92930

Регулирование общественных отношений: понятие система

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Видовым отличием социального регулирования от иных общественных явлений является в первую очередь его нормативность со всеми свойственными ей особенностями. Диапазон подходов к пониманию социального регулирования достаточно широк. Следующий подход к понятию социального регулирования исходит из идеи классового общества.

Русский

2015-08-24

25.78 KB

0 чел.

Регулирование общественных отношений: понятие система.

Общественные отношения – отношения, возникающие

Родовым признаком или родом явлений, к которым относится социальное регулирование можно считать общественные явления – такие явления, которые протекают в общественной организации людей, оказывают влияние на социальный порядок и их участниками являются сами люди (их объединения, группы), государство, природные и техногенные (независящие прямо от человеческого фактора) феномены. Видовым отличием социального регулирования от иных общественных явлений является, в первую очередь, его нормативность со всеми свойственными ей особенностями.

Диапазон подходов к пониманию социального регулирования достаточно широк. Многообразие этих подходов обусловлено тем, что человеческое общество стремилось понять не только форму своего существования, но и феномены, определяющие это существование.

Религиозные, теологические, представления о социальном регулировании основываются на том, что должное (желаемое) поведение человека определено Богом (роком, судьбой). Человек сам выбирает, каким путем ему идти, какие поступки совершать. Он сам несет ответственность за свои действия. Однако его самостоятельность ограничивается (причем весьма и весьма жестко) обязательными для исполнения правилами – заповедям, канонам, поучениям (например, «не убий», «не укради» и так далее). В целом, социальное регулирование понимается религией как подчинение человеком своих конкретных действий некоторым общим принципам (которые могут иметь очень высокую степень конкретизации), причем действие или не действие человека в соответствии с ними поощряется или карается сверхъестественно – воздаянием за грехи или за праведность после (христианство, ислам) или в следующей (буддизм) жизни.

Следующий подход к понятию социального регулирования исходит из идеи классового общества. Его суть заключается в том, что в основе регулирования лежат классовые интересы, причем интересы господствующего класса играют главнейшую роль (в нравственной сфере отражаются конкретные социальные интересы). Этот подход утверждает, что господствующий класс с помощью социального регулирования подавляет другие классы и держит их в повиновении, вносит в общественную жизнь идеалы им же самим и выработанные. В конечном итоге базой всего социального регулирования представляется сложившая и функционирующая форма экономических отношений. Данный, классовый, подход был широко распространен в странах бывшего социалистического лагеря.

Для кибернетического подхода характерной чертой понимания социального регулирования является воздействие на общественные отношения и процессы, когда объекту регулирования после этого воздействия придаются заранее определенные параметры. С точки зрения такого подхода, предполагается, что некто (государство, общество или конкретная социальная группа) имеет осознание протекающих в обществе отношений и возможность влиять на них.

Основываясь на анализе вышеприведенных, а также представленных в современной теоретико-юридической литературе, подходов, можно привести следующие определения понятие социального регулирования.

Социальное регулирование – это совокупность имманентных обществу процессов, определяющих конкретный социальный порядок, устанавливающих необходимые пределы свободы для членов общества с целью обеспечения социально ценного поведения и возможности осуществления каждым индивидом своей воли; путем упорядочения социальных отношений, возникающих между членами общества (людьми, их группами и общественными институтами), а также между человеком и природой.

В связи с данным определением необходимо остановиться на следующих моментах, присущих социальному регулированию.

Во-первых, социальное регулирование это совокупность имманентных обществу процессов. Здесь необходимо отметить три элемента.

  1. Это процессы, то есть им присущ такой критерий, как длительность – они объективно появляются, изменяются в процессе бытия и прекращаются.
  2. Это совокупность процессов. Совокупность подразумевает сосуществование, взаимобытие и взаимодействие.
  3. Это имманентные (глубинно присущие) обществу процессы. Невозможно общество без регулирования, а регулирование без общества.

Во-вторых, социальное регулирование определяет конкретный социальный порядок. Однако именно социальное регулирование играет ведущую роль, поскольку имеет: волевую природу, протяженность действия (оно вообще непрерывно), закрепленность в определенных формах (различные виды социальных регуляторов).

В-третьих, целью социального регулирования является обеспечение социально ценного поведения и возможности осуществления каждым индивидом своей воли.

В-четвертых, социальное регулирование осуществляется путем упорядочивания социальных отношений, возникающих между членами общества (людьми, их группами и общественными институтами), а также между человеком и природой. Объекты социального регулирования:

а) люди как таковые, как личности, индивиды;

б) группы людей – объединения, общности, слои, классы и так далее;

в) общественные институты – в первую очередь – государство.

