9301

Медицина катастроф. Классификация. Организация медицинской помощи

Лекция

Медицина и ветеринария

Лекция №20 Медицина катастроф. Классификация. Организация медицинской помощи. Рост тяжелых антропогенных и природных катаклизм, сопровождающийся значительным материальным ущербом и огромными человеческими жертвами стал поводом и основной причиной дл...

Русский

2013-03-01

26.56 KB

13 чел.

Лекция №20

Медицина катастроф. Классификация. Организация медицинской помощи.

Рост тяжелых антропогенных и природных катаклизм, сопровождающийся значительным материальным ущербом и огромными человеческими жертвами стал поводом и основной причиной для создания в РФ в 1993 году службы экстренной медицинской помощи в ЧС, переименованная (приказ №279 от 25. 11.93 г.) в последующем в Всероссийский центр «Медицина катастроф».

  1.  Катастрофа – «переворот, перелом, важное событие, решающее судьбу или дело» (В.И.Даль, 1881 г.)
  2.  Катастрофа – «неожиданное несчастье, бедствие крупного масштаба, крушение, событие, влекущее за собой трагические последствия» (Ушаков, 1935,1948 г)

Медицина катастроф – область медицины, занимающаяся изучением и лечением заболеваний, состояний и травм, возникающих вследствие ЧС путем разработки научно-обоснованных комплексных организационно-практических мер оказания медицинской помощи пострадавшим.

По данным ВОЗ к категории чрезвычайных относятся ситуации с количеством пострадавших более 10 человек с травмами или 15-20 больных в результате явлений природы или акций человека, представляющую реальную угрозу жизни людей.

Задачи службы МК

1. Предупреждение, локализация и ликвидация медико-санитарных последствий катастроф.

2. Организация, подготовка и поддержание высокой степени готовности органов управления, учреждений и личного состава службы к работе.

3. Своевременое оказание мед. помощи, эвакуация и лечение пораженных, максимальное снижение инвалидности и смертности.

4. Проведение лечебно-диагностических мероприятий, направленных на профилактику и снижение психо-невро-эмоционального воздействия и их профилактику.

5. Обеспечение санитарного благополучия в районах катастроф.

6. Сохранение здоровья личного состава службы.

7. Проведение судебно-медицинской освидетельствования пораженных и экспертизы погибших.

  1.  Министерства, департаменты, комитеты, управления здравоохранения территорий субъектов РФ
  2.  Межведомственные координационные комиссии
  3.  Штабы Всероссийской службы МК
  4.  Штабы мед. службы ГО и ГЗ.

Чрезвычайные ситуации по сфере возникновения:

  1.  Социальные – эпидемии, войны, голод, терроризм;
  2.  Экологические- резкое изменение климата, нехватка воды, кислорода;
  3.  Техногенные (производственные) – авиа-, железнодорожные, пожары, взрывы;
  4.  Природные – бури, ураганы, смерчи, морозы;

Поражающие факторы при ЧС:

  1.  Динамические (механические) (удар, волна, землетрясения, взрыв снаряда и т.д.)
  2.  Термические (высокие и низкие температуры)
  3.  Радиационные (аварии на радиационно опасных объектах)
  4.  Химические (сильнодействующие ЯВ, промышленные яды)
  5.  Биологические (токсины, бактерии)

Повреждающие факторы:

 1.По времени:

 - Мгновенно

 - Продолжительно

2. Зоны поражения:

  - Сочетанные

  - Множественные

  - Комбинированные

3. Возможно с потерями:

- Безвозвратные (погибшие и пропавшие без вести)

- Санитарные (пораженные и нетрудоспособные, нуждающиеся в мед. помощи)

Факторы, влияющие на потери:

  1.  Масштабы катастрофы
  2.  Интенсивность действия повреждающих факторов
  3.  Плотность населения
  4.  Время суток
  5.  Время года
  6.  Готовность людей к неблагоприятным условиям

Организация медицинской помощи:

  1.  Само- и взаимопомощь в фазу «изоляции» ( от минут до несколько часов) после ЧС.
  2.  Первая медицинская помощь (оптимальная в первые 30 мин.) (посиндромная) отрядами спасателей (зависит от вида поражающего фактора)-временная остановка кровотечения, наложение асептических повязок, СЛР, ИВЛ, извлечение из под завалов, обезболивание, иммобилизация, седативная терапия, дача сорбентов и антидотов, ИВЛ («Амбу»), противошоковая терапия согревание, прием радиопротекторов и т.д.

Помощь может быть  оказана до квалифицированной

  1.  Медицинская и эвакуационно-транспортная сортировка в многопрофильные стационары, госпитали, специализированные центры – гнойно-септические отделения (анаэробная инфекция), остеосинтез, ампутации, хирургические операции, «гемодиализ», аутодермопластика и др.

