93319

Наука в культуре современной цивилизации

Лекция

Логика и философия

Производственные навыки и необходимые знания в основном передавались от поколения к поколению. Техногенный этап общественного развития представлен принципиально новым способом материального производства вызвавший коренное изменение статуса знания в социальности.

Русский

2015-08-29

26.36 KB

5 чел.

Лекция № 2. Наука в культуре современной цивилизации.

  1.  Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.
  2.  Научное знание: отличительные признаки.
  3.  Функции науки в жизни общества.

1.Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.

В своем развитии человечество проходит различные этапы, имеющие свои специфические особенности. Но при всем различии, способы воспроизводства общественной жизни можно представить в дух основных формах - традиционном и техногенном. Традиционный способ воспроизводства общественной жизни опирался на аграрное хозяйство, основанное на обыденном опыте. Производственные навыки и необходимые знания в основном передавались от поколения к поколению. Новое в рамках традиционного общества пробивало себе дорогу с большими трудностями, оно сталкивалось с консерватизмом общественного мнения и закрытостью социальных институтов к инновационным трансформациям. Техногенный этап общественного развития представлен принципиально новым способом материального производства, вызвавший коренное изменение статуса знания в социальности. Использование научных знаний в материальном производстве стало причиной становления индустриальных технологий, которые сформировали новый рынок потребительских товаров - массовых и стандартизованных. Ремесленная, авторская деятельность трансформируется в анонимную индустриальную деятельность.

В индустриальном производстве роль традиционного знания утрачивает экономическую целесообразность, ибо данный способ производства выявляет свою эффективность в способности непрестанно обновлять технологический процесс, что становится возможном только при широком использовании научного знания, инновационность которого и есть способ его бытия.

Таким образом,  различия традиционного и техногенного способов общественного производства носят принципиальный характер и обусловлены той ролью  научного знания, которую оно играет в материальном производстве.

Союз науки и производства открывает новые горизонты общественного производства: он обеспечивает непрерывное обновление технологического процесса, структурирует иерархию человеческих потребностей и делает их удовлетворение доступным для широких масс. В этом контексте, в недрах материального производства происходит смещение ценностных приоритетов от традиций к инновациям. Традиционный взгляд на источники социального блага претерпевает фундаментальные изменения. Источник блага находится не в нравственном поведении и моральном здоровье общества, а в материальном производстве, которое обеспечивает осязаемое в материальном отношении улучшение жизни людей. Инновация как социальная ценность оказывает разрушающее воздействие на все стороны общественной жизни, воспроизводимые на основе традиций. Рушится поклонение перед исторически сложившимся способом социальной дифференциации. на смену иерархии сословий приходят гражданские свободы. Человек может существенно изменить свое материальное состояние в течении непродолжительного времени, он освобождается от наследуемых "оков" и может в течении своей жизни переходить из одного сословия в другое. Инновация как социальная ценность, ставшая универсальным социальным стандартом, по-новому структурирует социальное время, она выдавливает религию из социального пространства, отодвигая ее в сферу частных предпочтений. Социальная жизнь приобретает новое ценностное измерение в лице прогресса, который интерпретируется в терминах технико-технологического развития. Прогресс смещает социальные приоритеты от устойчивости к изменению. Социальной ценностью становятся не сами идеи, а сам процесс их постоянного генерирования и сменяемости. идея преобразования мира в качестве основополагающей ценности измеряется универсальным критерием эффективности. В индивидуализированном обществе критерий эффективности получает  практическую форму своего воплощения: максимизацию личной выгоды. Эта социальная ценность предельную форму своей осуществимости достигает посредством органического синтеза научного знания с технологическим процессом производства. таким образом, наука и техника становятся основополагающими ценностями, обеспечивающими удовлетворение фундаментальных общественных потребностей.

2.Научное знание: отличительные признаки.

Как нам удалось установить - научное знание сыграло важнейшую роль в процессе трансформации общественной жизни от традиционного к техногенному. В связи с этим возникает вопрос: благодаря каким качествам научного знания  достигается инструментальная эффективность научного знания? И как должен быть организован познавательный процесс, чтобы обеспечить знание этими качествами? Познавательный процесс как социальная деятельность структурирован таким же образом, как и деятельность в любом сегменте общественного производства: имеет цель, средства и конечный продукт. Такого рода знание продуцируется в науке. Целью науки является получение достоверного знания о реальности. Но стремление выявить смысл внешнего мира характерно и для обыденного знания. Без этой целевой установки субъекта не представляется возможным исследование обыденного знания в практической деятельности. Более того, обыденное знание имеет смысловую соотнесенность с научным знанием. Поэтому различие, как и сходство, между научным и обыденным знанием обусловлены способ их получения. основная особенность обыденного познания заключается в ее сопряженности с наличными практическими способами деятельности и способствует решению конкретных социальных проблем. Научное познание, наоборот, нацелено на выявление законов, закономерностей  действительности, благодаря которым можно разработать универсальные способы реагирования на социальные вызовы. Насколько эффективно решают практические задачи эти две, значительно отличающиеся стратегии получения знания зависит от средств, к которым они обращаются. Таким образом, демаркация знания на научное и обыденное проводится исходя из способов их получения. Обыденное знание мы получаем в нашей повседневной жизни, оно имеет практическую основу и продуцируется спонтанно. Существенной особенностью научного познания  является его нацеленность на получение достоверного знания. Эта познавательная задача предполагает наличие специальных, научных средств. научные средства, обеспечивающие познавательный процесс, должны соответствовать требованиям полноты и непротиворечивости. Эти требования организуют не только познавательный процесс, но и способ представленности знания, определяющую цель процесса познания. Процедуры обоснования и доказательства являются наиболее значительными основаниями для успешного решения познавательных задач. Если теория характеризуется выше отмеченными признаками и демонстрирует корреляцию с эмпирическими данными, то она способна решать научные задачи в соответствии критерием достоверности. Достоверность обеспечивает не только описательную и объяснительную качества знания, но и его предсказательную функцию.

