93267

Особенности развития психических расстройств у пораженных, медицинского персонала и спасателей в чрезвычайных ситуациях

Доклад

Военное дело, НВП и гражданская оборона

Оказание психиатрической помощи в условиях ЧС пострадавшему населению относится к приоритетным медицинским мероприятиям что особенно актуально для легкопораженных у которых развитие психических нарушений приобретает зачастую ведущее значение в клинической картине в значительной степени определяя тяжесть и прогноз их соматического состояния.

Русский

2015-08-28

75.58 KB

4 чел.

Особенности развития психических расстройств у пораженных, медицинского персонала и спасателей в чрезвычайных ситуациях.

Оказание психиатрической помощи в условиях ЧС пострадавшему населению относится к приоритетным медицинским мероприятиям, что особенно актуально для легкопораженных, у которых развитие психических нарушений приобретает зачастую ведущее значение в клинической картине, в значительной степени определяя тяжесть и прогноз их соматического состояния.

В условиях ЧС нервно-психические нарушения у значительной части населения проявляются в диапазоне от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов.

Их тяжесть зависит от многих факторов: возраст, пол, уровень исходной социальной адаптации, индивидуальные характерологические особенности, дополнительные факторы к моменту ЧС (одиночество, наличие на попечении детей, больных родственников, собственная беспомощность; беременность, болезнь и т.д.).

В период действия психотравмирующих поражающих факторов важнейшими психопрофилактическими мероприятиями являются:

  1.  организация четкой работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим с психическими расстройствами;
  2.  объективная информация населения о пострадавших в ЧС;
  3.  помощь руководителям в пресечении панических настроений, высказываний и поступков среди пострадавших;
  4.  привлечение легко пострадавших к спасательным и неотложным аварийно-восстановительным работам.

По окончании действия психотравмирующих поражающих факторов психо- профилактика включает:

  1.  доведение объективной информации населению о последствиях ЧС;
  2.  доведение до сведения населения данных о возможностях науки в отношении оказания медицинской помощи на современном уровне;
  3.  профилактику возникновения рецидивов психических расстройств и развития соматических нарушений в результате нервно-психических расстройств;
  4.  медикаментозную профилактику отсроченных психических расстройств.

 Проведение психотерапии и психопрофилактики необходимо реализовывать в двух направлениях.

Во-первых, со здоровой частью населения в виде профилактики острых панических реакций и отсроченных нервнопсихических нарушений.

Во-вторых, следует проводить психотерапию и психопрофилактику у лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями. Характерной особенностью терапии в таких ситуациях является то, что она проводится в экстремальных условиях на месте происшествия, в приспособленных помещениях, палатках.

Технические сложности ведения спасательных работ в зонах ЧС предопределяют ситуацию относительно продолжительного пребывания пострадавших в условиях полной изоляции от внешнего мира.

Основываясь на опыте специалистов, наиболее оптимальной формой психотерапевтической помощи пострадавшим на первом этапе является информационная психотерапия. Она применяется в экстренном порядке. Ее целью является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушения жилищ). Сеансы информационной терапии реализуются через систему звукоусилителей.

Информирование населения о ситуации должно осуществляться непрерывно, сведения должны быть полными, объективными, правдивыми, но в разумных пределах, успокаивающими. Четкость и краткость информации делают ее особо действенной и доходчивой, а отсутствие или запаздывание порождают непредсказуемые последствия.

После освобождения пострадавших из-под обломков строений психотерапию продолжают в стационарных условиях, в сочетании с релаксантами и антидепрессантами.

Во время спасательных работ в зоне ЧС категорически должны быть запрещены паническая суета, возгласы безнадежности, крики, плач, приводящие, к снижению темпа и качества, аварийно-спасательных мер.

Особое место в период чрезвычайной ситуации занимает угроза развития состояний паники. Индивидуальные панические расстройства определяются аффективно-шоковыми реакциями. При их развитии, особенно одновременно у нескольких пострадавших, возможно их влияние друг на друга и на окружающих, приводящее к массовым эмоциональным расстройствам, сопровождающимся «животным» страхом.

Индукторы паники (паникеры) - люди, которые обладают выразительными движениями, гипнотизирующей силой криков, ложной уверенностью в целесообразности своих действий. 

Становясь лидерами толпы в чрезвычайных обстоятельствах, они могут создать общий беспорядок, быстро парализующий целые коллективы, лишающий людей возможности оказывать взаимопомощь, соблюдать целесообразные нормы поведения. «Эпицентром» развития массовой паники обычно являются быстро внушаемые истерические личности, отличающиеся эгоистичностью и повышенным самолюбием.

