93319

Наука в культуре современной цивилизации

Лекция

Логика и философия

Производственные навыки и необходимые знания в основном передавались от поколения к поколению. Техногенный этап общественного развития представлен принципиально новым способом материального производства вызвавший коренное изменение статуса знания в социальности.

Русский

2015-08-29

26.36 KB

8 чел.

Лекция № 2. Наука в культуре современной цивилизации.

  1.  Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.
  2.  Научное знание: отличительные признаки.
  3.  Функции науки в жизни общества.

1.Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.

В своем развитии человечество проходит различные этапы, имеющие свои специфические особенности. Но при всем различии, способы воспроизводства общественной жизни можно представить в дух основных формах - традиционном и техногенном. Традиционный способ воспроизводства общественной жизни опирался на аграрное хозяйство, основанное на обыденном опыте. Производственные навыки и необходимые знания в основном передавались от поколения к поколению. Новое в рамках традиционного общества пробивало себе дорогу с большими трудностями, оно сталкивалось с консерватизмом общественного мнения и закрытостью социальных институтов к инновационным трансформациям. Техногенный этап общественного развития представлен принципиально новым способом материального производства, вызвавший коренное изменение статуса знания в социальности. Использование научных знаний в материальном производстве стало причиной становления индустриальных технологий, которые сформировали новый рынок потребительских товаров - массовых и стандартизованных. Ремесленная, авторская деятельность трансформируется в анонимную индустриальную деятельность.

В индустриальном производстве роль традиционного знания утрачивает экономическую целесообразность, ибо данный способ производства выявляет свою эффективность в способности непрестанно обновлять технологический процесс, что становится возможном только при широком использовании научного знания, инновационность которого и есть способ его бытия.

Таким образом,  различия традиционного и техногенного способов общественного производства носят принципиальный характер и обусловлены той ролью  научного знания, которую оно играет в материальном производстве.

Союз науки и производства открывает новые горизонты общественного производства: он обеспечивает непрерывное обновление технологического процесса, структурирует иерархию человеческих потребностей и делает их удовлетворение доступным для широких масс. В этом контексте, в недрах материального производства происходит смещение ценностных приоритетов от традиций к инновациям. Традиционный взгляд на источники социального блага претерпевает фундаментальные изменения. Источник блага находится не в нравственном поведении и моральном здоровье общества, а в материальном производстве, которое обеспечивает осязаемое в материальном отношении улучшение жизни людей. Инновация как социальная ценность оказывает разрушающее воздействие на все стороны общественной жизни, воспроизводимые на основе традиций. Рушится поклонение перед исторически сложившимся способом социальной дифференциации. на смену иерархии сословий приходят гражданские свободы. Человек может существенно изменить свое материальное состояние в течении непродолжительного времени, он освобождается от наследуемых "оков" и может в течении своей жизни переходить из одного сословия в другое. Инновация как социальная ценность, ставшая универсальным социальным стандартом, по-новому структурирует социальное время, она выдавливает религию из социального пространства, отодвигая ее в сферу частных предпочтений. Социальная жизнь приобретает новое ценностное измерение в лице прогресса, который интерпретируется в терминах технико-технологического развития. Прогресс смещает социальные приоритеты от устойчивости к изменению. Социальной ценностью становятся не сами идеи, а сам процесс их постоянного генерирования и сменяемости. идея преобразования мира в качестве основополагающей ценности измеряется универсальным критерием эффективности. В индивидуализированном обществе критерий эффективности получает  практическую форму своего воплощения: максимизацию личной выгоды. Эта социальная ценность предельную форму своей осуществимости достигает посредством органического синтеза научного знания с технологическим процессом производства. таким образом, наука и техника становятся основополагающими ценностями, обеспечивающими удовлетворение фундаментальных общественных потребностей.

2.Научное знание: отличительные признаки.

