93323

Основные модели анализа науки

Лекция

Логика и философия

Кумулятивистский подход был разработан представителями позитивизма, который доминировал в естествознании на рубеже XIX-XXв.в. С утратой влияния позитивистской философии на методологические ориентиры естествознания, на передний план выходит концепция научных революций.

Русский

2015-08-29

21.15 KB

0 чел.

Лекция .Основные модели анализа науки.

В настоящие время в философии науки представлены три основных анализа науки:

          1.история науки как кумулятивный процесс;

          2. история науки как развитие через научные революции;

 1.история науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс      

   стадис).

Кумулятивистский подход был разработан представителями позитивизма, который доминировал в естествознании на рубеже XIX-XXв.в. С утратой влияния позитивистской философии на методологические ориентиры естествознания , на передний план выходит концепция научных революций. В систематической форме она впервые была представлена в работах Т. Куна, хотя существуют и иные интерпретации, в частности, С. Тулминым и П. Фейерабендом. С середины 80-х годов ХХ века на роль доминирующей модели анализа эволюции стандартов научной рациональности выходит Кейс Стадис, в которой элемент случайности и личностные качества отдельных представителей науки приобрели решающее значение.

Кумулятивистская модель науки впервые была представлена в работе П. Дюгема "Физическая теория, ее цель и строение". Он выделяет два системообразующих принципа кумулятивистской модели анализа науки:

  1.  наука имеет поступательный, прогрессивный характер. Она в своем развитии опирается на предыдущие достижения, но, с другой стороны, эта связь определяет характер и перечень проблем, обусловливающие исследовательское поле науки;
  2.  принцип прогрессивной динамики науки опирается на идею о последовательном совершенствовании стандартов и норм научной рациональности, в преодолении теорий, концепций, построенных на ошибочных интерпретациях результатов экспериментов.

Согласно дюгемовской модели, анализ науки, ее эволюция, можно осуществить, лишь опираясь на принцип непрерывности, без которого рост научного знания объяснить невозможно. В этой модели реконструкция стандартов научной рациональности носит эволюционный характер, представленная в терминах непрерывности и кумулятивности.

Кризис позитивистской методологии научного познания выявил новые теоретические ориентиры анализа науки, сопряженные с идеями прерывности, уникальности и революционности. Концепция научных революций отвергает кумулятивный характер развития науки и настаивает на прерывности научного знания. Научные революции прерывают связь с научными традициями, формируют новые структуры научной рациональности, обусловливающие новый способ представленности знания. Эта особенность анализа динамики научного знания выявила проблему несоизмеримости теорий. Новая модель анализа науки выявила фундаментальные отличия от кумулятивистской модели. Неприятие принципа непрерывности является следствием реконструкции классической парадигмы научной деятельности, отказа от принципа универсализма и наивно-реалистической интерпретации истины. Кумулятивность знания в целом не отрицается, но устанавливаются ее границы и функции в развитии науки. Наука предстает в двух контекстах бытия: нормальном и революционном.

В период нормальной стадии науки происходит накопление знания, которое, с течением времени обнаруживает противоречия с экспериментальными данными. Выявленные объяснительные пределы научной теории делают необходимым смену структур научной рациональности, а значит и смену способа представленности знания. В этой модели рост научного знания интерпретируется в терминах бесконечной реконструкции стандартов научной рациональности, а не кумулятивности знания.

