93287

Характеристика медико-санитарных последствий радиационных аварий

Доклад

Военное дело, НВП и гражданская оборона

Среднегодовая доза облучения человека за счет техногенного фона составляет примерно 0203 бэр. Международная комиссия по радиационной защите разработала предельно допустимые дозы облучения принятые в нормах радиационной безопасности 1999 г.

Русский

2015-08-29

77.23 KB

1 чел.

Характеристика медико-санитарных последствий радиационных аварий.

Все живое на Земле находится под непрерывным воздействием ионизирующих излучений. Нужно различать два компонента радиационного фона: естественный фон и порожденный деятельностью человека - техногенный фон.

Человек постоянно подвергается воздействию так называемого естественного радиационного фона, который обусловлен космическим излучением и природными радиоактивными веществами, содержащимися в земле, воде, воздухе и всей биосфере. При естественном фоне от 10-30 мкР/ч человек за год может получить дозу 0,1-0,3 бэр.

Техногенный фон обусловливается работой АЭС, урановых рудников, использованием радиоизотопов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и других отраслях народного хозяйства. Среднегодовая доза облучения человека за счет техногенного фона составляет примерно 0,2-0,3 бэр.

Международная комиссия по радиационной защите разработала предельно допустимые дозы облучения, принятые в нормах радиационной безопасности 1999 г. (НРБ-99):

  1.  для персонала (профессиональных работников) - лиц, которые постоянно или временно непосредственно работают с источниками ионизирующих излучений, - 2 бэр в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 бэр в год;
  2.  для населения, включая лиц из персонала вне сферы условий производственной деятельности, - 0.1бэр в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 0,5 бэр в год.

Считается, что профессиональные работники за время трудовой деятельности могут получить облучение до 100 бэр.

Внутреннее облучение организма происходит от радиоактивных веществ, поступающих с пищей, водой, воздухом. Наибольшая часть дозы излучения, формируемой от земных источников, обусловлена радоном, который, высвобождаясь из земной коры и строительных материалов (гранита, железобетона и др.), может проникать в помещения и при недостаточной вентиляции, накапливаться в них.

Увеличение радиоактивного фона, выходящее за пределы естественных природных колебаний, может приводить к неблагоприятным влияниям на человека, повышая риск развития генетических нарушений и злокачественных новообразований.

Среди эффектов, возникающих после облучения и тесно связанных с его дозой, различают два вида: соматические и наследственные.

Соматические наблюдаются у самого облученного, а наследственные - у его потомков.

Соматические эффекты могут быть двух видов: детерминированные и стохастические (вероятностные).

Соматодетерминированные проявления облучения зависят от индивидуальной дозы облучения и имеют пороговый характер, то есть они неизбежно возникают у данного индивидуума при достижении дозы облучения определенного порогового уровня.

К ним относятся:

  1.  острая или хроническая лучевая болезнь;
  2.   местные радиационные поражения - алопеция, катаракта, гипоплазия щитовидной железы (при инкорпорации радиоактивного йода), пневмосклероз и др.

Соматостохастические проявления облучения относятся к поздним (отдаленным) проявлениям у облученных.

Вероятность их развития рассматривается как беспороговая функция дозы облучения. Среди них различают:

  1.  новообразования;
  2.  генетические нарушения.

В основе стохастических проявлений - как новообразований, так и генетических дефектов лежат вызванные облучением мутации клеток. При этом мутации соматических клеток различных тканей могут привести к развитию новообразований, а в половых клетках (яичниках, семенниках) - к ранней гибели эмбрионов, спонтанным выкидышам, мертворождениям, наследственным заболеваниям у новорожденных.

Наиболее характерными стохастическими заболеваниями, возникающими после облучения, являются лейкозы. Кроме лейкозов, облучение вызывает развитие злокачественных новообразований в различных органах.

Генетические нарушения проявляются изменениями двух типов:

  1.  хромосомными аберрациями, включающими изменения числа или структуры хромосом;
  2.  мутациями в самих генах.

Наследственные изменения могут проявляться у потомков облученных в разных поколениях.

