93261

Характеристика химических аварий

Доклад

Военное дело, НВП и гражданская оборона

Массовые поражения при разрушении ХОО или применении химического оружия возможны также в ходе войны и вооруженного конфликта или в результате террористического акта. При локальных авариях утечка пролив или россыпь токсичного вещества расстояние распространения зон загрязнения и поражения не выходит за пределы...

Русский

2015-08-28

79.34 KB

0 чел.

Характеристика химических аварий.

Предприятия народного хозяйства, производящие, хранящие и использующие в своем производстве аварийноопасные химические вещества (АОХВ), при аварии на которых может произойти массовое поражение людей, являются химически опасными объектами (ХОО).

Основные особенности АОХВ:

  1.  способность переноситься по направлению ветра на большие расстояния, где и вызывать поражение людей;
  2.  объемность действия, т. е. способность проникать зараженного воздуха в негерметизированные помещения;
  3.  большое разнообразие АОХВ, что создает трудности в создании фильтрующих противогазов;
  4.  способность многих АОХВ оказывать не только непосредственное токсическое действие на организм человека, но и опосредованно через загрязнённую воду, продукты питания, окружающие предметы.

При авариях на химически опасном объекте не исключается одномоментное загрязнение воздуха двумя и более токсичными агентами, образующимися в результате вторичных химических реакций, обусловленных аварией. А это может стать причиной комбинированного действия на организм нескольких ядов.

Важнейшей характеристикой опасности АОХВ является относительная плотность их паров (газов). Если плотность пара какого-либо вещества меньше 1, то это значит, что он легче воздуха и будет быстро рассеиваться. Большую опасность представляет АОХВ, относительная плотность паров которых больше 1, они дольше удерживаются у поверхности земли (например - хлор), накапливаются в различных углублениях местности, их воздействие на людей будет более продолжительным.

Химическая авария - непланируемый и неуправляемый выброс (пролив, россыпь, утечка) АОХВ отрицательно воздействующих на человека и окружающую среду.

Аварии могут возникнуть в результате нарушений технологии производства на химическом предприятии, при нарушении техники безопасности на объектах хранения химических веществ или объектах уничтожения химического оружия. Массовые поражения при разрушении ХОО или применении химического оружия возможны также в ходе войны и вооруженного конфликта или в результате террористического акта.

С организационной точки зрения с учетом масштабов последствий следует различать аварии локальные (частные и объектовые), которые происходят наиболее часто, и крупномасштабные.

При локальных авариях (утечка, пролив или россыпь токсичного вещества) расстояние распространения зон загрязнения и поражения не выходит за пределы производственного помещения или территории объекта. В этом случае в зону поражения попадает, как правило, только персонал.

При крупномасштабных авариях зона поражения может далеко распространиться за пределы промплощадки при этом возможно поражение персонала и населения не только близлежащего населенного пункта, но, при неблагоприятных условиях, и ряда более отдаленных населенных пунктов.

 Очаг химической аварии - территория, в пределах которой произошел выброс (пролив, россыпь, утечка) АОХВ и в результате воздействия поражающих факторов произошли массовая гибель и поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также нанесен ущерб окружающей природной среде.

При оценке очагов химических аварий необходимо учитывать физико-химические свойства веществ, определяющие стойкость очага, степень опасности химического загрязнения, возможность вторичного поражения.

В зависимости от продолжительности загрязнения местности и быстроты действия токсического агента на организм очаги химических аварий, как и очаги применения химического оружия, подразделяют на 4 вида:

  1.  нестойкий очаг поражения быстродействующими веществами (хлор, аммиак, бензол);
  2.  стойкий очаг поражения быстродействующими веществами (уксусная и муравьиная кислоты);
  3.  нестойкий очаг поражения медленнодействующими веществами (фосген, метанол, тетраэтилсвинец);
  4.  стойкий очаг поражения медленнодействующими веществами (азотная кислота и оксиды азота, металлы, диоксины).

Для очагов поражения быстродействующими веществами характерно:

  1.  одномоментное (минуты, десятки минут) поражение большого количества людей;
  2.  преобладание тяжелых поражений;
  3.  быстрое нарастание интоксикации;
  4.  дефицит времени у органов здравоохранения для изменения существующей организации работы и приведения ее в соответствие с возникшей обстановкой;
  5.  необходимость оказания эффективной медицинской помощи в очаге и на этапах медицинской эвакуации в оптимальные сроки;
  6.  необходимость немедленной эвакуации пораженных из очага поражения.