Как нам удалось установить - научное знание сыграло важнейшую роль в процессе трансформации общественной жизни от традиционного к техногенному. В связи с этим возникает вопрос: благодаря каким качествам научного знания  достигается инструментальная эффективность научного знания? И как должен быть организован познавательный процесс, чтобы обеспечить знание этими качествами? Познавательный процесс как социальная деятельность структурирован таким же образом, как и деятельность в любом сегменте общественного производства: имеет цель, средства и конечный продукт. Такого рода знание продуцируется в науке. Целью науки является получение достоверного знания о реальности. Но стремление выявить смысл внешнего мира характерно и для обыденного знания. Без этой целевой установки субъекта не представляется возможным исследование обыденного знания в практической деятельности. Более того, обыденное знание имеет смысловую соотнесенность с научным знанием. Поэтому различие, как и сходство, между научным и обыденным знанием обусловлены способ их получения. основная особенность обыденного познания заключается в ее сопряженности с наличными практическими способами деятельности и способствует решению конкретных социальных проблем. Научное познание, наоборот, нацелено на выявление законов, закономерностей  действительности, благодаря которым можно разработать универсальные способы реагирования на социальные вызовы. Насколько эффективно решают практические задачи эти две, значительно отличающиеся стратегии получения знания зависит от средств, к которым они обращаются. Таким образом, демаркация знания на научное и обыденное проводится исходя из способов их получения. Обыденное знание мы получаем в нашей повседневной жизни, оно имеет практическую основу и продуцируется спонтанно. Существенной особенностью научного познания  является его нацеленность на получение достоверного знания. Эта познавательная задача предполагает наличие специальных, научных средств. научные средства, обеспечивающие познавательный процесс, должны соответствовать требованиям полноты и непротиворечивости. Эти требования организуют не только познавательный процесс, но и способ представленности знания, определяющую цель процесса познания. Процедуры обоснования и доказательства являются наиболее значительными основаниями для успешного решения познавательных задач. Если теория характеризуется выше отмеченными признаками и демонстрирует корреляцию с эмпирическими данными, то она способна решать научные задачи в соответствии критерием достоверности. Достоверность обеспечивает не только описательную и объяснительную качества знания, но и его предсказательную функцию.

С развитием науки возникает новая ситуация в структуре научной деятельности: для успешного осуществления исследования необходимо промежуточное научное решение проблем методов и средств экспериментирования познавательной деятельности. Рефлексивно-критическое исследование теоретической состоятельности стандартов  научных методов устанавливает новый класс познавательных проблем, сопряженных с рациональностью как способностью субъекта познания. Насколько обоснованы претензии субъекта познания на получение непогрешимого и универсального знания? Если учесть, что изменение стандартов и норм рациональности обнаруживают сопряженность с историческим контекстом, то убежденность субъекта познания в достижимости данных целей не очевидна и вызывает сомнение. Методы  научного познания, стиль мышления в целом, являются продуктами своей эпохе, на них огромное влияние оказывают исторически конкретные ценностные приоритеты общественной жизни.

3. Функции науки в жизни общества.

Наука, как уже отмечалось, в наше время проникла во все сегменты общественной жизни и стала претендовать на роль универсального критерия приемлемости тех или иных стандартов общественной жизни. Многие направления научных исследований непосредственно финансируется правительственными ведомствами. В развитых странах, например в Японии,  прямые затраты на науку составляют около 3 % валового национального продукта. Наука как социальный институт включает не только имеющих специальную подготовку научных работников, но и исследовательские организации. Возросшая роль науки в жизни общества, ее коммерциализация, сделала необходимым общественный контроль за ее исследовательскими программами. Именно под влиянием общественного мнения были запрошены исследования по клонированию человека и подверглись значительному ограничению эксперименты со стволовыми клетками. Эта особенность современного облика науки в контекст свободы научной деятельности вводит социальную ответственность в качестве ее неотъемлемого компонента.  Ответственность ранжирует социальную привлекательность научных направлений, устанавливает связь научных исследований с моральными устоями жизни общества. Усиливающая тенденция общественного контроля и социальной привлекательности научных исследований, имеет и негативные последствия. В эти социальные ориентиры не укладываются фундаментальные науки, которые не имеют прямого выхода к решению социальных проблем, а их “окупаемость” отодвигается в поле неопределенности. Поэтому, за исключением США, только в Японии намечаются тенденции увеличения финансирования фундаментальных исследований. Поэтому всегда есть опасность, что научные программы, которые не обнаруживают в ближайшей перспективе практической выгоды, никогда не получат общественной поддержки, а значит необходимого финансирования.

Наука как социальный институт прерывает традиции, благодаря которым она обнаруживала свою общественную востребованность. Она постепенно теряет свои специфические качества и приобретает явно выраженную инструментальную направленность. Она поглощается практическими задачами экономического, военного и политического характера. Высокая эффективность практической приложимости научного знания порождает социальную аберрацию: в общественном сознании формируется убежденность в том, что наука в состоянии дать исчерпывающие решения на все социальные вызовы и проблемы. науке вменяются избыточные обязательства. Она не в состоянии осуществить эту функцию. Это обстоятельство не является откровением, оно известно подавляющему большинству научного сообщества. Каким в этой ситуации должно быть поведение ученого? Если он осознает, что наука не только не может решить весь перечень социальных проблем, но и дать окончательное решение тем из них, которые находятся в ее компетенции. Вновь мы обнаруживаем нравственную размерность научной деятельности.

