93324

Структура теоретического знания

Лекция

Логика и философия

Несмотря на это между ними должна быть установлена связь значение теоретических терминов должно получить эмпирическую интерпретацию. Объяснительная функция науки предполагает что эмпирические законы должны выводиться из теоретических в противном случае теоретико-познавательный статус теории утрачивается.

Русский

2015-08-29

27.47 KB

0 чел.

Лекция:  Структура теоретического знания.

  1.  Абстрагирование и идеализация — начало теоретического познания.
  2.  Отношение между теоретическим и эмпирическим уровнями знания. 
  3.  Абстрагирование и идеализация — начало теоретического познания.

Определение предметной области науки с самого начала сталкивается с проблемой: окружающий нас мир предстает в своем многообразии, сложности и изменчивости. Из этого многообразия следует выделить аспект, представляющий научный интерес. Эта трудность преодолевается посредством конструирования предметной области, «онтологии» науки.  Действительность «упрощается», подвергается схематизации, предстает множеством взаимодействующих абстрактных объектов. Научная дисциплина осуществляет селекцию: отбирает одни аспекты предметной области и отбрасывает другие. Если бы подобный отбор был бы невозможен , то невозможной стала бы и наука.

Отличительным признаком теоретического познания является то, что предметом его исследования является ненаблюдаемое.  Поэтому  определение предметной области здесь начинается  с выработки иного типа абстракций, идеализаций, с выдвижения гипотез.

В качестве предметной области теоретического исследования выступают так называемые идеальные объекты. Идеальные объекты,  созданные творческим воображением ученого, наделяются  признаками, которых нет, а некоторые из них в принципе не могут быть обнаружены ни у одного реального объекта (например, «идеальный газ», «абсолютно черное тело», «абсолютно твердое тело» и т.д.). Они конструируются таким образом, чтобы  их можно было бы интеллектуально контролировать.  Между этими идеальными объектами, наделенными их свойствами, устанавливаются связи, обычно выступающие  в форме логических отношений или математических функций.  Научная теория, как важнейший элемент теоретического знания, с одной стороны,  призвана установить логические  и математические отношения между этими законами, с другой – с их помощью она объясняет  данные эмпирического обобщения.

Как уже отмечалось, научное познание всегда избирательно. Эту задачу наука решают с помощью методов абстрагирования и идеализации.

Большая часть понятий в науке создаются в результате  абстрагирования  (от греч.  abstragiro — отвлечение, выделение, обобщение) .  В абстрагировании осуществляется отвлечение от некоторых несущественных в определенном отношении свойств изучаемых явлений, и  выделение свойств существенных, вплоть  до придания им самостоятельного существования.  Различие между существенными и несущественными свойствами  имеет относительный характер и задается научной проблемой. Одни и те же свойства одного и того же предмета могут быть в одном случае существенными, а в другом — несущественными. Всё зависит от конкретного соотношения связей  предмета в аспекте исследования.  Поэтому, всякий отбор, всякое исключение, отбор существенных признаков и исключение несущественных обусловлено исследовательским интересом. Интерес зависит от научной задачи,  какую предстоит решить. То есть относительность признаков не субъективна, она не есть результат произвола субъективной точки зрения, а  продиктована проблемой, возникшей в ходе научного исследования.                                                                                                      В научном познании различают несколько видов абстрагирования, простейшим из которых является абстракция отождествления. Процедура, когда у предметов некоторого класса выделяется определенное общее свойство, а от всех других свойств отвлекаются. Относительно выделенного общего свойства все предметы соответствующего класса являются тождественными, и поэтому оно может быть абстрагировано, или отделено от других свойств. В результате этого образуются особые понятия, например, такие, как тяжесть, белизна  и т.д. Абстракция отождествления проходит ряд этапов.  Первый этап  — группировка предметов. Он заключается в том, что исследователь выделяет из многообразия окружающих предметов, их свойств и отношений, те, которые представляют исследовательский интерес. Выделенные предметы объединяются в одну исходную группировку.  Второй этап составляет операция отождествления и отвлечения.  Эта операция, во-первых, выявляет некоторое общего свойства, присущего всем предметам группировки в той или иной степени, во-вторых, предполагает отвлечение от всех остальных свойств, которыми члены группировки отличаются друг от друга.  На третьем этапе происходит вербализация (от лат. verbalis - словесный) абстракции, придания имени. Мы обозначаем выделенное свойство с помощью того или иного слова или словосочетания.

