92944

Уголовно-правовая наука. Ее предмет и метод, связь с другими науками

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Наука уголовного права представляет собой систему уголовно-правовых идей и взглядов теоретических положений относящихся ко всем проблемам уголовного права. Предметом науки уголовного права являются российское и зарубежное уголовное законодательство история развития уголовно-правовой мысли и уголовно-правовых институтов...

Русский

2015-08-24

21.61 KB

0 чел.

Уголовно-правовая наука. Ее предмет и метод, связь с другими науками.

Наука уголовного права представляет собой систему уголовно-правовых идей и взглядов, теоретических положений, относящихся ко всем проблемам уголовного права.

Предметом науки уголовного права являются российское и зарубежное уголовное законодательство, история развития уголовно-правовой мысли и уголовно-правовых институтов, правоприменительная деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, особенности субъектов, совершающих различные виды преступление. Поэтому предмет науки уголовного права значительно шире предмета уголовного права как системы уголовного законодательства.

Наука уголовного права, анализируя нормы уголовного законодательства и обобщая практику следственных органов и судов, разрабатывает рекомендации по совершенствованию практики уголовно-правовой борьбы с преступностью.

Развитие теории уголовного права, изучение зарубежного законодательного и практического опыта борьбы с преступностью способствуют совершенствованию уголовного законодательства России.

Метод – это способ получения результата, избранный исследователем путь познания, это конкретные приемы и операции действия и воздействия.

Методы науки уголовного права могут быть условно подразделены на формальные и содержательные.

К первым относятся догматический, сравнительно-правовой, историко-правовой.

Ко вторым – философский, социологический и криминологический.

Догматический метод позволяет уяснить смысл правовой нормы с помощью анализа ее логической конструкции и значения терминов, использованных законодателем.

Сравнительно – правовой метод, заключается в анализе норм уголовного права в сравнении с другими нормами.

Историко-правовой или исторический метод дает возможность взглянуть на нормы и институты уголовного права через призму собственно исторического развития уголовного права и уголовно – правовой науки.

Философский или диалектический метод очень часто сводят к использованию «в уголовно – правовом исследовании основных законов и категорий диалектики».

Социологический метод заключается в проведении различных конкретно – социологических исследований.

Криминологический метод – сродни социологическому, но позволяет понять, как уголовный закон сказывается на уровне и динамике преступности: ведет к снижению, дает рост или является статистически безразличным.

Задачами науки уголовного права являются: разработка фундаментальных проблем уголовно-правовой теории, предложений по совершенствованию и развитию уголовного законодательства, обобщение и анализ судебной практики, и формулирование рекомендаций по повышению ее эффективности, изучение зарубежного опыта борьбы с преступностью, правовая пропаганда в целях повышения правосознания населения, издание учебной и методической литературы для обеспечения юридического образования в стране.

Уголовно-правовая наука опирается в своих исследованиях и прогнозах на правовую статистику и ее составную часть - уголовную статистику. Статистические данные необходимы науке уголовного права для выявления социальной обусловленности криминализации или декриминализации тех или иных негативных явлений. Пожалуй, наиболее тесную связь наука уголовного права имеет с наукой об уголовно-исполнительном законодательстве предметом которой являются изучение, анализ и обобщение законов, регламентирующих исполнение уголовных наказаний. Данная наука исследует эффективность реализации целей наказания в процессе их исполнения, а также результатов применения тех или иных видов наказаний. Связана уголовно-правовая наука и с криминалистикой, имеющей основным предметом изучение специальных методов и приемов обнаружения, закрепления и исследования доказательств совершения преступлений, а также розыска и установления личности преступника. Уголовно-правовая наука, опираясь на криминалистику, используя данные других наук, имеющих прикладное значение (судебная психология, судебная медицина, судебная психиатрия), имеет возможности более основательно, точно и четко выявлять степень опасности преступления, раскрыть обстоятельства его совершения, дать оценку личности преступника, установить все признаки состава преступления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60195. Я люблю Україну, Позакласний захід для учнів початкової школи 90 KB
  Чи вірите що є такі квіти кульбабки та куль дідки Ні. Чи вірите що соком калини можна лікуватися від простудних захворювань і від авітамінозі Так. що сич заморожує на зиму в дуплі як у холодильникумишей і птахів Так. –що в Карпатах ростуть смереки Так.
60196. В гостях у доктора Пилюлькина. Устный журнал для учащихся 2 - 4 классов 46 KB
  Цели: расширить знания учащихся о вирусных заболеваниях, создать условия для формирования навыков здорового образа жизни, развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство товарищества.
60197. Життя без насильства 42 KB
  Мета ознайомити дітей з документами які захищають їх права; теоретично обґрунтувати сутність насильства зясувати основні причини насильства над дітьми в середовищі сімї та виявлення шляхів його подолання.
60198. ТЕХ ДНЕЙ НЕ СТЕРЕТЬ ИЗ ПАМЯТИ ЛЮДСКОЙ 69.5 KB
  Оформление доски: Уж больше полвека остывши молчат батареи И мирную землю не рвет не терзает фугас Но кажется памяти нашей ни чуть не старея Умершие так же как прежде сегодня живут среди нас...
60200. Воспитательное мероприятие «Путешествие по городу Здоровейску» 43.5 KB
  А вот и первый привал. 1 привал Санпост Называются имена аккуратных детей Отгадайте загадки. Прыжком марш 2 привал. костюм держит гантели 1234 Стану всех сильнее в мире Буду в цирке выступать Бегемота поднимать...
60202. Людина і природа: трагедія чи ідилія 51.5 KB
  З’являється Гамлет. Гамлет: Купатися чи не купатися мені Питання це тривожить мозок мій. Ліворуч у напівтемряві з’являється тінь батька Гамлета. Батько Гамлета: Гамлете синку мій Гамлет озирається: Хто тут Батько Гамлета: Це я твій тато що рано у могилу зліг.