93261

Характеристика химических аварий

Доклад

Военное дело, НВП и гражданская оборона

Массовые поражения при разрушении ХОО или применении химического оружия возможны также в ходе войны и вооруженного конфликта или в результате террористического акта. При локальных авариях утечка пролив или россыпь токсичного вещества расстояние распространения зон загрязнения и поражения не выходит за пределы...

Русский

2015-08-28

79.34 KB

0 чел.

Характеристика химических аварий.

Предприятия народного хозяйства, производящие, хранящие и использующие в своем производстве аварийноопасные химические вещества (АОХВ), при аварии на которых может произойти массовое поражение людей, являются химически опасными объектами (ХОО).

Основные особенности АОХВ:

  1.  способность переноситься по направлению ветра на большие расстояния, где и вызывать поражение людей;
  2.  объемность действия, т. е. способность проникать зараженного воздуха в негерметизированные помещения;
  3.  большое разнообразие АОХВ, что создает трудности в создании фильтрующих противогазов;
  4.  способность многих АОХВ оказывать не только непосредственное токсическое действие на организм человека, но и опосредованно через загрязнённую воду, продукты питания, окружающие предметы.

При авариях на химически опасном объекте не исключается одномоментное загрязнение воздуха двумя и более токсичными агентами, образующимися в результате вторичных химических реакций, обусловленных аварией. А это может стать причиной комбинированного действия на организм нескольких ядов.

Важнейшей характеристикой опасности АОХВ является относительная плотность их паров (газов). Если плотность пара какого-либо вещества меньше 1, то это значит, что он легче воздуха и будет быстро рассеиваться. Большую опасность представляет АОХВ, относительная плотность паров которых больше 1, они дольше удерживаются у поверхности земли (например - хлор), накапливаются в различных углублениях местности, их воздействие на людей будет более продолжительным.

Химическая авария - непланируемый и неуправляемый выброс (пролив, россыпь, утечка) АОХВ отрицательно воздействующих на человека и окружающую среду.

Аварии могут возникнуть в результате нарушений технологии производства на химическом предприятии, при нарушении техники безопасности на объектах хранения химических веществ или объектах уничтожения химического оружия. Массовые поражения при разрушении ХОО или применении химического оружия возможны также в ходе войны и вооруженного конфликта или в результате террористического акта.

С организационной точки зрения с учетом масштабов последствий следует различать аварии локальные (частные и объектовые), которые происходят наиболее часто, и крупномасштабные.

При локальных авариях (утечка, пролив или россыпь токсичного вещества) расстояние распространения зон загрязнения и поражения не выходит за пределы производственного помещения или территории объекта. В этом случае в зону поражения попадает, как правило, только персонал.

При крупномасштабных авариях зона поражения может далеко распространиться за пределы промплощадки при этом возможно поражение персонала и населения не только близлежащего населенного пункта, но, при неблагоприятных условиях, и ряда более отдаленных населенных пунктов.

 Очаг химической аварии - территория, в пределах которой произошел выброс (пролив, россыпь, утечка) АОХВ и в результате воздействия поражающих факторов произошли массовая гибель и поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также нанесен ущерб окружающей природной среде.

При оценке очагов химических аварий необходимо учитывать физико-химические свойства веществ, определяющие стойкость очага, степень опасности химического загрязнения, возможность вторичного поражения.

В зависимости от продолжительности загрязнения местности и быстроты действия токсического агента на организм очаги химических аварий, как и очаги применения химического оружия, подразделяют на 4 вида:

  1.  нестойкий очаг поражения быстродействующими веществами (хлор, аммиак, бензол);
  2.  стойкий очаг поражения быстродействующими веществами (уксусная и муравьиная кислоты);
  3.  нестойкий очаг поражения медленнодействующими веществами (фосген, метанол, тетраэтилсвинец);
  4.  стойкий очаг поражения медленнодействующими веществами (азотная кислота и оксиды азота, металлы, диоксины).

Для очагов поражения быстродействующими веществами характерно:

  1.  одномоментное (минуты, десятки минут) поражение большого количества людей;
  2.  преобладание тяжелых поражений;
  3.  быстрое нарастание интоксикации;
  4.  дефицит времени у органов здравоохранения для изменения существующей организации работы и приведения ее в соответствие с возникшей обстановкой;
  5.  необходимость оказания эффективной медицинской помощи в очаге и на этапах медицинской эвакуации в оптимальные сроки;
  6.  необходимость немедленной эвакуации пораженных из очага поражения.

Для очагов поражения медленнодействующими веществами характерно:

  1.  .постепенное, на протяжении нескольких часов, появление признаков поражения;
  2.  необходимость проведения мероприятий по активному выявлению пораженных среди населения;
  3.  наличие некоторого (несколько часов) резерва времени для корректировки плана деятельности органов здравоохранения с учетом сложившейся обстановки;
  4.  возможность эвакуации пораженных из очага в несколько рейсов по мере их выявления.

