92930

Регулирование общественных отношений: понятие система

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Видовым отличием социального регулирования от иных общественных явлений является в первую очередь его нормативность со всеми свойственными ей особенностями. Диапазон подходов к пониманию социального регулирования достаточно широк. Следующий подход к понятию социального регулирования исходит из идеи классового общества.

Русский

2015-08-24

25.78 KB

0 чел.

Регулирование общественных отношений: понятие система.

Общественные отношения – отношения, возникающие

Родовым признаком или родом явлений, к которым относится социальное регулирование можно считать общественные явления – такие явления, которые протекают в общественной организации людей, оказывают влияние на социальный порядок и их участниками являются сами люди (их объединения, группы), государство, природные и техногенные (независящие прямо от человеческого фактора) феномены. Видовым отличием социального регулирования от иных общественных явлений является, в первую очередь, его нормативность со всеми свойственными ей особенностями.

Диапазон подходов к пониманию социального регулирования достаточно широк. Многообразие этих подходов обусловлено тем, что человеческое общество стремилось понять не только форму своего существования, но и феномены, определяющие это существование.

Религиозные, теологические, представления о социальном регулировании основываются на том, что должное (желаемое) поведение человека определено Богом (роком, судьбой). Человек сам выбирает, каким путем ему идти, какие поступки совершать. Он сам несет ответственность за свои действия. Однако его самостоятельность ограничивается (причем весьма и весьма жестко) обязательными для исполнения правилами – заповедям, канонам, поучениям (например, «не убий», «не укради» и так далее). В целом, социальное регулирование понимается религией как подчинение человеком своих конкретных действий некоторым общим принципам (которые могут иметь очень высокую степень конкретизации), причем действие или не действие человека в соответствии с ними поощряется или карается сверхъестественно – воздаянием за грехи или за праведность после (христианство, ислам) или в следующей (буддизм) жизни.

Следующий подход к понятию социального регулирования исходит из идеи классового общества. Его суть заключается в том, что в основе регулирования лежат классовые интересы, причем интересы господствующего класса играют главнейшую роль (в нравственной сфере отражаются конкретные социальные интересы). Этот подход утверждает, что господствующий класс с помощью социального регулирования подавляет другие классы и держит их в повиновении, вносит в общественную жизнь идеалы им же самим и выработанные. В конечном итоге базой всего социального регулирования представляется сложившая и функционирующая форма экономических отношений. Данный, классовый, подход был широко распространен в странах бывшего социалистического лагеря.

Для кибернетического подхода характерной чертой понимания социального регулирования является воздействие на общественные отношения и процессы, когда объекту регулирования после этого воздействия придаются заранее определенные параметры. С точки зрения такого подхода, предполагается, что некто (государство, общество или конкретная социальная группа) имеет осознание протекающих в обществе отношений и возможность влиять на них.

Основываясь на анализе вышеприведенных, а также представленных в современной теоретико-юридической литературе, подходов, можно привести следующие определения понятие социального регулирования.

Социальное регулирование – это совокупность имманентных обществу процессов, определяющих конкретный социальный порядок, устанавливающих необходимые пределы свободы для членов общества с целью обеспечения социально ценного поведения и возможности осуществления каждым индивидом своей воли; путем упорядочения социальных отношений, возникающих между членами общества (людьми, их группами и общественными институтами), а также между человеком и природой.

В связи с данным определением необходимо остановиться на следующих моментах, присущих социальному регулированию.

Во-первых, социальное регулирование это совокупность имманентных обществу процессов. Здесь необходимо отметить три элемента.

  1. Это процессы, то есть им присущ такой критерий, как длительность – они объективно появляются, изменяются в процессе бытия и прекращаются.
  2. Это совокупность процессов. Совокупность подразумевает сосуществование, взаимобытие и взаимодействие.
  3. Это имманентные (глубинно присущие) обществу процессы. Невозможно общество без регулирования, а регулирование без общества.

Во-вторых, социальное регулирование определяет конкретный социальный порядок. Однако именно социальное регулирование играет ведущую роль, поскольку имеет: волевую природу, протяженность действия (оно вообще непрерывно), закрепленность в определенных формах (различные виды социальных регуляторов).

В-третьих, целью социального регулирования является обеспечение социально ценного поведения и возможности осуществления каждым индивидом своей воли.

В-четвертых, социальное регулирование осуществляется путем упорядочивания социальных отношений, возникающих между членами общества (людьми, их группами и общественными институтами), а также между человеком и природой. Объекты социального регулирования:

а) люди как таковые, как личности, индивиды;

б) группы людей – объединения, общности, слои, классы и так далее;

в) общественные институты – в первую очередь – государство.

