9301

Медицина катастроф. Классификация. Организация медицинской помощи

Лекция

Медицина и ветеринария

Лекция №20 Медицина катастроф. Классификация. Организация медицинской помощи. Рост тяжелых антропогенных и природных катаклизм, сопровождающийся значительным материальным ущербом и огромными человеческими жертвами стал поводом и основной причиной дл...

Русский

2013-03-01

26.56 KB

15 чел.

Лекция №20

Медицина катастроф. Классификация. Организация медицинской помощи.

Рост тяжелых антропогенных и природных катаклизм, сопровождающийся значительным материальным ущербом и огромными человеческими жертвами стал поводом и основной причиной для создания в РФ в 1993 году службы экстренной медицинской помощи в ЧС, переименованная (приказ №279 от 25. 11.93 г.) в последующем в Всероссийский центр «Медицина катастроф».

  1.  Катастрофа – «переворот, перелом, важное событие, решающее судьбу или дело» (В.И.Даль, 1881 г.)
  2.  Катастрофа – «неожиданное несчастье, бедствие крупного масштаба, крушение, событие, влекущее за собой трагические последствия» (Ушаков, 1935,1948 г)

Медицина катастроф – область медицины, занимающаяся изучением и лечением заболеваний, состояний и травм, возникающих вследствие ЧС путем разработки научно-обоснованных комплексных организационно-практических мер оказания медицинской помощи пострадавшим.

По данным ВОЗ к категории чрезвычайных относятся ситуации с количеством пострадавших более 10 человек с травмами или 15-20 больных в результате явлений природы или акций человека, представляющую реальную угрозу жизни людей.

Задачи службы МК

1. Предупреждение, локализация и ликвидация медико-санитарных последствий катастроф.

2. Организация, подготовка и поддержание высокой степени готовности органов управления, учреждений и личного состава службы к работе.

3. Своевременое оказание мед. помощи, эвакуация и лечение пораженных, максимальное снижение инвалидности и смертности.

4. Проведение лечебно-диагностических мероприятий, направленных на профилактику и снижение психо-невро-эмоционального воздействия и их профилактику.

5. Обеспечение санитарного благополучия в районах катастроф.

6. Сохранение здоровья личного состава службы.

7. Проведение судебно-медицинской освидетельствования пораженных и экспертизы погибших.

  1.  Министерства, департаменты, комитеты, управления здравоохранения территорий субъектов РФ
  2.  Межведомственные координационные комиссии
  3.  Штабы Всероссийской службы МК
  4.  Штабы мед. службы ГО и ГЗ.

Чрезвычайные ситуации по сфере возникновения:

  1.  Социальные – эпидемии, войны, голод, терроризм;
  2.  Экологические- резкое изменение климата, нехватка воды, кислорода;
  3.  Техногенные (производственные) – авиа-, железнодорожные, пожары, взрывы;
  4.  Природные – бури, ураганы, смерчи, морозы;

Поражающие факторы при ЧС:

  1.  Динамические (механические) (удар, волна, землетрясения, взрыв снаряда и т.д.)
  2.  Термические (высокие и низкие температуры)
  3.  Радиационные (аварии на радиационно опасных объектах)
  4.  Химические (сильнодействующие ЯВ, промышленные яды)
  5.  Биологические (токсины, бактерии)

Повреждающие факторы:

 1.По времени:

 - Мгновенно

 - Продолжительно

2. Зоны поражения:

  - Сочетанные

  - Множественные

  - Комбинированные

3. Возможно с потерями:

- Безвозвратные (погибшие и пропавшие без вести)

- Санитарные (пораженные и нетрудоспособные, нуждающиеся в мед. помощи)

Факторы, влияющие на потери:

  1.  Масштабы катастрофы
  2.  Интенсивность действия повреждающих факторов
  3.  Плотность населения
  4.  Время суток
  5.  Время года
  6.  Готовность людей к неблагоприятным условиям

Организация медицинской помощи:

  1.  Само- и взаимопомощь в фазу «изоляции» ( от минут до несколько часов) после ЧС.
  2.  Первая медицинская помощь (оптимальная в первые 30 мин.) (посиндромная) отрядами спасателей (зависит от вида поражающего фактора)-временная остановка кровотечения, наложение асептических повязок, СЛР, ИВЛ, извлечение из под завалов, обезболивание, иммобилизация, седативная терапия, дача сорбентов и антидотов, ИВЛ («Амбу»), противошоковая терапия согревание, прием радиопротекторов и т.д.

Помощь может быть  оказана до квалифицированной

  1.  Медицинская и эвакуационно-транспортная сортировка в многопрофильные стационары, госпитали, специализированные центры – гнойно-септические отделения (анаэробная инфекция), остеосинтез, ампутации, хирургические операции, «гемодиализ», аутодермопластика и др.

