9297

Деонтология в хирургии

Лекция

Медицина и ветеринария

Лекция №16 Деонтология в хирургии Термин деонтология введен вначале 19 века английским философом и священником Бентом, как название науки о профессиональном поведении человека. Деонтология – учение о нравственных аспектах действия врача в сфе...

Русский

2013-03-01

21.89 KB

44 чел.

Лекция №16

Деонтология в хирургии

Термин «деонтология» введен вначале 19 века английским философом и священником Бентом, как название науки о профессиональном поведении человека.

Деонтология – учение о нравственных аспектах действия врача в сфере его профессиональной деятельности.

Медицинская деонтология – комплекс этических правил, норм, принципов, которыми руководствуется врач.

Медицинская тика – совокупность принципов регулирования норм поведения медицинских работников, рассматривающих взаимоотношения между всеми участниками лечебно-диагностического процесса (врач, больной, его родственники, средний и младший персонал).

Моральные принципы биомедицинской этики:

  1.  Принцип «не навреди» (модель Гиппократа)
  2.  Принцип «делай добро» (модель Парацельса)
  3.  Принцип «соблюдение долга» (деонтологическая модель)
  4.  Принцип «уважения прав и достоинства человека» (биоэтика)

Принцип «не навреди»

Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения, предубеждения лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека

  1.  Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь;
  2.  Хранить врачебную тайну;
  3.  Внимательно и заботливо относить к больному и действовать в его интересах;
  4.  Проявлять высочайшее уважение к жизни человека никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
  5.  Хранить благодарность и  уважение к своим учителям;
  6.  Доброжелательно относиться к коллегам;
  7.  Постоянно совершенствоваться;

Принцип «делай добро»

  1.  Актуальность, точность
  2.  Обязательность
  3.  Милосердие
  4.  Доброжелательность
  5.  Неторопливость в общение с больным, четкая последовательность, подчеркнутое внимание
  6.  Наблюдательность
  7.  Терпение и терпимость

Деонтологическая модель

(Н.Петров, 1948)

  1.  Хирургия для больных, а не больнее для хирургии
  2.  Делай и совету делать больному только такую операцию, на которую согласился бы сам;
  3.  Полное устранение не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного;
  4.  Информирование больного, которое должно включить упоминания о риске, о возможности инфекции, и побочных повреждений;

Принцип «уважения прав и достоинства человека»

  1.  1947г. – «Нюрнбергский кодекс» введено понятие «добровольное согласие лица, вовлеченного в медицинский эксперимент»;
  2.  1950-1960гг. – возникновение термина «информированное согласие» на операцию (США);
  3.  1970-егг. – юридическое признание критерия «информированное согласие» (США);
  4.  1981 – 1944 гг – юридическое признание критерия в Европе;
  5.  1993г – юридическое признание в России;

Правила проведения беседы с пациентом:

  1.  К больному следует обращаться на «Вы» и по имени-отчеству;
  2.  Слушать внимательно, обращая внимание на мимику, жесты, позу пациента;
  3.  Уважать взгляды больного, ибо больной имеет право на собственное мнение;
  4.  Создать доверительную обстановку, что позволит снять психологическое напряжение и успокоить пациента;
  5.  Объяснить суть вопросов понятными словами;

Информированное согласие на вмешательство:

  1.  Информация должна даваться в общедоступной форме и включать 3 параметра:
  2.  Цель лечения;
  3.  Возможный риск;
  4.  Существующие альтернативы данному способу лечения;
  5.  Задавать вопросы тактично и своевременно, возвращая словоохотливых пациентов к сути разговора;
  6.  Неразумно слишком сближаться со своим пациентом или прибегать к фамильярности;
  7.  В отношении изложения диагноза и предстоящего лечения говорить только факты, избегая необоснованных заключения и прогнозов;
  8.  Возможные опасности и осложнения, связанные с лечением излагать правдиво, без излишней трагичности;
  9.  При необходимости привлекать более опытных и подготовленных в конкретных вопросах коллег, если не удается достичь полного взаимопонимания с пациентом;
  10.  Не следует делиться больными информацией обо всех научных подходах, касающихся его заболевания, так как они иногда бывают противоречивыми и бессчетное количество;

Взаимоотношения «врач-врач»

  1.  Сознательное воспитание в себе доброжелательного, внимательного и предупредительного отношения к коллегам вне зависимости от его личных проблем и трудностей
  2.  Недопустимость критики и обсуждения действий лечащего врача в присутствии пациента;
  3.  Поддержания престижа и доверия ко всем сотрудникам клиники, принимающих участие в обследовании и лечении больных;
  4.  Строжайшая самодисциплина, четкое, беспрекословное соблюдение всех правил работы, адекватное реагирование на изменение ситуаций и выполнение распоряжений старших коллег;
  5.  Готовность прийти на помощь своему коллеге, без ложной стыдливости обратиться к более опытному хирургу, даже если он неприятен ему как человек;
  6.  Создание обстановки товарищеской взаимопомощи и дружеского взаимопонимания в коллективе;

Взаимоотношение «врач-медсестра»

  1.  Формирование безупречных отношений, исключающих фамильярность, окрики, панибратство;
  2.  Укрепление авторитета в глазах пациентов, исключение критики в присутствии больных;
  3.  Соблюдение субординации;

«Трудный пациент» - пациент, с которым сложно установить контакт и наладить нормальные взаимоотношения.