Третья модель анализа науки представлена в концепции "кейс стадис". В этой концепции неявные, скрытые контекстуальные двусмысленности получили экспериментальную интерпретацию, отрицающая вообще идею кумулятивизма в науке. Уникальность, неповторимость научного открытия рассматривается в терминах случайности и индетерминизма. Данный подход может вызвать ассоциации с экзистенциализмом или попыткой ввести идеографический метод в философию науки. Но резоны кейс стадис опираются на теоретическую двусмысленность процедуры интерпретации. Интерпретатор, с одной стороны, должен дать объяснение новому явлению, с другой стороны, процедура интерпретации предполагает изначальное знание предмета объяснения. Преодоление " логического круга" роста знаний, сменяемых друг друга научных теорий предполагает внетеоретический, инструментальный критерий. Непрерывность технологического развития открывает новый горизонт интерпретационных пределов рост научного знания, который укоренен в более широком, культурном контексте.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32474. Сушка изделий, ее назначение, виды сушки 13.79 KB
  Сушка керамических изделий полуфабрикатов может быть естественной на открытом воздухе под навесами в сараях и т. К недостаткам туннельных сушилок относятся: большое количество вагонеток и необходимость их пополнения подверженность металлических изделий вагонеток коррозии неравномерность сушки изделий по поперечному сечению туннеля вверху температура теплоносителя выше чем внизу и необходимость круглосуточной загрузки и разгрузки вагонеток. Недостатки камерных сушилок: неравномерная сушка изделий изза различной температуры...
32475. Виды обжига керамических изделий 16.73 KB
  Периоды обжига: подъем температуры нагревание наиболее ответственный; выдержка при постоянной температуре; снижение температуры охлаждение. Составляющие режима обжига: скорость нагрева и охлаждения время выдержки при постоянной температуре температура обжига среда обжига окислительная в условиях свободного доступа воздуха; восстановительная в условиях прекращения доступа воздуха и избытка угарного газа; нейтральная. После сушки изделия имеют остаточную влажность около 24 и эта влага удаляется в начальный период обжига в...
32476. Виды декорирования – декалькомания, шелкография 39.41 KB
  Перед нанесением рисунка бумага акклиматизируется в печатном цехе в течение 34 дней иначе при многокрасочной печати может получиться несовпадение красок на рисунках изза неодинаковой влажности бумаги и воздуха в цехе.При больших тиражах и плоских или цилиндрических поверхностях наиболее экономичными являются методы прямой печати. Нагрев краски в зоне печати производится внешним источником инфракрасного излучения или пропусканием тока через саму металлическую сетку. Основные экономические особенности печати термопластичными красками...
32477. Глазури кракле 12.26 KB
  Глазури кракле. Состав глазури в в. После обжига глазурованных изделий при температуре 1000 С их покрывают тонким слоем той же глазури и вновь обжигают но уже в восстановительном пламени сильном в начальном периоде обжига. Преднамеренно получаемый равномерный цек вследствие слишком большого коэффициента термического расширения глазури по сравнению с коэффициентом расширения черепка и таким образом изза возникновения больших напряжений может создать красивую сетку трещин на поверхности глазури; этот эффект носит название к р а к л е.
32478. Основные процессы керамического производства 59.88 KB
  К основным производственным процессам относятся: подготовка сырьевых материалов для керамической массы и глазури; приготовление керамической массы и глазури; формование керамических изделий; сушка отформованных полуфабрикатов; обжиг; обработка керамических изделий. К ним относятся: приготовление эмалей глазурей красок ангобов огнеприпасов для обжига изделий изготовление пористых форм для формования изделий. Многие физикомеханические свойства масс полуфабрикатов и готовых изделий в значительной степени формируются еще на...
32479. Приготовление керамических масс 11.67 KB
  В кустарном производстве для приготовления керамической массы применяется отмученная тонкая глина с отощителем в виде шамота. В специальную емкость шамот и глина высушенная до воздушносухого состояния и размером с грецкий орех укладываются послойно. Глина перед употреблением должна быть выдержана в сухом прохладном месте 34 месяца что позволяет глине принять однородность завершить все физикохимические процессы улетучивается воздух. Глиномялка Приготовление глиняной массы для глазурованных изделий Здесь применяется тонкая отмученная...
32480. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМ РЕДАКТОРОМ 76.5 KB
  Теория и методика обучения информатики ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМ РЕДАКТОРОМ Данная тема является как правило первой изучаемой в базовом курсе относящейся к содержательной линии Информационные технологии. К теоретическим основам компьютерных технологий работы с текстом относятся вопросы кодирования текстовой информации. В рамках данной темы ученики должны не только развить практические навыки работы с различными аппаратными компонентами ЭВМ но и углубить свои знания об их устройстве о принципах их работы. Компьютер на котором...
32481. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ 59.5 KB
  Режимы ГР определяют возможные действия пользователя а также команды которые пользователь может отдавать редактору в данном режиме. В этом режиме можно выполнять команды записи рисунка на диск считывания рисунка с диска вывода рисунка на печать работы со сканером. В систему команд входят: команды выбора инструмента; команды настройки инструмента ширина линий шрифт букв; команды выбора цветов; команды масштабирования рисунка; команды работы с буфером обмена вырезать копировать вставить; команды манипулирования с...
32482. ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ТАБЛИЦАМИ 91.5 KB
  Использование электронной таблицы в качестве базы данных. Важным элементом электронной таблицы является табличный курсор прямоугольник выделенный цветом или рамкой. Ячейка таблицы которую в данный момент занимает курсор называется текущей ячейкой. Строка подсказки используется для вывода сообщений подсказывающих пользователю возможные действия при данном состоянии таблицы.