93002

Орогенетические (складкообразовательные) движения их характеристика, и методы изучения. Значение угловых несогласий

Доклад

География, геология и геодезия

Характеризуется значительной мощностью пород. Породы имеют значительное протяжение вдоль геосинклинали. Для эвгеосинклиналей характерно малая мощность осадочных толщ породы слабо метаморфизованы. Поверхность несогласия срезает под углом различные слои древнего комплекса и проходит более или менее параллельно границам между отдельными...

Русский

2015-08-25

22.06 KB

0 чел.

Орогенетические (складкообразовательные) движения их характеристика, и методы изучения. Значение угловых несогласий.

Орогенические колебания проявляются только в геосинклинальных областях. Под геосинклиналью понимают линейно вытянутый участок земной коры, подвергающийся складкообразованию. Характеризуется значительной мощностью пород. Породы имеют значительное протяжение вдоль геосинклинали.

Количество антиклиналей (и геосинклиналей) в геосинклинальных областях может достигать 8–10. Геосинклинали внутренние (эвгеосинклинали) и краевые (миогеосинклинали). Для эвгеосинклиналей характерно малая мощность осадочных толщ, породы слабо метаморфизованы. Для краевых геосинклиналей весьма характерен вулканизм, и эффузивный, и интрузивный; мощность накопленных осадков очень велика — до 10 км.

Вид стратиграфического несогласия, выражается перерывом между двумя комплексами слоев, имеющие различные углы наклона. Основные признаки углового несогласия имеют одинаковое выражение как на вертикальных разрезах, так и на геологических картах. Поверхность несогласия срезает под углом различные слои древнего комплекса и проходит более или менее параллельно границам между отдельными пачками пород молодого комплекса. Величина угла несогласия может колебаться в очень широких пределах. Если не совпадают не только углы наклона контактирующих слоев, но и их угол простирания говорят об азимутальном несогласии. Угловое несогласие с различием в наклоне слоев менее 1 градуса называют географическим несогласием. Несогласия, проявляющиеся на огромных территориях и вызванные общими для этих площадей причинами называют региональными. Наиболее крупные региональные нсогласия приурочены к границам структурных этажей, и их называют структурными. Местные (локальные) несогласия наблюдаются на ограниченных участках.

Деформационные тектонические движения - это такие движения блоков Земной коры, в результате которых нарушаются условия первичного залегания слоев, их смещение относительно друг друга, т.е. происходит их деформация или тектоническое нарушение. Наиболее наглядно они проявляются в слоистых толщах. Поэтому предварительно рассмотрим слой и его элементы.

Слой или пласт - это плитообразное тело, ограниченное близ параллельными поверхностями, у которого длина в несколько раз превышает мощность. У слоя выделяют: кровлю, подошву и мощность. Кроме того, каждый слой занимает какое-то положение в пространстве. Это положение определяют элементы залегания его поверхностей: простирание и падение. Иначе еще можно сказать, что это положение в плане и разрезе. Для наклонных слоев - простирание пласта - это его протяженность на горизонтальной плоскости. Отсюда - линия простирания пласта - это линия его пересечения с горизонтальной плоскостью.

Линия, лежащая в плоскости пласта и перпендикулярная линии простирания называется линией падения пласта. Их положение относительно стран света измеряют в углах относительно северного меридиана и называют азимутами простирания и падения. Кроме этих элементов определяют угол падения, который образуется линией падения и горизонтальной плоскостью. Все эти элементы определяются с помощью горного компаса.

Перейдем теперь к рассмотрению тектонических деформаций. Все они подразделяются на: упругие, пластические и хрупкие (разрывные).

Упругие деформации - это такие воздействия тектонических сил, при которых сохраняется способность восстанавливать первоначальную форму телом, после прекращения действия на него какой-либо нагрузки. (Пример пружины). Упругие свойства сохраняются до определенной величины воздействия, которую называют пределом упругости. При достижении предела упругости тело теряет способность восстанавливать первоначальную форму. Происходят пластические деформации, в результате которых в пластах пород возникает новая форма, но сохраняется их сплошность.

