92945

Понятие и значение состава преступления. Виды составов преступления

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Субъективная сторона преступления – психическое отношение лица к совершенному им преступлению, которое характеризуется конкретной формой вины, мотивом и целью. Умысел и неосторожность - категория виновности – обязательны для любого состава преступления, мотив и цель для одних составов обязательны...

Русский

2015-08-24

24.9 KB

0 чел.

Понятие и значение состава преступления. Виды составов преступления.

Состав преступления – это совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих общ. опасное деяние как преступление.

Обязательные – признаки, присущие всем конкретным составам.

Объект преступления – охраняемые нормами УЗ опр. общ.

отношения. Объект – то, на что реально посягает преступление, какой вред оно причинило или поставило под угрозу причинения преступления.

Общий объект – совокупность общественных отношений, отв. за нарушение которых предусматривается УЗ.

Родовой объект – группа однородных общ. отношений, охраняемых УЗ от преступлений, образующих однородную группу (личность, сфера эконом., общ. порядок и общ. безопасность, основы конст. строя, мир и безопасность человечества и др.).

Видовой объект – совокупность выделенных из однородной группы совокупность составляющих (личность – род. объект, её жизнь, здоровье, достоинство и пр. – видовой).

Предмет преступления является элементом объекта, воздействуя на который, преступник нарушает или пытается нарушить общ. отношения. Признаками состава, характеризующими объект, являются: объект посягательства, предмет преступления и потерпевший.

Объкт. сторона – всегда деяние, т.е. действие или бездействие. Признаки: общ. опасное действие или

бездействие лица, вредные последствия, причинная связь между общ. опасным действием (бездействием) и вредными последствиями, место, время, способ, обстановка, орудия и

средства совершения преступления.

Причинная связь – объективно сущ. связь между общ. опасным деянием и наступившими общ. опасными последствиями.

Субъективная сторона преступления – психическое отношение лица к совершенному им преступлению, которое характеризуется конкретной формой вины, мотивом и целью.

Умысел и неосторожность - категория виновности – обязательны для любого состава преступления, мотив и цель для одних составов обязательны, для др. факультативны.

Вина – психическое отношение лица к совершаемому им преступлению, выражающееся в форме умысла или неосторожности.

Мотив – осознанное побуждение к определённому действию, источник действия, его движущая сила (корысть, месть, личные побуждения и т.д.).

Цель – то, чего хочет лицо достичь совершением преступления.

Значение субъективной стороны состоит в том, что при её помощи точно квалифицируется преступления, ограничиваются сходные составы, индивидуализируется отв.

Вина – психическое отношение лица к совершаемому им преступлению, выражающееся в форме умысла или неосторожности.

Умысел:

Умысел делится по моменту возникновения: заранее обдуманный и внезапно возникший; по степени

определенности: определённый, неопределённый.

Прямой умысел – лицо осознавало опасность своего действия или бездействия, предвидело возможность или неизбежность наступления общ. опасных последствий и желало их наступления.

Косвенный умысел – лицо осознавало общ. опасность своего деяния, предвидело возможность наступления общ. опасных последствий, но не желало, а сознательно допускало эти последствия либо безразлично к ним относилось.

Неосторожность:

Легкомыслие – лицо предвидело возможность наступления общ. опасных последствий своих действий (бездействий), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Небрежность – лицо не предвидело возможности наступления общ. опасных последствий своих действий (бездействий), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Сложная форма вины – соединение в одном составе двух различных форм вины, из которых одна характеризует психическое отношение к деянию, другая – к наступившему результату.

Характерная особенность: умышленное преступление, тяжкие последствия.

Юр. значение формы вины:

1. В случаи установления отв. только конкретная её форма позволяет разграничить преступное и неприступное.

2. Опр. квалификацию преступления.

3. Учитывается при назначении наказания.

4. Служит критерием при опр. тяжести преступления.

5. Учитывается при опр. в приговоре вида исправительного учреждения.

6. Влияет на признание содеянного рецидивом, а также учитывается при условно-досрочном осв.

Субъект – физ. лицо, вменяемое и достигшее опр. возраста.

Вменяемость – способность лица отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

Вменяемость – такое состояние психики, при котором чел. в момент совершения общ. опасного деяния может осознавать значение своих действий и руководить ими.

Невменяемость – неспособность лица осознавать фактический хар-р и общ. опасность своих действий

(бездействии) либо руководить ими вследствие хрон. психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Мед. критерий невменяемости:

Хрон. психическое расстройство – группа заболеваний, носящих длительный характер, которые трудно поддаются лечению, протекают непрерывно: шизофрения, эпилепсия и др.

