92930

Регулирование общественных отношений: понятие система

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Видовым отличием социального регулирования от иных общественных явлений является в первую очередь его нормативность со всеми свойственными ей особенностями. Диапазон подходов к пониманию социального регулирования достаточно широк. Следующий подход к понятию социального регулирования исходит из идеи классового общества.

Русский

2015-08-24

25.78 KB

0 чел.

Регулирование общественных отношений: понятие система.

Общественные отношения – отношения, возникающие

Родовым признаком или родом явлений, к которым относится социальное регулирование можно считать общественные явления – такие явления, которые протекают в общественной организации людей, оказывают влияние на социальный порядок и их участниками являются сами люди (их объединения, группы), государство, природные и техногенные (независящие прямо от человеческого фактора) феномены. Видовым отличием социального регулирования от иных общественных явлений является, в первую очередь, его нормативность со всеми свойственными ей особенностями.

Диапазон подходов к пониманию социального регулирования достаточно широк. Многообразие этих подходов обусловлено тем, что человеческое общество стремилось понять не только форму своего существования, но и феномены, определяющие это существование.

Религиозные, теологические, представления о социальном регулировании основываются на том, что должное (желаемое) поведение человека определено Богом (роком, судьбой). Человек сам выбирает, каким путем ему идти, какие поступки совершать. Он сам несет ответственность за свои действия. Однако его самостоятельность ограничивается (причем весьма и весьма жестко) обязательными для исполнения правилами – заповедям, канонам, поучениям (например, «не убий», «не укради» и так далее). В целом, социальное регулирование понимается религией как подчинение человеком своих конкретных действий некоторым общим принципам (которые могут иметь очень высокую степень конкретизации), причем действие или не действие человека в соответствии с ними поощряется или карается сверхъестественно – воздаянием за грехи или за праведность после (христианство, ислам) или в следующей (буддизм) жизни.

Следующий подход к понятию социального регулирования исходит из идеи классового общества. Его суть заключается в том, что в основе регулирования лежат классовые интересы, причем интересы господствующего класса играют главнейшую роль (в нравственной сфере отражаются конкретные социальные интересы). Этот подход утверждает, что господствующий класс с помощью социального регулирования подавляет другие классы и держит их в повиновении, вносит в общественную жизнь идеалы им же самим и выработанные. В конечном итоге базой всего социального регулирования представляется сложившая и функционирующая форма экономических отношений. Данный, классовый, подход был широко распространен в странах бывшего социалистического лагеря.

Для кибернетического подхода характерной чертой понимания социального регулирования является воздействие на общественные отношения и процессы, когда объекту регулирования после этого воздействия придаются заранее определенные параметры. С точки зрения такого подхода, предполагается, что некто (государство, общество или конкретная социальная группа) имеет осознание протекающих в обществе отношений и возможность влиять на них.

Основываясь на анализе вышеприведенных, а также представленных в современной теоретико-юридической литературе, подходов, можно привести следующие определения понятие социального регулирования.

Социальное регулирование – это совокупность имманентных обществу процессов, определяющих конкретный социальный порядок, устанавливающих необходимые пределы свободы для членов общества с целью обеспечения социально ценного поведения и возможности осуществления каждым индивидом своей воли; путем упорядочения социальных отношений, возникающих между членами общества (людьми, их группами и общественными институтами), а также между человеком и природой.

В связи с данным определением необходимо остановиться на следующих моментах, присущих социальному регулированию.

Во-первых, социальное регулирование это совокупность имманентных обществу процессов. Здесь необходимо отметить три элемента.

  1. Это процессы, то есть им присущ такой критерий, как длительность – они объективно появляются, изменяются в процессе бытия и прекращаются.
  2. Это совокупность процессов. Совокупность подразумевает сосуществование, взаимобытие и взаимодействие.
  3. Это имманентные (глубинно присущие) обществу процессы. Невозможно общество без регулирования, а регулирование без общества.

Во-вторых, социальное регулирование определяет конкретный социальный порядок. Однако именно социальное регулирование играет ведущую роль, поскольку имеет: волевую природу, протяженность действия (оно вообще непрерывно), закрепленность в определенных формах (различные виды социальных регуляторов).

В-третьих, целью социального регулирования является обеспечение социально ценного поведения и возможности осуществления каждым индивидом своей воли.