К основным особенностям биологического действия ионизирующего излучения относятся:

  1.  отсутствие субъективных ощущений и объективных изменений в момент контакта с излучением;
  2.  наличие скрытого периода действия;
  3.  несоответствие между тяжестью острой лучевой болезни и ничтожным количеством первично пораженных клеток;
  4.  суммирование малых доз;
  5.  генетический эффект (действие на потомство);
  6.  различная радиочувствительность органов (наиболее чувствительна нервная система, затем органы живота, таза, грудной клетки);
  7.  высокая эффективность поглощенной энергии;
  8.  тяжесть облучения зависит от времени получения суммарной дозы (однократное облучение в большой дозе вызывает более выраженные последствия, чем получение этой же дозы по частям);
  9.  влияние на развитие лучевого поражения обменных факторов (при снижении обменных процессов, особенно окислительных, перед облучением или во время него уменьшается его биологический эффект).

Дозы ионизирующего излучения, не приводящие к острым радиационным поражениям, к снижению трудоспособности, не отягощающие сопутствующих болезней, следующие:

  1.  однократная (разовая)-50 рад (0,5 Гр.);
  2.  многократные:- месячная - 100 рад (1 Гр.);

- годовая - 300 рад (3 Гр.).

Отличительной особенностью структуры поражений, возникающих при радиационных авариях, является их многообразие, что связано с большим числом вариантов складывающихся радиационных ситуаций.

Структура радиационных аварийных поражений представлена следующими основными формами заболеваний:

  1.  острая лучевая болезнь от сочетанного внешнего γ-, β- излучения и внутреннего облучения;
  2.  острая лучевая болезнь от неравномерного воздействия излучения;
  3.  местные радиационные поражения (γ, β - излучение);
  4.  лучевые реакции;       
  5.  лучевая болезнь от внутреннего облучения;
  6.  хроническая лучевая болезнь от сочетанного облучения.

 Острая лучевая болезнь (ОЛБ). Современная классификация острой лучевой болезни основывается на твердо установленной в эксперименте и в клинике зависимости тяжести и формы поражения от полученной дозы облучения.

Однократные дозы ионизирующего излучения, приводящие к развитию острой лучевой болезни.

Степень тяжести ОЛБ

Доза при внешнем облучении

рад

Гр

I (легкая)

100-200

1-2

II (средняя)

200-400

2-4

III (тяжелая)

400-600

4-6

IV (крайне тяжелая)

более 600

более 6

В зависимости от возможных проявлений различают церебральную, токсическую, кишечную и костномозговую форму ОЛБ.

Хроническая лучевая болезнь - это общее заболевание организма, возникающее при длительном систематическом воздействии небольших доз ионизирующего излучения (превышающих безопасные). В этих условиях происходит постепенное накопление патологических изменений в организме, и на определенном этапе (в зависимости от скорости накопления и устойчивости организма) развивается заболевание.

В течении хронической лучевой болезни выделяют 4 нечетко разграниченных периода:

  1.  начальных функциональных нарушений;
  2.  собственно заболевания;
  3.  восстановления;
  4.  последствий.

Сроки развития хронической лучевой болезни, степень ее тяжести зависят от скорости накопления дозы излучения и индивидуальных особенностей организма. Общая закономерность при этом сводится к следующему: чем быстрее происходит накопление дозы излучения и чем менее устойчив к воздействию излучения организм, тем быстрее появляется заболевание и тяжелее протекает.

Строго разграничить степени тяжести заболевания трудно, однако условно выделяют хроническую лучевую болезнь легкой (I), средней (II), тяжелой (III) и крайне тяжелой (IV) степеней. Хроническую лучевую болезнь от внешнего облучения II, III и особенно IV степени тяжести в современных условиях строгого контроля доз излучения наблюдают редко. Ее развитие более вероятно при случайной инкорпорации долгоживущих радиоактивных веществ.

При длительном проживании населения на загрязненной радиоактивными веществами территории после аварии на радиационноопасном объекте не исключается снижение пищевой ценности рациона питания, что в комбинации с воздействием малых доз облучения может неблагоприятно влиять на течение иммунологических процессов в организме облученного человека и на показатель неспецифических заболеваний.

