93323

Основные модели анализа науки

Лекция

Логика и философия

Кумулятивистский подход был разработан представителями позитивизма, который доминировал в естествознании на рубеже XIX-XXв.в. С утратой влияния позитивистской философии на методологические ориентиры естествознания, на передний план выходит концепция научных революций.

Русский

2015-08-29

21.15 KB

0 чел.

Лекция .Основные модели анализа науки.

В настоящие время в философии науки представлены три основных анализа науки:

          1.история науки как кумулятивный процесс;

          2. история науки как развитие через научные революции;

 1.история науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс      

   стадис).

Кумулятивистский подход был разработан представителями позитивизма, который доминировал в естествознании на рубеже XIX-XXв.в. С утратой влияния позитивистской философии на методологические ориентиры естествознания , на передний план выходит концепция научных революций. В систематической форме она впервые была представлена в работах Т. Куна, хотя существуют и иные интерпретации, в частности, С. Тулминым и П. Фейерабендом. С середины 80-х годов ХХ века на роль доминирующей модели анализа эволюции стандартов научной рациональности выходит Кейс Стадис, в которой элемент случайности и личностные качества отдельных представителей науки приобрели решающее значение.

Кумулятивистская модель науки впервые была представлена в работе П. Дюгема "Физическая теория, ее цель и строение". Он выделяет два системообразующих принципа кумулятивистской модели анализа науки:

  1.  наука имеет поступательный, прогрессивный характер. Она в своем развитии опирается на предыдущие достижения, но, с другой стороны, эта связь определяет характер и перечень проблем, обусловливающие исследовательское поле науки;
  2.  принцип прогрессивной динамики науки опирается на идею о последовательном совершенствовании стандартов и норм научной рациональности, в преодолении теорий, концепций, построенных на ошибочных интерпретациях результатов экспериментов.

Согласно дюгемовской модели, анализ науки, ее эволюция, можно осуществить, лишь опираясь на принцип непрерывности, без которого рост научного знания объяснить невозможно. В этой модели реконструкция стандартов научной рациональности носит эволюционный характер, представленная в терминах непрерывности и кумулятивности.

Кризис позитивистской методологии научного познания выявил новые теоретические ориентиры анализа науки, сопряженные с идеями прерывности, уникальности и революционности. Концепция научных революций отвергает кумулятивный характер развития науки и настаивает на прерывности научного знания. Научные революции прерывают связь с научными традициями, формируют новые структуры научной рациональности, обусловливающие новый способ представленности знания. Эта особенность анализа динамики научного знания выявила проблему несоизмеримости теорий. Новая модель анализа науки выявила фундаментальные отличия от кумулятивистской модели. Неприятие принципа непрерывности является следствием реконструкции классической парадигмы научной деятельности, отказа от принципа универсализма и наивно-реалистической интерпретации истины. Кумулятивность знания в целом не отрицается, но устанавливаются ее границы и функции в развитии науки. Наука предстает в двух контекстах бытия: нормальном и революционном.

В период нормальной стадии науки происходит накопление знания, которое, с течением времени обнаруживает противоречия с экспериментальными данными. Выявленные объяснительные пределы научной теории делают необходимым смену структур научной рациональности, а значит и смену способа представленности знания. В этой модели рост научного знания интерпретируется в терминах бесконечной реконструкции стандартов научной рациональности, а не кумулятивности знания.

Третья модель анализа науки представлена в концепции "кейс стадис". В этой концепции неявные, скрытые контекстуальные двусмысленности получили экспериментальную интерпретацию, отрицающая вообще идею кумулятивизма в науке. Уникальность, неповторимость научного открытия рассматривается в терминах случайности и индетерминизма. Данный подход может вызвать ассоциации с экзистенциализмом или попыткой ввести идеографический метод в философию науки. Но резоны кейс стадис опираются на теоретическую двусмысленность процедуры интерпретации. Интерпретатор, с одной стороны, должен дать объяснение новому явлению, с другой стороны, процедура интерпретации предполагает изначальное знание предмета объяснения. Преодоление " логического круга" роста знаний, сменяемых друг друга научных теорий предполагает внетеоретический, инструментальный критерий. Непрерывность технологического развития открывает новый горизонт интерпретационных пределов рост научного знания, который укоренен в более широком, культурном контексте.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66461. Структурно-семантичні та прагматичні особливості парантезу в оповіданнях У.Фолкнера 209 KB
  Робоча гіпотеза, яка висувається в дослідженні полягає в тому, що експресивна функція парантетичних внесень, експресивний характер є результатом нашарування текстових характеристик на статичну природу речення. Тому парантези — це не тільки, навіть не стільки належність речення, скільки належність тексту.
66462. Розробка рекомендацій щодо підвищення дохідності КБ «Фінанси та кредит» 5.49 MB
  Метою нашої роботи є вивчення і аналіз роботи по проведенню валютно-розрахункових операцій на прикладі КБ Фінанси та кредит здійснення розрахунків по експортно-імпортних операціях залучення клієнтів та збільшення прибутків банку. Національна мережа банківського обслуговування банку...
66463. Шляхи покращення банківського кредитування фізичних осіб 713.5 KB
  Об'єктивні відхилення фактичної потреби господарюючих суб'єктів у фінансуванні їх господарської діяльності від наявності (надлишку або нестачі) вільних ресурсів залежать від багатьох факторів, серед яких: капіталомісткість виробничої діяльності; сезонність виробництва...
66465. Повышение эффективности базового обучения информатике за счет предоставления её теоретических образующих 1.19 MB
  Соответствующая программная среда позволила вести разработки так называемых интеллектуальных обучающих систем (ИОС). Если традиционные АУК считаются порождением бихевиористической теории обучения, то ИОС связывают с более глубокими психологическими теориями...
66466. Ефективність інфузійної терапії при дегідратації у собак в умовах приватної ветеринарної клініки «Доктор - Вет» м. Дніпропетровська» 3.86 MB
  Дослідити клінічний статус та визначити найбільш інформативні морфологічні показники крові собак за дегідратації; експериментально обґрунтувати ефективні схеми використання комбінованої інфузійної терапії у собак за дегідратації;
66467. Проблематика и система образов романа «Между двух зорь» сквозь призму исторических событий и религиозно-философской мысли России конца XIX – начала XX веков 429 KB
  Прозаик поэт драматург переводчик литературовед всё это соединилось в Иване Алексеевиче Новикове 1877-1959. Новиков оставил большое творческое наследие которое к сожалению было предано забвению но в последние годы оно начинает открываться заново. Перед нами же встала проблема не столько второстепенности...
66469. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности ОАО “ММК им. Ильича” 552.61 KB
  Маркетинг внешнеэкономической деятельности предприятия. Изучение возможностей предприятия. Задачи дипломной работы заключаются в следующем: проведение маркетингового изучения конкурентной среды предприятия; анализ потенциала предприятия...