93318

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Лекция

Логика и философия

С наукой, начиная с эпохи Просвещения и промышленной революции, связывались надежды переустройства жизни общества. Она должна была сыграть решающую роль в общественном прогрессе. Именно наука должна была стать орудием модернизации, орудием преодоления предрассудков и заблуждений.

Русский

2015-08-31

28.32 KB

0 чел.

Лекция 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ.

1. Предмет философии науки.

2.. Общая характеристика науки как социальной деятельности.

1. . Предмет философии науки.

Влияние науки на повседневную жизнь и деятельность людей, начиная с промышленной революции, возрастала такими темпами, что сегодня об ее определяющей роли в общественном развитии никто не ставит под сомнение.

С наукой, начиная с эпохи Просвещения и промышленной революции, связывались надежды переустройства жизни общества. Она должна была сыграть решающую роль в общественном прогрессе. Именно наука должна была стать орудием модернизации, орудием преодоления предрассудков и заблуждений.

Наука, безусловно, оказалась наиболее эффективным социальным институтом, сыгравшим решающую роль в повышении качества человеческой жизни . Она же, в свою очередь, выявила невозможность научно обоснованных программ реализации долгосрочных социальных проектов.

Почему науке удались революционные социальные преобразования, в чем причины ее неудач? И должны ли мы доверять ее прогнозам и оценкам? Если да, то почему? Эти вопросы, в период, все возрастающей критики научной рациональности со стороны западных интеллектуалов, приобрели огромное мировоззренческое значение. Это обстоятельство делает необходимым исследование науки в различных ее аспектах, как социальной деятельности и продукта этой деятельности. Как организована научная деятельность? Какими средствами пользуется ученый в своей деятельности? Развивается ли наука? Если да, то чем можно измерить ее динамику? И, наконец, необходимо объяснить причину эффективности практической приложимости научного знания. То есть исследовать взаимоотношение научной деятельности с другими областями человеческой деятельности. Философия науки как дисциплинарно организованная форма знания начала формироваться в конце ХΙХ в первой половине ХХ в.в. Первая в мире кафедра философии науки была создана в Венском университете в 1895г. Со дня основания по 1901г. кафедрой заведовал Э.Мах. Хотя Э.Мах, наряду с французским физиком-теоретиком П. Дюгемом и английским логиком и философом Б. Расселом, внес огромный вклад в определении круга проблем, определивших предметную область философии науки, но в систематической форме она впервые была представлена в неопозитивистской концепции науки. Неопозитивистская концепция анализа науки формировалась в рамках семинаров «Венского кружка», который был основан в 1922г. группой венских интеллектуалов. Членами кружка были в основном представители естественных наук, но в него входили также математики и философы (Г.Ган, Ф.Вайсман, В.Крафт, К.Гедель, Р.Карнап, Ф.Кауфман, О.Нейрат, Г.Фейгль, М.Шлик). На их взгляды на науку, наряду с работами Э. Маха по теории познания, огромное влияние оказала работа Л. Витгенштейна «Логико-философский трактат». Логический анализ науки, представленный в работах неопозитивистов, выявил ряд проблем науки, который частично пересекается с определенным классом вопросов, рассматриваемых традиционно в философии. Эти вопросы имеют огромное значение для понимания науки. Например, такие вопросы, как, способна ли развиваться наука, не опираясь на философию, в качестве своей методологической предпосылки? Может ли физика существовать в отсутствии метафизики, логики или каких либо иных предпосылок, то есть средств, которые использует ученый для истолкования своих открытий? Или, наконец, определяющий теоретико-познавательный вопрос – является ли наука знанием о внешнем мире или только трактует и упорядочивает наши ощущения.

