9301

Медицина катастроф. Классификация. Организация медицинской помощи

Лекция

Медицина и ветеринария

Лекция №20 Медицина катастроф. Классификация. Организация медицинской помощи. Рост тяжелых антропогенных и природных катаклизм, сопровождающийся значительным материальным ущербом и огромными человеческими жертвами стал поводом и основной причиной дл...

Русский

2013-03-01

26.56 KB

14 чел.

Лекция №20

Медицина катастроф. Классификация. Организация медицинской помощи.

Рост тяжелых антропогенных и природных катаклизм, сопровождающийся значительным материальным ущербом и огромными человеческими жертвами стал поводом и основной причиной для создания в РФ в 1993 году службы экстренной медицинской помощи в ЧС, переименованная (приказ №279 от 25. 11.93 г.) в последующем в Всероссийский центр «Медицина катастроф».

  1.  Катастрофа – «переворот, перелом, важное событие, решающее судьбу или дело» (В.И.Даль, 1881 г.)
  2.  Катастрофа – «неожиданное несчастье, бедствие крупного масштаба, крушение, событие, влекущее за собой трагические последствия» (Ушаков, 1935,1948 г)

Медицина катастроф – область медицины, занимающаяся изучением и лечением заболеваний, состояний и травм, возникающих вследствие ЧС путем разработки научно-обоснованных комплексных организационно-практических мер оказания медицинской помощи пострадавшим.

По данным ВОЗ к категории чрезвычайных относятся ситуации с количеством пострадавших более 10 человек с травмами или 15-20 больных в результате явлений природы или акций человека, представляющую реальную угрозу жизни людей.

Задачи службы МК

1. Предупреждение, локализация и ликвидация медико-санитарных последствий катастроф.

2. Организация, подготовка и поддержание высокой степени готовности органов управления, учреждений и личного состава службы к работе.

3. Своевременое оказание мед. помощи, эвакуация и лечение пораженных, максимальное снижение инвалидности и смертности.

4. Проведение лечебно-диагностических мероприятий, направленных на профилактику и снижение психо-невро-эмоционального воздействия и их профилактику.

5. Обеспечение санитарного благополучия в районах катастроф.

6. Сохранение здоровья личного состава службы.

7. Проведение судебно-медицинской освидетельствования пораженных и экспертизы погибших.

  1.  Министерства, департаменты, комитеты, управления здравоохранения территорий субъектов РФ
  2.  Межведомственные координационные комиссии
  3.  Штабы Всероссийской службы МК
  4.  Штабы мед. службы ГО и ГЗ.

Чрезвычайные ситуации по сфере возникновения:

  1.  Социальные – эпидемии, войны, голод, терроризм;
  2.  Экологические- резкое изменение климата, нехватка воды, кислорода;
  3.  Техногенные (производственные) – авиа-, железнодорожные, пожары, взрывы;
  4.  Природные – бури, ураганы, смерчи, морозы;

Поражающие факторы при ЧС:

  1.  Динамические (механические) (удар, волна, землетрясения, взрыв снаряда и т.д.)
  2.  Термические (высокие и низкие температуры)
  3.  Радиационные (аварии на радиационно опасных объектах)
  4.  Химические (сильнодействующие ЯВ, промышленные яды)
  5.  Биологические (токсины, бактерии)

Повреждающие факторы:

 1.По времени:

 - Мгновенно

 - Продолжительно

2. Зоны поражения:

  - Сочетанные

  - Множественные

  - Комбинированные

3. Возможно с потерями:

- Безвозвратные (погибшие и пропавшие без вести)

- Санитарные (пораженные и нетрудоспособные, нуждающиеся в мед. помощи)

Факторы, влияющие на потери:

  1.  Масштабы катастрофы
  2.  Интенсивность действия повреждающих факторов
  3.  Плотность населения
  4.  Время суток
  5.  Время года
  6.  Готовность людей к неблагоприятным условиям

Организация медицинской помощи:

  1.  Само- и взаимопомощь в фазу «изоляции» ( от минут до несколько часов) после ЧС.
  2.  Первая медицинская помощь (оптимальная в первые 30 мин.) (посиндромная) отрядами спасателей (зависит от вида поражающего фактора)-временная остановка кровотечения, наложение асептических повязок, СЛР, ИВЛ, извлечение из под завалов, обезболивание, иммобилизация, седативная терапия, дача сорбентов и антидотов, ИВЛ («Амбу»), противошоковая терапия согревание, прием радиопротекторов и т.д.