Для поражения нестойкими веществами характерно не обязательное проведение санитарной обработки пораженного, дегазации одежды и обуви на этапах медицинской эвакуации, а только при наличии на одежде явных влажных пятен АОХВ.

Для очагов поражения стойкими веществами характерно

обязательное проведение полной санитарной обработки пораженного, дегазации одежды и обуви на этапах медицинской эвакуации.

 Классификация АОХВ по клиническим признакам и механизму действия:

  1.  вещества с преимущественным удушающим свойством (хлор, оксихлорид фосфора, фосген, хлорид серы и др.);
  2.  вещества преимущественно общеядовитого действия (мышьяковистый водород, окись углерода, сернистый ангидрид, цианиды, динитрофенол);
  3.  вещества, обладающие удушающим и общеядовитым действием (окислы азота, сероводород);
  4.  нейротропные яды (фосфорорганические соединения, сероуглерод);
  5.  вещества, обладающие удушающим и нейротропным действием (аммиак);
  6.  метаболические яды (бромистый метил, этиленоксид, диоксин).

АОХВ могут проникать в организм через дыхательные пути, слизистые оболочки глаз, через желудочно-кишечный тракт (при употреблении загрязненной пищи и воды), через кожные покровы, открытые раны.

При химической аварии определяются зона загрязнения и зона поражения.

Зона загрязнения - это территория, на которую распространилось токсичное вещество во время аварии.

Зона поражения это часть зоны загрязнения, на которой возможны поражения людей и животных. 

Зона загрязнения, концентрация токсического вещества, в которой менее или равна ПДК, является безопасной. Ее внешние границы с подветренной стороны находятся на максимальном удалении от очага. С наветренной стороны за очагом и по вектору, перпендикулярному направлению ветра (оси следа), путь до безопасной зоны оказывается наименьшим. Именно в этом направлении должен быть организован вывоз, вынос (выход) пораженных из очага химической аварии и может быть развернут пункт сбора пораженных, пункт оказания первой врачебной или квалифицированной медицинской помощи.

Эвакуация пораженных из очага осуществляется по мере их выявления всеми видами транспорта.

В очаге химических аварий, создаваемом стойкими веществами, продолжительное время сохраняется опасность поражения. За счет десорбции АОХВ с одежды (особенно в закрытых помещениях), при контакте с загрязненными транспортом, различным имуществом медицинский персонал и другие лица могут получить поражения вне очага. Поэтому необходимо проведение в кратчайшие сроки частичной специальной обработки в очаге, а при поступлении пораженных на этап медицинской эвакуации (в лечебное учреждение) – полной санитарной обработки пораженных и специальной обработки (дегазации) одежды, обуви, транспортных средств и т.д. Медицинский персонал, контактирующий с пораженными, не прошедшими полной санитарной (специальной) обработки, должен работать в противогазах и средствах защиты кожи, а по завершении работы подвергаться специальной обработке.

Возможные потери населения в очаге аварии зависят от:

  1.  его плотности на территории очага;
  2.   концентрации и токсичности АОХВ;
  3.  расстояния распространения очага на открытой или закрытой местности;
  4.   степени защищенности людей;
  5.   своевременности оповещения людей об опасности;
  6.   метеорологических условий (скорости ветра, степени вертикальной устойчивости воздуха) и др.

Контингент тяжелопораженных при авариях с быстродействующими веществами формируется первоначально среди лиц, находящихся в непосредственной близости от места аварии, где создаются чрезвычайно высокие концентрации токсичных веществ.

В других зонах поражения преобладает контингент с отравлениями средней и легкой степеней тяжести.

Через несколько часов после аварии за счет дальнейшего развития интоксикации удельный вес тяжелопораженных возрастает.

Те же закономерности отмечаются и при авариях с веществами замедленного действия, однако их токсические эффекты будут отсроченными.

При оперативных расчетах обычно исходят из того, что из общего числа пораженных у 60-75% может быть легкая степень поражения, у 10-25% - средняя, у 4-10% - тяжелая. Летальность составляет 1-5%. Однако для отдельных аварий с различными веществами в конкретных условиях реальные значения санитарных потерь могут существенно отличаться от этих показателей.

При наиболее крупных авариях на химических производствах или хранилищах высокотоксичных веществ к основному поражающему фактору (химическому) зачастую могут присоединяться и другие - механические, термические, обусловленные разрушениями и пожарами, что приводит к возникновению комбинированных поражений. При взрывах и пожарах с выделением токсичных веществ у 60% пострадавших следует ожидать химические отравления.

