93318

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Лекция

Логика и философия

С наукой, начиная с эпохи Просвещения и промышленной революции, связывались надежды переустройства жизни общества. Она должна была сыграть решающую роль в общественном прогрессе. Именно наука должна была стать орудием модернизации, орудием преодоления предрассудков и заблуждений.

Русский

2015-08-31

28.32 KB

0 чел.

Лекция 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ.

1. Предмет философии науки.

2.. Общая характеристика науки как социальной деятельности.

1. . Предмет философии науки.

Влияние науки на повседневную жизнь и деятельность людей, начиная с промышленной революции, возрастала такими темпами, что сегодня об ее определяющей роли в общественном развитии никто не ставит под сомнение.

С наукой, начиная с эпохи Просвещения и промышленной революции, связывались надежды переустройства жизни общества. Она должна была сыграть решающую роль в общественном прогрессе. Именно наука должна была стать орудием модернизации, орудием преодоления предрассудков и заблуждений.

Наука, безусловно, оказалась наиболее эффективным социальным институтом, сыгравшим решающую роль в повышении качества человеческой жизни . Она же, в свою очередь, выявила невозможность научно обоснованных программ реализации долгосрочных социальных проектов.

Почему науке удались революционные социальные преобразования, в чем причины ее неудач? И должны ли мы доверять ее прогнозам и оценкам? Если да, то почему? Эти вопросы, в период, все возрастающей критики научной рациональности со стороны западных интеллектуалов, приобрели огромное мировоззренческое значение. Это обстоятельство делает необходимым исследование науки в различных ее аспектах, как социальной деятельности и продукта этой деятельности. Как организована научная деятельность? Какими средствами пользуется ученый в своей деятельности? Развивается ли наука? Если да, то чем можно измерить ее динамику? И, наконец, необходимо объяснить причину эффективности практической приложимости научного знания. То есть исследовать взаимоотношение научной деятельности с другими областями человеческой деятельности. Философия науки как дисциплинарно организованная форма знания начала формироваться в конце ХΙХ в первой половине ХХ в.в. Первая в мире кафедра философии науки была создана в Венском университете в 1895г. Со дня основания по 1901г. кафедрой заведовал Э.Мах. Хотя Э.Мах, наряду с французским физиком-теоретиком П. Дюгемом и английским логиком и философом Б. Расселом, внес огромный вклад в определении круга проблем, определивших предметную область философии науки, но в систематической форме она впервые была представлена в неопозитивистской концепции науки. Неопозитивистская концепция анализа науки формировалась в рамках семинаров «Венского кружка», который был основан в 1922г. группой венских интеллектуалов. Членами кружка были в основном представители естественных наук, но в него входили также математики и философы (Г.Ган, Ф.Вайсман, В.Крафт, К.Гедель, Р.Карнап, Ф.Кауфман, О.Нейрат, Г.Фейгль, М.Шлик). На их взгляды на науку, наряду с работами Э. Маха по теории познания, огромное влияние оказала работа Л. Витгенштейна «Логико-философский трактат». Логический анализ науки, представленный в работах неопозитивистов, выявил ряд проблем науки, который частично пересекается с определенным классом вопросов, рассматриваемых традиционно в философии. Эти вопросы имеют огромное значение для понимания науки. Например, такие вопросы, как, способна ли развиваться наука, не опираясь на философию, в качестве своей методологической предпосылки? Может ли физика существовать в отсутствии метафизики, логики или каких либо иных предпосылок, то есть средств, которые использует ученый для истолкования своих открытий? Или, наконец, определяющий теоретико-познавательный вопрос – является ли наука знанием о внешнем мире или только трактует и упорядочивает наши ощущения.

Именно логико-философский анализ этих проблем и определяет дисциплинарную определенность философия науки. Такого рода вопросы образуют предмет исследования философии науки. Они могут быть выделены в следующие относительно самостоятельные разделы: - философия науки исследует логические основания перехода от наблюдений к выработке общих суждений о мире; - она ставит задачу установления критерия, который позволит утверждать о достоверности и ложности той или иной гипотезы, делать выбор между теориями, объясняющими одинаково успешно объясняющими один и тот же класс явлений, предметов и т.д. - философия науки исследует и сам процесс формирования и изменения научных теорий по мере развития науки;   - научные теории обычно представлены в специализированных языках, которые обнаруживают синтаксические и семантические проблемы. Они также являются областью исследования философии науки.