Прогностическая медицинская сортировка

Медицинская сортировка предусматривает:

  1.  Прогноз на выживаемость (различные формулы, номограммы, шкалы);
  2.  Приоритетность в оказании помощи и объем лечебных мероприятий (дети являются приоритетной группой при оказании помощи);

Конкретные мероприятия первой помощи зависят от поражающих факторов

  1.  При преобладание механического фактора – извлечение пострадавших из под завалов, восстановление проходимости дыхательных путей (удаление из полости рта выбитых зубов, сгустков крови, земли), ИВЛ, придание физиологически выгодного положения телу, временная остановка кровотечения всеми доступными методами, массаж сердца, наложение повязок, иммобилизация, дача обильного питья (при отсутствии рвоты), согревание.
  2.  При преобладании термической травмы - в дополнении к перечисленным мероприятиям тушение горящей одежды, укутывание чистой простыней

При выбросе СДЯВ – защита органов дыхания, зрения, кожи путем применения средств индивидуальной защиты, ватно-марлевых повязок, влажной марлей и т.д.. Вынос пораженного из зоны отравления, при попадании в желудок – промывание «ресторанным» способом, дача молока, адсорбентов, санитарная обработка открытых частей тела проточной водой, 2% раствором соды, дегазация одежды и обуви.

При авариях на атомных реакторах – своевременное оповещение населения, йодная профилактика, прием радиопротекторов, дезактивация одежды и обуви, эвакуация населения.

При инфекционных заболеваниях в очагах биологического заражения – использование подручных табельных средств индивидуальной защиты, активное выявление и изоляция температурящих больных, применение средств экстренной профилактики, частичная и полная санитарная обработка.

Эффективность  лечения большинства пострадавших в многопрофильных стационарах, даже несмотря на применение интенсивной терапии, напрямую зависит от оптимальности и адекватности хирургического вмешательства, правильной оценки состояния больного, исходного состояния уровня в жизненно важных органах и системах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52077. Дзеяслоў 71 KB
  Узор: Падарожнік ідзе – крочыць. Падарожнік ідзе Шмат дарог ён прайшоў І машына ідзе З поўным кузавам дроў. А дарога ідзе То праз лес то праз поле. На дарогу ж ідзе І гадзіна і болей.
52079. АБЕТКА 2.61 MB
  Літеру И і ту беруть з собою хоч вона теж не починає жодного слова а про мене ніхто навіть не пам’ятає голосив м’який знак. Ребенкова Фонематичне сприймання Лікар оглядає хворого: А – а – а Як людина висловлює захоплення Ах Сходинки Буква наскрізь мова дошка людина стружка подружка Рак Мати Радіо Лантух Майстер Прочитай слова ідучи від літери А вгору вниз вліво вправо Т  О  Р  К  О  Т  В  А  Й  С  Т    Р К Ь Р    В Л А   А  Р  Е Де стоїть літера На початку слова: акварель абетка автобус...
52080. Сценарій свята: «Абетка» 43 KB
  Ведучий 1 Good morning boys nd girls Good morning der guests We re gld to see you t our “BC prtyâ€. Ведучий 2 Добридень дівчата та хлоп’ята Добридень гості дорогі Ми дуже раді бачити Вас на нашому святі Ведучий 1 Tody we’ll spek bout English ply mny interesting gmes sing songs nd remember wht we hve lerned t our lessons. Ведучий 2 Сьогодні ми поговоримо про англійську мову Пограємо в ігри поспіваємо та пригадаємо все що вчили на наших уроках....
52081. Свято англійської абетки 58.5 KB
  You will recite rhymes bout letters guess the riddles ply the gmes nd do mny other things. Ee Ff E is for egg Flowers here flowers there It is yellow nd white Flowers growing everywhere. It is so sweet...
52082. Сказка как вид народной прозы. Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой 46.5 KB
  Цель: познакомить учащихся с ТНР с жанровыми особенностями фольклорной сказки на примере волшебной сказки Царевна-лягушка. Задачи: Образовательные: 1 закрепить представления учащихся о сказке как жанре фольклора и ее видах; 2 дать представления учащимся о сказителях и собирателях сказки; 3 учить анализировать фрагменты из сказки Царевна-лягушка; 4 научить сопоставлять фрагменты сказки; 5 научить школьников выделять систему образов волшебной сказки; 6 дать представления учащимся об особенностях волшебной сказки: связь с...
52083. Абсолютна величина в математичних задачах 1.11 MB
  Для успішного розв’язання цих завдань потрібно не стільки мати гарну інтуїцію і неабиякі здібності скільки мати спеціальну підготовку. Вона полягає в знайомстві ретельному вивченні й застосуванні методів розв’язування таких задач. Розв’язування задач з модулями приводить учнів до необхідності використання класифікації й освоєння навичок дослідження та готують до розв’язання важких задач з параметрами. У цій роботі йдеться про методи розв’язування раціональних рівнянь і нерівностей що містять знак абсолютної величини.
52084. Accidents 68 KB
  Today we are going to talk about a very serious and quite difficult problem-accidents. At our lesson we’ll revise lexis on the topic, we’ll talk about the causes of the accidents on the roads, about the causes of the fires at home and about causes of the accidents in the sea. Then you will work in groups telling your stories and asking and answering questions.