Наряду с оказанием неотложной медицинской помощи при химических авариях необходимо также своевременное проведение санитарно-гигиенических мероприятий.

Меры по сокращению или исключению контакта с токсичным веществом (использование технических средств индивидуальной и коллективной защиты персоналом аварийноопасных производств, спасателями и медицинскими работниками выездных бригад, населением, своевременное проведение специальной обработки, эвакуационные мероприятия) могут существенно снизить потери, тяжесть поражений, а иногда и предотвратить их.

Для проведения химической разведки, индикации, специальной обработки и других мероприятий по защите привлекаются силы и средства различных министерств и ведомств (МЧС, МО, Роспотребнадзора, ВСМК и др.).

Важнейшей характеристикой АОХВ является их токсичность и способность вызывать патологические процессы в организме.

Количественным показателем токсичности вещества, соответствующим определенному эффекту поражения, является токсическая доза (токсодоза).

Помимо токсического действия химических веществ за счет

ингаляционного и перорального их поступления, могут возникать также специфические местные поражения кожи и слизистых оболочек. Степень тяжести таких поражений зависит от вида химического вещества, его количества, а также сроков и качества проведения специальной обработки, наличия и использования средств защиты.

Возникновение очагов поражения АОХВ можно предвидеть, так как дислокация ХОО и типы имеющихся на них АОХВ, как правило, известны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52984. Внеклассное мероприятие по физике «Лирическая физика» 64.5 KB
  1 конкурс Разминка Разминка физическая Кто открыл явление инерции Из чего состоят молекулы Прибор для измерения массы тела Основная единица измерения силы В каком городе жил Архимед Состояние вещества если молекулы расположены в строгом порядке Научные предположения о чем – либо Основная единица количества теплоты Плотность чистой воды Какую физическую величину измеряют мензуркой Как называют изменение формы или размеров тела Как называется процесс превращения пара в жидкость Основная единица...
52985. Взаємодія тіл 1.18 MB
  Запропоновані тестові завдання можуть бути використані як для поточної перевірки знань учнів, так і для тематичних атестацій. Задачі і завдання підібрані різних типів - розрахункові, графічні, якісні, задачі-малюнки, умова яких задається за допомогою малюнка, графіка, фотографії.
52987. Компетентнісний підхід у викладанні фізики 105.5 KB
  Ключові компетенції включають в себе вміння виконувати цілісну ясну грамотну дію вирішувати реальну ситуацію задачу. У зв'язку з цим можна виділити навички та вміння які повинні виникнути у студентів: володіння інформаційними технологіями уміння їх застосовувати збір і обробка необхідної інформації; здатність вчитися все життя це основа безперервної підготовки в професійному плані а також в особистому і суспільному житті; вміння спілкуватися поважати один одного здатність жити з людьми інших культур мов і релігій. Це призводить...
52988. Методичні рекомендації з проведення навчального експерименту в системі вивчення фізики в середній школі 170.5 KB
  Методичні рекомендації з проведення навчального експерименту в системі вивчення фізики в середній школі м. Система шкільного експерименту з фізики. Роль експерименту в процесі вивчення фізики в школі.
52989. ФОРМУВАННЯ САМООСВІТНЬОЇ КОМПЕТЕНТНОСТІ УЧНІВ ЗАСОБАМИ ФІЗИКИ 103 KB
  Модель випускника готового до самоосвіти Засоби організації самоосвітньої діяльності учнів Пам’ятки раціональної організації навчальної роботи школяра як розв’язати задачу як здійснити перевірку розв’язків задачі робота з підручником фізики складання плану відповіді з фізики як скласти конспект як готувати доповідь реферат як працювати з додатковою літературою як готувати домашнє завдання як виконувати письмову домашню роботу Зразки тестів та контрольних робіт для перевірки навчальних досягнень...
52990. Вивчати фізику цікаво 270 KB
  Серед безлічі шляхів формування у школярів пізнавального інтересу одним з найбільш ефективних є організація ігрової діяльності. Ігрові форми навчання дозволяють пожвавити навчальний процес, зробити його більш привабливим для учнів, підвищують інтерес до предмета в цілому, активізують мислення та творчу діяльність учнів.
52991. Використання моделей і моделювання в шкільному курсі фізики 230.5 KB
  Наводиться технологічний ланцюжок вирішення завдань на комп'ютері. Технологія моделювання вимагає від дослідника уміння ставити проблеми і завдання прогнозувати результати дослідження проводити розумні оцінки виділяти головні і другорядні чинники для побудови моделей вибирати аналогії і математичні формулювання вирішувати завдання з використанням комп'ютерних систем проводити аналіз комп'ютерних експериментів. Моделювання експерименту засобами ІКТ Сьогодні коли комп'ютер став основним інструментом дослідника різні види моделей можна...