Для очагов поражения медленнодействующими веществами характерно:

  1.  .постепенное, на протяжении нескольких часов, появление признаков поражения;
  2.  необходимость проведения мероприятий по активному выявлению пораженных среди населения;
  3.  наличие некоторого (несколько часов) резерва времени для корректировки плана деятельности органов здравоохранения с учетом сложившейся обстановки;
  4.  возможность эвакуации пораженных из очага в несколько рейсов по мере их выявления.

Для поражения нестойкими веществами характерно не обязательное проведение санитарной обработки пораженного, дегазации одежды и обуви на этапах медицинской эвакуации, а только при наличии на одежде явных влажных пятен АОХВ.

Для очагов поражения стойкими веществами характерно

обязательное проведение полной санитарной обработки пораженного, дегазации одежды и обуви на этапах медицинской эвакуации.

 Классификация АОХВ по клиническим признакам и механизму действия:

  1.  вещества с преимущественным удушающим свойством (хлор, оксихлорид фосфора, фосген, хлорид серы и др.);
  2.  вещества преимущественно общеядовитого действия (мышьяковистый водород, окись углерода, сернистый ангидрид, цианиды, динитрофенол);
  3.  вещества, обладающие удушающим и общеядовитым действием (окислы азота, сероводород);
  4.  нейротропные яды (фосфорорганические соединения, сероуглерод);
  5.  вещества, обладающие удушающим и нейротропным действием (аммиак);
  6.  метаболические яды (бромистый метил, этиленоксид, диоксин).

АОХВ могут проникать в организм через дыхательные пути, слизистые оболочки глаз, через желудочно-кишечный тракт (при употреблении загрязненной пищи и воды), через кожные покровы, открытые раны.

При химической аварии определяются зона загрязнения и зона поражения.

Зона загрязнения - это территория, на которую распространилось токсичное вещество во время аварии.

Зона поражения это часть зоны загрязнения, на которой возможны поражения людей и животных. 

Зона загрязнения, концентрация токсического вещества, в которой менее или равна ПДК, является безопасной. Ее внешние границы с подветренной стороны находятся на максимальном удалении от очага. С наветренной стороны за очагом и по вектору, перпендикулярному направлению ветра (оси следа), путь до безопасной зоны оказывается наименьшим. Именно в этом направлении должен быть организован вывоз, вынос (выход) пораженных из очага химической аварии и может быть развернут пункт сбора пораженных, пункт оказания первой врачебной или квалифицированной медицинской помощи.

Эвакуация пораженных из очага осуществляется по мере их выявления всеми видами транспорта.

В очаге химических аварий, создаваемом стойкими веществами, продолжительное время сохраняется опасность поражения. За счет десорбции АОХВ с одежды (особенно в закрытых помещениях), при контакте с загрязненными транспортом, различным имуществом медицинский персонал и другие лица могут получить поражения вне очага. Поэтому необходимо проведение в кратчайшие сроки частичной специальной обработки в очаге, а при поступлении пораженных на этап медицинской эвакуации (в лечебное учреждение) – полной санитарной обработки пораженных и специальной обработки (дегазации) одежды, обуви, транспортных средств и т.д. Медицинский персонал, контактирующий с пораженными, не прошедшими полной санитарной (специальной) обработки, должен работать в противогазах и средствах защиты кожи, а по завершении работы подвергаться специальной обработке.

Возможные потери населения в очаге аварии зависят от:

  1.  его плотности на территории очага;
  2.   концентрации и токсичности АОХВ;
  3.  расстояния распространения очага на открытой или закрытой местности;
  4.   степени защищенности людей;
  5.   своевременности оповещения людей об опасности;
  6.   метеорологических условий (скорости ветра, степени вертикальной устойчивости воздуха) и др.

Контингент тяжелопораженных при авариях с быстродействующими веществами формируется первоначально среди лиц, находящихся в непосредственной близости от места аварии, где создаются чрезвычайно высокие концентрации токсичных веществ.

В других зонах поражения преобладает контингент с отравлениями средней и легкой степеней тяжести.

Через несколько часов после аварии за счет дальнейшего развития интоксикации удельный вес тяжелопораженных возрастает.

Те же закономерности отмечаются и при авариях с веществами замедленного действия, однако их токсические эффекты будут отсроченными.

При оперативных расчетах обычно исходят из того, что из общего числа пораженных у 60-75% может быть легкая степень поражения, у 10-25% - средняя, у 4-10% - тяжелая. Летальность составляет 1-5%. Однако для отдельных аварий с различными веществами в конкретных условиях реальные значения санитарных потерь могут существенно отличаться от этих показателей.