Под идеализацией обычно понимают процесс, в результате которого создается идеализированный объект. Идеализация невозможна без абстрагирования, но и не исчерпывается им. Идеализация, как метод познания, включает дополнительную процедуру, позволяющую  ее выделить в качестве самостоятельного метода познания. В самой теории не существует средств, с помощью которых  можно было бы различить идеализированные и абстрактные объекты, это различие удается установить лишь при соотнесении терминов теории с объективным миром. У идеализированного объекта нет непосредственного физического референта. В отличие  от абстрагирования, когда происходит отвлечение от каких-либо свойств, идеализация конструирует объект со свойством, которое в принципе нельзя обнаружить в действительности. Например, свойством «не обладать какими-либо свойствами».  Здесь само свойство становится некоторой вещью. Например, физики говорят об идеальном газе, молекулы которого  обладают абсолютной упругостью, представляют собой шарики  малых размеров, и при взаимодействиях между ними не проявляется потенциальная энергия.

Так как этим свойством не обладает ни одно реальное физическое тело, понятие, выделяющее класс объектов на основе данного свойства,  не может быть результатом  процедуры обобщения.  Обобщение здесь часть процедуры, которая называется предельным переходом или идеализацией.

Такие понятия  называются «теоретическими  конструктами».

  1.  Отношение между теоретическим и эмпирическим уровнями знания.

 Итак, объекты теоретического и эмпирического исследования  имеют не сводимую друг к  другу специфику. Они отличаются характером предмета исследования, типами применяемых средств, особенностями методов. Несмотря на это, между ними должна быть установлена связь, значение теоретических терминов должно получить эмпирическую интерпретацию.  Объяснительная функция науки предполагает, что эмпирические законы должны выводиться из теоретических, в противном случае теоретико-познавательный  статус теории утрачивается.  Эмпирические законы есть результат индуктивных обобщений свойств и отношений наблюдаемых  фрагментов действительности. Они непосредственно  не выводятся из теоретических законов. Эмпирическая интерпретация теоретических терминов является важнейшей методологической задачей.  Она играет важнейшую роль единства теоретического и эмпирического уровня знания. Например, при становлении квантовой теории введенный В. Гейзенбергом принцип наблюдаемости, согласно которому теория должна включать только такие термины которые относятся к принципиально наблюдаемым явлениям, сыграл  важнейшую роль.  В  неклассической физике сформировалась тенденция, рассматривающая теоретические объекты в качестве математических объектов.  Ведь свойства теоретических объектов не выходят за пределы математических функций. Но, как отмечает Гейзенберг, понятие «электрона»  может быть введено в теорию только  на основании наблюдений физических явлений. Поэтому теоретические термины в физике и чистой математике имеют не только различную предметную область, но и различные «онтологии».  Принцип наблюдаемости в квантовой механике имеет множество  интерпретаций.  Мы не можем описать, как выглядит электрон, потому что его нельзя видеть. Можно с больше уверенностью утверждать, что это мельчайшая материальная частица, которая демонстрирует определенные физические свойства, которые описываются теоретическими законами.  Следует признать, что формулировка принципа Гейзенберга нуждается в уточнении.

Для преодоления этой трудности в первой половине XX в. была предпринята попытка целиком свести значение теоретического термина к его возможностям измерения и тем самым избежать каких-либо неясностей, связанных с его точным значением, и трудностей его эмпирической интерпретации. Такой подход был предпринят американским физиком П. И. Бриджменом, получивший название операционализма.  Операционализм оказался несостоятельным не только при определении  терминов в теоретической геометрии, но и для терминов теоретической физики. Не только понятия «точка», «прямая линия», обладающие свойствами, нельзя обнаружить в явлениях природы, но и понятия «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.д.  Эти термины не могут быть операционально определены.

Несмотря на ряд трудностей методологического порядка, в научной практике представлены ряд эффективных правил, соединяющих эмпирические и теоретические термины.