Для четкой организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий радиационных ЧС всех лиц, на которых могут оказать воздействие факторы радиационной аварии, условно можно разделить на следующие группы:

1-я - работники предприятия (персонал) и члены аварийно-спасательных бригад;

2-я - ликвидаторы последствий аварии, кроме лиц из первой группы;

3-я - население (эвакуированные, переселенные и лица, проживающие на загрязненных в результате аварии территориях). (См. приложение таблица 2).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52955. Чарівні фарби 52.5 KB
  Яка одноманітна похмура і незвична картина виходить Виявляється дуже багато в нашому житті означає колір Маки червоні. Будьякий предмет має свій колір. Через колір ми пізнаємо природу що нас оточує. Що ж таке колір Яка його природа Чому одні предмети сині інші червоні а треті зелені Щоб відповісти на це запитання відгадайте загадку: Що у світі най світліше Наймиліше найтепліше Все від нього навкруги Набирається снаги.
52956. Їжа. Фрукти та овочі 37.5 KB
  Розглянь малюнки і скажи, яку піцу любить Джулія, а яку Мері.T: What does Julia like on her pizza? P: She like tomatoes, cheese, sausage and a cucumber on her pizza. T: What does Mary like on her pizza? P: She like meat, eggs, onion, mushrooms, tomatoes and some oil on her pizza. Згадування слів usually, never. Гра “Find the difference”.s n pple Wht colour is this fruit Its red. T: Wht does Juli like on her pizz P: She like tomtoes cheese susge nd cucumber on her pizz. T: Wht does Mry like on her pizz P: She like met eggs onion mushrooms tomtoes nd some oil on her pizz. T: Wht is yellow in your picture P: Bnns lemons nd oil.
52958. ПРОГРАМА ФІЛОСОФСЬКО-ПРАВОВОГО КЛУБУ «ФЕМІДА» 145.5 KB
  Мета програми підвищення рівня правової культури та набуття школярами необхідних правових знань формування у них поваги до права. Поставлена мета передбачає вирішення таких завдань: сприяти формуванню у дітей розуміння фундаментальних принципів і цінностей таких як права людини демократія правова держава тощо що складають основу демократичного суспільства в Україні; ознайомити учнів із основами правознавства важливою роллю права в житті окремої особистості та всього суспільства прищепити інтерес до права та мотивувати його...
52959. Фестиваль педагогического мастерства как форма повышения профессиональной компетентности современного учителя 81 KB
  Поиск форм совершенствования качества научнометодической деятельности Гвардейского УВК привел нас к идее организации комплексного сквозного образовательного мероприятия Фестиваля По ступенькам творчества к вершинам мастерства направленного на решение актуальных задач таких как: 1. Важной задачей организаторов Фестиваля было создание условий для участия в нем большинства членов педагогического коллектива. Организаторы Фестиваля определили что таковыми условиями прежде всего должны быть: Освоение успешного опыта коллег;...
52960. Feste und Bräuche Winterfeste in Deutschland 56.5 KB
  Zu diesem Fest basteln die Kinder mit ihren Eltern Laternen. Am Abend nehmen die Kinder ihre Laternen und gehen von Haus zu Haus. Ihre Laternen leuchten, und am Himmel leuchten der Mond und die Sterne. Die Kinder singen Lieder und bekommen Süßigkeiten. Alle finden dieses Fest lustig. (der Martinstag)
52961. Feste in der Ukraine. Свята в Україні 90.5 KB
  Мета.1.Ознайомити учнів з новою лексикою до теми:"Feste in der Ukraine”; виявити відмінності святкування свят в Німеччині та в Україні; навчати вести бесіду за темою. 2.Розвивати та удосконалювати навички монологічного та діалогічного мовлення за темою; розвивати память, здогадку. 3.Виховувати в учнів любов і повагу до звичаїв та традицій німецького та українського народу
52962. Autumn Festival 56 KB
  Good morning, dear guests. I’m glad to see you. I have got a letter. It is a birthday card. I don’t know whose birthday it is. But I think you like to travel. Let’s come with me to the magic country. Neznaiko and the Queen N: Hi! My name is Neznaiko and who are you? The Queen: Hello, my dear boy. I am a queen. Are you in a good mood? N: Yes, I am.
52963. Musical Festival “The Sounds of Music” 69.5 KB
  P1 - Good afternoon, everybody. P2 - Good afternoon, dear friends. P1 - Welcome to our musical festival “The Sounds of Music” P2 - Today we are going to present you some of the most popular English and American songs. P1 - Let’s listen to a very popular American song about a little car. Children love to sing it.