Субъекты регулирования также приведены – это социальные отношения, т.е. отношения между вышеобозначенными объектами.

Также необходимо добавить, что социальное регулирование представляет собой именно упорядочивание отношений – это отличает его от другого фактора влияния на социальный порядок – актов индивидуального регулирования.

В-пятых, любой процесс имеет источник появления, влияющий фактор и причину прекращения. По отношению к процессам социального регулирования можно выделить две формы, которые могут принимать на себя все три атрибута. Первая форма – естественно-общественная. Вторая форма – индивидуально волевая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28711. Конституция РФ 1993 г. и ее основные положения 14.17 KB
  Конституция РФ 1993 г. Всероссийский референдум по проекту новой Конст. Конст. В конст.
28712. Совершенствование государственного аппарата. Укрепление правовой основы государственной жизни в современных условиях 12.78 KB
  Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В 19921993 в России существовало три ветви власти: законодательная съезд народных депутатов России и избираемый ими Верховный Совет; исполнительная президент и назначаемое им правительство; и судебная во главе с Конституционным судом. Ельцин издал указ в котором объявил о роспуске съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета проведении в декабре выборов нового органа законодательной власти Федерального...
28713. Обновление законодательства и приспособление его к условиям рыночной экономики в современных условиях 12.52 KB
  Государственное регулирование экономики ставит своей целью соблюдать интересы государства общества в целом социально незащищенных слоев населения. Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения назначения и дифференциации налоговых ставок введения налоговых льгот освобождение от налогов. Денежнокредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Бюджетное регулирование заключается в том что государственные органы обладают возможностью...
28714. Силовые структуры, их место и роль в Российском демократическом государстве 13.09 KB
  Помимо вопроса безопасности мирных граждан и реформирования армии есть еще один аспект который не может не волновать общество при поиске места и задач для силовиков в современных условиях. Особенности функционирования силовых институтов на современном этапе их развития предполагают некоторые выводы: вопервых функции армии и милиции как инструментов власти являются частью государственных функций и находятся в прямой зависимости от природы правящего в стране политического режима проводимой им политики; вовторых основным предназначением...
28715. Разработка и принятие Конституции СССР 1936г. Ее основные положения. Реорганизация системы Советов. Национально-государственное строительство в 1936 - 1940 гг., его правовая оценка 13.45 KB
  Разработка и принятие Конституции СССР 1936г. Новая Конституция СССР была утверждена 5 декабря 1936 г. Политой основой СССР в ней названы Советы депутатов трудящихся эккой основой социалистическая система хозва и социалистическая собствсть на орудия и средства производства. провозгласила что в СССР победили социалистические общные отношения и создались такие основы социализма как ликвидация эксплуататорских классов господство социалистической собствти наличие дружественных классов рабочих крестьян и народной интеллигенции...
28716. Развитие законодательства о колхозах и труде в предвоенные годы 14.34 KB
  На II Всесоюзном съезде колхозников ударников был принят Примерный устав сельскохозяйственной артели который впоследствии был утвержден СНК СССР и ЦК ВКПб. СНК СССР и ЦК ВКПб в целях развития животноводства приняли следующие постановления: от 8 июля 1939 г. Постановление СНК СССР ЦК ВКПб и ВЦСПС от 28 дек. О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины улучшению практики госго соцго страхя и борьбе с злоупотреблениями в этом деле; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г.
28717. Сталинский «большой скачок» и утверждение в СССР тоталитарного режима (1929 – 1940) 13.91 KB
  Сталинский большой скачок и утверждение в СССР тоталитарного режима 1929 1940. разработанных Госпланом СССР она одобрила первый. Немало крупных объектов возводилось в национальных республиках СССР. Происходили также важные сдвиги в управлении всем промм комплексом СССР.
28718. Перестройка органов государственной власти и управления в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) 12.8 KB
  Поскольку сразу встал вопрос об эвакуации промышленных предприятий в восточные районы страны был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре оба органа сменило Управление по делам эвакуации. Эвакуацией людей занималось Управление по эвакуации населения.
28719. Гражданское, трудовое, колхозное и уголовное право в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.) 13.75 KB
  В грм праве оправдывается принцип единства госной собствсти позволявший госву оперативно и быстро распоряжаться своей собствтью в целях налаживания военной экономики мобилизации всех существующих ресурсов на борьбу с фашизмом. Были расширены права госва в отношении некотх объектов права личной собстти в круг наследников были включены трудоспособные родители братья и сестры. Трудовой мобилизации подлежали мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет не работавшие в госных учреждениях и предпрях. Усиливается отвсть лишение...