93308

Организация и задачи сети наблюдения и лабораторного контроля

Доклад

Военное дело, НВП и гражданская оборона

Сеть наблюдения и лабораторного контроля СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и контроля РСЧС. Система СНЛК организационно включает службы наблюдения и лабораторного контроля различных министерств и ведомств в том числе и государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Русский

2015-08-29

76.09 KB

0 чел.

Организация и задачи сети наблюдения и лабораторного контроля.

 Сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) является составной частью сил и средств наблюдения и контроля РСЧС.

Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности объектов окружающей среды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, питьевой воды радиоактивными веществами (РВ), аварийноопасными химическими веществами (АОХВ) и биологическими средствами (БС) с помощью технических средств.

 Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды пищевом и фуражном сырье, продовольствии, питьевой воде, клиническом материале искомого агента с помощью индикации.

 Индикация - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт загрязнения РВ, 0В, АОХВ, заражения БС и определить их вид.

Система СНЛК организационно включает службы наблюдения и лабораторного контроля различных министерств и ведомств, в том числе и государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Общее руководство СНЛК возлагается на МЧС России. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют министерства и ведомства, включенные в структуру СНЛК.

Наблюдение и лабораторный контроль в Российской Федерации организуется и проводится в целях:

  1.  своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического загрязнения, биологического заражения пищевого и фуражного сырья, воды, продовольствия, объектов окружающей среды в ЧС;
  2.  принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от РВ, АОХВ, БС.

СНЛК имеет три уровня: федеральный, региональный и местный.

Федеральный уровень СНЛК формируется на основе академических научно-исследовательских учреждений и организаций центрального подчинения, действия которых в СНЛК в целом координирует МЧС России.

Региональный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, кафедр (лабораторий) высших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на территории субъектов РФ, решающих задачи в масштабе региона. Координацию деятельности учреждений СНЛК данного уровня осуществляют региональные центры по делам ГОЧС.

Местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Координацию деятельности на местном уровне СНЛК осуществляют соответствующие комитеты (комиссии) по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и штабы по делам ГОЧС.

Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации.

 Система СНЛК включает:

  1.  Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля МЧС России;
  2.  академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения;
  3.  кафедры (лаборатории) высших учебных заведений гидрометеорологического, химического, токсикологического, ветеринарного, агрохимического и фитопатологического профилей;
  4.  территориальные управления и центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  5.  специализированные инспекции аналитического контроля;
  6.  авиа- и гидрометеорологические станции и посты;
  7.  специализированные комбинаты «Радон»;
  8.  ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора;
  9.  ФГУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» в субъектах РФ и на железнодорожном транспорте;
  10.  Медико-санитарные части Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при МЗСР РФ;
  11.  ФГУЗ «Научно-исследовательский противочумный институт», противочумные станции Роспотребнадзора;
  12.  территориальные ветеринарные лаборатории;
  13.  проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы, центры химизации и сельскохозяйственной радиологии, агрохимические лаборатории;
  14.  станции защиты растений;
  15.  пункты сигнализации и прогнозов проявлений и развития вредителей и болезней сельскохозяйственных растений;
  16.  пограничные пункты по карантину растений;
  17.  производственные (объектовые) лаборатории министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций Российской Федерации;
  18.  химико-радиометрические лаборатории гражданской обороны;
  19.  посты радиационного и химического наблюдения.

Головные учреждения СНЛК являются подразделениями повышенной готовности со сроком приведения в готовность 8 ч.

Основной задачей ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора является участие в разработке и проведении мероприятий по обеспечению лабораторного контроля и экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний, а также оказание методической помощи учреждениям Роспотребнадзора в ЧС.

На ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах РФ, железной дороги, санитарно-эпидемиологические учреждения и медико-санитарные части Федерального управления медикобиологических и экстремальных проблем при МЗСР РФ возлагается:

  1.  проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения;
  2.   установление вида возбудителей инфекционных заболеваний людей в ЧС в исследуемых пробах;
  3.  осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов;
  4.  проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных РВ, 0В, АОХВ и зараженных БС, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;
  5.  измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
  6.  установление радионуклидного состава исследуемых проб, кроме районных центров Роспотребнадзора (ЦРПН);
  7.  руководство работой нижестоящих звеньев ЦРПН на подведомственной территории и оказание им методической помощи.

Основными задачами филиалов (район) ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» являются:

  1.  проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;
  2.  установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды возбудителей инфекционных заболеваний людей в ЧС;
  3.  исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность известными возбудителями;
  4.  измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
  5.  установление наличия в объектах окружающей среды 0В, АОХВ, проведение их предварительной идентификации;
  6.  отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных РВ, 0В, АОХВ и зараженных БС, доставка их в головные ЦРПН для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.

Основной задачей Противочумных институтов является методическое руководство деятельностью противочумных станций по вопросам особо опасных природно-очаговых инфекционных заболеваний в ЧС.

Основными задачами противочумных станций и их отделений являются:

  1.  проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах бактериального заражения;
  2.  осуществление специфической идентификации штаммов микроорганизмов бактериальной группы, выделенных из различных проб;
  3.  при получении сомнительных результатов доставка в соответствующий центр специфической индикации проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также материалов, взятых от больных и трупов;
  4.  измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
  5.  установление наличия в окружающей среде опасных химических веществ и проведение индикации.

Гидрометеорологические станции, агрохимические лаборатории, объектовые лаборатории некоторых министерств и ведомств, входящие в СНЛК осуществляют:

  1.  определение уровней гамма-излучения на местности в районе своего размещения;
  2.  количественный и качественный лабораторный контроль за загрязненностью АОХВ почвы, растений и продуктов растениеводства, открытых водоемов;
  3.  проведение разведки в зонах химического и радиоактивного загрязнения на объектах сельского хозяйства;
  4.  выявление характера эпидемического очага.