Именно логико-философский анализ этих проблем и определяет дисциплинарную определенность философия науки. Такого рода вопросы образуют предмет исследования философии науки. Они могут быть выделены в следующие относительно самостоятельные разделы: - философия науки исследует логические основания перехода от наблюдений к выработке общих суждений о мире; - она ставит задачу установления критерия, который позволит утверждать о достоверности и ложности той или иной гипотезы, делать выбор между теориями, объясняющими одинаково успешно объясняющими один и тот же класс явлений, предметов и т.д. - философия науки исследует и сам процесс формирования и изменения научных теорий по мере развития науки;   - научные теории обычно представлены в специализированных языках, которые обнаруживают синтаксические и семантические проблемы. Они также являются областью исследования философии науки.

- проблема роста научного знания, включенная в предмет философии науки, предполагает исследование истории науки, проблему соотношения традиций и новаций в науке, различных моделей роста знания, влияние на это процесс социальных и культурных факторов. - нельзя обойти вниманием вопрос о ценности науки как культурного феномена, границы и способы влияния науки на повседневную жизнь людей. Как она связана с искусством, религией, в какой степени помогает в наших поисках самовыражения и своего предназначения.

Из вышеизложенного следует, что значительная часть вопросов, связанных с осмыслением феномена науки, восходят к философии, а именно, - к теории познания, логике и метафизике. Как мы можем знать? Что мы знаем? Что есть достоверность знания и его истинность? В каком отношении находятся научное знание и благо?

2. Общая характеристика науки как социальной деятельности.

Что такое наука? Дать определение любому объекту, как показывает опыт, не так легко. И конечно, это не просто сделать по отношению к такому сложному и многомерному явлению как наука. Имеется немало подходов к определению этого социального феномена, однако, вероятно, самый естественный и продуктивный из них связан с истолкованием науки как специфической деятельности людей 

Любая деятельность

имеет цель,

конечный продукт,

методы и средства его получения,

направлена на некоторые объекты для выявления в них свой предмет,

— представляет собой деятельность субъектов, которые, осуществляя свои цели, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные социальные институты.

Главной, определяющей научную деятельность целью, является получение знаний о реальности.

Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности — и в обыденной жизни, и в политике, и в экономике, и в искусстве, и в инженерном деле, но только в науке целью деятельности является производство знания.

Таким образом, продуктом научной деятельности являются, прежде всего, знания. Но как мы отметили, знания приобретаются не только в науке. Наука производит научные знания.

— Следовательно, можно утверждать, что знания можно приобретать научной и ненаучной деятельностью, т.е. знания бывают научные и ненаучные.

Предпринимаются попытки определения совокупности критериев научности, позволяющая установить границы научного и ненаучного знаний. ( Проблема рациональности. Отметим, что проблема демаркации научного и ненаучного знаний в настоящее время не имеет удовлетворительного решения).

Одним из критериев научности знания является его истинность. ( Но понятие «истинное» не эквивалентно понятию «научное». Вполне может быть получено истинное знание, которое, вместе с тем, не является научным. С другой стороны, понятие «научный» может применяться и в таких ситуациях, которые отнюдь не гарантируют получения истинных знаний).

Но совокупность критериев научности, в значительной мере позволяют отличить научную работу от ненаучной.

— Одним из важнейших отличительных качеств научного знания является его систематизированность.

Научная систематизация знания обладает целым рядом важных особенностей. Для нее характерно стремление к полноте, ясное представление об основаниях систематизации и их непротиворечивости.

Элементами научного знания являются: факты, законы теории, научные картины мира.

Огромная область научных знаний расчленена на отдельные дисциплины, которые находятся в определенной взаимосвязи и единстве друг с другом.

— Стремление к обоснованию, к доказательности получаемого знания настолько значительно для науки, что с его появлением нередко связывают даже сам факт ее рождения.

Важнейшими способами обоснования полученного эмпирического знания являются

— многократные проверки наблюдениями и экспериментами,

При обосновании теоретических концепций обязательными требованиями, предъявляемым к ним, является их: непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать известные явления и предсказывать новые.

— Существенной характеристикой научного знания является его интерсубъективность.

Постоянное стремление к обоснованию, , открытость для компетентной критики делает науку образцом рациональности. Ориентированность на новации сочетается в науке с жестким консерватизмом, следованию традициям ( надежный заслон против введения в науку скороспелых, необоснованных новаций).