С развитием науки возникает новая ситуация в структуре научной деятельности: для успешного осуществления исследования необходимо промежуточное научное решение проблем методов и средств экспериментирования познавательной деятельности. Рефлексивно-критическое исследование теоретической состоятельности стандартов  научных методов устанавливает новый класс познавательных проблем, сопряженных с рациональностью как способностью субъекта познания. Насколько обоснованы претензии субъекта познания на получение непогрешимого и универсального знания? Если учесть, что изменение стандартов и норм рациональности обнаруживают сопряженность с историческим контекстом, то убежденность субъекта познания в достижимости данных целей не очевидна и вызывает сомнение. Методы  научного познания, стиль мышления в целом, являются продуктами своей эпохе, на них огромное влияние оказывают исторически конкретные ценностные приоритеты общественной жизни.

3. Функции науки в жизни общества.

Наука, как уже отмечалось, в наше время проникла во все сегменты общественной жизни и стала претендовать на роль универсального критерия приемлемости тех или иных стандартов общественной жизни. Многие направления научных исследований непосредственно финансируется правительственными ведомствами. В развитых странах, например в Японии,  прямые затраты на науку составляют около 3 % валового национального продукта. Наука как социальный институт включает не только имеющих специальную подготовку научных работников, но и исследовательские организации. Возросшая роль науки в жизни общества, ее коммерциализация, сделала необходимым общественный контроль за ее исследовательскими программами. Именно под влиянием общественного мнения были запрошены исследования по клонированию человека и подверглись значительному ограничению эксперименты со стволовыми клетками. Эта особенность современного облика науки в контекст свободы научной деятельности вводит социальную ответственность в качестве ее неотъемлемого компонента.  Ответственность ранжирует социальную привлекательность научных направлений, устанавливает связь научных исследований с моральными устоями жизни общества. Усиливающая тенденция общественного контроля и социальной привлекательности научных исследований, имеет и негативные последствия. В эти социальные ориентиры не укладываются фундаментальные науки, которые не имеют прямого выхода к решению социальных проблем, а их “окупаемость” отодвигается в поле неопределенности. Поэтому, за исключением США, только в Японии намечаются тенденции увеличения финансирования фундаментальных исследований. Поэтому всегда есть опасность, что научные программы, которые не обнаруживают в ближайшей перспективе практической выгоды, никогда не получат общественной поддержки, а значит необходимого финансирования.

Наука как социальный институт прерывает традиции, благодаря которым она обнаруживала свою общественную востребованность. Она постепенно теряет свои специфические качества и приобретает явно выраженную инструментальную направленность. Она поглощается практическими задачами экономического, военного и политического характера. Высокая эффективность практической приложимости научного знания порождает социальную аберрацию: в общественном сознании формируется убежденность в том, что наука в состоянии дать исчерпывающие решения на все социальные вызовы и проблемы. науке вменяются избыточные обязательства. Она не в состоянии осуществить эту функцию. Это обстоятельство не является откровением, оно известно подавляющему большинству научного сообщества. Каким в этой ситуации должно быть поведение ученого? Если он осознает, что наука не только не может решить весь перечень социальных проблем, но и дать окончательное решение тем из них, которые находятся в ее компетенции. Вновь мы обнаруживаем нравственную размерность научной деятельности.

