9297

Деонтология в хирургии

Лекция

Медицина и ветеринария

Лекция №16 Деонтология в хирургии Термин деонтология введен вначале 19 века английским философом и священником Бентом, как название науки о профессиональном поведении человека. Деонтология – учение о нравственных аспектах действия врача в сфе...

Русский

2013-03-01

21.89 KB

39 чел.

Лекция №16

Деонтология в хирургии

Термин «деонтология» введен вначале 19 века английским философом и священником Бентом, как название науки о профессиональном поведении человека.

Деонтология – учение о нравственных аспектах действия врача в сфере его профессиональной деятельности.

Медицинская деонтология – комплекс этических правил, норм, принципов, которыми руководствуется врач.

Медицинская тика – совокупность принципов регулирования норм поведения медицинских работников, рассматривающих взаимоотношения между всеми участниками лечебно-диагностического процесса (врач, больной, его родственники, средний и младший персонал).

Моральные принципы биомедицинской этики:

  1.  Принцип «не навреди» (модель Гиппократа)
  2.  Принцип «делай добро» (модель Парацельса)
  3.  Принцип «соблюдение долга» (деонтологическая модель)
  4.  Принцип «уважения прав и достоинства человека» (биоэтика)

Принцип «не навреди»

Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения, предубеждения лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека

  1.  Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь;
  2.  Хранить врачебную тайну;
  3.  Внимательно и заботливо относить к больному и действовать в его интересах;
  4.  Проявлять высочайшее уважение к жизни человека никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
  5.  Хранить благодарность и  уважение к своим учителям;
  6.  Доброжелательно относиться к коллегам;
  7.  Постоянно совершенствоваться;

Принцип «делай добро»

  1.  Актуальность, точность
  2.  Обязательность
  3.  Милосердие
  4.  Доброжелательность
  5.  Неторопливость в общение с больным, четкая последовательность, подчеркнутое внимание
  6.  Наблюдательность
  7.  Терпение и терпимость

Деонтологическая модель

(Н.Петров, 1948)

  1.  Хирургия для больных, а не больнее для хирургии
  2.  Делай и совету делать больному только такую операцию, на которую согласился бы сам;
  3.  Полное устранение не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного;
  4.  Информирование больного, которое должно включить упоминания о риске, о возможности инфекции, и побочных повреждений;

Принцип «уважения прав и достоинства человека»

  1.  1947г. – «Нюрнбергский кодекс» введено понятие «добровольное согласие лица, вовлеченного в медицинский эксперимент»;
  2.  1950-1960гг. – возникновение термина «информированное согласие» на операцию (США);
  3.  1970-егг. – юридическое признание критерия «информированное согласие» (США);
  4.  1981 – 1944 гг – юридическое признание критерия в Европе;
  5.  1993г – юридическое признание в России;

Правила проведения беседы с пациентом:

  1.  К больному следует обращаться на «Вы» и по имени-отчеству;
  2.  Слушать внимательно, обращая внимание на мимику, жесты, позу пациента;
  3.  Уважать взгляды больного, ибо больной имеет право на собственное мнение;
  4.  Создать доверительную обстановку, что позволит снять психологическое напряжение и успокоить пациента;
  5.  Объяснить суть вопросов понятными словами;

Информированное согласие на вмешательство:

  1.  Информация должна даваться в общедоступной форме и включать 3 параметра:
  2.  Цель лечения;
  3.  Возможный риск;
  4.  Существующие альтернативы данному способу лечения;
  5.  Задавать вопросы тактично и своевременно, возвращая словоохотливых пациентов к сути разговора;
  6.  Неразумно слишком сближаться со своим пациентом или прибегать к фамильярности;
  7.  В отношении изложения диагноза и предстоящего лечения говорить только факты, избегая необоснованных заключения и прогнозов;
  8.  Возможные опасности и осложнения, связанные с лечением излагать правдиво, без излишней трагичности;
  9.  При необходимости привлекать более опытных и подготовленных в конкретных вопросах коллег, если не удается достичь полного взаимопонимания с пациентом;
  10.  Не следует делиться больными информацией обо всех научных подходах, касающихся его заболевания, так как они иногда бывают противоречивыми и бессчетное количество;

Взаимоотношения «врач-врач»

  1.  Сознательное воспитание в себе доброжелательного, внимательного и предупредительного отношения к коллегам вне зависимости от его личных проблем и трудностей
  2.  Недопустимость критики и обсуждения действий лечащего врача в присутствии пациента;
  3.  Поддержания престижа и доверия ко всем сотрудникам клиники, принимающих участие в обследовании и лечении больных;
  4.  Строжайшая самодисциплина, четкое, беспрекословное соблюдение всех правил работы, адекватное реагирование на изменение ситуаций и выполнение распоряжений старших коллег;
  5.  Готовность прийти на помощь своему коллеге, без ложной стыдливости обратиться к более опытному хирургу, даже если он неприятен ему как человек;
  6.  Создание обстановки товарищеской взаимопомощи и дружеского взаимопонимания в коллективе;

Взаимоотношение «врач-медсестра»

  1.  Формирование безупречных отношений, исключающих фамильярность, окрики, панибратство;
  2.  Укрепление авторитета в глазах пациентов, исключение критики в присутствии больных;
  3.  Соблюдение субординации;

«Трудный пациент» - пациент, с которым сложно установить контакт и наладить нормальные взаимоотношения.

Категории «трудных» пациентов:

  1.  Негативный опыт обращения за медицинской помощью;
  2.  Существенные отличия с врачом по возрасту, полу, верой, языком, культурнвм уровнем, политическими убеждениями;
  3.  Пациенты с нарушением слуха и речи, пожилые больные;
  4.  Неадекватные, страдающие психическими заболеваниями;
  5.  Пациенты с характерологическими особенностями (конфликтность, агрессивность излишняя требовательность и т.д.)
  6.  Лица, имеющие близкие и родственные отношения с врачом;
  7.  Пациент – медик;

Права граждан в системе медицинского страхования

  1.  Выбор медицинского учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
  2.  Получение медицинской помощи на всей территории РФ;
  3.  На уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
  4.  Выбор врача, в том числе семейного и лечащего, с учетом его согласия;
  5.  Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  6.  Проведение по его просьбе консилиума и консультаций у других специалистов;
  7.  Облегчение боли, с заболеванием или медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  8.  Сохранение врачебной тайны;
  9.  Информированное добровольное согласие на медицинские вмешательства;
  10.  Отказ от медицинского вмешательства;
  11.  Получение информации о своих правах и обязанностях;
  12.  Возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
  13.  Допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
  14.  Допуск  к нему священнослужителя;
  15.  Непосредственное знакомство с медицинской документацией;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59262. ПІСНЯ – ДУША НАРОДУ 55.5 KB
  Яке диво дивне народна пісня Яку владну силу таїть вона в собі Минають віки змінюються суспільні устрої потрясають світ нищівні війни і голодомори на зміну одним поколінням приходять інші у кожного свої смаки свої уподобання.
59263. Разработка внутрифирменных практик ускоренного развития Менеджеров отделений страховой компании «АЛИКО» в интересах лидерства в темпах роста 3.33 MB
  Значение страхования жизни для экономики Российской Федерации остается пока минимальным в связи с небольшим объемом рынка по страхованию жизни. Доля премий по страхованию жизни в ВВП по-прежнему снижается
59264. Сценарій спортивного вечора у початковій школі 32.5 KB
  Вчитель. Змагання буде проводити вчитель фізвиховання судитимуть змагання. Вчитель фізкультури. Вчитель фізкультури.
59265. Інсценізація за мотивами української народної казки Украдене щастя (Естрадна казка) 42.5 KB
  Відбувається на хуторі, біля ґрунтової дороги, неподалік від хати Газди. На дорозі через весь шлях велика холобина, де завжди грузнуть коні і вози, просто навпроти хати Газди.
59266. Розцвіла верба – прийшла справжня весна 30 KB
  Ми чекаємо коли весна прижене холод устелить землю травичкою уквітчає квітами а пташки наповнять ліс веселими співами. Весела гарна кучерява маленька дівчинка Весна Біжить сміється сіє трави І пісня ллється голосна.
59267. Сценарій проведення спортивного свята 35 KB
  Дорога класна родино гості Сьогодні як і щорічно ми зібралися на наше улюблене фізкультурнохудожнє свято щоб позмагатись у силі спритності і просто відпочити. Вчитель фізкультури: Учасники змагань слухайте мою команду.
59268. A HAPPY NEW YEAR 49.5 KB
  Another popular way of celebrating the New Year is to go to a New Year’s dance. Most hotels and dance halls hold a special dance on New Year’s Eve. The hall is decorated, there are several different bands and the atmosphere is very gay.
59269. У гості до колобка 25.5 KB
  Вчити фіксувати характерні особливості персонажів: Колобок круглий він котиться Ведмедик клишоногий перевальцем ходить Лисичка руденька хитра; долати перешкоди: купи хмизу горбочки та пеньки у лісі.
59270. Ой єсть в лісі калина 33.5 KB
  З чим тебе порівняти Чи з весняним ранком чи з бездонним небом чи з веселим шумом червоної калини Гарна калина в усі пори року. Червона калина символ України. Галузочка до галузки зацвіла калина.