9297

Деонтология в хирургии

Лекция

Медицина и ветеринария

Лекция №16 Деонтология в хирургии Термин деонтология введен вначале 19 века английским философом и священником Бентом, как название науки о профессиональном поведении человека. Деонтология – учение о нравственных аспектах действия врача в сфе...

Русский

2013-03-01

21.89 KB

42 чел.

Лекция №16

Деонтология в хирургии

Термин «деонтология» введен вначале 19 века английским философом и священником Бентом, как название науки о профессиональном поведении человека.

Деонтология – учение о нравственных аспектах действия врача в сфере его профессиональной деятельности.

Медицинская деонтология – комплекс этических правил, норм, принципов, которыми руководствуется врач.

Медицинская тика – совокупность принципов регулирования норм поведения медицинских работников, рассматривающих взаимоотношения между всеми участниками лечебно-диагностического процесса (врач, больной, его родственники, средний и младший персонал).

Моральные принципы биомедицинской этики:

  1.  Принцип «не навреди» (модель Гиппократа)
  2.  Принцип «делай добро» (модель Парацельса)
  3.  Принцип «соблюдение долга» (деонтологическая модель)
  4.  Принцип «уважения прав и достоинства человека» (биоэтика)

Принцип «не навреди»

Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения, предубеждения лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека

  1.  Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь;
  2.  Хранить врачебную тайну;
  3.  Внимательно и заботливо относить к больному и действовать в его интересах;
  4.  Проявлять высочайшее уважение к жизни человека никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
  5.  Хранить благодарность и  уважение к своим учителям;
  6.  Доброжелательно относиться к коллегам;
  7.  Постоянно совершенствоваться;

Принцип «делай добро»

  1.  Актуальность, точность
  2.  Обязательность
  3.  Милосердие
  4.  Доброжелательность
  5.  Неторопливость в общение с больным, четкая последовательность, подчеркнутое внимание
  6.  Наблюдательность
  7.  Терпение и терпимость

Деонтологическая модель

(Н.Петров, 1948)

  1.  Хирургия для больных, а не больнее для хирургии
  2.  Делай и совету делать больному только такую операцию, на которую согласился бы сам;
  3.  Полное устранение не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного;
  4.  Информирование больного, которое должно включить упоминания о риске, о возможности инфекции, и побочных повреждений;

Принцип «уважения прав и достоинства человека»

  1.  1947г. – «Нюрнбергский кодекс» введено понятие «добровольное согласие лица, вовлеченного в медицинский эксперимент»;
  2.  1950-1960гг. – возникновение термина «информированное согласие» на операцию (США);
  3.  1970-егг. – юридическое признание критерия «информированное согласие» (США);
  4.  1981 – 1944 гг – юридическое признание критерия в Европе;
  5.  1993г – юридическое признание в России;

Правила проведения беседы с пациентом:

  1.  К больному следует обращаться на «Вы» и по имени-отчеству;
  2.  Слушать внимательно, обращая внимание на мимику, жесты, позу пациента;
  3.  Уважать взгляды больного, ибо больной имеет право на собственное мнение;
  4.  Создать доверительную обстановку, что позволит снять психологическое напряжение и успокоить пациента;
  5.  Объяснить суть вопросов понятными словами;

Информированное согласие на вмешательство:

  1.  Информация должна даваться в общедоступной форме и включать 3 параметра:
  2.  Цель лечения;
  3.  Возможный риск;
  4.  Существующие альтернативы данному способу лечения;
  5.  Задавать вопросы тактично и своевременно, возвращая словоохотливых пациентов к сути разговора;
  6.  Неразумно слишком сближаться со своим пациентом или прибегать к фамильярности;
  7.  В отношении изложения диагноза и предстоящего лечения говорить только факты, избегая необоснованных заключения и прогнозов;
  8.  Возможные опасности и осложнения, связанные с лечением излагать правдиво, без излишней трагичности;
  9.  При необходимости привлекать более опытных и подготовленных в конкретных вопросах коллег, если не удается достичь полного взаимопонимания с пациентом;
  10.  Не следует делиться больными информацией обо всех научных подходах, касающихся его заболевания, так как они иногда бывают противоречивыми и бессчетное количество;

Взаимоотношения «врач-врач»

  1.  Сознательное воспитание в себе доброжелательного, внимательного и предупредительного отношения к коллегам вне зависимости от его личных проблем и трудностей
  2.  Недопустимость критики и обсуждения действий лечащего врача в присутствии пациента;
  3.  Поддержания престижа и доверия ко всем сотрудникам клиники, принимающих участие в обследовании и лечении больных;
  4.  Строжайшая самодисциплина, четкое, беспрекословное соблюдение всех правил работы, адекватное реагирование на изменение ситуаций и выполнение распоряжений старших коллег;
  5.  Готовность прийти на помощь своему коллеге, без ложной стыдливости обратиться к более опытному хирургу, даже если он неприятен ему как человек;
  6.  Создание обстановки товарищеской взаимопомощи и дружеского взаимопонимания в коллективе;