Упругие и пластические деформации происходят до тех пор, пока не будет пройден предел прочности пород, после чего происходит их разрушение или хрупкие деформации.

Каждый из указанных типов деформаций зависит от величины и длительности действия тектонических напряжений и от физико-механических свойств горных пород. В таких породах как аргиллиты и алевролиты (глинистые), в некоторых метаморфических породах (гнейсы, серпентиниты) чаще проявляются пластические деформации, тогда как песчаники, граниты и др. больше подвержены хрупким деформациям. В природе часто эти деформации встречаются совместно.

В результате сжатия и пластических деформаций в толще пород слои изгибаются и образуют складки, и такие нарушения первичного залегания слоев называют складчатыми или пликативными нарушениями.

Основные элементы складок :

1.Крылья - боковые части складки,

2.Ядро - внутренняя часть складки,

3.Замок складки или свод-место перегиба пластов,

4.Осевая плоскость-плоскость делит угол складки пополам. Ось складки - это линия пересечения осевой плоскости с горизонтальной поверхностью.

5.Шарнир-линия пересечения осевой плоскости с перегибом крыльев.

Среди складок выделяют два типа: 1- антиклинали и 2 - синклинали. Относительно дневной поверхности в разрезе первый тип имеет выпуклое строение слоев, а второй тип - вогнутое строение. Признаком первого типа складок является залегание в их ядре древних пород, а в крыльях - более молодых; а у второго типа - молодые породы в ядре, а на крыльях более древние.

По соотношению размеров в складке (длина и ширина) их разделяют на:

-линейные - длина в несколько раз >ширины.

-брахискладки - длина в 2-3 раза > ширины.

-изометричные - длина и ширина примерно равны. Среди них выпуклые складки называются куполами, а вогнутые - мульдами.

Линейные складки образуют сложные складчатые формы и занимают обширные пространства, называемые складчатыми областями. В них происходит сочетание антиклинальных и синклинальных складок, и если такое сочетание в целом образует сводовое поднятие, то оно называется антиклинорием, а если образует прогиб - то называетсясинклинорий. Для них характерны крутые падения крыльев и протяженность на сотни км.

Сочетание антиклинориев и синклинориев образует мегасинклинории и мегантиклинории. На Урале примером мегасинклинория является Тагильский, а мегантиклинория - Восточно-Уральское поднятие.

Разрывные нарушения образуются вследствие тектонической деформации пластов с нарушением их сплошности. Они различаются по форме, размерам, амплитуде и другим параметрам.

Элементы разрывных нарушений:

-плоскость разрыва или сместитель,

-крылья или блоки пород по обе стороны от сместителя.

Как и у пласта горных пород у сместителя есть элементы залегания - аз.пад. и угол пад. Блок пород расположенный над плоскостью разрыва называется висячим, а под плоскостью - лежачим.

Основные типы тектонических разрывов.

По направлению перемещений блоков в вертикальном и горизонтальном направлениях выделяют:

-взбросы и сбросы - образуются при вертикальных перемещениях блоков вдоль сместителя, у которого угол падения >45о. Взбросом называют разлом, у которого лежачий блок опущен, а висячий - приподнят (взброшен); сбросом же называют разлом, у которого висячий блок опущен, а лежачий - приподнят;

-сдвиги образуются в случае, когда блоки перемещаются относительно друг друга в горизонтальном направлении. Сдвиги разделяются на: правые - когда блоки смещаясь двигаются по часовой стрелке; левые - перемещения блоков в плане происходит против часовой стрелки.

В природе редко встречаются разрывы какого-то одного типа. По одному сместителю могут происходить как вертикальные, так и горизонтальные смещения. Образуются взбросо- и сбросо-сдвиги.

Поверхность сместителя и его мощность могут измеряться : от мм (зеркала скольжения) до сотен метров ( в этом случае сместитель рассматривается как геологическое тело линейной формы, заполненное перетертым материалом - тектоническими брекчиями и милонитами, или жилами различного состава).

Часто тектонические нарушения образуют систему разломов:

-грабен представляет систему, в которой центральная часть (блок) опущена, а крылья подняты;

-горст-это система разломов, в которой центральная часть поднята, а крылья опущены.