Категории «трудных» пациентов:

  1.  Негативный опыт обращения за медицинской помощью;
  2.  Существенные отличия с врачом по возрасту, полу, верой, языком, культурнвм уровнем, политическими убеждениями;
  3.  Пациенты с нарушением слуха и речи, пожилые больные;
  4.  Неадекватные, страдающие психическими заболеваниями;
  5.  Пациенты с характерологическими особенностями (конфликтность, агрессивность излишняя требовательность и т.д.)
  6.  Лица, имеющие близкие и родственные отношения с врачом;
  7.  Пациент – медик;

Права граждан в системе медицинского страхования

  1.  Выбор медицинского учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
  2.  Получение медицинской помощи на всей территории РФ;
  3.  На уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
  4.  Выбор врача, в том числе семейного и лечащего, с учетом его согласия;
  5.  Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  6.  Проведение по его просьбе консилиума и консультаций у других специалистов;
  7.  Облегчение боли, с заболеванием или медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  8.  Сохранение врачебной тайны;
  9.  Информированное добровольное согласие на медицинские вмешательства;
  10.  Отказ от медицинского вмешательства;
  11.  Получение информации о своих правах и обязанностях;
  12.  Возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
  13.  Допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
  14.  Допуск  к нему священнослужителя;
  15.  Непосредственное знакомство с медицинской документацией;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45892. Приспособления для агрегатных станков и автоматических линий 28 KB
  Приспособления для агрегатных станков и автоматических линий В связи с широким внедрением в промышленность прогрессивного металлорежущего оборудования станков с ЧПУ а также агрегатных станков и автоматических линий значительно возросли требования к технологической оснастке. Правильное решение вопросов оснащения станков с ЧПУ прогрессивными приспособлениями и другой оснасткой позволяет получить максимальный эффект от внедрения этих станков.
45893. Особенности конструкций приспособлений для сверлильных станков 27.63 KB
  Для устранения этого недостатка применяют многошпиндельные сверлильные головки. Головки могут быть специальными и универсальными. В крупносерийном и массовом производстве в основном применяются специальные многошпиндельные головки т. головки с неизменным расположением шпинделей.
45894. Система допусков и посадок для подшипников качения 14.37 KB
  Выбор посадок подшипников качения Весьма важным в обеспечении высокой работоспособности подшипников является выбор посадок колец подшипника с присоединяемыми поверхностями деталей изделия. Основными факторами определяющими выбор посадок являются: вид нагружения колец подшипника; величина нагрузки интенсивность нагружения; частота вращения; условия монтажа. Главным фактором при выборе посадок является вид нагружения наружного и внутреннего колец подшипника. Если Fr Fc то нагружение колец может быть местным или циркуляционным в...
45895. Допуски и посадки шлицевых соединений 47.67 KB
  Шлицевые соединения предназначены для передачи крутящих моментов в соединениях шкивов муфт зубчатых колес и других деталей с валами.Шлицевые соединения кроме передачи крутящих моментов осуществляют еще и центрирование сопрягаемых деталей. Шлицевые соединения могут передавать большие крутящие моменты чем шпоночные и имеют меньшие перекосы и смещения пазов и зубьев.В зависимости от профиля зубьев шлицевые соединения делят на соединения с прямобочным эвольвентным и треугольным профилем зубьев.
45896. Категории и виды стандартов. Стандарт. Стандартизация 17.75 KB
  Категории и виды стандартов Стандарты в РФ являются обязательными в пределах установленной сферы их действия и подразделяются на следующие категории: государственные стандарты ГОСТ; отраслевые стандарты ОСТ; республиканские стандарты союзных республик РСТ; стандарты предприятий СТП. Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями организациями и учреждениями во всех отраслях народного хозяйства. Государственные стандарты утверждает Государственный комитет по стандартам. Отраслевые стандарты обязательны...
45897. Определение основных понятий менеджмента. Цели менеджмента 12.53 KB
  Термин менеджмент применяется только в отношении управления соцэкономическими процессами производственнохозяйственной деятельности на уровне организации предприятия или фирмы. Менеджер должностное лицо занятое руководством в организации осуществляющий процессы планирования координации регулирования организации и контроля всех видов ресурсов включая трудовые. Конечная цель менеджмента это обеспечение деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процессауправления производством развития технологической и...
45898. Функции менеджмента: планирование, организация 12.53 KB
  Функции менеджмента: планирование организация. Планирование это определение будущего желаемого состояния объекта управления то на что направлено управляющие воздействие т. Планирование подготовка сегодня завтрашнему дню.стратегическое планирование высший уровень планирования попытка взглянуть долгосрочный в перспективе основополагающие составляющие фирмы.
45899. Функции менеджмента: учет, координация, контроль 12.37 KB
  Учет это сбор обработка анализ и хранение информации о фактическом состояние объекта управления и связанных с ним объектов внешней среды. Различают следующие виды учета: статистический это сбор информации осуществляемый государственными органами управления по стандартным формам и в строго определенные строки; бухгалтерский учет это сбор информации обо всех затратах объекта управления; оперативный учет это сбор информации состав и сроки предоставления которой определяется субъектом направлении. Большую важность для обеспечения...
45900. Понятие и задачи производственного процесса 13.81 KB
  Под термином процесс на производстве понимается упорядоченное взаимодействие труда и объектов труда направленные на получение требуемого результата протикающие в количественно определенных пространственно временных границах. Производственный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов в результате которых исходные материалы превращаются в готовые изделия.в процессе труда рабочий при помощи средств труда оборудование инструмент оснастка воздействуют на предметы труда...