Прекращение паники возможно при наличии сильной личности, которая способна внести элементы рациональности в ситуацию, захватить «руководство», предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы и прекращению паники.

С ранних этапов стрессовой ситуации важно, чтобы каждый занимался своим делом, с полным соблюдением всех требований дисциплины. Оправдан принцип демократического единоначалия, когда распоряжения ответственного лица подлежат безусловному выполнению, поскольку они отражают мнение большинства специалистов и в создавшихся условиях вызваны необходимостью.

Медико-психологическая помощь сотрудникам аварийно-спасательных формирований.

Проведение работ в экстремальных условиях требует от спасателя полной мобилизации его физических и душевных сил.

Физиологические резервы организма не безграничны и, рано или поздно, наступает их истощение. В основе резервов лежат индивидуальные особенности человека, кроме того, многое зависит от специфики его профессиональной деятельности. Оптимальное время оказания помощи пострадавшим колеблется от нескольких часов и даже минут до нескольких недель. В первом случае реальная опасность для жизни спасателя определяется минутами и часами, во втором - неделями. Опыт подбора групп, работающих в условиях смертельной опасности, показал, что существуют две категории спасателей.

Первая категория спасателей характеризуется высокой эффективностью деятельности с первых же минут пребывания в экстремальных условиях, но быстрой истощаемостью психики. Спасатели, относящиеся к этой группе, работают с полной отдачей, нередко используя нестандартные решения с просчитанным и оправданным риском для жизни. К сожалению, через несколько дней у них резко снижаются функциональные резервы организма и способность прогнозирования реальной опасности, как для себя, так и для окружающих. На конечном этапе спасательных работ эффективность их деятельности близка к нулю, а вероятность создания ими критических ситуаций, ведущих к гибели, резко возрастает. Эта категория людей, после непродолжительного пребывания в опасной зоне, должна быть отправлена на отдых, где наряду с общепринятыми методами психологической разгрузки, им должна активно проводится фармакологическая коррекция (экстренная реабилитация).

 Вторая категория спасателей характеризуется меньшей эффективностью деятельности, но продолжительность их работы в экстремальных условиях существенно выше (до нескольких десятков дней). Причина таких различий кроется в индивидуальных особенностях регуляторных функций центральной нервной ситемы человека. Распространенность психических нарушений у спасателей, снижение их трудоспособности определяют необходимость оказания им ранней психиатрической помощи непосредственно после выхода из зоны ЧС.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62033. Белки 31.29 KB
  К какой группе волокон относится капроновое волокно Где применяется полиамидное волокно капрон Изучение нового материала Строение: Белки это высокомолекулярные природные полимеры построенные из остатков α-аминокислот.
62034. Пошив постельного белья 223.49 KB
  Тема нашего сегодняшнего урока Пошив постельного белья а если говорить точнее то обработка боковых срезов наволочки двойным швом. Учитель: А теперь девочки я предлагаю вам подойти к столу и внимательно рассмотреть готовые изделия ночная сорочка пижама пододеяльник наволочка простынь.
62035. Красота и мудрость народной игрушки. Зарисовки деревянных народных игрушек 445.05 KB
  Цели урока: Сформировать представление о народной игрушке её видах; Познакомить с историей народной игрушки; Развивать творческую и познавательную активность художественную фантазию и вкус. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре...
62036. Урок по подвижным играм 40.79 KB
  Прыгают сначала игроки одной команды затем другой. Правила игры: 1 во время перебежки мяч можно только отбивать как в волейболе а не перебрасывать; 2 если мяч во время передачи упал игрок уронивший мяч должен поднять его и продолжать игру дальше...
62037. Композиція у декоративному мистецтві. Створення ескізу писанки 25.39 KB
  Сьогодні ми з вами зробимо віртуальну подорож щоб дізнатися багато нового та цікавого Слайд 1. Отже перша зупинка Історія писанки слайд 2. Писанки це найпоширеніший вид декоративно-прикладного мистецтва це своєрідний мініатюрний живопис наповнений ритуальним значенням...
62038. Повторение передачи мяча сверху 2-мя руками и прием снизу 2-мя руками 18.02 KB
  Бег с высоким подниманием бедра лицом и спиной вперед с захлестыванием голени лицом и спиной вперед бег левым и правым приставным шагом. Стоя спиной друг к другу мяч вверху; 1. стоя спиной друг к другу мяч верху. стоя спиной друг к другу мяч на пояснице руки в замок.
62040. Food 21.23 KB
  Цілі уроку: Практична: вчити використовувати нові лексичні одиниці на понадфразовому рівні в усній та письмовій формах тренувати учнів у складанні монологічного висловлювання за темою уроку; формувати вміння давати відповіді на поставлені запитання; розвивати навички читання письма.