- проблема роста научного знания, включенная в предмет философии науки, предполагает исследование истории науки, проблему соотношения традиций и новаций в науке, различных моделей роста знания, влияние на это процесс социальных и культурных факторов. - нельзя обойти вниманием вопрос о ценности науки как культурного феномена, границы и способы влияния науки на повседневную жизнь людей. Как она связана с искусством, религией, в какой степени помогает в наших поисках самовыражения и своего предназначения.

Из вышеизложенного следует, что значительная часть вопросов, связанных с осмыслением феномена науки, восходят к философии, а именно, - к теории познания, логике и метафизике. Как мы можем знать? Что мы знаем? Что есть достоверность знания и его истинность? В каком отношении находятся научное знание и благо?

2. Общая характеристика науки как социальной деятельности.

Что такое наука? Дать определение любому объекту, как показывает опыт, не так легко. И конечно, это не просто сделать по отношению к такому сложному и многомерному явлению как наука. Имеется немало подходов к определению этого социального феномена, однако, вероятно, самый естественный и продуктивный из них связан с истолкованием науки как специфической деятельности людей 

Любая деятельность

имеет цель,

конечный продукт,

методы и средства его получения,

направлена на некоторые объекты для выявления в них свой предмет,

— представляет собой деятельность субъектов, которые, осуществляя свои цели, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные социальные институты.

Главной, определяющей научную деятельность целью, является получение знаний о реальности.

Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности — и в обыденной жизни, и в политике, и в экономике, и в искусстве, и в инженерном деле, но только в науке целью деятельности является производство знания.

Таким образом, продуктом научной деятельности являются, прежде всего, знания. Но как мы отметили, знания приобретаются не только в науке. Наука производит научные знания.

— Следовательно, можно утверждать, что знания можно приобретать научной и ненаучной деятельностью, т.е. знания бывают научные и ненаучные.

Предпринимаются попытки определения совокупности критериев научности, позволяющая установить границы научного и ненаучного знаний. ( Проблема рациональности. Отметим, что проблема демаркации научного и ненаучного знаний в настоящее время не имеет удовлетворительного решения).

Одним из критериев научности знания является его истинность. ( Но понятие «истинное» не эквивалентно понятию «научное». Вполне может быть получено истинное знание, которое, вместе с тем, не является научным. С другой стороны, понятие «научный» может применяться и в таких ситуациях, которые отнюдь не гарантируют получения истинных знаний).

Но совокупность критериев научности, в значительной мере позволяют отличить научную работу от ненаучной.

— Одним из важнейших отличительных качеств научного знания является его систематизированность.

Научная систематизация знания обладает целым рядом важных особенностей. Для нее характерно стремление к полноте, ясное представление об основаниях систематизации и их непротиворечивости.

Элементами научного знания являются: факты, законы теории, научные картины мира.

Огромная область научных знаний расчленена на отдельные дисциплины, которые находятся в определенной взаимосвязи и единстве друг с другом.

— Стремление к обоснованию, к доказательности получаемого знания настолько значительно для науки, что с его появлением нередко связывают даже сам факт ее рождения.

Важнейшими способами обоснования полученного эмпирического знания являются

— многократные проверки наблюдениями и экспериментами,

При обосновании теоретических концепций обязательными требованиями, предъявляемым к ним, является их: непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать известные явления и предсказывать новые.

— Существенной характеристикой научного знания является его интерсубъективность.

Постоянное стремление к обоснованию, , открытость для компетентной критики делает науку образцом рациональности. Ориентированность на новации сочетается в науке с жестким консерватизмом, следованию традициям ( надежный заслон против введения в науку скороспелых, необоснованных новаций).

Продуктом науки являются не только знания.

Для получения научных знаний необходима разработка различных методов наблюдения и экспериментирования, а также многообразных средств, при помощи которых они осуществляются. Многочисленные приборы, экспериментальные установки, методики измерения, сбора, обработки, хранения и передачи информации оказываются широко применимыми не только в самой науке, но и за се пределами и прежде всего, в производстве.

