9332

Тайный смысл Масленицы

Доклад

Краеведение и историческая этнография

Тайный смысл Масленицы Масленица - последняя неделя перед Великим, сорокадневным, постом. С одной стороны, это праздничный, разгульный период, когда еще можно и даже нужно петь, плясать, веселиться, с другой - подготовка к посту, и на бого...

Русский

2013-03-01

32 KB

0 чел.

Тайный смысл Масленицы

Масленица – последняя неделя перед Великим, сорокадневным, постом. С одной стороны, это праздничный, разгульный период, когда еще можно и даже нужно петь, плясать, веселиться, с другой – подготовка к посту, и на богослужении уже звучат покаянные песнопения, а со стола уже исчезло мясо. Оттого, что в пищу в это время идет в основном молочная пища (молоко, сметана, масло, сыр, яйца), Масленица, появившись на Руси с принятием христианства, и получила свое название – «белая», «сырная» или «масляная неделя».

Возможно, самый известный атрибут Масленицы - чучело, это отголоски славянского язычества с его человеческими жертвоприношениями новому году, однако дошедшая до нас Масленица имеет уже вполне христианский смысл и тесно связана именно с Пасхой – главным христианским праздником, с подготовкой к нему.

Если в деревне делали масленичное чучело, то из накопленного за зиму мусора (старые веники, елки, оставшиеся с Рождества, солома, сношенные лапти). К нему привязывали лоскутки ткани, которые потом сгорали вместе с чучелом, как символ грехов и болезней, от которых предстоит избавиться к Светлому дню Пасхи. Когда горело чучело Масленицы, в русских деревнях кричали: «Гори, гори, Масленица, Семионова племянница, пройдет семь недель, придет светлый день, будут Пасху носить, будут яйца красить».

Масленичное чучело – это символ «ветхости», греховности. Его сжигание – преодоление «ветхого человека» и, тем самым, преодоление смерти. Одно из пасхальных песнопений начинается словами «Днесь Весна!», вот Масленица и была провозвестницей этого весеннего пробуждения земли, пасхальной победы Жизни над смертью.

Еще один обязательный обычай на масленицу - величание молодоженов, тех, кто успел жениться до начала Великого поста, - напоминает о другом библейском сюжете, об Адаме и Еве. Не случайно многие персонажи масленичных гуляний (масленица и воевода, кузнец, смельчаки на ледяном столбе) предстают в разгул гуляний обнаженными, «в костюме праотца Адама». Человеку дан наказ плодиться и размножаться, поэтому оборотной стороной величания молодоженов были обряды «корения» холостых и не замужних, которые пренебрегли этой заповедью. Все песни и обряды служили тому, чтобы уж к следующей Масленице они обязательно нашли себе пару.

Что же касается таких известных масленичных игр, как взятие снежного городка и кулачные бои, то игровая борьба превращаются из шутливой забавы в борьбу между жизнью и смертью, если смотреть на эти игры через призму христианской символики. Неслучайно победителя снежного городка награждали… купанием в проруби! Эта награда вполне естественна и закономерна именно в христианской трактовке: взявший приступом снежный городок преодолел смерть, и получает крещение в жизнь вечную.

Масленичное гулянье сопровождалось весельем, ярмарками и балаганами. Чтобы правильно понять атмосферу праздника, надо вспомнить о пути от Адама ко Христу, – тогда станет ясно, что этот разгул, это веселье являются метафорой состояния Адама в раю и его грехопадения, потому что последний день Масленицы, кроме Прощенного воскресения имеет еще одно название – «Изгнание Адама из Рая». В Масленице, как и во многих других праздниках, отразилось народное иносказательное представление мировой, божественной, истории.

Блины же, которые зачастую объявляют ритуальным блюдом, жертвой, поклонением солнцу, являются просто древнейшей формой мучной еды.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57893. Підсумковий урок по темі «Функція» 2.56 MB
  Кожна група отримує функцію яку повинна охарактеризувати за таким планом: а означення функції; б властивості; в графік. I група – Лінійна функція II група...
57894. Звичайні дроби. Додавання та віднімання з однаковими знаменниками 208 KB
  Гра Хто запалить Олімпійський вогонь Серед цих 9 відповідей ви знайдете числа які допоможуть вам відповісти на запитання пов’язані із нагородами спортсменів України на Іграх Олімпіад та зимових Олімпійських іграх.
57895. Координатна площина 299 KB
  Скільки чисел треба вказати щоб задати положення точки на координатній площині Як називаються числащо задають положення точки на координатній площині Як називаються першедруге з чиселщо задають положення точки на координатній площині...
57896. Дійсні числа та дії над ними 239 KB
  Мета: освітня: розширити уявлення учнів про число числові множини; закріпити поняття натуральних цілих раціональних та ірраціональних чисел. Ввести поняття дійсного числа розкрити об’єктивну необхідність вивчення дійсних чисел.
57897. Додавання натуральних чисел 1.78 MB
  Мета навчальна: удосконалення вміння виконувати додавання натуральних чисел, формувати вміння застосовувати переставну та сполучну властивості додавання, розв’язувати задачі на додавання натуральних чисел.
57898. Геометричні перетворення: паралельне перенесення, осьова симетрія, центральна симетрія 984.5 KB
  Навчити учнів виконувати перетворення фігур на площині застосовувати властивості геометричних перетворень до розв’язування задач. Перетворення допомагають художникам правильно будувати композиції картин а хімікам – досліджувати структуру кристалів.
57899. РОЗВ’ЯЗУВАННЯ РАЦІОНАЛЬНИХ РІВНЯНЬ 170 KB
  Мета: вдосконалити знання і вміння учнів розв’язувати раціональні рівняння; розвивати різні види мислення самостійність творчість екологічну культуру; виховувати активність увагу наполегливість винахідливість; прищеплювати любов до рідного краю.
57900. Решение систем уравнений второй степени 185.5 KB
  Задание: При каких значениях параметра а система уравнений имеет три решения Решение: парабола y= x2 будет иметь с окружностью x2 y2 = 4 три общие точки только в случае а = 2. Теоретический опрос по вопросам: Что называется системой...
57901. Систематизація та узагальнення знань, вмінь і навичок 183.5 KB
  Мета уроку: навчальна складова: систематизувати та узагальнити знання учнів з вивченого навчального матеріалу вміння та навички учнів застосовувати вивчене до розв’язування задач передбачених програмою...