При наиболее крупных авариях на химических производствах или хранилищах высокотоксичных веществ к основному поражающему фактору (химическому) зачастую могут присоединяться и другие - механические, термические, обусловленные разрушениями и пожарами, что приводит к возникновению комбинированных поражений. При взрывах и пожарах с выделением токсичных веществ у 60% пострадавших следует ожидать химические отравления.

Наряду с оказанием неотложной медицинской помощи при химических авариях необходимо также своевременное проведение санитарно-гигиенических мероприятий.

Меры по сокращению или исключению контакта с токсичным веществом (использование технических средств индивидуальной и коллективной защиты персоналом аварийноопасных производств, спасателями и медицинскими работниками выездных бригад, населением, своевременное проведение специальной обработки, эвакуационные мероприятия) могут существенно снизить потери, тяжесть поражений, а иногда и предотвратить их.

Для проведения химической разведки, индикации, специальной обработки и других мероприятий по защите привлекаются силы и средства различных министерств и ведомств (МЧС, МО, Роспотребнадзора, ВСМК и др.).

Важнейшей характеристикой АОХВ является их токсичность и способность вызывать патологические процессы в организме.

Количественным показателем токсичности вещества, соответствующим определенному эффекту поражения, является токсическая доза (токсодоза).

Помимо токсического действия химических веществ за счет

ингаляционного и перорального их поступления, могут возникать также специфические местные поражения кожи и слизистых оболочек. Степень тяжести таких поражений зависит от вида химического вещества, его количества, а также сроков и качества проведения специальной обработки, наличия и использования средств защиты.

Возникновение очагов поражения АОХВ можно предвидеть, так как дислокация ХОО и типы имеющихся на них АОХВ, как правило, известны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83345. Підсумковий урок по темі «Речення» 38.5 KB
  Що таке речення Які бувають речення за метою висловлювання Які бувають речення за емоційним забарвленням Що таке граматична основа речення На що вказує підмет На які питання відповідає Що виражає присудок На які питання відповідає Які ще члени речення ви знаєте На які питання...
83346. Узагальнення вивченого про іменник 62 KB
  Команди для участі в КВК готові Команда Веселий Іменник Ми команда Веселий іменник друзі. Запитання для команди Веселий Іменник Віра власна чи загальна назва Якщо імя Віра то власна. Голуб назва істоти чи неістотиістота Скільки відмінків у іменників 7 На яке питання відповідає орудний відмінок...
83348. Однорідні члени речення «Спогади про літо» 777 KB
  Мета: розширити знання дітей про члени речення ознайомити з однорідними членами речення їхніми характерними ознаками вчити визначати в реченні однорідні члени; розвивати вміння уважно слухати й аналізувати речення; творче мислення; виховувати шанобливе ставлення до хліба інтерес до народних традицій.
83349. Написання не з дієсловами. Спостереження за зв’язком дієслова в реченні з іншими частинами мови 348.5 KB
  Чи любить Яринка прокидатися зранку Що вона запитала у дідуся Що порадив дідусь Чи послухає поради дідуся Яринка Давайте спробуємо сьогодні довести що праця навчання наполегливість необхідні в житті людини. Для початку зясуємо яка орфограма в імені Яринки велика буква Яким звуком починається слово...
83350. Повторення та узагальнення вивченого про дієслово як частину мови 154 KB
  Мета: Узагальнити знання про ознаки дієслова удосконалювати вміння розрізняти часові форми дієслова закріплювати навички правопису не з дієсловами. Вміння визначати до якої дієвідміни та особи належать дієслова. Обладнання: стіл накритий вишитою скатертиною на якому розміщені паска писанки...
83351. Вправи на вживання різних відмінкових форм прикметників 351 KB
  Мета: Закріпити знання про відмінювання прикметників у множині. Вчити школярів правильно вимовляти і записувати форми прикметників у множині, вживати на письмі закінчення прикметників, орієнтуючись на кінцевий приголосний звук основи.
83352. Закріплення знань про прислівник. Підготовка до контрольної роботи 121 KB
  Закріплювати та поглиблювати знання про прислівник як самостійну частину отриманні на уроках української мови; розвивати логічне мислення память мовлення учнів навички та уміння самоосвітньої діяльності з навчальним матеріалом; вчити бачити прекрасне у звичайному а із заняття винести любов до рідного слова.
83353. Роль прикметників у мовленні 296 KB
  Мета: повторити вживання апострофу, закріпити знання про прикметник як частину мови, актуалізувати його роль у мовленні; поглибити знання учнів про осінні явища, розкрити красу осінньої палітри природи; розвивати навички сприйняття, образне творче мислення, увагу, зв’язне мовлення...