92951

Понятие, значение и виды толкования уголовного закона

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Санкции уголовно-правовой нормы обладают высокой степенью репрессивности, вплоть до смертной казни или пожизненного заключения. Поэтому при ее применении следствию, суду необходимо быть предельно внимательными, следует точно понять заложенную в уголовном законе волю законодателя.

Русский

2015-08-25

20.31 KB

0 чел.

Понятие, значение и виды толкования уголовного закона

Толкование УЗ означает раскрытие его содержания, которое позволяет уяснить его сущность.

Санкции уголовно-правовой нормы обладают высокой степенью репрессивности, вплоть до смертной казни или пожизненного заключения. Поэтому при ее применении следствию, суду необходимо быть предельно внимательными, следует точно понять заложенную в уголовном законе волю законодателя. Уголовно-правовую норму вполне можно сравнить с математической формулой, где каждый символ несет большую смысловую нагрузку. Так и в правовой норме: пропустил знак препинания, спутал соединительный союз с разделительным, неверно понял примененный законодателем термин — и невиновное лицо будет осуждено, а виновное избежит ответственности.

Поэтому теория и практика придают важное значение толкованию уголовного закона, которое понимается как всестороннее и глубокое уяснение его смысла, правильное и точное раскрытие терминов, содержащихся в уголовно-правовой норме. Выделяют несколько видов толкования в зависимости от субъектов толкования, его приемов и объема.

По субъекту толкования:

легальное – осущ. гос. орган, которому предоставлено право давать толкование (орган гос. власти издавший закон).

судебное – даёт суд при применении закона по конкретному угол. делу, имеет обязательную силу только для данного дела; осущ. Пленумом Верховного Суда РФ в форме постановлений, разъясняет содержание закона и не содержит норм угол. права. научное (доктринальное) – дают учёные, преподаватели и иные лица – не имеет обязательной силы.

По способам (приёмам):

грамматическое - исследование текста закона по правилам грамматики синтаксиса (значения, понятия, связь между ними).

историческое – связанно с выяснением обстановки, условий и причин, которые привели к принятию или изменению УЗ.

логическое – позволяет уяснить сущность угол.-правовых норм.

По объёму:

буквальное – в точном соответствии с его текстом, когда буква закона совпадает с его содержанием.

ограничительное – сужает круг деяний, по сравнению с теми деяниями, на которые распространялась бы норма, если следовать её формальному текстуальному изложению.

распространительное - расширяются содержание угол.-правового положения по сравнению с его словесным выражением.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57682. Books are Our Friends. The World of Books 44.5 KB
  Objectives: Pupils’ learning outcomes: practical to present and give practice in the use of new words; will learn 8 new words; to present and give practice in the use of “be fond of”, will be able to express their attitude to reading and “be interested in” in the micro dialogues...
57683. Великобританія 59 KB
  So, we have refreshed our knowledge about our topic and it’s time for you to represent your own information about traditions in Great Britain. It was your home task for today.
57684. Favourite Clothes 116 KB
  Materials: a student book, pictures of clothes, cards with the names of clothes, cards with the task for reading, cards for practicing the phrasal verbs, pictures of three persons and cut sentences with their descriptions.
57685. The Earth does not belongs to us we belong to the Earth 36.5 KB
  The aim of the lesson: to develop the logical thought creative abilities, interest to learning English to our planet, to teach pupils to keep the environment clean. Equipment: pictures, songs, drawings, computers, CD, the song – M. D. “Save the Earth”
57687. Мої улюблені страви 43.5 KB
  Teacher: Very good! Я хочу дізнатися, про ваші вподобання на обід. Look at the blackboard, please (слайд 10). Використовуйте фрази «I like... for dinner», «I don`t like... for dinner». Але тепер вам треба пригадати назви продуктів за їхніми малюнками, які ви бачите на дошці.
57688. All About Food 53.5 KB
  On today`s lesson we`re going to speak about food. We`ll read a text about English meals, rememmber the names of different kinds of food, work in groops, listen to the text “Lunch at School” and do a test.
57689. Їжа. Food 206.5 KB
  So, as you see, we are beginning a new topic – “Food”. Do you think we’ll have good time learning it? Is it important to be able to speak on this topic? And you will be able not to speak, but to read...
57690. Фрукти. Овочі 45 KB
  The lemon is on the table. The banana is in the box. The strawberry is on the plate. The pear is in the tree. The plum is in his hand and the apple is in his right hand.