Например. Для создания молекулярно-кинетической теории газов необходимо было сформулировать ряд теоретических законов о молекулах и газе: молекула наделяется определенной формой , физическими свойствами, числом молекул в единице объема газа, скорости молекул, что произойдет при столкновении молекул, и т. д. Все эти характеристики являются ненаблюдаемыми, предположениями, тогда,   как эмпирические законы о давлении, температуре газа можно получить экспериментально, они наблюдаемы. Необходимо ввести правило, связывающее теоретические термины с эмпирическими.  И такое правило установлено: «температура газа пропорциональна средней кинетической энергии его молекул». Это правило связывает ненаблюдаемую в молекулярной теории кинетическую энергию молекул с наблюдаемой величиной — температурой газа.

Благодаря наличию такого рода правил открывается возможность  не только эмпирической интерпретации теоретических терминов, но и в качестве следствий  из теоретических законов получить эмпирические законы.

Необходимо обратить внимание и на то, что теоретические термины только тогда выступают в качестве  научных гипотез, когда получают эмпирическую интерпретацию. С одной стороны, теоретические  термины никогда не могут быть явно определены на основе наблюдаемых терминов. С  другой – хотя  эмпирические законы и могут быть выведены из теоретических в качестве следствий, они всегда есть результат эмпирического познания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47564. Понятие предмет и метод экономического анализа 47 KB
  Методом ЭА является системное комплексное изучение, измерение и обобщение влияние факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системных показателей, плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства.
47566. Методические указания. Менеджмент организаций 156.5 KB
  Лобачевского МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению дипломной работы студентами всех форм обучения по специальности Менеджмент организации Нижний Новгород 2008 Методические указания по выполнению дипломной работы студентами всех форм обучения по специальности Менеджмент организаций. Методические указания содержат рекомендации по выполнению дипломной работы...
47567. Экономика и организация отрасли. Методические указания 560 KB
  На основе данных из справочника Госкомстата Торговля в России заполните приведенные ниже таблицы и сделайте вывод о вкладе торговли в российскую экономику. вес в общем объеме Таблица 10 Экономическая ситуация и ее изменение в организациях торговли Розничная торговля Оптовая торговля 2005 2008 2009 2010 2005 2008 2009 2010 Экономическая ситуация Благоприятная Удовлетворительная Неблагоприятная Баланс оценок Изменение экономической ситуации Улучшение Без изменений Ухудшение Баланс оценок Семинар 3. Структура торговой отрасли Тест по ГОСТам в...
47568. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ И СИСТЕМЫ 1.02 MB
  Задания и методические указания для выполнения курсового проекта по дисциплине Электрические сети и системы ГОС – 2000. Морозова Введение Основная цель выполнения курсового проекта по дисциплине Электрические системы и сети заключается в понимании и усвоении принципов проектирования сетей электрических систем методов расчета и анализа их установившихся режимов.1 Содержание курсового проекта Для заданного варианта расположения и мощности потребителей выбрать схему развития районной электрической сети при соблюдении...
47569. Методические рекомендации. Финансы и кредит 229 KB
  Учет и операционная деятельность в банках для специальности Учет и операционная деятельность в банках для специальности Тема 2 Особенности организации проведения операций банка с собственными векселями Уставный капитал банка его структура функции и порядок отражения в бухгалтерском учете
47570. Методичні рекомендації. Правознавство 280 KB
  Особлива увага присвячена вибору теми дослідження роботі з джерелами та літературою побудові структури та оформленню роботи підготовці до попереднього захисту та захисту магістерської роботи в Державній екзаменаційній комісії. Методичні рекомендації містять пояснювальну записку основні етапи виконання магістерської роботи правила оформлення та захисту магістерської роботи додатки а також список літератури. Головною метою даних методичних рекомендацій є надання допомоги студентудипломнику у вирішенні поставленних завдань щодо...
47572. Методические рекомендации по оформлению выпускной квалификационной работы студентов факультета туризма и гостеприимства 163.5 KB
  Структура выпускной квалификационной дипломной работы Структура выпускной квалификационной дипломной работы должна включать следующие основные разделы: титульный лист установленного образца приложение 1 оглавление введение основная часть дветри главы заключение список использованной литературы и источников приложения. Оглавление в дипломе курсовой реферате и других работах представляет собой перечень разделов работы с указанием страниц на которых они расположены. По правилам оформления оглавление содержание...