Временного расстройство психики – остро протекающее псих. заболевания, которые быстро развиваются, длятся непродолжительное время и заканчиваются полным выздоровлением: острый реактивный психоз, патологическое опьянение и др.

Слабоумие – стойкое повреждение псих. деятельности с повреждением интеллекта чел.

Три степени: дебильность (л.), имбецильность (ср.), идиотия (глубокая степень поражения умственной

деятельности).

Иное болезненное состояние – нарушение психики, которое не подпадает под признаки наз. выше трёх категорий. Последствия черепно-мозговой травмы, тяжёлого инф. заболевания, тяжёлой формой психопатии, явл. абстиненции.

Юр. критерий характеризуется 2-мя признаками:

- интеллектуальным (неспособность лица осознавать фактический хар-р и общ. опасность своих действий (бездействии))

- волевым (неспособность руководить своими поступками).

Для признания лица невменяемым должно быть установлено наличие хотя бы одного признака, относящегося к мед. критерию, и хотя бы одного признака. относящегося к юр. критерию.

Факультативные – признаки, используемые законодателем при конструкции не всех, а лишь части составов, в “добавлении” к основным.

Для объекта – допол. объект, предмет преступления.

Для объективной стороны – наступившие последствия и причинная связь, а также время, место, способ, орудия и средства совершения преступления.

Для субъективной стороны – мотив, цель.

Для субъекта – ряд признаков относящихся к полу, возрасту, соц. положению, нахождению в родстве и др., позволяющих признать субъект специальным.

Значение:

- будучи вкл. в число признаков основного состава, они становятся обязательными.

- позволяют квалифицировать деяние по квалифицированному или привилегированному составу.

- являются смягчающими или отягчающими обстоятельствами и влияют на выбор наказания в приделах санкции.

Классификация составов преступления

По степени общ. опасности: - на основной состав, состав со смягчающими или отягчающими обстоятельствами либо с особо отягчающими.

По структуре (способу описания): - простой (один объект, одно действие образуют объективную сторону, одно последствие, одну форму вины); сложный (два объекта, признаки нескольких действий, несколько последствий, крупный ущерб); альтернативный (преступным является любое из перечисленных действий: изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, сбыт

наркотических средств и психотропных веществ).

По конструкции объект. стороны:

материальный (кража, убийство) – составы, в которых объективная сторона описывается не только указанием на деяние, но и указанием на наступление общ. опасных

последствий.

формальные (угроза убийства) – составы в диспозитивных признаках которых отсутствует указание на наступление общ. опасных последствий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7804. Советская школа и педагогика в 1945-1964 27 KB
  Советская школа и педагогика в 1945-1964 Реформы коснулись и народного образования. Получили развитие школы рабочей молодежи. Были увеличены масштабы подготовки рабочих через школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные уч...
7805. Советская школа и педагогика в сер. 60-х - н. 90х годов 25.5 KB
  Советская школа и педагогика в сер. 60-х - н. 90х годов Советская школа в период с 1958 по 1992г. В 1958г. был принят закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования, который установил в нашей ст...
7806. Становление коммунистической системы воспитания и образования в России после Октябрьской революции 33.5 KB
  Становление коммунистической системы воспитания и образования в России после Октябрьской революции Революционная перестройка школы. Первые декреты Советской власти по народному образованию и проведение их в жизнь. Великая Октябрьская социалистическа...
7807. Сухомлинский и Корчак и их педагогические идеи 30 KB
  Сухомлинский и Корчак и их педагогические идеи Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и...
7808. Тенденции развития образования в современном мире 39.5 KB
  Тенденции развития образования в современном мире Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности огромные достижения в этой област...
7809. Школа в России в первой половине 19 века 39.5 KB
  Школа в России в первой половине 19 века. Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники...
7810. Философия эпохи Возрождения (ренесанса) 58.5 KB
  Философия эпохи Возрождения В развитых странах Европы в период 12-13 век происходит развитие торговли и ремесел. Происходит рост производительности труда. Развиваются города. Они становятся центрами экономической и культурной жизни. Это была вершина...
7811. Немецкая идеалистическая философия. Философия Гегеля 38.5 KB
  Немецкая идеалистическая философия. Философия Гегеля Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Гегеля (1770-1831). Феноменология духа, Наука логика, Энциклопедия философских наук...
7812. Гносеология - теория познания 53 KB
  Гносеология - теория познания. Теория познания рассматривает вопросы познаваемости мира, способов познания, критерии истины. Возникла в 19 веке. Основы заложил Кант. Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительно...