9297

Деонтология в хирургии

Лекция

Медицина и ветеринария

Лекция №16 Деонтология в хирургии Термин деонтология введен вначале 19 века английским философом и священником Бентом, как название науки о профессиональном поведении человека. Деонтология – учение о нравственных аспектах действия врача в сфе...

Русский

2013-03-01

21.89 KB

46 чел.

Лекция №16

Деонтология в хирургии

Термин «деонтология» введен вначале 19 века английским философом и священником Бентом, как название науки о профессиональном поведении человека.

Деонтология – учение о нравственных аспектах действия врача в сфере его профессиональной деятельности.

Медицинская деонтология – комплекс этических правил, норм, принципов, которыми руководствуется врач.

Медицинская тика – совокупность принципов регулирования норм поведения медицинских работников, рассматривающих взаимоотношения между всеми участниками лечебно-диагностического процесса (врач, больной, его родственники, средний и младший персонал).

Моральные принципы биомедицинской этики:

  1.  Принцип «не навреди» (модель Гиппократа)
  2.  Принцип «делай добро» (модель Парацельса)
  3.  Принцип «соблюдение долга» (деонтологическая модель)
  4.  Принцип «уважения прав и достоинства человека» (биоэтика)

Принцип «не навреди»

Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения, предубеждения лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека

  1.  Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь;
  2.  Хранить врачебную тайну;
  3.  Внимательно и заботливо относить к больному и действовать в его интересах;
  4.  Проявлять высочайшее уважение к жизни человека никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
  5.  Хранить благодарность и  уважение к своим учителям;
  6.  Доброжелательно относиться к коллегам;
  7.  Постоянно совершенствоваться;

Принцип «делай добро»

  1.  Актуальность, точность
  2.  Обязательность
  3.  Милосердие
  4.  Доброжелательность
  5.  Неторопливость в общение с больным, четкая последовательность, подчеркнутое внимание
  6.  Наблюдательность
  7.  Терпение и терпимость

Деонтологическая модель

(Н.Петров, 1948)

  1.  Хирургия для больных, а не больнее для хирургии
  2.  Делай и совету делать больному только такую операцию, на которую согласился бы сам;
  3.  Полное устранение не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного;
  4.  Информирование больного, которое должно включить упоминания о риске, о возможности инфекции, и побочных повреждений;

Принцип «уважения прав и достоинства человека»

  1.  1947г. – «Нюрнбергский кодекс» введено понятие «добровольное согласие лица, вовлеченного в медицинский эксперимент»;
  2.  1950-1960гг. – возникновение термина «информированное согласие» на операцию (США);
  3.  1970-егг. – юридическое признание критерия «информированное согласие» (США);
  4.  1981 – 1944 гг – юридическое признание критерия в Европе;
  5.  1993г – юридическое признание в России;

Правила проведения беседы с пациентом:

  1.  К больному следует обращаться на «Вы» и по имени-отчеству;
  2.  Слушать внимательно, обращая внимание на мимику, жесты, позу пациента;
  3.  Уважать взгляды больного, ибо больной имеет право на собственное мнение;
  4.  Создать доверительную обстановку, что позволит снять психологическое напряжение и успокоить пациента;
  5.  Объяснить суть вопросов понятными словами;

Информированное согласие на вмешательство:

  1.  Информация должна даваться в общедоступной форме и включать 3 параметра:
  2.  Цель лечения;
  3.  Возможный риск;
  4.  Существующие альтернативы данному способу лечения;
  5.  Задавать вопросы тактично и своевременно, возвращая словоохотливых пациентов к сути разговора;
  6.  Неразумно слишком сближаться со своим пациентом или прибегать к фамильярности;
  7.  В отношении изложения диагноза и предстоящего лечения говорить только факты, избегая необоснованных заключения и прогнозов;
  8.  Возможные опасности и осложнения, связанные с лечением излагать правдиво, без излишней трагичности;
  9.  При необходимости привлекать более опытных и подготовленных в конкретных вопросах коллег, если не удается достичь полного взаимопонимания с пациентом;
  10.  Не следует делиться больными информацией обо всех научных подходах, касающихся его заболевания, так как они иногда бывают противоречивыми и бессчетное количество;

Взаимоотношения «врач-врач»

  1.  Сознательное воспитание в себе доброжелательного, внимательного и предупредительного отношения к коллегам вне зависимости от его личных проблем и трудностей
  2.  Недопустимость критики и обсуждения действий лечащего врача в присутствии пациента;
  3.  Поддержания престижа и доверия ко всем сотрудникам клиники, принимающих участие в обследовании и лечении больных;
  4.  Строжайшая самодисциплина, четкое, беспрекословное соблюдение всех правил работы, адекватное реагирование на изменение ситуаций и выполнение распоряжений старших коллег;
  5.  Готовность прийти на помощь своему коллеге, без ложной стыдливости обратиться к более опытному хирургу, даже если он неприятен ему как человек;
  6.  Создание обстановки товарищеской взаимопомощи и дружеского взаимопонимания в коллективе;

Взаимоотношение «врач-медсестра»

  1.  Формирование безупречных отношений, исключающих фамильярность, окрики, панибратство;
  2.  Укрепление авторитета в глазах пациентов, исключение критики в присутствии больных;
  3.  Соблюдение субординации;

«Трудный пациент» - пациент, с которым сложно установить контакт и наладить нормальные взаимоотношения.

Категории «трудных» пациентов:

  1.  Негативный опыт обращения за медицинской помощью;
  2.  Существенные отличия с врачом по возрасту, полу, верой, языком, культурнвм уровнем, политическими убеждениями;
  3.  Пациенты с нарушением слуха и речи, пожилые больные;
  4.  Неадекватные, страдающие психическими заболеваниями;
  5.  Пациенты с характерологическими особенностями (конфликтность, агрессивность излишняя требовательность и т.д.)
  6.  Лица, имеющие близкие и родственные отношения с врачом;
  7.  Пациент – медик;

Права граждан в системе медицинского страхования

  1.  Выбор медицинского учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
  2.  Получение медицинской помощи на всей территории РФ;
  3.  На уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
  4.  Выбор врача, в том числе семейного и лечащего, с учетом его согласия;
  5.  Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  6.  Проведение по его просьбе консилиума и консультаций у других специалистов;
  7.  Облегчение боли, с заболеванием или медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  8.  Сохранение врачебной тайны;
  9.  Информированное добровольное согласие на медицинские вмешательства;
  10.  Отказ от медицинского вмешательства;
  11.  Получение информации о своих правах и обязанностях;
  12.  Возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
  13.  Допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
  14.  Допуск  к нему священнослужителя;
  15.  Непосредственное знакомство с медицинской документацией;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45908. Организация непоточного производства: признаки и способы организации 27 KB
  Признаки непоточного производства А обработка на рабочих местах различных по конструкции структуре и технологии изготовления предметов труда; Б незначительный выпуск однородных предметов труда; В рабочие места размещаются по однотипным группам оборудования без определенной связи с последовательностью выполнения операций; Г предметы труда перемещаются в процессе изготовления продукции сложными маршрутами в связи с чем возникают значительные перерывы в обработке и требуются промежуточный склады для хранения незавершенного производства в...
45909. Характеристики партионного производства 14.14 KB
  Партионный способ организации производственных процессов ПП имеет следующие особенности: А предметы труда и изделия изготавливаются периодически повторяющимися партиями определенного размера; Б размер партии предметов труда определяется с учетом конкретных производственных условий; В разрабатывается специальный порядок запуска предметов труда в производство; Г имеется незавершенное производство; Д используется в условиях среднесерийного производства. Партионное производство характеризуется следующими параметрами: 1 размер партии...
45910. Организация гибкого автоматизированного производства. ГАП 14.11 KB
  ГАП. ГАП автоматизированное производство линия участок цех функционирующее как единое целое на основе безлюдной или при минимальном участии человека. ГАП включает технологическое оборудование а так же складские транспортные контролирующие системы и другие компоненты на базе ЧПУ и использованием средств вычислительной техники. Работа всех компонентов ГАП координируется как единого целого при помощи многоуровневых распределенных микропроцессорных систем управления.
45911. Организация гибких производственных систем 14.94 KB
  ГПС совокупность оборудования с ЧПУ в различных сочетаниях гибких производственных модулей ГПМ робототизированных технологических комплексов РТК отдельных единиц технологического оборудования с ЧПУ систем транспортных и складских операций средств контроля и систем обеспечения их функционирования в автоматическом режиме в течении определенного периода времени от половины смены и более . ГПС организационнотехнологическая производственная система позволяющая в условиях мелко средне и в отдельных случаях крупносерийного...
45912. Сущность и признаки поточного производства 12.83 KB
  Наиболее прогрессивным методом организации производства является поточным. Для внедрения поточного производства создаются поточные линии представляемые собой совокупность рабочих мест расположенных в последовательности соответственной очередности операций ТП. Признаки поточного производства: на каждой поточной линии изготавливаются однотипные детали; на каждом рабочем месте а иногда и на нескольких предусмотрено выполнение определенных операций; рабочие места располагаются в соответствии с последовательность операций ТП; передача...
45913. Организация поточного производства. Характеристики и условия перехода к поточной форме организации производства 13.21 KB
  Значительный объем выпуска однотипных изделий для чего стремятся максимально унифицировать конструкцию выпускаемых изделий; 2.отработка конструкций изделий с точки зрения групповых поточных технологий. Поточные линии могут быть ограничены пределами участка а могут распространятся и на несколько участков например: сборочные конвейеры носят характер общезаводского сквозного потока когда все производственные операции начинают с поступления материала и сырья в обработку до сдачи готовых изделий на склад выполняются в рамках...
45914. Организация инструментального хозяйства. Задачи и состав инструментального хозяйства 13.85 KB
  Задачи и состав инструментального хозяйства. Основная задача инструментального хозяйства обеспечение рабочих позиций высококачественными инструментами и оснасткой. Содержание деятельности инструментального хозяйства: 1определение потребности и планирование обеспечения подразделений предприятия инструментом и оснасткой.
45915. Методы планирования потребности в инструменте и технологической оснастке 14.69 KB
  Планирование инструмента оснастки потребного для изготовления производственной программы т. расходного фонда инструмента может быть осуществлено несколькими способами: 1укрупненным методом или статическим: на основе отчетных документов содержащих данные о расходе инструмента за предыдущий период составляются расходные нормативы по которым определяется потребность на следующий период. Определение потребности по каждому виду оснастки инструмента производится путем расчета. для режущего инструмента NH объем выпуска изделий...
45916. Состав и задачи ремонтного хозяйства. Формы организации ремонта 13.62 KB
  Ремонтное хозяйство - совокупность подразделений занятых анализом технического состояния технологического оборудования надзором за его обслуживанием ремонтом и разработкой мероприятий по замене изношенного оборудования на более прогрессивное производительное и современное. Техническое обслуживание комплекс работ операций по поддержанию работоспособности или исправности оборудования при его эксплуатации по назначению а также во время хранения консервации и транспортировании. Ремонт комплекс операций работ по восстановлению...