9302

Ожоговая травма. Ожоговая болезнь. Современные принципы терапии

Лекция

Медицина и ветеринария

Лекция №21 Ожоговая травма. Ожоговая болезнь. Современные принципы терапии. Ожоги - повреждение тканей, вызванные воздействием термической, химической, электрической или лучевой энергии. В первую очередь поражаются кожные покровы (4-6% массы те...

Русский

2013-03-01

24.23 KB

27 чел.

Лекция №21

Ожоговая травма. Ожоговая болезнь. Современные принципы терапии.

Ожоги – повреждение тканей, вызванные воздействием термической, химической, электрической или лучевой энергии.

В первую очередь поражаются кожные покровы (4-6% массы тела, S-1.7м2). В меньшей степени поражаются слизистые оболочки: склер, ВДП.

Актуальность проблемы:

  1.  Значительная и растущая частота поражения ожоговой травмой населения в мирное время (2% от общей численности заболеваемости, от 21 до 46 случаев на 100000 человек).
  2.  В РФ в год регистрируется более 500 тыс. случаев, в США до 3 млн.
  3.  Рост доли тяжелы форм ожогов (9% взрослых, 21% детей), сопровождающиеся инвалидностью и высокой частотой летальности.
  4.  Большая значимость ожога, как специфической боевой травмы в условиях современных войн.

Интенсивность поражения:

  1.  Зависит от температуры
  2.  От времени воздействия
  3.  От длительности воздействия тканевой гипертермии

Интенсивность поражения тканей определяется временем, в течение которого ткани остаются нагретыми, даже после прекращения действия термического агента.

Механизм повреждения при электротравмах: комплексное воздействие на ткани теплового, электрического и механического эффекта, наличие входных и выходных отверстий от точечных до полного обугливания тканей.

Классификация:

  1.  По глубине поражения:
  2.  1 степени – поверхностный ожог, легкая гиперемия, отек;
  3.  2 степень – базальный слой кожи, гиперемия, серозные пузыри;
  4.  3а степень – ростковый слой кожи, болевая чувствительность снижена;
  5.  3б степень – вся толща кожи, темно-коричневый струп, чувствительности нет;
  6.  4 степень – кожа с подлежащими тканями вплоть до костной ткани;

1, 2 и 3а степени - поверхностные, без образования грубого волокнистого струпа. Остальные – глубокие, образуется струп, в котором нет чувствительности.

  1.  По этиологическому фактору:
  2.  Термические – более 2/3 всех травм;
  3.  Электрические;
  4.  Химические;
  5.  Лучевые;
  6.  По локализации:
  7.  Кожный покров;
  8.  Слизистые оболочки;
  9.  Дыхательные пути;
  10.  Сочетанные ожоги;
  11.  Группы по особенностям течения:
  12.  1 группа – поверхностные;
  13.  2 группа – глубокие;

Определение площади поражения:

  1.  Правило «ладони» (И.И.Глумов, 1953) – площадь ладонной поверхности человека соответствует 1% поверхности его кожи;
  2.  Правило «девятки» (А.Уоллес, 1951) – определенные сегменты части тела равняются 9%;
  3.  Метод Г.Д.Вилявина (с помощью специальных сеток);
  4.  Метод Б.Н.Постникова (стерильная марля с нанесением контуров ожоговой поверхности и расчет S на миллиметровой бумаге) – чаще применяется в детской практике;

Определение глубины ожога:

  1.  Клинический метод (боль, тромбированные вены, некротические ткани);
  2.  Уровень кровообращения (метод надавливания, тетрациклиновой флюоресценции, термометрия, ИК томография, окраска по Ван-Гизону, ферментный метод);
  3.  Радиоактивный метод;
  4.  рН среды (кожи);

Понятие ожоговой болезни

Ожоговая болезнь – тяжелый патологический процесс, в котором ожоговая рана и обусловленные ею висцеральные изменения (общая реакция, нарушение функции внутренних органов) находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Ожоговая болезнь развивается при площади поверхностных ожогов более 15% и глубоких более 10%, а в некоторых случаях (4 стадия) даже при поражении 5% площади.

Стадии ожоговой болезни:

  1.  Ожоговый шок (1-3 сутки);
  2.  Ожоговая токсемия (до 10-15 суток после травмы);
  3.  Ожоговая септикотоксемия (начало отторжения некротических тканей);
  4.  Стадия реконвалисценции (восстановление, обратное развитие нарушений);

Прогностические критерии:

  1.  Правило сотни (возраст + S ожога) – до 80 единиц – благоприятный, 80-100 – сомнительный, больше 100 единиц – неблагоприятный;
  2.  Индекс Франка – до 70 единиц – благоприятный, 70-90 единиц – сомнительный, больше 90 единиц – неблагоприятный;

Патогенез ожоговой болезни: особенность – пусковой механизм – это обильная плазмопотрея, и выраженный болевой синдром. Кроме того, развитие острой почечной недостаточности, всасывание токсических некротических тканей.

Особенности ожогового шока: отсутствие кровопотери, выраженная плазмопотеря, гемолиз, нарушение функции почек.

Клиника ожогового шока:

  1.  В первые часы больной возбужден, не адекватно оценивает свое состояние. Она сменяется заторможенностью и адинамией, гиповолемией. Кожные покровы бледные, отмечается жажда, тошнота. Сознание сохранено. Частый пульс, АД – нормальное или снижено (у 50%), снижено ЦВД.
  2.  В крови лейкоцитоз со сдвигом влево, гипо- и диспротеинемия, протеинурия, гемоглобинурия.