В-четвертых, социальное регулирование осуществляется путем упорядочивания социальных отношений, возникающих между членами общества (людьми, их группами и общественными институтами), а также между человеком и природой. Объекты социального регулирования:

а) люди как таковые, как личности, индивиды;

б) группы людей – объединения, общности, слои, классы и так далее;

в) общественные институты – в первую очередь – государство.

Субъекты регулирования также приведены – это социальные отношения, т.е. отношения между вышеобозначенными объектами.

Также необходимо добавить, что социальное регулирование представляет собой именно упорядочивание отношений – это отличает его от другого фактора влияния на социальный порядок – актов индивидуального регулирования.

В-пятых, любой процесс имеет источник появления, влияющий фактор и причину прекращения. По отношению к процессам социального регулирования можно выделить две формы, которые могут принимать на себя все три атрибута. Первая форма – естественно-общественная. Вторая форма – индивидуально волевая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48654. МЕХОВЫЕ ТОВАРЫ 13.31 MB
  Топография и химический состав шкурки стр. Меховые товары – это пушно-меховые и овчинно-шубное сырье шкурки выделанные меховые и овчинно-шубные изделия. Меховые товары невыделанные шкурки пушно-меховое сырьё и выделанные шкурки пушно-меховой полуфабрикат объединяются в группу пушно-меховые товары. Ценность меховых товаров определяется четырьмя основными свойствами которыми обладают пушно-меховые шкурки: высокими теплозащитными...
48655. Робота з программами навчального призначення: іноземна мова, математика 341.5 KB
  Запустив програму MS Word 2007. Щоб запустити програмуперекладач треба натиснути на рецензированиеперевод і вставити текст.Скопіював переклад у буферізакрив програму перекладач і вставив переклад у свій документ.
48656. Порівняння заробітної плати в Україні та інших країнах світу 242 KB
  Нарешті необхідність належної збалансованості економічних інтересів учасників виробництва потребує збільшення частки оплати праці у структурі суспільного продукту. Отже для розвитку економіки збільшення інвестицій необхідне зростання рівня оплати праці. Актуальність теми дослідження зумовлена необхідністю наближення рівня продуктивності працізаробітної плати і доходів найманих працівників до рівня розвинутих країн. Це зумовлює необхідність здійснення системного дослідження оплати праці в Україні та інших країнах світу.
48657. Расчет структуры электромагнитных полей 373 KB
  Для заданной геометрии и параметров среды получены аналитические выражения значений потенциалов и напряженностей полей внутри и вне цилиндрической полости, а также значение вектора магнитной индукции в заданной точке
48658. Комерційна діяльність 336.49 KB
  Руські торгівці вели зовнішню торгівлю вроздріб, кожен сам по собі, на свій страх і ризик. Від цього сили і засоби окремих руських купців, як правило, недостатніми для цього діла, тому вони не могли витримати конкуренцію закордонних купців і постійно залишались в «мінусах»
48659. СПОСОБИ ПОЛІПШЕННЯ ТЕПЛОІЗОЛЯЦІЇ БУДІВЕЛЬ СТАРОЇ ЗАБУДОВИ 565 KB
  Метою цієї роботи є визначення порядку чергування огороджувальних шарів стіни несуча та теплоізолююча частина що забезпечить найменші темп та швидкість її охолодження з метою вибору оптимальних варіантів енергозберігаючих рішень по утепленню житлових приміщень старої забудови постійного та періодичного опалення. У роботі проведено розрахунок розподілу температури по шарах для різних конструкцій утеплених стін визначено кількість теплоти що треба витратити на кожен квадратний метр поверхні стіни аби температура у приміщенні стала...
48660. История политических и правовых учений 688.6 KB
  История политических и правовых учений – юридическая наука и учебная дисциплина исторического профиля. В то же время, как и юриспруденция в целом, она относится к числу гуманитарных (социально-гуманитарных) наук. В этом качестве она взаимодействует с другими гуманитарными науками, но прежде всего и главным образом с философией.
48662. Державні запозичення та фінансова безпека держави 268.5 KB
  Зумовили досить стрімке накопичення боргу та концентрацію платежів щодо його обслуговування у вузькому часовому інтервалі. Недаремно на суспільно – психологічному й емоційному рівнях сприймання державних запозичень варіює від апокаліпсичного образу смертоносної проблеми до чудодійного засобу вирішення всіх проблем що знайшло своє відображення в науково – теоретичних уявленнях про природу державного боргу. Функціонування державного кредиту можливе при таких суспільно – економічних умовах: матеріально – майновому розшаруванні й соціальній...