Помощь может быть  оказана до квалифицированной

  1.  Медицинская и эвакуационно-транспортная сортировка в многопрофильные стационары, госпитали, специализированные центры – гнойно-септические отделения (анаэробная инфекция), остеосинтез, ампутации, хирургические операции, «гемодиализ», аутодермопластика и др.

Прогностическая медицинская сортировка

Медицинская сортировка предусматривает:

  1.  Прогноз на выживаемость (различные формулы, номограммы, шкалы);
  2.  Приоритетность в оказании помощи и объем лечебных мероприятий (дети являются приоритетной группой при оказании помощи);

Конкретные мероприятия первой помощи зависят от поражающих факторов

  1.  При преобладание механического фактора – извлечение пострадавших из под завалов, восстановление проходимости дыхательных путей (удаление из полости рта выбитых зубов, сгустков крови, земли), ИВЛ, придание физиологически выгодного положения телу, временная остановка кровотечения всеми доступными методами, массаж сердца, наложение повязок, иммобилизация, дача обильного питья (при отсутствии рвоты), согревание.
  2.  При преобладании термической травмы - в дополнении к перечисленным мероприятиям тушение горящей одежды, укутывание чистой простыней

При выбросе СДЯВ – защита органов дыхания, зрения, кожи путем применения средств индивидуальной защиты, ватно-марлевых повязок, влажной марлей и т.д.. Вынос пораженного из зоны отравления, при попадании в желудок – промывание «ресторанным» способом, дача молока, адсорбентов, санитарная обработка открытых частей тела проточной водой, 2% раствором соды, дегазация одежды и обуви.

При авариях на атомных реакторах – своевременное оповещение населения, йодная профилактика, прием радиопротекторов, дезактивация одежды и обуви, эвакуация населения.

При инфекционных заболеваниях в очагах биологического заражения – использование подручных табельных средств индивидуальной защиты, активное выявление и изоляция температурящих больных, применение средств экстренной профилактики, частичная и полная санитарная обработка.

Эффективность  лечения большинства пострадавших в многопрофильных стационарах, даже несмотря на применение интенсивной терапии, напрямую зависит от оптимальности и адекватности хирургического вмешательства, правильной оценки состояния больного, исходного состояния уровня в жизненно важных органах и системах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78698. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ 2.51 MB
  Сегодня все больше увеличивается значение информации в самых различных социальных процессах. Активное использование средств обработки и передачи информации развитие новых технологий вызывает существенные изменения в экономической политической и иных сферах общественной жизни.
78699. Ідея розвитку у працях Я. А. Коменського, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо 69.5 KB
  Мета даного реферату - розкрита одну з головних проблем сучасної педагогіки, а саме проблему розвиваючого навчання. Можна із впевненістю сказати, що запровадження розвиваючого навчання в сучасну школу має величезне педагогічне значення.
78701. ЭРИКСОН ЭРИК 31 KB
  По Эриксону главной частью структуры личности является не бессознательное ИД как у Фрейда но сознаваемая часть Эго которая стремится в своем развитии к сохранению своей цельности и индивидуальности.
78703. Повреждения и заболевания конечностей 201.94 KB
  Стадия декомпенсации -– боли в покое изменения цвета кожи вынужденное положение конечности. Признаками перелома кости являются боль отечность тканей патологическая подвижность и крепитация костных отломков нарушение функции при возникновении смещения отломков деформация конечности.
78704. Социальная стратификация 152.5 KB
  Постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе. Социологи называют социальной стратификацией расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям или стратам по признаку неравенства в доходах уровне образования объеме власти профессиональном престиже.
78706. В.А. Сухомлинский. Вклад в развитие педагогической науки 39.4 KB
  Сначала Сухомлинский подался было в медицинский техникум но вскоре ушел оттуда поступил на рабфак досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. На дневном отделении учился Сухомлинский всего два года в 1935 г.