93323

Основные модели анализа науки

Лекция

Логика и философия

Кумулятивистский подход был разработан представителями позитивизма, который доминировал в естествознании на рубеже XIX-XXв.в. С утратой влияния позитивистской философии на методологические ориентиры естествознания, на передний план выходит концепция научных революций.

Русский

2015-08-29

21.15 KB

0 чел.

Лекция .Основные модели анализа науки.

В настоящие время в философии науки представлены три основных анализа науки:

          1.история науки как кумулятивный процесс;

          2. история науки как развитие через научные революции;

 1.история науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс      

   стадис).

Кумулятивистский подход был разработан представителями позитивизма, который доминировал в естествознании на рубеже XIX-XXв.в. С утратой влияния позитивистской философии на методологические ориентиры естествознания , на передний план выходит концепция научных революций. В систематической форме она впервые была представлена в работах Т. Куна, хотя существуют и иные интерпретации, в частности, С. Тулминым и П. Фейерабендом. С середины 80-х годов ХХ века на роль доминирующей модели анализа эволюции стандартов научной рациональности выходит Кейс Стадис, в которой элемент случайности и личностные качества отдельных представителей науки приобрели решающее значение.

Кумулятивистская модель науки впервые была представлена в работе П. Дюгема "Физическая теория, ее цель и строение". Он выделяет два системообразующих принципа кумулятивистской модели анализа науки:

  1.  наука имеет поступательный, прогрессивный характер. Она в своем развитии опирается на предыдущие достижения, но, с другой стороны, эта связь определяет характер и перечень проблем, обусловливающие исследовательское поле науки;
  2.  принцип прогрессивной динамики науки опирается на идею о последовательном совершенствовании стандартов и норм научной рациональности, в преодолении теорий, концепций, построенных на ошибочных интерпретациях результатов экспериментов.

Согласно дюгемовской модели, анализ науки, ее эволюция, можно осуществить, лишь опираясь на принцип непрерывности, без которого рост научного знания объяснить невозможно. В этой модели реконструкция стандартов научной рациональности носит эволюционный характер, представленная в терминах непрерывности и кумулятивности.

Кризис позитивистской методологии научного познания выявил новые теоретические ориентиры анализа науки, сопряженные с идеями прерывности, уникальности и революционности. Концепция научных революций отвергает кумулятивный характер развития науки и настаивает на прерывности научного знания. Научные революции прерывают связь с научными традициями, формируют новые структуры научной рациональности, обусловливающие новый способ представленности знания. Эта особенность анализа динамики научного знания выявила проблему несоизмеримости теорий. Новая модель анализа науки выявила фундаментальные отличия от кумулятивистской модели. Неприятие принципа непрерывности является следствием реконструкции классической парадигмы научной деятельности, отказа от принципа универсализма и наивно-реалистической интерпретации истины. Кумулятивность знания в целом не отрицается, но устанавливаются ее границы и функции в развитии науки. Наука предстает в двух контекстах бытия: нормальном и революционном.

В период нормальной стадии науки происходит накопление знания, которое, с течением времени обнаруживает противоречия с экспериментальными данными. Выявленные объяснительные пределы научной теории делают необходимым смену структур научной рациональности, а значит и смену способа представленности знания. В этой модели рост научного знания интерпретируется в терминах бесконечной реконструкции стандартов научной рациональности, а не кумулятивности знания.

Третья модель анализа науки представлена в концепции "кейс стадис". В этой концепции неявные, скрытые контекстуальные двусмысленности получили экспериментальную интерпретацию, отрицающая вообще идею кумулятивизма в науке. Уникальность, неповторимость научного открытия рассматривается в терминах случайности и индетерминизма. Данный подход может вызвать ассоциации с экзистенциализмом или попыткой ввести идеографический метод в философию науки. Но резоны кейс стадис опираются на теоретическую двусмысленность процедуры интерпретации. Интерпретатор, с одной стороны, должен дать объяснение новому явлению, с другой стороны, процедура интерпретации предполагает изначальное знание предмета объяснения. Преодоление " логического круга" роста знаний, сменяемых друг друга научных теорий предполагает внетеоретический, инструментальный критерий. Непрерывность технологического развития открывает новый горизонт интерпретационных пределов рост научного знания, который укоренен в более широком, культурном контексте.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66136. КОНТРОЛЬ НАД ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И АССИГНОВАНИЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЕННОЙ СФЕРЫ) 62.5 KB
  Примечательно что в России накоплен обширный опыт финансового контроля над эффективностью бюджетных инвестиционных ассигнований указанного вида который с необходимыми поправками должен быть востребован и в настоящее время.
66137. РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ И НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 89 KB
  Следует отметить подобный подход к пониманию объектов управления так как учитывая неразрывную связь категорий управления контроля и надзора они должны пользоваться единым терминологическим аппаратом. Пожалуй наиболее точным определением сущности контроля...
66138. ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 95.5 KB
  Смена формы собственности поставила новые задачи в том числе и в надзорной деятельности. 20 среди которых: государственное регулирование и контроль в отнесенных законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов...
66140. Сучасні технології організації готельного та ресторанного обслуговування на ТОВ «САССК» в готелі «Радіссон Блу» 319.5 KB
  Метою практики було оволодіння сучасними технологіями організації готельного та ресторанного обслуговування, методами, формами управління підприємством готельно-ресторанного господарства та його окремими підрозділами, організації праці фахівців індустрії...
66143. Дослідження та фінансовий аналіз діяльності ЗАТ «Хмельницька кондитерська фабрика «Кондфіл» 707 KB
  Метою проходження практики на підприємстві є поглиблення знань та оволодіння практичними навичками роботи за фахом. Відповідно до мети ставляться наступні завдання проходження практики: відобразити характеристику підприємства, організаційну структуру, аналіз загальної ситуації в галузі...
66144. Систему менеджменту ПП «Картес» 527 KB
  Виробнича практика студента забезпечує освоєння кваліфікації в відповідності з вимогами учбового плану сприяє закріпленню й поглибленню знань привчає до праці в сфері виробництва в умовах трудового колективу. Також під час проходження практики було ознайомлено...