В ведомственных лабораториях министерств, отвечающих за пищевую промышленность:

  1.  осуществляют наблюдение и лабораторный контроль за загрязненностью опасными для людей и животных веществами пищевого сырья, пищевых продуктов, государственных резервов продовольственных товаров, изготовляемых, перерабатываемых и хранящихся на подведомственных предприятиях, складах и базах;
  2.   определяют полноту дезактивации, дегазации и дезинфекции пищевого сырья, полуфабрикатов и пищевых продуктов.

Химико-радиометрические лаборатории гражданской обороны проводят:

  1.  радиационную, химическую, неспецифическую бактериологическую разведку в зонах загрязнения (заражения), индикацию АОХВ;
  2.   участвуют в подготовке специалистов производственных (объектовых) лабораторий, включенных в СНЛК.

Посты радиационного и химического наблюдения на предприятиях осуществляют наблюдение в ЧС для своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, АОХВ и их индикацию техническими средствами.

В случае необходимости перебазирования формирований службы санитарно-эпидемиологического надзора в места их нового размещения в районе ЧС все лаборатории должны прибыть туда в короткие сроки и развернуть функциональные подразделения для работы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21082. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЫНОЧНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 91 KB
  Причины рыночной и государственной неэффективности в охране окружающей среды Формирование механизмов реализации экологической политики концепции устойчивого развития а также экологизации экономики может основываться на трех подходах: прямом регулировании связанном с воздействием государства на процессы экологизации экономики рационализации природопользования и охраны окружающей среды нормативноправовые административноконтрольные меры прямое регламентирование и т. Опыт бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы...
21083. Структурно-содержательная основа хозяйственного механизма природопользования (природопользования и экологической безопасности, экологизации производства, экологического регулирования) 253.5 KB
  Общие принципы формирования хозяйственного механизма природопользования. Общие принципы формирования хозяйственного механизма природопользования. Основными особенностями сферы природопользования и охраны окружающей среды как объекта управления являются следующие: Инфраструктурный характер продукции данной сферы качества окружающей природной среды ее экосистем и ресурсов и оказываемых ею услуг природоохранных по ресурсосбережению обеспечению экологической безопасности производства и потребления.
21084. Инструменты экополитики и хозяйственного механизма природопользования 265.5 KB
  Классификация инструментов экополитики и хозяйственного механизма природопользования. Классификация инструментов экополитики и хозяйственного механизма природопользования. Обязательные инструменты экополитики обеспечивают нормативноправовое регулирование которые создают прямые ограничения деятельности юридических и физических лиц в форме правил требований стандартов или указывает на разрешенный способ поведения.
21085. Анализ функционирования и развития хозяйственного механизма природопользования 114.5 KB
  Характеристика современного механизма природопользования экологического регулирования. Направления совершенствования существующих инструментов экологического регулирования. Характеристика современного механизма природопользования экологического регулирования. Экономический механизм экологического регулирования рационализации природопользования в Украине находится на стадии становления.
21086. Торговые механизмы национальной экологической защиты 104.5 KB
  Торговля как инструмент экологической защиты В регулировании влияния на экосистемы не последнюю роль играет торговля. Считается что разногласия которые возникают в системе отношений торговля окружающая среда могут быть до определённой меры разрешимы с помощью таких трех основных подходов: воспитательноубеждающий основывается на принципе: делать то что полезно для окружающей природной среды даже если такие действия не удобны для экономического субъекта; запретноштрафной основывается на использовании разного рода экономических...
21087. Экологизация научно-технического прогресса 82 KB
  Общественные и государственные интересы Интересы потребителей Интересы производителей Рынок экологических инноваций Вторичный рынок экологических товаров Первичный рынок экологических разработок Спрос Предложение Спрос Предложение Мотивационный механизм потребления экологических товаров 1 Мотивационный механизм производства экологических товаров 2 Мотивационный механизм внедрения инновационных разработок 3 Мотивационный механизм разработки инновационных проектов 4 Тема 8: Экологизация научнотехнического прогресса...
21088. Розвиток освіти у XIX - на початку XX ст 22.7 KB
  Було затверджено чотири типи шкіл: парафіяльні повітові губернські гімназії університети. Проміжне становище між гімназіями та університетами займали ліцеї яких на Україні було три: Рішельєвський в Одесі з 1817 p. стало заснування на східноукраїнських землях університетів які завдяки загальноєвропейській реформі університетської освіти швидко почали відігравати велику роль у культурному житті в розвитку науки. Перший університет на українських землях у складі Російської імперії засновано 1805 р.
21089. Розвиток науки у XIX - на початку XX ст 20.63 KB
  Всебічно обдарованим і феноменально працездатним був перший ректор Київського університету М. У розвиток філософської та філологічної наук суттєвий внесок зробив перший ректор Харківського університету І. Засновником вітчизняного словянознавства був професор Харківського університету І. ректором Харківського університету був Т.
21090. Розвиток літератури у XIX - на початку XX ст 27.79 KB
  Цей бурлескнотравестійний твір є однією з найбільш талановитих переробок поеми римського поета Вергілія в якій автор подав панорамну картину українського народного життя. Обидва письменники були визначними організаторами театрального життя першої половини XIX ст. Поетизація Гоголем українського життя і національного характеру романтичне зображення минулого українського народу сприяли широкому зацікавленню історією та етнографією України збуджували патріотичні почуття і стверджували гуманістичні цінності в українській культурі. Величні...