В современных условиях наука и моральные ценности предстают в неразрывной связи, а их автономия теряет историческую перспективу и ограничивается академическим контекстом. Кантовское разграничение “должного” от “сущего” преодолевается фактической социально-преобразовывающейся функции науки. Цели исследовательских программ должны иметь моральное оправдание. Претензии науки, таким образом, ограничиваются ее инструментальной приложимостью, а оценку ей, что равносильно возможному практическому воплощению, можно дать с позиций тех ценностей, которые определяют основные приоритеты жизни общества. Например, на сегодняшний день нет единого мнения относительно безопасности эксплуатации мобильных телефонов. Какова мера ответственности ученых, которые настаивают на безопасности эксплуатации мобильных  телефонов, если научные знания не позволяют в данный момент дать иного утверждения, впоследствии выявляется обратное? Какими критериями должна измеряться мера ответственности экспертных оценок, насаждаемые в качестве стандартов и конечных истин? Какую меру материальной ответственности и почему должны нести телефонные компании по отношению пользователям мобильной связи, если они руководствуются экспертными оценками?  Приведенный пример показывает, что научной знание не может претендовать на ценностную нейтральность. Инструментальная приложимость расширяет границы его социального бытия, становиться товаром повседневного потребления. Именно поэтому основополагающая ценность науки – истина – ограничивает себя обязательствами, имеющими  морально-практическую размерность. Мера социальной ответственности не может быть установлена посредством знаний,  она имеет ценностную основу и исторический характер. Оценочное отношение, определяющее меру ответственности, основано на вере, а не на знании.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30593. Эмоциональная и реальное в журналистике 14.05 KB
  Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.Простейшая форма эмоции т. Эмоции в творчестве выражают оценки явлениям событиям. Трудно представить себе репортаж без эмоции.
30594. Проявление эстетической активности в безобразном и трагическом 14 KB
  Но само изображение жука привлекает нас силой эстетического воздействия. Художественное изображение привлекает внимание именно как эстетически организованное изображение.Проявления комического безобразного трагического в реальной действительности лишь тогда становятся эстетическими реальностями когда они переходя в художественное изображение приобретают тем самым эстетическую организованность и начинают действовать уже не только как бытовые проявления комического безобразного и трагического но и художественного т.
30595. Проявление эстетической активности и релейная функция художественных средств 52 KB
  Еще Аристотель писал о том что явление ктр в действительности вызывает в нас отвращение будучи художественно изображенным привлекает нас но в то же время сам по себе объект изображения не делается от этого менее отвратительным Так рисунок жука большого неуклюжего Дюрера производит отталкивающее впечатление. ОТ ФАКТА К ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ ОБРАЗУ В ХУДОЖЕСТВЕННОПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРАХ обозрение очерк фельетон памфлет Этой группе публицистики свойственны образность типизация насыщенность литературнохудожественными изобразительными...
30596. Информация сигнала и природа красоты 34 KB
  Информация сигнала и природа красоты Сигнал его природа и действенность Сигнал это импульс приводящий в действие те или иные системы. Сигнальная активность красоты В природе и взаимодействии живых существ сигнальноорганизующие действия имеют большое значение. творить по законам красоты. Бескорыстность красоты Смысл действия красоты не в том что мы чето имеем с нее а в том что образ красивого объекта проникает в структуру чувств и организует их.
30597. Журналистское творчество в наши дни 19.53 KB
  Журналистское творчество в наши дни. Творчество в журналистике имеет личностный аспект и предполагает наличие способностей благодаря которым создается текст отличающийся новизной оригинальностью уникальностью.Журналистское творчество существует в ряду других видов творчества.Жизнь есть творчество а потому и история есть творчество.
30598. Ремесло, мастерство и тв-во в ж-ке 39.5 KB
  Функции этой среды: критическая оценка предлагаемых или используемых журналистом способов и приемов деятельности селективная отбор приемов и способов деятельности жта для последующего закрепления в коллективной памяти программирующая определение возможных способов и путей деятельности жта в реальной ситуации Ремесло по главе книги Яна Парандовского Алхимия слова Тайны ремесла: по мнению автора единственная настоящая школа обучения молодых писателей – поэтики Аристотель Буало а также стилистики и школы риторики у...
30599. Ремесло, мастерство, творчество в журналистике 19.08 KB
  Твво – СМ вопрос7Ремесло по главе книги Яна Парандовского Алхимия слова Тайны ремесла: по мнению автора единственная настоящая школа обучения молодых писателей – поэтики Аристотель Буало а также стилистики и школы риторики у древних. Главная задача в воспитании писателя – овладение наукой о слове познание и осмысление языка на котором он призван творить: знание о языке его богатствах законах знание поэтических тропов и фигур анализ силы воздействия стилистических приемовМЕТАФОРА – выручает словотворчество без нее происходило...
30600. Особенности журналистского труда 18.25 KB
  Комплексный характер труда журналистаВ труде журналиста различаются несколько видов деятельности. Публицистическая деятельность умение писать – один из основных критериев профессионального мастерства журналиста и всего лишь один из компонентов его труда. Редактирование материалов для очередного номера газеты или журнала занимает основную часть рабочего времени журналиста.Важное значение имеет и организаторская деятельность журналиста.
30601. Профессиограмма в журналистике 26 KB
  Профессиограмма в журналистике Профессиограмма – подробное описание должностных обязанностей на конкретном рабочем месте и описание рабочих качеств сотрудника необходимых для выполнения этих обязанностей. Я так думаю что профессиограмма в журке означает то что под определенные требования подбирают подходящего журналиста. Профессиограмма помогает подобрать точно персонал а персонал сразу знает чего от него требуется.