на социальный порядок – актов индивидуального регулирования.

В-пятых, любой процесс имеет источник появления, влияющий фактор и причину прекращения. По отношению к процессам социального регулирования можно выделить две формы, которые могут принимать на себя все три атрибута. Первая форма – естественно-общественная. Вторая форма – индивидуально волевая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68839. Автомати з магазинною пам’яттю 132 KB
  Але на відміну від МНПмашини память МПавтомата побудована за принципом організації стека. Елементи інформації зберігаються та використовуються як патрони у автоматичній зброї тобто у кожний момент доступний тільки верхній елемент магазину.
68840. Детермінований синтаксичний аналіз (s- та q-граматики) 154 KB
  КВграматика називається sграматикою тоді і тільки тоді коли 1 права частина кожного правила починається терміналом; 2 якщо два правила мають співпадаючі ліві частини такі правила називаються альтернативними то праві частини цих правил починаються різними символами. Тепер означимо множину вибору для кожного правила.
68841. Визначення множин вибору продукцій (продовження) 242 KB
  Розглядається права частина кожного правила, починаючи з лівого символу. Якщо поточний символ - термінал, то він включається у множину ПЕРШ для поданого правила, і процес зупиняється. В іншому разі у множину, що формується, включається множина ПЕРШ для поточного нетермінала, і якщо цей нетермінал анулює...
68842. Критерії вибору та вибір архітектури комп’ютера та периферії 1.96 MB
  Задачі вибору архітектури комп’ютера та периферії. Критерії вибору: вартість, продуктивність, надійність, пропускна здібність, модульний принцип побудови, масштабованість, сумісність програмного забезпечення. Орієнтування на клас задач. Модернізованість. Вибір основних складових комп’ютера