Субъекты регулирования также приведены – это социальные отношения, т.е. отношения между вышеобозначенными объектами.

Также необходимо добавить, что социальное регулирование представляет собой именно упорядочивание отношений – это отличает его от другого фактора влияния на социальный порядок – актов индивидуального регулирования.

В-пятых, любой процесс имеет источник появления, влияющий фактор и причину прекращения. По отношению к процессам социального регулирования можно выделить две формы, которые могут принимать на себя все три атрибута. Первая форма – естественно-общественная. Вторая форма – индивидуально волевая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53882. Проблемы выявления и изучения исторических типов культуры в зарубежной и отечественной науке 32.5 KB
  Культурно-исторический тип — понятие политической теории Николая Данилевского, сформулированное в его книге «Россия и Европа»; система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов.
53883. Кров. Кровообіг 50 KB
  Мета: перевірити знання учнів про склад і функції крові будову і роботу серця кровоносних судин профілактику захворювань серцевосудинної системи; розвивальна: продовжити формування умінь та навичок порівнювати узагальнювати робити висновки відпрацьовувати навички роботи з тестовими завданнями формувати навички публічного виступу з підготовленої теми; виховувати культуру мовлення бережливе ставлення до особистого здоровя. Обладнання: таблиці “Склад кровіâ€ “Серц冓Круги кровообігу†“Шкідливість...
53884. Кровообращение 45.5 KB
  Восстановление знаний учащихся об органах кровообращения. Приём Мозговой штурм Что такое кровообращение Какие органы входят в систему кровообращения Какие кровеносные сосуды вы знаете Какие сосуды называются артериями Какие сосуды называются венами Какие сосуды называются капиллярами Какая бывает кровь В чём отличие 2. Этапы эволюции системы кровообращения у позвоночных животных. Приём Экскурсия по страницам зоологии у рыб двухкамерное сердце один круг кровообращения система замкнутая кровь смешанная; у...
53885. Органи кровообігу 91.5 KB
  Обладнання: таблиця Органи кровообігу картки; компютер ППЗ Природознавство 3й клас для загальноосвітніх навчальних шкіл. Органи дихання це ніс гортань трахея бронхи легені легеневі пухирці кровоносні судини 3. Мотивація навчальної діяльності Прослухавши вірш ви легко дасте відповідь на запитання: про яку систему органів сьогодні піде мова Тема сьогодні у нас важкувата Адже кров ми вивчаєм малята.
53886. День слави і печалі. Урок – пам’ять присвячений річниці бою під Крутами 111 KB
  94 роки тому назад у бою під Крутами що на Чернігівщині понад 300 курсантів військової школи студентів та гімназистів рішуче відстоюючи право українського народу жити у власній державі вступили у нерівний бій із значно переважаючим добре озброєним і вишколеним противником і протягом кількох днів стримували на підступах до Києва величезну більшовицьку армію. Єдиною активною мілітарною нашою силою була наша інтелігентна молодь і частина національносвідомого робітництва яке гаряче стояло за українську державність розуміючи за нами ту...
53887. Квадратне рівняння та його використання 87.5 KB
  Завдання: навчальні: відтворити знання про квадратне рівняння його види способи розвязування;вміння розвязувати квадратні рівняння. використовувати рівняння що зводяться до квадратних перетворювання раціональних виразів розвязування квадратичних виразів графічним способом; систематизувати та узагальнити навчальні досягнення учнів щодо розвязання квадратних рівнянь та їх використання в ході уроку та їх використання в ході уроку під час формування компетенцій учнів з алгебри;;розвивальні: розвивати увагу мислення пам'ять...
53889. Американська їжа. Традиційна українська кухня 332 KB
  Dear friends! I аm very glad to meet you here in our beautiful village and welcome you to the lesson About Americans Food. Today we shall speak English, watch video-cassettes. In other words we shall enjoy the English language today.
53890. Методика «Кулькова лялька» 90.5 KB
  Вік: рекомендуємо використовувати з 2х років разом з психологом з батьками до 11 років вік коли дитина ще вірить у казки чаклунство. Емоція яку проговорить дитина буде відображена на обличчі кулькової ляльки. Хід роботи: Чарівні маленькі предмети дитина кладе у коробок зпід кіндерсюрпризу. Дитина думає про те що їй допомагає та 3 рази дує в коробочок закриває його.