Степени ожогового шока

S

Индекс Франка

АД мм.рт.ст

Пульс

Легкий ОШ

До 20%

До 70 единиц

Норма или до 95

100

Тяжелый

20-40%

71-130 единиц

85-95

115

Крайне тяжелый

Больше 40%

Больше 139 единиц

До 85 и ниже

Больше 130

Острая ожоговая токсемия:

  1.  Начало характеризуется высокой температурой (38-39), прогностически неблагоприятным считается более 40.
  2.  Типичны эмоциональные расстройства, психомоторное возбуждение, берд, галлюцинации.
  3.  Развивается токсический парез кишечника, токсический гепатит, нефрит, энцефалопатия.

Септитоксемия:

  1.  Делится на 2 фазы:
  2.  От начала отторжения струпа до полного очищения ран (2-3 недели);
  3.  Фаза грануляции ран до полного заживления. Характеризуется присоединением инфекции (пиелонефрит, пнвмония, гепатит), уменьшением массы тела, атрофией мышц, пролежнями.

Реконвалисценция:

  1.  Улучшение общего состояния, температура в норме, увеличение массы тела, нарушение психики больного (плохой сон, быстрая утомляемость, нарушение функции почек - диффузный гломерулонефрит).

Лечение (этапы)

  1.  Первая помощь – устранение термического агента, охлаждение обожженных участков, обезболивание, наложение асептической повязки, питье, начало противошоковых мероприятий, транспортировка.
  2.  Квалифицированная помощь – в хирургических стационарах и ожоговых центрах.

Основные задачи противошоковой терапии:

  1.  Купирование болевого синдрома.
  2.  Снятие эмоционального напряжения.
  3.  Восстановление эффективной гемодинамики.
  4.  Нормализация внешнего дыхания и газообмена.
  5.  Устранение ацидоза.
  6.  Устранение нарастающей интоксикации.
  7.  Профилактика и лечение нарушений функции почек.
  8.  Коррекция водно-электролитного баланса.
  9.  Нутритивная поддержка (восполнение энергозатрат и дефицита белка).

Местное лечение ожогов:

  1.  Методы лечения делятся на открытые (без повязок) и закрытые.
  2.  Они имеют свои показания и часто применяются у одного больного одновременно или последовательно.
  3.  Высушивание тканей и формирование плотного струпа создает неблагоприятные условия для их размножения (ИК излучатели разного типа; вентиляторы и т.д.).

Местное лечение (закрытое) зависит от фазы ожогового процесса:

  1.  Гнойно-некротическая фаза – левосин, деоксиволь, фурациллин, «Лифузоль», «Наксон», «Диаксизоль», антибиотики, пленки – «Асеплен», «Фолидерм», энзимы.
  2.  Фаза грануляции – облепиховое масло, «Колотекс» с прополисом, раневые покрытия – аллогенная кожа, синтетические покрытия, препараты кожи.
  3.  Фаза эпителизации – восстановление эпителия и реорганизация рубца.

Оперативное лечение – основным способом оперативного восстановления кожного покрова является: свободная  кожная пластика.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78572. Збережемо природу Землі разом 95 KB
  Мета. Поглибити і розширити знання учнів про вплив людини на природу Землі. Підвести дітей до усвідомлення необхідності зберігати та примножувати природні багатства, раціонально їх використовувати.
78573. Що належить до природи. Жива і нежива природа 35.5 KB
  Мета: розширити знання учнів про різноманітність природи; формувати уявлення про живу та неживу природу; вчити відрізняти предмети природи від речей виготовлених людиною; розвивати вміння спостерігати за об’єктами природи; виховувати дбайливе ставлення до природи речей створених людиною.
78574. Охорона природи України 165.5 KB
  Поглибити і розширити знання дітей про роль природи її вплив на людину про необхідність збереження і охорони природного середовища; підвести дітей до усвідомлення необхідності зберігати і примножувати природні багатства раціонально їх використовувати.
78575. Охрана природы 10.03 MB
  Много животных там стало водиться: Змеи слоны черепахи и птицы. За 1000 лет наша Земля изменилась до неузнаваемости: обмелевшие реки вырубленные леса нефтяные пятна на поверхности морей и океанов сотни исчезнувших растений и животных.
78576. Допоможемо природі 37 KB
  На мелодію з мультфільму Бременські музики Весь світ у нас в руках Керують ним лиш люди Дізнатись хочем ми Що завтра з світом буде Ось ми прийшли сюди до Вас Привіт Бонжур Хеллоу Те що розкажемо в цей час Хвилює всіх давно Нумо в цей час Слухайте нас Загітувати...
78577. Водойми рідного краю. Охорона водойм 64.5 KB
  Виховувати любов до природи та дбайливе ставлення до водойм. Формувати в учнів поняття «водойми». З’ясувати значення водойм рідного краю у житті людини. Ознайомити з різноманітністю водойм рідного краю. Розвивати пізнавальний інтерес, уміння аналізувати, порівнювати, робити висновки.
78578. Водойми України 67.5 KB
  Мета: розкрити значення води в житті людини та природи; ознайомити учнів із поняттями водойми, джерела, річки, озера, болота, моря та їх значенням в житті людини; розвивати вміння спостерігати, робити висновки, узагальнювати; виховувати дбайливе ставлення до водойм.
78579. Які бувають рослини? 184 KB
  Ознайомити учнів з різноманітним світом рослин; навчати порівнювати дерева кущі трав’янисті рослини; розкрити значення рослин у житті людини; розвивати зв’язне мовлення мислення дітей; виховувати дбайливе ставлення до рослин бажання доглядати охороняти природу.
78580. Сонце, сонечко та соняшник 51 KB
  Мета: формувати в учнів уявлення про Сонце про залежність життя рослин і тварин від сонячного світла і тепла; розвивати мовленнєві здібності уміння декламувати; виховувати інтерес до знань. Сонце Девіз уроку: Веди нас сонечко в політ Більше дізнаємось про світ.