Продуктом науки являются не только знания.

Для получения научных знаний необходима разработка различных методов наблюдения и экспериментирования, а также многообразных средств, при помощи которых они осуществляются. Многочисленные приборы, экспериментальные установки, методики измерения, сбора, обработки, хранения и передачи информации оказываются широко применимыми не только в самой науке, но и за се пределами и прежде всего, в производстве.

К продуктам науки следует отнести и научный стиль рациональности, который транслируется в наше время, по существу, во все сферы человеческой деятельности. Систематичность и обоснованность, столь характерные для научной деятельности, являются большой социальной ценностью, которая в той или иной степени оказывает воздействие на жизнь как общества в целом, так и каждого из нас.

И, наконец, наука представляет собой источник нравственных ценностей. Она демонстрирует нам такого рода профессию, в которой честность, объективность являются важнейшими элементами профессиональной этики. Конечно, не надо идеализировать ученых. В науке, как и в любой другой сфере жизни, случается всякое. И ее ни в коей мере нельзя представлять себе как область общественной жизни, в которой все занятые в ней, бескорыстно служат Истине, Добру и Красоте.

Df: Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и человеке, имеющей непосредственной целью постижение истины и открытие законов на основе обобщения реальных фактов в их соединении.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25449. Психолого-ориентированные модели 18.08 KB
  Получили распространение в связи с тем что ее современная стратегия ориентирует соц.работников на то чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия по изменению ситуации возникшей на личностном и соц. Основные понятия психодинамической модели опирающиеся на психоанализ вошли в ранг категорий соц. Выполняет функцию универсальной технологии применяемой ко всем сферам соц.
25450. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда 148.5 KB
  Контроль за состоянием охраны труда и его виды. Органы государственного надзора за охраной труда. Компетенция Госгорпромнадзора в сфере надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Права и ответственность должностных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда.
25451. Социальные перспективы и вариативность моделей социальной работы 19.29 KB
  Социальные перспективы и вариативность моделей социальной работы Основные модели теоретического обоснования практики соц.работы отражают не только результаты научных поисков ученых разных поколений но и ее эволюцию изменения в самом содержании и формах соц. Каждая модель содержит некоторые теоретические положения связь со смежными науками о человеке и обществе естественными социокультурными основами жизни а так же предполагает вполне определенное содержание соц. соц.
25452. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 134 KB
  Обязанности работника и работодателя по охране труда. Финансирование охраны труда. Организация проведения медицинских осмотров. Служба охраны труда: основные задачи, компетенция. Комиссия по вопросам охраны труда предприятия: порядок создания, обязанности и права комиссии.
25453. Комплексно-ориентированные модели 18.17 KB
   Ролевая теория – основа – психологическое знание компоненты социологического знания. Соц.роль – это поведение которое от человека ожидают люди при выполнении им соц. Ролевую игру соц.
25454. Применение теории систем в практике социальной работы 11.83 KB
  применение теории систем в практике социальной работы Теория систем и системные идеи в социальной работе восходят к общей теории социальных систем Р. В первоначальном своем варианте эта теория как известно была разработана на биологическом материале и доказывала что все организмы являются системами составленными из подсистем а сами они в свою очередь есть часть сверхсистем. В соответствии с основными положениями теории систем социальная система представляет собой не нечто целое а определенный набор абстракций из конкретных форм...
25455. Государственное управление охраной труда 104.5 KB
  Система управления охраной труда. Функции, задачи управления охраной труда. Основные принципы государственной политики в области охраны труда. Система органов государственного управления охраной труда. Полномочия КМУ в области охраны труда.
25457. Теория социальной работы как наука. Механизмы взаимодействия теории и практики социальной работы 15.18 KB
  Теория социальной работы как наука. Механизмы взаимодействия теории и практики социальной работы Теоретическое обоснование соц. Вопервых определяется место соц.работы как науки среди таких дисциплин как соц.