Система грабенов протяженная на сотни км называется рифт.

(Байкальский рифт, Восточно-Африканская рифтовая система).

По глубине и протяженности разрывы делятся на трещины и разломы. Трещины имеют размеры от см до нескольких метров.Разломы имеют размеры от км до сотен км.

По глубине разломы подразделяются на: коровые - пересекают земную кору и входят в мантию, глубинные - пересекают мантию.

Взбросы, у которых угол наклона сместителя < 45о называются надвигами. Система крупных надвигов с почти горизонтальным перемещением блоков на большие расстояния называется тектоническими покровами или шарьяжами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83266. Лісовий лікар – шипшина 129.5 KB
  Мета: забезпечувати ознайомлення дітей з корисними властивостями «лісового лікаря – шипшини»; збагачувати уявлення про звичаї українського народу, пов’язані з шипшиною; засобами поетичного слова торкатись струн дитячої душі, доносячи красу трояндового дива; виховувати потребу охороняти, доглядати...
83267. Безсмертна Леся Українка була і є, повік жива 1.22 MB
  Фотографії Лесі Українки малюнки до віршів музичний записказка Л. Олена Журлива Сьогодні 25 лютого День народження Лесі Українки. На фоні музики і демонстрації слайдів звучить вірш Олени Журливої Памяті Лесі Українки Я знала Лесю Українку Живу тривожну молоду Вона мов квітка у барвінку Цвіла в поліському саду.
83268. Як людина сприймає повідомлення. Інформація та повідомлення. Отримання людиною повідомлення 413.5 KB
  Мета уроку: формувати початкові уявлення про види повідомлень за способом її сприйняття; розвивати кругозір дітей, увагу, зорову пам’ять, логічне та операційне мислення; удосконалювати навички роботи на клавіатурі та з мишею; виховувати естетичний смак, любов до природи, бережливе ставлення до свого здоров’я.
83269. П’єса-казка Нелі Шейко-Медведєвої «Лисиця, що впала з неба» 39 KB
  Поглибити розуміння побудови тексту пєси; вчити знаходити за допомогою вибіркового читання уривки слова які характеризують дійових осіб вчити розрізняти характеристики дійових осіб за їхніми висловами вчинками; розвивати творчі здібності дітей дослідницькі якості; виховувати правдивість почуття...
83270. Розмноження рослин. Поширення плодів та насіння в природі 398.5 KB
  Поширення плодів та насіння в природі. Поглибити знання школярів про будову рослин; формувати в учнів уявлення про розмноження рослин плоди і насіння пристосування рослин до поширення плодів у природі; формувати уміння аналізувати порівнювати встановлювати причинно-наслідкові зв’язки між явищами...
83271. Розв’язування прикладів і задач, що містять множення числа 7. Рівняння на знаходження невідомого від’ємника 69 KB
  Мета: вправляти у розвязання задач та прикладів що містять множення числа 7 вивчені випадки арифметичних дій; закріпити вміння розвязувати рівняння на знаходження невідомого відємника; розвивати вміння що потребують нестандартного мислення винахідливості; формувати абстрактне мислення...
83272. Водойми України 395.5 KB
  Що ми називаємо водоймами це місця у природі з водою: річки озера джерела моря океани. Природа створила джерела озера річки моря океани. Тому під час танення снігу дощу частина води стікає в річки а решта проникає в землю і пісок до глини яка майже не пропускає воду.
83273. Велика буква у власних іменниках 182 KB
  На яку букву Ви не змогли дібрати слова Чому Складіть з поданих літер слово. Орфографічна хвилинка Учні відгадують загадки і записують словавідгадки. Якою частиною мови є ці слова На яке питання відповідають що означають Перевірте написання цих іменників за орфографічним словником.
83274. Створення навчальної ситуації. Актуалізація опорних знань 123.5 KB
  Діти, сьогодні до нас на урок прийшли гості. Привітайтеся з ними. Сьогодні у вас перший відкритий урок. Продемонструйте свій настрій. Я сподіваюся, що настрій у вас поліпшиться упродовж уроку. Цікаво вам дізнатись, що сьогодні може статись? Тож всідайтеся зручніше, починаємо скоріше!