К продуктам науки следует отнести и научный стиль рациональности, который транслируется в наше время, по существу, во все сферы человеческой деятельности. Систематичность и обоснованность, столь характерные для научной деятельности, являются большой социальной ценностью, которая в той или иной степени оказывает воздействие на жизнь как общества в целом, так и каждого из нас.

И, наконец, наука представляет собой источник нравственных ценностей. Она демонстрирует нам такого рода профессию, в которой честность, объективность являются важнейшими элементами профессиональной этики. Конечно, не надо идеализировать ученых. В науке, как и в любой другой сфере жизни, случается всякое. И ее ни в коей мере нельзя представлять себе как область общественной жизни, в которой все занятые в ней, бескорыстно служат Истине, Добру и Красоте.

Df: Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и человеке, имеющей непосредственной целью постижение истины и открытие законов на основе обобщения реальных фактов в их соединении.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53276. Гімнастика як дієвий засіб оздоровлення дітей в дошкільному навчальному закладі 163.5 KB
  Ведмежатасилачі молодша група Діти заповзають до зали спираючись на руки та ноги і сідають біля розкладених гир. Сидячи ноги разом руки з гантелями на колінах. Ноги на ширині пліч руки з гантелями біля тулуба пояса. Ноги поставити разом руки з гантелями простягнути перед собою і присідати 5 разів.
53277. EVERYDAY HEALTHY HABITS 107 KB
  Aims:to practice some grammar points (adverbs of frequency, Present Simple, Present Continuous); to ask and answer questions to find out about classmates’ health habits; to give practice in reading a text for specific information; to develop students’ listening skills; to create a relaxed, non-threatening atmosphere in the classroom.
53278. Халдейське царство 45 KB
  Мета: розкрити роль і значення Халдейського царства в історії стародавнього світу, виробляти в учнів уміння аналізувати, спів- ставляти, узагальнювати вивчений матеріал, висловлювати власну думку, розвивати творче мислення школярів, виховувати інтерес до історії найдавніших цивілізацій
53279. TRADITIONS. CUSTOMS. HALLOWEEN 95.5 KB
  The ancient people who inhabited what we now call Great Britain divided the year into two seasons: growing season and winter. Life and Death. Druids placed great importance on passing of one season to the next. Summer officially ended on October 31-st. On that day people celebrated the Celtic New Year. And the next day was the first day of winter. Being between two seasons it was a very magical time, when the barriers between our world and the spirit world were at their weakest...
53280. Halloween 1.25 MB
  Good morning, boys and girls! I’m glad to see you. I hope you are OK. In our today’s lesson we’ll get to know some new facts about one of the children’s best loved holidays, read the text, sing a song, play a game and do a lot of interesting activities.
53281. Halloween 136.5 KB
  What holiday is it? Ps: It is Halloween T: And what will be the topic of our lesson? Ps: Halloween. T: Yes, you are right. Today we are going to speak about famous American holiday- Halloween. At our lesson we learn new words, make up dialogues, write stories, sing songs and speak about Halloween.
53282. HANDOUT 85 KB
  Fats and sugars are things like oils, biscuits, sweets, chocolate and ice cream. These foods give us energy and are important for our nervous system. But too much of this food can make you fat and can be bad for your teeth. You should not eat more than two sweet or fatty things a day.
53283. Святкування Нового року 69.5 KB
  In England we do not stay at home on the New Year’s Day. We go for a walk to the central square. We listen to the strikes of the largest clock in Great Britain – Big Ben and enjoy the New Year coming. We celebrate Christmas on the 25th of December. On this day our Christmas holiday begin. That is why we like Christmas so much. Soon it will be the New Year , so I sent a postcard to all of you and wish you a happy New Year.
53284. Загальна характеристика дешифраторів 136.5 KB
  У загальному випадку дешифратор має n однофазних входів іноді 2n парафазних і m=2ⁿ виходів де n розрядність довжина коду який дешифрується. Індекс функції Fi визначає номер обраного виходу і відповідає десятковому еквіваленту вхідного коду. Тому дешифратор є перетворювачем вхідного позиційного коду в унітарний вихідний код.