93025

Средства, раздражающие рецепторы. Классификация. Механизмы действия и показания к применению собственно раздражающих и отхаркивающих средств

Доклад

Химия и фармакология

Горечами, или горькими специями, называют растения, имеющие горький вкус из-за наличия горьких гликозидов. Последние оказывают сокогонное действие, в связи с чем горечи применяют для повышения аппетита, при нарушении пищеварения, истощении, упадке сил, неврастении.

Русский

2015-08-25

57.26 KB

2 чел.

Средства, раздражающие рецепторы. Классификация. Механизмы действия и показания к применению собственно раздражающих и отхаркивающих средств.

. Раздражающие средства

. Горечи

. Отхаркивающие средства

. Рвотные препараты

Горечами, или горькими специями, называют растения, имеющие горький вкус из-за наличия горьких гликозидов. Последние оказывают сокогонное действие, в связи с чем горечи применяют для повышения аппетита, при нарушении пищеварения, истощении, упадке сил, неврастении. Горечи подразделяются на ароматические и неароматические.

Физиологический механизм действия горечей связан с тем, что они стимулируют образование пептидных гормонов желудочно-кишечного тракта (гастрина, секретина и др. ). Пептиды, в свою очередь, активно влияют на эмоциональный статус, вегетативную первичную систему, пластичный обмен и др. Любопытно, что при длительных физических нагрузках также повышается содержание в плазме пептидов желудочно-кишечного тракта, например, секретина, гастрина, В-эндорфина, сомагостатина, вазоактивного интестинального полипептида, полипептида поджелудочной железы и др.

Горечи не следует применять при интенсивных тренировочных нагрузках, наличии гиперацидного гастрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки и повышенной кислотности желудочного сока. Впрочем некоторые из них, например тысячелистник обыкновенный, аир обыкновенный, золототысячник зонтичный, обладают регулирующим влиянием на кислотность желудочного сока. Поэтому их можно применять как при гипо-, так и при гиперацидиых состояниях.

Обязательное условие - прием препаратов этих растений до еды и в умеренных количествах, так как избыток может вызвать расстройство пищеварения.

Отхаркивающие средства

Отхаркивающие средства (син. экспекторанты) - группа лекарств, уменьшающих вязкость мокроты и ускоряющих ее выведение из дыхательных путей (преимущественно из бронхов и бронхиол). Существует две основные группы отхаркивающих средств, различающихся по принципу действия: отхаркивающие средства с рефлекторным действием и отхаркивающие средства с прямым действием.

Группа растительных отхаркивающих средств с рефлекторным действием - включает группу лекарственных трав и их экстрактов способных ускорить выведение мокроты из дыхательной системы. Механизм действия растительных отхаркивающих средств заключается в раздражении слизистой желудка (во время приема внутрь), что вызывает рефлекторное усиление работы желез бронхов, увеличение количества мокроты, которая становится более жидкой и текучей. Данные лекарственные средства употребляются в виде настоев, экстрактов, отваров, порошков, сборов.

Отхаркивающие средства с прямым действием - ускоряют выведение мокроты, действуя непосредственно на бронхи и саму мокроту. В группе отхаркивающих препаратов прямого действия можно выделить две подгруппы лекарств: препараты, действующие на железы бронхов и препараты, разжижающие мокроту. Лекарства из этой группы используются главным образом в виде ингаляций и при попадании в бронхи стимулируют выработку жидкой мокроты. Группа отхаркивающих средств разжижающих мокроту (муколитики) самая большая и включает лекарства разжижающие мокроту за счет расщепления входящих в нее полимеров. Проникая в мокроту эти лекарства разрушают молекулы белков, нуклеиновых кислот и других полимеров, делающих мокроту вязкой - в результате мокрота становится более жидкой и текучей и легко выводится из бронхов во время кашля

Рвотные препарат

Рвоту могут вызывать многие вещества. По механизму действия их принято разделять на две группы: рвотные вещества центрального действия, т. е. возбуждающие рвотный центр непосредственно (апоморфин) и рвотные вещества рефлекторного действия, т. е. способные раздражать рецепторы различных органов, особенно желудка.