Прогностическая медицинская сортировка

Медицинская сортировка предусматривает:

  1.  Прогноз на выживаемость (различные формулы, номограммы, шкалы);
  2.  Приоритетность в оказании помощи и объем лечебных мероприятий (дети являются приоритетной группой при оказании помощи);

Конкретные мероприятия первой помощи зависят от поражающих факторов

  1.  При преобладание механического фактора – извлечение пострадавших из под завалов, восстановление проходимости дыхательных путей (удаление из полости рта выбитых зубов, сгустков крови, земли), ИВЛ, придание физиологически выгодного положения телу, временная остановка кровотечения всеми доступными методами, массаж сердца, наложение повязок, иммобилизация, дача обильного питья (при отсутствии рвоты), согревание.
  2.  При преобладании термической травмы - в дополнении к перечисленным мероприятиям тушение горящей одежды, укутывание чистой простыней

При выбросе СДЯВ – защита органов дыхания, зрения, кожи путем применения средств индивидуальной защиты, ватно-марлевых повязок, влажной марлей и т.д.. Вынос пораженного из зоны отравления, при попадании в желудок – промывание «ресторанным» способом, дача молока, адсорбентов, санитарная обработка открытых частей тела проточной водой, 2% раствором соды, дегазация одежды и обуви.

При авариях на атомных реакторах – своевременное оповещение населения, йодная профилактика, прием радиопротекторов, дезактивация одежды и обуви, эвакуация населения.

При инфекционных заболеваниях в очагах биологического заражения – использование подручных табельных средств индивидуальной защиты, активное выявление и изоляция температурящих больных, применение средств экстренной профилактики, частичная и полная санитарная обработка.

Эффективность  лечения большинства пострадавших в многопрофильных стационарах, даже несмотря на применение интенсивной терапии, напрямую зависит от оптимальности и адекватности хирургического вмешательства, правильной оценки состояния больного, исходного состояния уровня в жизненно важных органах и системах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55794. Розвиток розумових та творчих здібностей учнів шляхом використання методів розвиваючого навчання 106 KB
  Головне щоб вони відповідали змісту матеріалу та віку учнів збагачували знання розвивали науковий світогляд мислення практичні вміння а отже й активність.
55795. Розвиток творчих здібностей учнів на уроках інформатики через організацію проектної діяльності 53 KB
  Проектний метод дозволяє реалізувати проблемне навчання що активізує і поглиблююче пізнання дозволяє навчати самостійного мислення і діяльності системному підходу в самоорганізації...
55796. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка 81 KB
  Дети тему урока не знают. Ирис нежный расцветает фикус листья расправляет Есть любовь цветы и дети что всего важней на свете. Или при изучении частиц: Что порадовало б вас...
55797. РОЗВИТОК ТВОРЧИХ ЗДІБНОСТЕЙ УЧНІВ ІЗ ЗВ′ЯЗНОГО МОВЛЕННЯ НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ ТА ЛІТЕРАТУРИ 189 KB
  Тоді в той перший мій робочий день серед учнівських оченят я ніби побачила себе бо не одразу змогла розкритися перед учителем не одразу показала на що справді була здатна.
55798. Розвиток особистісного потенціалу учнів на уроках з фізики 256 KB
  Як вчитель допомагаю учням на уроках та в неурочний час оволодіти технологіями життєтворчості прагну створити умови для розкриття внутрішнього потенціалу самооцінки самореалізації самоконтролю учнів...
55799. Розвиток пізнавальної активності в процесі рішення творчих задач 87 KB
  Дуже часто навчання зводиться до розуміння й відтворення прийомів дій типових способів вирішення завдань. Дуже часто при такому аналізі на перший погляд абсурдна ідея перевтілюється й відкриває шлях до вирішення проблеми.
55800. Може, маленька дитина повторює те, що було вже зроблено, створено іншими людьми, але якщо це діяння – плід її власних зусиль, – вона творець; її розумова діяльність – творчість 49 KB
  Щоб сформулювати творчі здібності дитині необхідно якнайбільше вражень про навколишній світ під час виконання різних видів діяльності який їй подобається найбільше а потім в усіх притаманних учням видах діяльності гра малювання конструювання...
55801. РОЗВИТОК КРЕАТИВНОГО МИСЛЕННЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ТА НАВЧАННЯ ГРАМОТИ 116 KB
  Бо стає важливим не стільки обсяг знань якими володіє людина скільки вміння застосовувати їх у конкретній ситуації. Скільки вовків було у норі Ізза пенька показалось 6 заячих вух. Скільки вух тепер видно Скільки вушок у зайців Скільки крил у горобців
55802. Розвиток творчого мислення молодших школярів як засіб формування життєвої компетентності 107 KB
  Научання предмету грань розумового розвитку учнів Розвиток одночасно із засвоєнням знань Читання джерело думки Значення предметів естетичного циклу та фізкультури для розвитку творчого мислення...