93161

Классификация побочных реакций. Примеры

Доклад

Химия и фармакология

Иммунологические реакции аллергические нарушение иммунобиологических свойств организма псевдоаллергические реакции фармакогенетическая изменчивость идиосинкразия при местном применении при длительном применении адаптивные изменения при отмене лекарственных средств феномен отдачи и отмены...

Русский

2015-08-27

56.45 KB

0 чел.

Классификация побочных реакций. Примеры

Классификация побочных реакций

  1.  дозозависимый (органотоксический)( тип а)

-связанные фармакологической активностью

- при абсолютной и относительной передозировке лекарственных средств

- при взаимодействии лекарственных средств

2. не связанные с дозой (тип b) или непредсказуемые.

- иммунологические реакции( аллергические, нарушение иммунобиологических свойств организма)

-псевдоаллергические реакции

-фармакогенетическая изменчивость (идиосинкразия)

 -при местном применении

  1.  при длительном применении

- адаптивные изменения

-при отмене лекарственных средств (феномен « отдачи» и «отмены»)

- органотоксическое действие

4. отсроченное действие

- бластомогенное( канцерогенное) действие

- Действие, связанное с репродуктивной функцией (пониженная фертильность, мутагенность, тератогенность , эмбриотоксичность, фетотоксичность, проникновение в грудное молоко)

Побочные реакции типа А наиболее часто встречаются и как правило являются органотоксичными (нефро, гепато) они могут быть:

  1.  обусловленны фармакологической активностью:

1)фармакологическими свойствами препарата, проявляющимися в терапевтической дозе неизбежными при проведении терапии ( трициклические антидепрессанты, М-холиноблокаторы, нейролептики)

2)фармацевтическими, фармакокинетическими или фармакодинамическими изменениями, вызывающими более сильный фармакологический эффект, превращающийся в побочное действие; зачастую они обусловлены также характером основного заболевания, фармакогенетическими особенностями пациента:

побочные реакции типа В включают :

  1.  иммунологические реакции :
  2.  аллергия на препарат. факторы. провоцирующие аллергию могут быть связаны как с препаратом( макромолекулы, полипептиды(инсулин;
  3.  нарушение иммунобиологических свойств организма ( изменение нормальной микрофлоры при применении антибиотиков, изониазида; ослабление иммунитета при применении сульфаниламидов. глюкокортикоидов и пр. )
  4.  псевдоаллергические реакции. реакции, сходные по проявлениям с аллергическими, но в основе своего развития не имеющие иммунных изменений( астма и высыпания на коже вызванные аспирином).
  5.  Побочные реакции, выделенные в 3 группу, могут быть связаны как с дозой, так и продолжительностью применения ЛС. хронические заболевания требуют длительного применения ЛС, что естественно повышает риск развития побочных эффектов, в частности:
  6.  адаптивные изменения(длительный прием бета-адреномиметиков при бронхиальной астме или бета-адреноблокаторов при гипертонической болезни приводит к снижению чувствительности рецепторов(десенситизации) , прием психотропных – к развитию толерантности и зависимости);
  7.  формирование феноменов «отдачи» (снотворные) и «отмены» (глюкокортикоиды);
  8.  ряд органо- и системных токсических эффектов( противомалярийный препарат хлорохин после 1-2 месяцев применения у 30-70% больных вызывает такие осложнения как кератопатия, ретинопатия и слепота; противоаритмический препарат амиодарон вызывает легочной фиброз; жаропонижающий препарат парацетамол – нефрозы, гепатиты и пр. )

К четвертой группе отнесены отдаленные побочные реакции :

  1.  бластомогенное действие(вызывающие любые новообразования) и, как его разновидность, канцерогенное( вызывающие злокачественные опухоли);
  2.  изменение репродуктивной функции :
  3.  снижение фертильности (импотенция, бесплодие) обратимое(фурацилин, антидепрессанты, нейролептики) и необратимое( цитостатики, стероидные анаболические средства)
  4.  мутагенное(вызывающее мутации) селективные антогонисты кальция
  5.  тератогенное(вызывающее уродства и пороки развития)
  6.   токсическое действие лекарств на эмбрион – эмбриотоксическое ( до 12 недель беременности, особенно 2 неделя – первый критический период) и на плод фетотоксическое в более поздние сроки беременности, особенно 18-22 неделя - 3-й критический период);
  7.  проникновение в грудное молоко (транквилизаторы – синдром «ленивого младенца»( сонливость, неврологические расстройства, снижение аппетита. прибавки массы тела и роста)

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62771. Развитие умения писать слова с разделительным твердым знаком 141.51 KB
  Цели: образовательные: сформировать навык написания разделительного твердого знака в словах; продолжить работу над формированием каллиграфического навыка; закрепить умения писать словарные слова; развивающие...
62772. Морфология. Местоимение. Относительные местоимения 22.5 KB
  Цель урока: сформировать понятие об относительных местоимениях знания об их основных морфологических и синтаксических особенностях. 2 Вступительная беседа Сегодня мы познакомимся с относительными местоимениями особенностями их склонения.
62773. МЯГКИЙ ЗНАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА 14.84 KB
  Цели урока: наблюдение над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями, развитие умения различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова...
62774. Правописание проверяемых и непроверяемых непроизносимых согласных, безударных гласных и парных согласных в корне слова 31.08 KB
  Цели: обучающая: учащиеся должны уметь называть орфограмму Проверяемые и непроверяемые непроизносимые согласные Безударные гласные Парные согласные в корне слова и находить их; учащиеся должны уметь называть орфограммы; уметь самостоятельно подбирать проверочные слова.
62776. Причастный оборот 26.97 KB
  Цель урока: закрепление понятия о причастном обороте, его роли в предложении, знакомство с правилами выделения причастного оборота запятыми.
62777. Перенос слов 15.6 KB
  Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слова 3. Развитие умения слышать и видеть в словах опасные места орфограмму. Назовите буквы алфавита с которых не начинаются слова Мягкий знак твердый знак ы.
62778. Правила переноса слов 14.71 KB
  Актуализация изученного Прочитайте слова на доске Сосна ванна майка объявил Объясните орфограммы объясняют О ком эта загадка читает загадку о собаке Это о собаке Напишу слово собака на строке продолжает запись.
62779. Второстепенные члены предложения. Обстоятельства и дополнения 23.58 KB
  Давайте запишем это слово проговаривая его по слогам а говори вслух. Давайте придумаем предложение с этим словом. Дети говорят свои варианты У: Давайте запишем такие предложения...