К ним относятся многочисленные средства растительного происхождения (алтейный корень, трава чабреца и некоторые неорганические соединения, например, соли тяжелых металлов, в частности меди и цинка.

В клинической практике лекарственные средства, вызывающие рвоту, применяют достаточно редко в тех ситуациях, когда по каким-либо причинам невозможно промывание желудка, а необходимо быстро эвакуировать (удалить) из желудка токсичное вещество и/или недоброкачественные пищевые продукты. Для этого используют лекарственные средства или центрального (апоморфина гидрохлорид), или рефлекторного (сироп рвотного корня) действия.

Рвотные средства противопоказаны при многих тяжелых состояниях, в частности при отравлении наркотическими средствами (угнетен центр рвоты), едкими щелочами, кислотами (возможность механического повреждения желудка), во время беременности, при грыжах, тяжелых заболеваниях сердечно-сосудистой системы, кровотечении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46101. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ НАРУШЕНИИ ЗРЕНИЯ 18.5 KB
  В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи. Теоретически и экспериментально доказано что расстройство речи слепых и слабовидящих детей являются сложным дефектом в котором прослеживаются определённые связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны сложны по степени выраженности структуре...
46102. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЕ 32 KB
  Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов развития речевой и познавательной деятельности ребёнка соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза. Один из характерных признаков интеллектуальной недостаточности – недоразвитие ВПФ а следовательно и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций. У детей с неосложнённым инфантилизмом выявляются особенности речи связанные со своеобразием эмоциональноволевой сферы....
46103. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ В КОМПЛЕКСЕ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 29.5 KB
  Особое место в клинике ДЦП занимают расстройства речи 80 случаев. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Ошибки в речи могут быть связаны с ограничением представлений об окружающем мире недостаточностью предметнопрактической деятельности и социальных контактов ошибки воспитания. Нарушение артикуляционной моторики при ДЦП не только затрудняют формирование произносительной речи но и вторично вызывают нарушение фонематического восприятия.
46104. Характеристика системы специальных учреждений для детей с нарушениями речи 42 KB
  Характеристика системы специальных учреждений для детей с нарушениями речи. дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи. Первоначально в д с открывали группы для детей только с легкими нарушениями речи затем организованы группы для детей с более сложными заикание ОНР. Д с яслисады для детей с нарушениями речи и соответствующие дошкольные группы при детских садах и ясляхсадах общего типа комплектуются непосредственно теми отделами народного образования в ведении которых находятся указанные дошкольные учреждения.
46105. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 21.5 KB
  Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже чем при вторичном. Недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям: замена звуков более простыми по...
46106. Общее недоразвитие речи у детей. Характеристика уровней речевого недоразвития 30 KB
  Общее недоразвитие речи у детей. Общее недоразвитие речи ОНР различные сложные речевые расстройства при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.Левиной была разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствия средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетикофонематического и лексикограмматического недоразвития. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых...
46107. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитие речи 32.5 KB
  Обучение и воспитание детей с общим недоразвитие речи. Предусматривает: развитие понимания речи; развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности; формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований. Логопедические занятия с безречевыми детьми проводятся небольшими подгруппами в форме игровых ситуаций что помогает постепенно формировать мотивационную основу речи. Задачи: вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений; расширение объема...
46108. Предупреждение речевых нарушений. Формы и методы профилактического воздействия в системе общегосударственных мероприятий 25 KB
  Одним из важных направлений развития логопедической помощи населению является предупреждение речевых нарушений и последствий речевой патологии. Своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений в нервопсихическом и в частности речевом развитии ребенка. Для своевременного развития речи мать и другие лица окружающие ребенка должны постоянно общаться с ним стремясь вызвать ответную реакцию. Стимуляция формирования речевой функции имеет большое значение для развития...
46109. Анализ условий нормального речевого развития ребенка. Этапы нормального речевого онтогенеза 17.5 KB
  Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослого и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики от нормального окружения и от воспитания и обучения которое начинается с первых дней его жизни. Этапы становления речи детей Леонтьев. В это же время путем подражания ребенок постепенно перенимает элементы звучащей речи.Преддошкольный от 1года до 3 лет Характеристика: этап становления активной речи.