Взаимоотношение «врач-медсестра»

  1.  Формирование безупречных отношений, исключающих фамильярность, окрики, панибратство;
  2.  Укрепление авторитета в глазах пациентов, исключение критики в присутствии больных;
  3.  Соблюдение субординации;

«Трудный пациент» - пациент, с которым сложно установить контакт и наладить нормальные взаимоотношения.

Категории «трудных» пациентов:

  1.  Негативный опыт обращения за медицинской помощью;
  2.  Существенные отличия с врачом по возрасту, полу, верой, языком, культурнвм уровнем, политическими убеждениями;
  3.  Пациенты с нарушением слуха и речи, пожилые больные;
  4.  Неадекватные, страдающие психическими заболеваниями;
  5.  Пациенты с характерологическими особенностями (конфликтность, агрессивность излишняя требовательность и т.д.)
  6.  Лица, имеющие близкие и родственные отношения с врачом;
  7.  Пациент – медик;

Права граждан в системе медицинского страхования

  1.  Выбор медицинского учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
  2.  Получение медицинской помощи на всей территории РФ;
  3.  На уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
  4.  Выбор врача, в том числе семейного и лечащего, с учетом его согласия;
  5.  Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  6.  Проведение по его просьбе консилиума и консультаций у других специалистов;
  7.  Облегчение боли, с заболеванием или медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  8.  Сохранение врачебной тайны;
  9.  Информированное добровольное согласие на медицинские вмешательства;
  10.  Отказ от медицинского вмешательства;
  11.  Получение информации о своих правах и обязанностях;
  12.  Возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
  13.  Допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
  14.  Допуск  к нему священнослужителя;
  15.  Непосредственное знакомство с медицинской документацией;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

478. Вирусные инфекции (эпидемический паротит, ящур) 384.5 KB
  Эпидемиологические особенности вирусных инфекций. Основные аспекты патогенеза вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур). Алгоритмы специфической и дифференциальной диагностики. Систему профилактических и противоэпидемических мероприятий при вирусных инфекциях.
479. Технологическое проектирование ГАТП на 130 автомобилей ЗИЛ-130 с агрегатным участком 71.24 KB
  Важным фактором повышения эффективности использования автомобильного транспорта является совершенствование методов технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава, его концентрация в крупных автотранспортных объединениях с использованием индустриальных технологий обеспечения работоспособности подвижного состава.
480. Подбор сечения внецентренно сжатой стойки 229.5 KB
  Подобрать сечение внецентренно сжатой стойки из широкополочного двутавра при действии продольной силы N и изгибающего момента M.
481. Состав, структура и кругооборот оборотных средств предприятия 262 KB
  Сущность оборотных средств и их место в системе управления экономикой предприятия. Состав, структура и оценка оборотных средств. Анализ и систематизация оборотных средств и их места в управлении экономикой предприятия.
482. Автоматизированное рабочее место Администратор локальной сети колледжа разработанное в среде Borland Delphi 7 214.5 KB
  Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем. В нашем случае это АРМ Администратор локальной сети колледжа. Структурирование и функциональность автоматизированных информационных систем. Разработка эскизного проекта
483. Исследование статических и динамических характеристик объекта управления 193.5 KB
  Экспериментальное получение естественных и искусственных характеристик ДПТ НВ по его модели. Математическая модель электродвигателя. Электромеханические характеристики.
484. Суть та види міжнародних послугових відносин 146 KB
  Визначення ролі міжнародних послугових відносин у розвитку світової економічної системи. Структура, вплив, а також особливості розвитку міжнародних послугових відносин. Особливості міжнародної торгівлі послугами та способи здійснення міжнародних операцій у сфері послуг.
485. Разработка лесохозяйственных мероприятий на части Альшеевского лесничества 563.5 KB
  Природно-экономические условия района и характеристика лесного фонда. Заготовка древесины и естественное возобновление леса. Выбор насаждений для пчеловодческой деятельности. Расчет медопродуктивности лесопокрытой площади.
486. Охорона праці на виробництві 141 KB
  При виконанні зварювальних робіт на працівників можуть впливати шкідливі і небезпечні виробничі фактори. До шкідливих виробничих факторів належать велика запиленість і загазованість робочої зони, ультрафіолетове, видиме й інфрачервоне випромінювання зварювальної дуги, шум.