В современных условиях наука и моральные ценности предстают в неразрывной связи, а их автономия теряет историческую перспективу и ограничивается академическим контекстом. Кантовское разграничение “должного” от “сущего” преодолевается фактической социально-преобразовывающейся функции науки. Цели исследовательских программ должны иметь моральное оправдание. Претензии науки, таким образом, ограничиваются ее инструментальной приложимостью, а оценку ей, что равносильно возможному практическому воплощению, можно дать с позиций тех ценностей, которые определяют основные приоритеты жизни общества. Например, на сегодняшний день нет единого мнения относительно безопасности эксплуатации мобильных телефонов. Какова мера ответственности ученых, которые настаивают на безопасности эксплуатации мобильных  телефонов, если научные знания не позволяют в данный момент дать иного утверждения, впоследствии выявляется обратное? Какими критериями должна измеряться мера ответственности экспертных оценок, насаждаемые в качестве стандартов и конечных истин? Какую меру материальной ответственности и почему должны нести телефонные компании по отношению пользователям мобильной связи, если они руководствуются экспертными оценками?  Приведенный пример показывает, что научной знание не может претендовать на ценностную нейтральность. Инструментальная приложимость расширяет границы его социального бытия, становиться товаром повседневного потребления. Именно поэтому основополагающая ценность науки – истина – ограничивает себя обязательствами, имеющими  морально-практическую размерность. Мера социальной ответственности не может быть установлена посредством знаний,  она имеет ценностную основу и исторический характер. Оценочное отношение, определяющее меру ответственности, основано на вере, а не на знании.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77226. Интеграция технологии DocLine с системой разработки документации Adobe FrameMaker 405.5 KB
  Цель данного проекта - разработать и реализовать плагин к Adobe FrameMaker, предоставляющий конечному пользователю удобный инструментарий среды FrameMaker для работы с технологией DocLine.
77227. Реализация подключения виртуальной машины Neko к http-серверу с помощью интерфейса FastCGI 61 KB
  Взаимодействие приложения и http-сервера реализуется при помощи FastCGI-модуля на стороне сервера и использующихся при написании приложения FastCGI-библиотек для различных языков программирования.
77228. Разработка приложения для платформы Google Аndroid 430.36 KB
  Цель курсовой работы – разработка приложения Underworld, многопользовательской игры, для платформы Google Android, предоставляющего удобный геймплей с использованием мощной функциональности, предоставляемой платформой.
77229. Параллельная реализация алгоритма ACO 69 KB
  В настоящее время биоинформатика также включает в себя теоретические методы и алгоритмы решения задач возникающих из анализа биологических данных.
77230. Интеграция мультимедиа решений с аппаратным ускорением для MID устройства 205 KB
  MID (mobile internet device) - это устройства, которые отвечают требованиям низкого энергопотребления, мобильности, а также предоставляющие обширные возможности для работы в сети. По сути MID - это компьютер по размеру не многим больше телефона...
77231. Создание среды разработки библиотек формул подсчета технико-экономических показателей теплоэлектростанций 443 KB
  В процессе создания новой системы для планирования расчёта и учёта технико-экономических показателей ТЭС возникла необходимость в модуле предоставляющем удобный пользовательский интерфейс и обладающим следующими возможностями: ввод перечня технико-экономических показателей ввод формул...
77232. Конечный мозг, его развитие, строение (отделы, полость, ее стенки, части, белое и серое вещество). Границы долей полушарий большого мозга. Артерии большого мозга 15.86 KB
  Границы долей полушарий большого мозга. Артерии большого мозга. Конечный мозг telencephlon является производным переднего мозгового пузыря и представлен двумя полушариями большого мозга hemispheri cerebrtes. Продольная щель мозга разделяет полушария между собой поперечная щель мозжечок от затылочных долей.
77233. Белое вещество полушарий большого мозга. Внутренняя капсула. Корково-ядерный пусть 16.34 KB
  Белое вещество полушарий большого мозга. Оно представлено многочисленными волокнами: Проекционные волокна представлены пучками афферентных и эфферентных волокон осуществляющих связи проекционных центров коры полушарий большого мозга с базальными ганглиями ядрами ствола головного мозга или ядрами спинного мозга. свода мозга fornix cerebri обеспечивают связь подкорковых центров обоняния c проекционным центром обоняния столбы свода тело свода спайка свода и бахромки гиппокампа Ассоциативные волокна соединяют различные участки коры в...
77234. Обонятельный мозг развивается из вентральной части конечного мозга и состоит из двух отделов: центрального и переферического 243.57 KB
  Рецептор переферические отростки биполярных клеток 1 нейроны в regio olfctori сллизистой полости носа. Центральные отростки биполярных клеток образуют nn. Аксоны митральных клеток проходят в составе обонятельного тракта и вблизи обонятельного треугольника распадаются на три пучка: Медиальный пучок Промежуточный пучок Латеральный пучок Через переднюю спайку мозга в обонятельный тракт противоположной стороны к митральным клеткам обонятельной луковицы. Образованы центральными отростками биполярных клеток расположенных в обонятельной области...